Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи у ребенка





У ребенка слово становится сигналом сигналов не сразу. Это качество приобретается постепенно, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных временных связей. У грудного младенца пер­вые условные рефлексы неустойчивы и появляются со второго, иногда третьего месяца жизни. Ранее всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Для грудного ребенка характерна слабость процессов воз­буждения и торможения. У него легко развивается ох­ранительное торможение. На это указывает почти не­прерывный сон новорожденного (около 20 ч).

Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. При общении взрослых с ребенком слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями. В ре­зультате оно становится одним из компонентов ком­плекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок реаги­рует поворотом головы в сторону матери только в комплексе с другими раздражителями: кинестетически­ми (от положения тела), зрительными (привычная об­становка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация). Стоит изменить один из компо­нентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Посте­пенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпа­дает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже одно слово вызывает реакцию.

Предъявление определенного предмета при одновре­менном его назывании приводит к тому, что слово на­чинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способ­ность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. Т. е. слово выступает на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним сло­вом. Если число выработанных условных связей мень­ше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между 3 и 4 годами жизни появляются слова — ин­теграторы третьего порядка. Ребенок начинает пони­мать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни у ребенка возникают более слож­ные понятия. Так, слово «вещь» он относит и к игруш­кам, и к посуде, и к мебели, и т. д.

Развитие второй сигнальной системы протекает в тесной связи с первой. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуще­ствляются на уровне первой сигнальной системы. Т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с не­посредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии А. Г. Иванова - Смоленского, это связи типа Н—Н («непосредственный раздражи­тель — непосредственная реакция»). Во второй полови­не года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и со­матическими реакциями. Таким образом, добавляются условные связи типа С—Н («словесный раздражитель — непосредственная реакция»). К концу первого года жиз­ни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать ре­чи взрослого так, как это делают приматы, при помо­щи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не свя­заны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от 1,5—2 лет часто одним словом обо­значается не только какой-либо предмет, но и дейст­вия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, дей­ствия, чувства. Таким образом, прибавляется новый тип связей Н—С («непосредственный раздражитель — словесная реакция»). На втором году жизни словар­ный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500—700 слов. Словес­ные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается го­ворить. Таким образом, возникает новый тип связей С—С («словесный раздражитель — словесная реак­ция»).

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте 2—3 лет усложня­ется интегративная деятельность мозга: возникают ус­ловные рефлексы на отношения величин, веса, расстоя­ния, окраски предметов. У детей в возрасте 3—4 лет вырабатываются различные двигательные стереотипы.

Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже и силовые отношения между ними выравниваются к 5— 6 годам жизни.

Date: 2015-08-24; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию