Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какие основные функции выполняют языковые и другие знаково-символические средства в жизнедеятельности людей?После рождения, включаясь в широкий спектр социальных взаимодействий, каждый человек овладевает множеством способов функционального использования знаково-символических средств для решения самых разнообразных задач. К основным функциям знаково-символических средств, которые наиболее часто указываются в семиотике, лингвистике, а также и в психологической литературе, обобщенно могут быть отнесены: • функции указания на предметы и явления и функции замещения предметов и явлений; • коммуникативные функции, которые включают: а) информационный аспект — обмен значениями и смыслами, а также присвоение и выработку новых значений; б) регулятивный аспект — организацию и регуляцию поведения других людей и совместной деятельности в процессе общения; • познавательные функции: а) фиксация значений — сохранение и передача общественно-исторического опыта; б) средство организации мышления — оперирование представлениями объектов и предметов и их преобразование во внутреннем плане сознания; в) построение «второй реальности», «образа мира» — системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире; • функция самоорганизации и самоконтроля — средство организации рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами (Лурия; Салмина). В онтогенезе знаково-символическими системами человек овла девает в следующей последовательности: • естественные знаковые системы, где базисными знаками выступают жесты, предметы, слова; • системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы); • знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов моделей, обеспечивающие решение различных задач. Именно последнюю группу знаково-символических средств и используют в развитых научных системах для максимально однозначного фиксирования знаний. Абсолютная однозначность в интерпретации разными людьми и разными учеными знаково-символических последовательностей в текстах невозможна. Но стремление к такой однозначности в науке постоянно присутствует. При этом максимальная однозначность в фиксировании и интерпретации некоторых разделов естественно-научных знаний достигается посредством использования логико-математических средств, заимствуемых из «точных» наук (Соломоник). Когда говорят о средствах обмена сообщениями между людьми, то часто встает вопрос о разведении признаков, которые характеризуют знаки и символы как особые средства человеческой деятельности. Символы противопоставляются знакам по ряду оснований. Вслед за Ф. Соссюром большинство авторов противопоставляют три основных типа семиотических функций: • индексы — это обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени оттого, что они обозначают; • символы — это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым; • знаки — это обозначающие, которые отличаются от того что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно. Если знак обозначает нечто отличное от него (значение), то символ либо частично изображает определенное содержание, либо выражает эмоционально-ценностное отношение к какому-либо содержанию (Салмина). В качестве символа может выступать изображение, иконическая графика, конвенциональная схема и т. д. Символы различаются и по степени конкретности — абстрактности. В отличие от знака, символ может представлять собой информационно-коммуникативное средство, адекватная интерпретация и использование которого одновременно опираются на изображения, внекодовые (иконические) средства информационной связи, а также на разноуровневые систе мы кодов знакового и сигнально-индексального уровня (Чертов). Например, лингвистическая символичность основана на взаимодействии фонетического, лексического и грамматического уровней (подкодов) языка. Знаки и символы характеризуются системой отношений, которые часто называют «знаковой ситуацией». Среди таких отношений чаще всего указываются (Салмина; Чертов): • наличие материальной формы знака (звук, изображение, жест), что обеспечивает возможность для его зрительного или слухового восприятия; • наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов: — предметной отнесенности — того, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования; — значения — системы устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности; • наличие смысла, который может извлекаться субъектом из сообщения: - ситуативного (контекстуального) смысла — извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации; - личностного смысла — индивидуальных, субъективных эмоционально-мотивационных отношений человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т. д. Существует ряд признаков, которыми характеризуются развитые формы знаково-символических средств и терминов в науке. • Наличие базисных знаков и правил образования составных и производных знаков (морфология). • Грамматическая соотнесенность с другими знаками — синтаксические правила, на основе которых из базовых знаков строятся более сложные знаковые последовательности в форме «высказываний» и моделей. • Система фиксирования знаков, система записи или изображения. • Метаязык системы — использование другой знаково-символической системы (обычно естественного языка) с целью описания: а) базисных знаков; б) правил их трансформации в более сложные единицы — морфологические и синтаксические правила. • Наличие ряда «логик знаковой системы»: а) логики соответствия знаковой системы отражаемой действительности (логики предметной отнесенности); б) логики внутрисистемных операций со знаками (логики допустимых преобразований знаковых моделей); в) логики приложения знаково-символической системы к решению различных практико-прикладных и научно-теоретических задач (Лурия, Соломоник). Например, такими характеристиками обладают: математические знаково-символические системы; структурные формулы, фиксирующие химические вещества и реакции формализованные (выражаемые через условные буквенные переменные) физические понятия, законы и физические модели. В течение индивидуальной жизни каждый человек необходимо вынужден овладевать разными знаково-символическими системами. Это значит, что субъект овладевает способами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. Такие способы использования знаков и символов в психологии фиксируются термином «знаково-символические (семиотические) действия» (Салмина; Глотова). • Указание (индексация) — единичные знаково-символические средства используются в присутствии объекта действия (обозначаемого) с целью его выделения, фиксирования. • Замещение — единичные знаково-символические средства используются в отсутствии предмета действия (обозначаемого) для замещения ситуаций, объектов, действий без раскрытия их содержания. • Кодирование-декодирование — в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание. • Схематизация — операции и действия, обеспечивающие установление иерархической категоризации различных понятий, формирование схем мышления, на основе которых осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей. • Моделирование — знаково-символические средства становятся объектом действий, в результате которых субъект Модели могут быть: а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов); б) буквенно-цифровыми (например, логико-математические расчеты на основе формализованных физических законов); в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химических соединений, а также их преобразований).
|