Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственного кредита





ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

 

Основы государственного и муниципального кредита. Бюджетные кредиты отраслям экономики. Государственные и муниципальные займы. Государственный и муниципальный долг. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства

 

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставленных взаймы средств.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает бдительность правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит

выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальныйгосударственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершённых госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашений облигаций займов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированным и, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходов имеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положении государство с помощью кредитных отношений мобилизует средства для производительного их использования или решения определенных социальных задач. В случае вложения средств в конкретные производственные объекты каждый заемный рубль будет существовать в виде реальных производственных фондов и способствовать созданию средств для погашения образовавшегося государственного долга, не отвлекая для этой налоговые платежи населения и предприятий.

 

Особенности государственного кредита

В области государственного кредита государственные националь­ные финансовые интересы переплетаются с интересами частных ком­паний, банков, физических лиц, вложивших свои деньги, например, в долговые обязательства государства. При этом в отношениях государ­ственного кредита задействованы и внутренние, и внешние междуна­родные финансовые и кредитные рынки, что соответствует образова­нию внутреннего и внешнего государственного долга.

Государственный кредит тесно связан с корпоративными финанса­ми.Во-первых, государство заимствует средства у крупных отечест­венных и иностранных компаний, банков в форме денежных креди­тов, а также продавая им свои долговые обязательства, облеченные в форму ценных бумаг. Другими словами, государственный кредит пре­вращается перед частными кредиторами в государственный долг, ко­торый занимает определенную долю их активов. Во-вторых, парамет­ры (процентные ставки по кредитам, доходность по ценным бумагам) и тенденции рынка государственных ценных бумаг служат важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики. Для компаний и банков они являются надежным чувствительным ориентиром в финансовой деятельности на рынке при размещения активов для поддержания собственной ликвидности. Но государство может и само давать кредиты корпорациям, предоставлять им гарантии, поощряя развитие передовых производств,освоение высоких технологий.

За последнее время усилилась связь государственного кредита с международными финансами.Проблема внешней суверенной (т.е. го­сударственной) задолженности тесно связана с мировым долговым кризисом. У него есть своя история с суверенными дефолтами, кон­струированием новых схем реструктуризации долгов, разрешением споров между государствами-должниками и государствами-кредито­рами. Значительно возросло влияние международных финансовых ор­ганизаций,

Особенность государственного кредита как экономических отно­шений проявляется также в том, что он реализуется посредством при­менения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Имеются в виду кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, вы­пуски еврооблигаций. Несмотря на их различия, экономическое со­держание у них одно - кредитная основа, т.е. движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности.

Посредством государственного кредита государство мобилизует денежные ресурсы. При этом для государственного кредита характер­на двоякая роль. С одной стороны, он, прежде всего, ориентирован на привлечение денежных средств с целью покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государственный кредит представляет собой отно­шения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В социальном плане госу­дарственный кредит может выступать как инструмент перераспреде­ления финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает об­служивание государственного долга. Кредиторы государства получают проценты по займам, предоставленным государству. При размещении займов на внешних рынках кредиторами являются нерезиденты, кото­рые получают доходы по ценным бумагам.

При осуществлении государственных кредитных Операций внутри страны государство чаще является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство является и заемщиком, и кре­дитором.

Различия между фирмой-заемщиком и страной-заемщиком (между корпоративными и суверенными заемщиками) выражаются в следующем:

• кредиторы компании имеют возможности оценить реально ее будущую платежеспособность, будущие денежные потоки; для страны все гораздо сложнее, поскольку труднее регулировать предстоящие

бюджетные расходы и сложнее предусмотреть ресурсы на выплату долга;

• компания получает кредиты под конкретное обеспечение (не­
движимость иди другое имущество, ценные бумаги и т.д.), а страна
гарантирует их всем государственным имуществом;

• в отличие от частного заемщика для стран (суверенных заемщи­ков) ограничены законные возможности привлечения судебных органов для применения санкций к неплательщикам;

• при неплатежеспособности компании наиболее предпочтитель­ным является вариант ее банкротства для последующего возмещения
долгов вместо их пролонгации; при дефолте, объявленном страной-
должником, наоборот, наиболее выгодной для кредиторов является
реструктуризация долгов.

Государственный долг может достигать очень больших размеров, образуя «долговой навес». Это означает, что количество уже взятых государством обязательств внушает кредиторам опасение относи­тельно способности страны выплатить их в полном объеме. Наличие «долгового навеса» негативно сказывается на мотивации страны-за­емщика к выплате долгов. В такой ситуации частичное списание долга становится для кредиторов предпочтительнее предоставления дополнительных займов, поскольку их возмещение является про­блемным.

При реализации отношений государственного кредита государство выступает иногда в качестве гаранта,когда оно принимает ответст­венность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться для поддержания отечественных производителей в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструк­ции основных фондов отраслей экономики, роста научно-техническо­го прогресса, повышения уровня занятости в народном хозяйстве. Го­сударственные гарантии по долговым обязательствам эмитентов соот­ветственно влекут за собой увеличение расходов из централизованных денежных фондов при наступлении необходимости совершать выпла­ты по гарантийным обязательствам.

Экономическая природа государственного кредита такова, что он находится на пересечении двух форм денежных отношений — финан­сов и кредита.

В отличие от финансов государственный кредит представляет собой временный доход государства, но служит той же цели, что и доходы государства, — покрытию его расходов. Кроме того, сохра­няя в себе главные свойства кредита, государственный кредит осно­вывается на принципах возвратности, срочности и платности. Другими словами, государство берет в долг с условием вернуть получен­ные средства через определенный период времени и заплатить про­центы.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерчес­кого кредитов. При предоставлении банковского кредита обычно в качестве обеспечения выступают конкретные ценности (товары на складе, незавершенное производство и т.д.). При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все собственное его имущество или имущество данного региона.

Date: 2015-08-22; view: 1558; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию