Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижение критериев 1 page





Первый шаг Киев, как и обещал, уже сделал. 18 декабря 2014 года Президент Украины Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады в качестве первоочередного проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости", который был одобрен 23 декабря (303 - "за", 9 - "против", 2 - воздержались)16. Формально это означает устранение со стороны Украины юридических барьеров на пути к интеграции в Североатлантический союз. Фактически - подтверждение стремления войти в НАТО в качестве приоритетной внешнеполитической цели, сформулированной еще "оранжевым" руководством.

Украина ни в коем случае не хочет провоцировать Брюссель своей (нереалистичной) настойчивостью, но определенно позиционирует себя в качестве будущего члена НАТО, стремится укрепить это как стержневую основу взаимодействия с альянсом. Киев, не имея возможности в условиях конфликта получить ПДЧ, в практическом плане готов выполнять соответствующие условия вне этих рамок, в других форматах. Закон Украины от 23 декабря 2014 года N 35-VIII предусматривает "углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации"17. Поскольку предоставление ПДЧ в любом случае не служит гарантией быстрого вступления, Украина вполне может идти к этой цели и без него - с расчетом оказаться "готовой" к тому моменту, когда возникнет политическая возможность быстрого прохождения официальных процедур (включая ПДЧ) и оформления членства. Для Украины намеченный план - еще не брачный контракт, но уже своего рода гражданский брак в ожидании альянса. И НАТО, пока не обещая большего, стремится укрепить связи.

НАТО подчеркивает солидарность с Украиной, а также то, что наряду с политической поддержкой альянс будет оказывать ей практическое содействие. Планы взаимодействия Украины с НАТО, привлечение соответствующей консультативной, практической и материально-технической помощи реализуются в соответствии с Годовой национальной программой Украина - НАТО на 2015 год и "Дорожной картой" по углублению взаимосовместимости между Вооруженными силами Украины и НАТО на 2015-2016 годы.

Прямое содействие Украине со стороны НАТО осуществляется через трастовые фонды. По итогам министерской встречи стран - членов НАТО 2 декабря открыты четыре трастовые фонда НАТО для Украины, запланирован еще один и, по свидетельству И. Долгова, посла Украины при НАТО, по мере реализации и с видимыми эффектами этих фондов "все больше и больше стран будут заинтересованы во вкладах" в них. Всего о намерениях внести средства в трастовые фонды для Украины заявили 26 стран - членов НАТО. Фонд поддержки систем логистики и стандартизации Вооруженных сил Украины сформирован за счет первоначальных взносов Дании, Нидерландов, Польши, Турции, Чехии, а также гражданского бюджета НАТО. Из трех фондов, направленных на военные реформы, улучшение логистики в ВСУ, модернизацию систем связи и борьбу с киберпреступностью, каждый имеет приблизительно по 1 млн. евро, около 700 тыс. евро внесено в фонд реабилитации (протезирования) раненых. В целом речь идет о крайне незначительных объемах средств, но их инвестирование следует рассматривать как первый шаг, позволяющий отработать схему взаимодействия НАТО - Украина через трастовые фонды, оценить их потенциальную эффективность и в том числе возможность наращивания. Кроме того, очевидна особая заинтересованность НАТО в "электронном" сотрудничестве с Украиной - через каналы обеспечения кибербезопасности (и соответствующей помощи).

Военно-техническая помощь. На саммите в Уэльсе в ответ на запрос со стороны Украины оказать ей военно-техническую помощь было заявлено, что НАТО поддерживает дополнительные программы в этой области, которые осуществляют некоторые страны-участницы на двусторонней основе. Эта позиция была подтверждена в ходе встречи 15 декабря с разъяснением, что НАТО не может в качестве организации осуществлять подобные поставки ни одному из государств-партнеров. В то же время, по словам Й. Столтенберга, в НАТО удовлетворены предметными консультациями между Украиной и некоторыми странами-участницами относительно увеличения военно-технической помощи ей, включая расширение номенклатуры военного оборудования. Это важный акцент, с учетом того, что некоторые страны альянса проявляют сдержанность в вопросе поставок вооружений Украине под предлогом отсутствия соответствующих политических решений со стороны НАТО.

Такое объяснение дал, например, премьер-министр Канады Стивен Харпер, отказавшись от поставок на Украину ракетного оружия. Вместе с тем Канада уже потратила 55 млн. долларов на закупку защитных шлемов, бронежилетов и приборов ночного видения для ВСУ, и 26 ноября 2014 года министр обороны Роб Николсон объявил о новом решении правительства страны - предоставить Украине военную помощь на общую сумму 11 млн. долларов18.

Подписанный 18 декабря 2014 года Президентом США Б. Обамой "Акт о поддержке свободы Украины" дает ему право выделить в течение следующих трех лет 350 млн. долларов "на содействие правительству Украины в восстановлении суверенитета", для поставок военного оборудования, военных услуг и учебно-боевой подготовки. Список разрешенных оружейных поставок включает: противотанковое и бронебойное вооружение, оружие и боеприпасы для экипажей бронемашин, системы обнаружения артиллерийских выстрелов, системы управления огнем, дальномеры, разведывательные БПЛА тактического назначения, системы обеспечения безопасности управления и командования. Согласно этому закону, Президент США в течение 60 дней после его вступления в силу должен предоставить профильным комитетам Конгресса детализированный план соответствующих поставок19.

В то же время существуют значительные ограничения в самой Украине, связанные, во-первых, с проблемами военно-технической совместимости и стандартов, во-вторых, с финансовыми и экономическими проблемами, в частности большой технической сложностью и стоимостью эксплуатации и обслуживания натовских систем оружия и военной техники.

В силу этого главный акцент, очевидно, будет сделан на содействии Украине в переходе на стандарты НАТО и на увеличение оперативной совместимости вооруженных сил. Это, в свою очередь, означает, что Украина должна будет постепенно переводить свои вооруженные силы на стандарты НАТО в области учебной и боевой подготовки и планировать техническое переоснащение ВС оружием и военной техникой из стран НАТО.

Как сообщил накануне встречи А. Яценюка и Й. Столтенберга 15 декабря 2014 года Егор Божок, заместитель главы миссии Украины при НАТО, на ней будут обсуждаться "первоочередные шаги для сближения Украины с альянсом, прежде всего адаптация к его стандартам национальной нормативно-правовой базы по вопросам статуса и взаимодействия вооруженных сил". Наряду с этим на встрече будут рассматриваться вопросы реформирования оборонно-промышленного комплекса и украинской армии в соответствии со стандартами НАТО, развитие украинской армии, а также возможности взаимодействия в сфере киберобороны20. "Электронное" сотрудничество с Украиной - через каналы обеспечения кибербезопасности представляет, очевидно, для НАТО особый интерес.

В связи с переориентацией Украины на стандарты НАТО и деградацией военной промышленности, в частности в связи с прекращением кооперации с Россией, особые усилия будут предприняты в военно-промышленной и военно-экономической сферах сотрудничества со странами НАТО.

"Укринмаш", входящий в Государственный концерн "Укроборонпром" и занимающийся поставками вооружения, боеприпасов и техники специального назначения, подписал контракты с американской фирмой "ATN" ("American Technologies Network Corp"), специализирующейся на выпуске приборов ночного видения и считающейся крупнейшим в мире производителем ночных оружейных прицелов, заключил ряд соглашений с французской промышленной группой "Thales Group" на поставку современного высокотехнологичного военного оборудования для нужд ВС Украины, контракт на поставку оружия (в минимальные сроки) для нужд Службы безопасности и Нацгвардии Украины с американской "Barrett Firearms" (производство огнестрельного оружия, оптических приборов и амуниции; специализация - крупнокалиберные снайперские винтовки)21.

Согласно американскому "Акту о поддержке свободы Украины", раздел "Невоенная помощь" предусматривает "укрепление оборонного сектора" (ВПК) Украины, без определения объемов финансирования22.

Важнейшее значение в рамках развития партнерства Украина - НАТО и развития украинских ВС имеет учебная и боевая подготовка, включая подготовку офицерского и руководящего состава ВСУ.

Несмотря на эскалацию внутреннего конфликта на Украине, Верховная Рада уже в апреле 2014 года приняла закон "О допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2014 году для участия в учениях". Он предусматривает проведение восьми учений начиная с мая 2014 года, в том числе с участием США и стран-соседей - Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Молдовы. Со стороны НАТО совместные учения рассматриваются в качестве опорного элемента всей системы сотрудничества со странами-партнерами. С учетом ключевого значения Украины, в том числе и в контексте "уэльских" направлений военно-политической трансформации и оперативного планирования, НАТО, очевидно, будет наращивать свою активность не только по привлечению Украины к учениям, но и к совместным мероприятиям по учебно-боевой подготовке на ее территории.

Дестабилизация политической системы Украины усилила проблему кадрового дефицита в вооруженных силах во всех структурах управления и командования. Несколько раз проходила ротация руководства ВСУ. Наряду с этим проведение АТО ("антитеррористической операции на Юго-Востоке Украины") выявило предельно слабый уровень военной подготовки и системы оперативного управления. Поэтому, наряду с "консультативной помощью", в НАТО будет продолжаться адресная подготовка кадров для ВСУ, как командных, которые со временем займут руководящие посты, так и младшего командного состава. После украино-натовской встречи 15 декабря 2014 года открыты консультации об обучении западными экспертами сержантского состава украинской армии. "Это крупнейшая образовательная программа НАТО в Украине", - отметил польский генерал в отставке Богуслав Пацек, руководитель группы советников НАТО по вопросам реформирования военного образования в Украине. Подготовка начнется во Львове, где расположен учебный центр Минобороны Украины, а впоследствии она распространится на другие города. Б. Пацек также сообщил, что украинские офицеры уже проходят переподготовку на Западе. В частности, в каждом из четырех военно-учебных заведений Польши учатся от пяти до десяти слушателей из Украины. Для изменения стандартов учебно-боевой подготовки требуется три-пять лет, а видимый эффект следует ожидать через пять-десять лет23.

ВЫЙТИ ИЗ "ЗАПРОГРАММИРОВАННОГО БУДУЩЕГО"

По-видимому, "пятилетка" - тот срок, который в техническом плане может рассматриваться в качестве минимального периода для приближения Украины к стандартам, позволяющим претендовать на членство в НАТО. Его обозначил и Президент Украины П. Порошенко при подписании им закона об отмене внеблокового статуса: для достижения Украиной критериев членства в НАТО "понадобится продолжительное время, думаю, мы закончим эту работу за пять лет"24. Показательно, что, хотя после "оранжевой революции" было обозначено примерно такое же "продолжительное" время, Украина так и не смогла добиться заметного прогресса.

Вопрос о членстве Украины в НАТО по-прежнему зависит не от технической готовности, хотя и ее достичь крайне проблематично с учетом сложившейся ситуации и существующих ограничений, - он находится в политической плоскости, и решение зависит как от урегулирования конфликта в самой Украине, так и от будущего содержания российско-западных отношений.

Укрепляется понимание, что нынешний кризис европейской системы носит субстантивный характер и потому долгосрочный. На высокую вероятность затяжного конфликта между Западом и Россией указал после визита в Москву Ф. -В. Штайнмайер (30 ноября 2014 г.). Более того, он признает, что ситуация не только крайне опасна, но возможны и худшие сценарии25.

Фактический провал всех попыток выйти на деэскалацию конфликта, включая минские "мирные" соглашения, заставляет строить политическое планирование с большой вероятностью негативных сценариев: долгосрочный конфликт с перспективой эскалации, включая военно-политическое измерение.

Отсюда, политика Запада (НАТО) будет направлена на закрепление позиции Украины в качестве партнера-союзника и на развитие его обороноспособности. Военное планирование НАТО, основой которого вновь стала функция коллективной обороны (от "российской угрозы"), предполагает размещение сил и средств передового базирования и развертывания вблизи российских границ, и в этом смысле Украина неизбежно рассматривается в категориях потенциального ТВД.

Военная активность НАТО в отношении Украины, реформирования и обеспечения ее вооруженных сил, несомненно, будет возрастать. Хиллари Клинтон, бывший госсекретарь США в администрации Б. Обамы и вероятный претендент на пост Президента США, "абсолютно уверена", что, даже с учетом больших потенциальных рисков эскалации украинского кризиса, США и НАТО оказывают Киеву недостаточную поддержку и должны "делать больше для того, чтобы Украина смогла защитить свои границы. [Необходимы] новое оборудование, новые программы подготовки для украинцев"26.

Насколько сама Украина окажется "партнероспособной", с учетом как внутриполитических, так и экономических ограничений, сказать сложно. "Первый шаг" в НАТО, по утверждению Киева, "не потребует финансовых затрат из государственного бюджета Украины"27. Это само по себе странно, поскольку требуется соответствующий пересмотр министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов28. Но даже если эта административная работа будет сделана бесплатно, вопрос, кто будет платить за следующие "шаги", остается без ответа. Хотя, по-видимому, вопрос этот риторический. Своих ресурсов "на НАТО" у Киева нет, и он фактически полностью зависит от западной поддержки. Президент П. Порошенко, запрашивая у Запада дополнительные 13-15 млрд. долларов помощи на 2015-2016 годы, объясняет: "Каждый день мы тратим на войну более 10 млн. долларов... ведь мы сражаемся, возможно, с самой могущественной армией на континенте"29. Западные страны, несмотря на политические призывы "оплатить солидарность", пока явно не готовы оказывать Украине массированную военную помощь, тем более по статьям "войны с Россией".

Однако приближение к НАТО в любом случае будет сохраняться в качестве приоритетной государственной целеустановки Украины, включая ресурсное обеспечение. "Длительное пребывание Украины в "серой" буферной зоне между мощными системами коллективной обороны является дополнительным вызовом для Украины" - говорится в пояснительной записке к законопроекту об отмене внеблокового статуса30. Это означает, что Киев, понимая всю опасность нынешнего конфликта "двух систем обороны", сделал принципиальный выбор и готов строить свою политику в качестве уже не буфера, а фронтовой зоны. Как заявил А. Турчинов на своем первом брифинге после его назначения секретарем Совета безопасности Украины, "Россия может развязать полномасштабную континентальную войну. И это может произойти в любое время"31. Украинский экс-президент Л. Кучма, будучи членом Контактной группы по мирному урегулированию, также утверждает, что "на территории Украины воюет Россия с Украиной"32.

Другими словами, Украина предлагает рассматривать свой евроатлантический вектор не как свободный выбор союзов безопасности в контексте "политики открытых дверей" НАТО, а как неизбежный результат развития углубляющегося континентального конфликта. Предполагается, что Запад, все глубже втягиваясь в конфликт с Россией из-за Украины, будет вынужден в конце концов защитить ее не только санкциями, но и коллективными гарантиями НАТО. Однако именно такая экстраполяционная логика и предельное повышение Украиной политических ставок осложняет ее евроатлантические перспективы. И Запад, и Россия понимают катастрофичность сценариев военной конфронтации в Европе. НАТО, стремясь избежать военно-политической эскалации отношений с Россией, все же проявляет относительную сдержанность в развитии практического партнерства с Украиной. Россия, несмотря на обвинения со стороны Киева в необъявленной войне с Украиной, пытается вывести конфликт в русло политического урегулирования.

И если раньше членство Украины в НАТО было красной чертой в отношениях между Россией и Западом, то теперь возник "украинский рубеж". Речь идет уже не о перспективе, как предупреждал С. Лавров в 2008 году, резкого ухудшения российских "отношений и с альянсом, и с ведущими его членами, и с нашими соседями"33, а о сценариях военной конфронтации в Европе.

Вопрос официального вступления Украины в НАТО перестал быть отправной точкой будущих отношений Россия - Запад, он стал производной от будущего этих отношений. Он стал производной от способности выйти из парадигмы новой холодной войны, из "запрограммированного будущего", в котором Украина видит себя членом НАТО в противостоянии с Россией, Россия воспринимает Украину виртуально как будущего члена Североатлантического союза, для которого Киев - "готовый на все" союзник, а Украина - рубеж коллективной обороны.

___

1 Лавров С. В. Сдерживание России: назад в будущее? // Россия в глобальной политике. 2007. N 4. Июль-август // http://globalaffairs.ru/number/n_9236

2 Обозреватель. 2008. 8 апреля // http://obozrevatel.com/news/2008/4/8/229901.htm

3 http://www.qwas.ru/ukraine/vitrenko/Dopolnenie-k-Hartii-ob-osobom-partnerstve-NATO-ne-budet-okazyvat-voennuju-pomow-Ukraine/

4 http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31604

5 http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2014_04/20140331_140401-factsheet-NATO-Ukraine_en.pdf

6 http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_37750.htm?

7 Мальгин Артем. Россия - Украина: европейский фактор в постсоветских отношениях / РСМД. 26 декабря 2013 // http://russiancouncil.ru/blogs/riacmembers/?id_4=898

8 http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50319.htm

9 A strong NATO in a changed world. Speech by NATO Secretary-General Anders Fogh Rasmussen at the "Brussels Forum". 21 Mar. 2014 // http://www.nato.int/cps/en/natolive/opinions_108215.htm?selectedLocale=en

10 Конфликт с Россией затянется на долгие годы - Штайнмайер / Русская служба "Deutsche Welle". 30 ноября 2014. 18:19 // http://korrespondent.net/world/3450100-konflykt-s-rossyei-zatianetsia-na-dolhye-hody-shtainmaier

11 http://mw.ua/WORLD/stoltenberg-ukraine-to-become-nato-member-589_.html

12 Joint Press Point with NATO Secretary-General Jens Stoltenberg and the Prime Minister of Ukraine Arseniy Yatsenyuk. 15 Dec. 2014 // http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_116040.htm

13 Ibid.

14 Ibid.

15 Согласно генсеку НАТО Й. Столтенбергу (2 декабря 2014 г.), формулу "Украина станет членом НАТО" последовательно подтверждали на постбухарестских саммитах альянса // http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_115315.htm

16 http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/JH0S61CI.html

17 Закон Украины от 23 декабря 2014 г. N35-VIII "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости" // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=72003

18 http://ukraina.ru/news/20141128/1011312069.html

19 Sanctions Alert. December 16. 2014 // http://ehoganlovells.com/rv/ff001c53600d435682ca7adab84595e84043d384

20 http://zn.ua/UKRAINE/yacenyuk-obsudit-v-bryussele-sblizhenie-ukrainy-s-nato-161751_.html

21 http://zn.ua/UKRAINE/ukroboronprom-zaklyuchil-sdelku-s-amerikanskoy-barrett-firearms-na-postavku-oruzhiya-161725_.html

22 Sanctions Alert...

23 http://news.bigmir.net/ukraine/864785-NATO-bydet-gotovit-ykrainskih-serjantov-vo-Lvove

24http://zn.ua/POLITICS/poroshenko-hochet-dostich-standartov-nato-za-pyat-let-163155_.html

25 http://korrespondent.net/world/3450100-konflykt-s-rossyei-zatianetsia-na-dolhye-hody-shtainmaier

26 Schreckinger Ben. Clinton urges more financial, military aid to Ukraine // Politico Magazine. 21.01.2015 // http://www.politico.com/story/2015/01/hillary-clinton-ukraine-aid-military-financial-114462.html

27 Пояснювальна Записка до проекту Закону України "Про внесення змін до деяких законів України щодо відмови України від здійснення політики позаблоковості" // http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/GH0S61CA.html

28 Закон Украины от 23 декабря 2014 г. N35-VIII...

29 http://zn.ua/ECONOMICS/voyna-obhoditsya-ukraine-v-10-mln-ezhednevno-poroshenko-163811_.html

30 Пояснювальна Записка до проекту Закону України...

31 http://news.bigmir.net/ukraine/865879-Sekretar-SNBO-Turchinov-rasskazal-kogda-zakonchitsja-nasha-vojna-?utm_medium=informer&utm_campaign=inf_news_korrbiz&utm_source=korrespondent.net

32 http://24tv.ua/news/showNews.do?na_ukrainskoj_territorii_vojuet_rossija_s_ukrainoj__kuchma&objectId=534287&lang=ru

33 Обозреватель. 2008. 8 апр. // http://obozrevatel.com/news/2008/4/8/229901.htm

Ключевые слова: партнерство Украина - НАТО, ЕС, Россия.

 

 

 
Заглавие статьи Борьба польских вооруженных сил против украинских националистов в 1944-1947 годах
Автор(ы) Николай ПЛАТОШКИН
Источник Международная жизнь, № 3, Март 2015
Рубрика
  • УКРАИНСКИЙ ВЕКТОР
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 45.2 Kbytes
Количество слов  
   

Борьба польских вооруженных сил против украинских националистов в 1944-1947 годах

Автор: Николай ПЛАТОШКИН

Николай ПЛАТОШКИН

Доктор исторических наук

[email protected]

Нынешняя Польша, точнее, ее руководство странным образом поддерживает установившийся в Киеве в феврале 2014 года откровенно национал-экстремистский режим, прославляющий былые подвиги украинских националистов в годы Второй мировой войны. Но руки Бандеры и прочих "вождей" Организации украинских националистов (ОУН) были по локоть именно в польской крови. Забывать об этом - значит поощрять современных бандеровцев на такие же зверства. И они стараются вовсю, сжигая заживо людей в Одессе. А ведь они уже делали это и в Польше, и не так уж давно.

С самого момента своего основания в 1929 году Организация украинских националистов рассматривала Польшу как исторического врага "соборной Украины" наряду с "московской империей". Все руководящие кадры ОУН составляли бывшие офицеры Западноукраинской народной республики (ЗУНР, территория Галиции), которая в 1919 году была оккупирована Польшей с согласия стран Антанты. Отсюда и проистекали резкие антипольские настроения верхушки и рядовых членов ОУН. В 1929-1939 годах оуновцы осуществили целый ряд громких терактов против высших официальных лиц польского государства, включая лидера Польши маршала Пилсудского. Кульминацией стало убийство украинскими националистами министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого в 1934 году. Стоит отметить, что ОУН смогла приобрести немало сторонников на оккупированной Польшей Западной Украине ввиду антиукраинской шовинистической политики польских властей.

После разгрома немцами Польши в 1939 году оуновцы активно использовались гитлеровцами на различных должностях в "генерал-губернаторстве" (так нацисты именовали захваченные ими польские земли). Немцы давали понять, что теперь украинцы и поляки поменялись местами и последние стали "второстепенной" нацией.

После нападения Германии на СССР оуновцы принимали самое активное участие в погромах еврейского и польского населения на Западной Украине. Наиболее известной "акцией" националистов на начальном этапе Великой Отечественной войны стало совместное с СС и СД истребление польской интеллигенции во Львове (так называемая "резня польских профессоров")*. (*По состоянию на сентябрь 1939 г. 60% 318-тысячного населения Львова составляли поляки, 30% - евреи и примерно 10% - украинцы.) Преподавателей забивали насмерть штыками, молотками или просто ногами на глазах их родных. Списки на "экзекуцию" готовили студенты-оуновцы.

Первой крупной боевой операцией вооруженного крыла ОУН - Украинской повстанческой армии (УПА), основанной в феврале-марте 1943 года, стал геноцид польского населения на Волыни, в результате которого в июле 1943 года боевики УПА зверски уничтожили, по разным данным, от 30 до 70 тыс. мирных жителей польской национальности. Расправы и пытки продолжались и после лета 1943 года, конец им положило лишь освобождение Красной армией Западной Украины зимой-летом 1944 года.

ОУН рассматривала Юго-Восточную Польшу, где жили сотни тысяч украинцев, как неотъемлемую часть "соборной украинской державы". Именно этой области будет суждено превратиться в кровавую арену противостояния националистов. К сожалению, сейчас, с учетом известных событий на Украине, об этих общих и для украинского, и для польского народов трагических страницах истории западные политики предпочитают не вспоминать. А им стоит об этом напомнить.

Район на стыке Словакии, Польши и Советской Украины (в границах после 17 сентября 1939 г.) назывался Лемковщиной, а его жители - лемками. Характерно, что сами лемки, как и жители Закарпатской Украины, предпочитали название "русины", или "руснаки", но отнюдь не украинцы*. (*Название "лемки" искусственного происхождения и появилось лишь в XIX в. от слова "лем" ("только"), отличавшего население Юго-Восточной Польши от других восточных славян.) Нынешняя Юго-Восточная Польша издавна населялась восточными славянами, была в составе Киевской Руси, а затем - русского Галицко-Волынского княжества. Польское королевство захватило этот регион в 1340 году. Восточная Лемковщина вошла в состав Русского воеводства Польши, а западная была присоединена к Краковскому воеводству.

Южная часть Лемковщины (нынешняя Закарпатская область) отошла к Венгрии и тем самым русины были разделены границами.

В 1772 году Лемковщина вместе с Галицией в результате раздела Польши была оккупирована Австро-Венгерской империей. В Австро-Венгрии лемки всегда считались русофилами, и после начала Первой мировой войны тысячи из них** (**По разным данным, от 1,5 до 3 тыс. человек.) были арестованы и заключены в печально известный концлагерь Талергоф. Несколько сотен лемков погибли в заключении.

После распада Австро-Венгрии 5 ноября 1918 года в селе Команча (вблизи города Санок) была провозглашена Восточнолемковская республика (Республика Команча), объявившая о единстве с Западноукраинской народной республикой. Но республика эта была ликвидирована польскими войсками уже в январе 1919 года***. (***В феврале 1919 г. поляки арестовали все руководство Восточнолемковской республики, и тогда лемки, видя невозможность вхождения в Россию, выразили желание присоединиться к Чехословакии.) В селе Флоринка 5 декабря 1918 года была образована Русская народная республика лемков (или Западнолемковская, Лемко-Русинская республика), стремившаяся войти в состав России. В этом первом в истории свободном политическом собрании лемков приняло участие более 500 делегатов из 130 деревень и городков, а также делегаты из Чехословакии и США. В качестве органа власти был избран Верховный совет Лемковщины. В марте 1919 года все основатели республики были арестованы поляками.

В межвоенный период часть лемков по-прежнему считала себя русинами и стремилось к воссоединению с Россией. Однако часть интеллигенции стала выражать солидарность с украинцами-галичанами* (*Галиция с 1919 г. решением Антанты была передана Польше. Поляки обещали украинцам широкую автономию, но обещания не сдержали.) и со временем подпала под влияние ОУН. Русское течение издавало газету "Лемко", украинское - "Наш Лемко". Поляки не признавали самобытность лемков и считали их язык диалектом польского.

Date: 2015-08-24; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию