Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы бюджетного субсидирования





Название метода Сущность метода Направление использования средств Особенности применения
       
Дотация (или доплата) Форма государственной помощи органам власти соответствующей территории для решения ими наиболее важных социальных задач. Выдается из средств бюджетов разных уровней при условии превышения бюджетных расходов над доходами в целях их сбалансирования Реализация широких социальных программ разноцелевого характера на соответствую-щей территории Безвозмездность передачи финансовых ресурсов. Может финансировать планово-убыточную деятельность тех организационных структур, функциони­рование которых имеет высокую социальную значимость
Субвен­ция Форма государственной помощи бюджетам низших уровней. Способствует выравниванию социально-экономического развития соответствующего админстратив­но-тер­ри­то­ри­аль­ного образования Финансирует строго определенное мероприятие социальной значимости. Учитывается в текущих расходах территории (текущая субвенция) В случае неиспользо­вания на цели подлежит возврату. Может финансировать инвестици­онные нужды и прочую деятель­ность, связанную с расширени­ем хозяйственной деятельности (инвестиционная субвенция)
Ссуда бюджета высшего уровня     Передача финансовых ресурсов внутри бюджетов разных уровней на условиях возвратности и платности (т.е. уплаты процента); является формой кредитования Реализация социальных программ разноцелевого характера на соответствующей территории В редких слу­чаях может осуществляться в форме пе­ре­дачи материальных цен­ностей вышестоящим бюджетом нижестоя­щему
    Взаимо­зачеты (взаимо­расчеты) Способ безналичных расчетов, в основе которого лежит зачет взаимных требований, воз­никающих у бюджетов в связи с поставками материальных ценностей или оказанием услуг организациями Прямое или косвенное удовлетворение потребностей социального характера на соответствующей территории. Могут возникать у бюджетов одного и (или) разных уровней. Носит характер бартерной или компенсационной сделки
Транс­ферт (транс­ферт­ный платеж) Безвозмездная передача государством финансовых ресурсов в распоряжение бюджетов соответствующих территорий Финансирова-ние текущих расходов социального характера территории Порядок предоставления регулируется положением о Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР)

Она направлена на разработку наиболее эффективных приемов финансирования и инвестирования организаций социальной сферы, а также стимулирования производственных, коммерческих предприятий, банков, страховых компаний, общественных организаций, частных лиц, финансирующих социальную сферу. От этого зависит степень заинтересованности субъектов рынка в финансировании, инвестировании и льготном кредитовании нуждающихся в этом организаций социальной сферы.

В современных условиях назрела потребность в разработке и обосновании принципиально нового механизма финансового регулирования социальной сферы. Государственный сектор, коммерческие и неприбыльные организации вправе использовать все доступные и непротиворечащие законам финансовые инструменты, способствующие эффективному финансированию социальной сферы в экономике государства.

 

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Финансовые отношения в социальной сфере включают в себя следующие основные направления взаимодействия, обеспечивающие потребности субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, необходимых для их деятельности:

§ между организациями и учреждениями;

§ внутри организаций и учреждений социальной сферы;

§ с коммерческой финансово-кредитной системой (банками, страховыми и инвестиционными компаниями, иными финансовыми институтами);

§ с государственными бюджетами разных уровней;

§ с государственными внебюджетными фондами.

Финансовый механизм функционирования социальной сферы предусматривает два основных направления финансирования ее организаций: текущей деятельности и инвестиций.

Финансирование текущей деятельности осуществляется из различных источников, таких как поступления от учредителей, от собственной деятельности, кредитных ресурсов, спонсорских, благотворительных и иных поступлений средств.

Инвестирование осуществляется путем выделения денежных средств для реализации мероприятий по капитальным вложениям, связанных с осуществлением всех видов строительно-монтажных работ и приобретению оборудования и инвентаря. Источником инвестиционных ресурсов могут быть поступления от учредителей. Для государственных и муниципальных учреждений такие средства, как правило, выделяются из государственных бюджетов всех уровней. На инвестиционные цели могут быть израсходованы средства, полученные от собственной деятельности, благотворительные спонсорские поступления, а также всевозможные кредиты банков и других финансовых организаций. Важной составной частью финансового механизма социальной сферы является кредитование, которое может быть источником финансовых ресурсов как для осуществления текущих, так и инвестиционных расходов организаций социальной сферы.

Однако механизм кредитования организаций социальной сферы имеет целый ряд специфических особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

В отраслях социальной сферы относительно мала доля банковского кредитования на инвестиционные цели по сравнению с другими отраслями экономики. Причиной этого является низкая окупаемость, а часто вообще неприбыльный характер осуществляемых здесь проектов. Исключением является туризм, гостиничное хозяйство, бытовое обслуживание населения, общественное питание и ряд других. Поэтому в социальной сфере получила достаточно широкое распространение практика использования различных форм льготного кредитования.

Например, по решению Центрального банка России или Министерства финансов может быть установлена льготная ставка ссудного процента под конкретное целевое кредитование социального проекта. Коммерческие банки могут устанавливать льготные ставки ссудного процента в качестве одной из форм благотворительной деятельности. Льготные кредиты под проекты, осуществляемые в социальной сфере, представляют также некоторые международные финансовые организации (Всемирный банк, Международный и Европейский банки реконструкции и развития и ряд других).

Другой формой льготного кредитования является использование организациями социальной сферы гибких форм гарантийных обязательств. Наибольшее распространение эта форма приобрела для государственных и муниципальных учреждений, у которых отсутствует возможность предоставления кредиторам гарантийных имущественных залогов. Альтернативой имущественному залогу может являться гарантийное обязательство другого юридического лица, которое признает в качестве гаранта тот банк, который выдает данный кредит. В качестве гарантов в этом случае часто выступают и органы власти, предоставляя под залог государственную и муниципальную собственность. Возможно также предоставление гарантийных обязательств третьими лицами как форма благотворительной помощи учреждениям социальной сферы.

В рамках кредитного договора могут устанавливаться пролонгированные сроки возврата кредитов, предоставляемых организациям социальной сферы, в качестве одной из форм льготного кредитования.

Государственные и муниципальные органы власти используют иногда и такой рычаг, как предоставление определенных льгот коммерческим банкам, дающим кредиты на развитие социальной сферы. В качестве стимулирующих факторов при этом используется закрепление за финансовыми институтами льгот по налогообложению прибыли, полученной от кредитования организаций социальной сферы. Другим способом стимулирования является перевод на банковское обслуживание в банки-кредиторы учреждений социальной сферы, полностью или частично финансируемых из государственных или муниципальных бюджетов.

В некоторых случаях пролонгация расчетов за кредит и проценты по нему может быть принята в виде векселей или ценных бумаг, принадлежащих кредитуемой организации социальной сферы.

Остановимся на рассмотрении основных источников финансирования текущей деятельности организаций социальной сферы вне зависимости от их принадлежности к государственному, коммерческому или неприбыльному сектору. Важнейшим источником финансирования производственной деятельности, социального развития коллективов государственных и муниципальных учреждений, оплаты труда их работников служат средства, поступающие из государственного и местных бюджетов.

Эти средства должны выделяться по стабильным нормативам на пятилетний период. Норматив устанавливается по показателю, в наибольшей мере характеризующему конечный результат деятельности учреждения данной отрасли. Например, для народного образования - это стоимость обучения одного учащегося в год, для здравоохранения - стоимость охраны здоровья одного жителя в год или лечения одного больного, для государственных телерадиокомпаний - стоимость одного часа вещания.

Однако на практике эти установки, определенные новыми условиями хозяйствования, принятыми еще в 1988 году, осуществить не удалось. В современных условиях нормативное финансирование учреждений социальной сферы свелось к погашению из государственных бюджетов так называемых защищенных статей. К ним отнесены расходы на зарплату работников, стипендии учащимся, оплату питания и медикаментов в больницах, домах инвалидов, престарелых, детских домах и т.п.

Из средств государственного бюджета предусмотрена также возможность финансирования социальных заказов. Это финансирование выделяется, как правило, под специально разработанные программы и проекты, имеющие социальную направленность и может быть предоставлено не только государственным, но и коммерческим организациям социальной сферы. Финансирование такого рода предоставляется на основе специально разрабатываемых договоров между государственными органами управления (заказчиками) и организациями социальной сферы (исполнителями).

Социальные заказы выдаются на некоторые виды продукции, работ и услуг, необходимых для реализации федеральных, региональных и местных социальных программ. Например, в социально-культурной сфере заказы обычно выдаются на такие мероприятия, как фестивали, смотры-конкурсы, спартакиады, юбилеи городов и т.п.

Средства на финансирование текущей деятельности организаций социальной сферы поступают также из государственных внебюджетных фондов. Так, реформирование хозяйственного механизма здравоохранения предусматривало создание государственного фонда медицинского страхования именно для финансирования текущей деятельности медицинских учреждений. Санатории, дома отдыха, туристские базы, детские оздоровительные организации частично финансируются из государственного фонда социального страхования.

Следующим источником финансовых ресурсов являются средства за счет собственной профильной деятельности по оказанию платных услуг населению организаций социальной сферы. Собственную деятельность принято подразделять на основную и сопутствующую. Так, в отрасли культуры большая часть основных услуг населению оказывается на платной основе. Поэтому для театра, музея, концертной организации и ряда других источником средств являются поступления от продажи билетов и абонементов. Многие отрасли социальной сферы, такие как здравоохранение и образование, в последние годы существенно расширили предоставление платных услуг по профилю (специализации) деятельности учреждений.

К ним относятся, например, поступления денежных средств от организаций и населения за оказание сверхнормативных услуг в области медицинского, санаторно-курортного обслуживания, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Так в больницах в последнее время практикуют взимание платы за предоставление одноместной палаты с удобствами, дополнительные виды лечения. Поликлиники взимают плату за такие процедуры, как массаж, грязевые и иные ванны, ультразвуковое обследование, использование импортных пломбировочных материалов и др. В настоящее время почти все курсы повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных заведениях Санкт-Петербурга работают на платной основе. Кроме того, часть студентов вузов также обучается на платной основе.

Сопутствующая деятельность связана с оказанием непрофильных платных услуг различного вида. Это может быть изготовление костюмов и декораций, копирование картин, типографское репродуцирование, ксерокопирование.

Размеры поступлений от оказания платных услуг определяются принципами рыночного ценообразования, так как цены на товары и тарифы на услуги организации социальной сферы имеют право устанавливать самостоятельно. Таким образом, здесь имеется один, но очень важный ограничитель - спрос, который часто снижается при росте цен.

Другим источником финансовых ресурсов является предпринимательская деятельность, которую сегодня осуществляют многие некоммерческие организации социальной сферы. Это такие виды деятельности, как сдача в аренду помещений и оборудования для целей, не связанных с основной деятельностью учреждения, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, другие внереализационные операции по приобретению ценных бумаг, осуществлению депозитных вкладов и получению доходов по ним.

В качестве альтернативных источников финансирования сегодня предусмотрены спонсорские и донорские поступления, безвозмездные вклады юридических и физических лиц, общественных организаций, в том числе зарубежных. Этот источник финансовых ресурсов постепенно начинает составлять значимую часть бюджета некоммерческой организации ввиду законодательного закрепления некоторых налоговых льгот для вкладчиков, а также наличию иных мотивов благотворительности. В качестве источника финансовых ресурсов для осуществления текущей деятельности следует отметить также банковские и коммерческие кредиты. Последние часто принимают форму поставки продукции организации социальной сферы на реализацию с отсрочкой платежа.

Средства, приравниваемые к собственным, - устойчивые пассивы, не принадлежащие организации, но постоянно находящиеся в ее обороте, также являются источником финансирования текущей деятельности.

Для осуществления инвестиционной деятельности организации социальной сферы используют практически те же источники, что и для текущей деятельности. Инвестиционный фонд организации может создаваться и за счет отчислений от доходов, полученных от собственной деятельности, за счет банковских кредитов, за счет бюджетных ассигнований и за счет спонсорских поступлений. Суть заключается в том, что бюджетные, спонсорские и иные поступления должны иметь целевой характер, предусматривать совершенствование и пополнение материально-технической базы.

9. Состав финансовых ресурсов и источники их формирования в организациях социальной сферы.

Источники ф. определяются особенностями самой оргнизации.

Date: 2015-08-24; view: 728; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию