Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие основные функции выполняют языковые и другие знаково-символические средства в жизнедеятельности людей?





После рождения, включаясь в широкий спектр социальных взаимодействий, каждый человек овладевает множест­вом способов функционального использования знаково-символических средств для решения самых разнообраз­ных задач. К основным функциям знаково-символических средств, которые наиболее часто указываются в семиотике, лингвистике, а также и в психологической литературе, обоб­щенно могут быть отнесены:

• функции указания на предметы и явления и функции замещения предметов и явлений;

• коммуникативные функции, которые включают: а) информационный аспект — обмен значениями и смыслами, а также присвоение и выработку новых значений; б) регулятивный аспект — организацию и регуляцию поведения других людей и совместной деятельности в процессе общения;

• познавательные функции: а) фиксация значений — сохранение и передача общественно-исторического опыта; б) средство организации мышления — оперирование представлениями объектов и предметов и их преобразование во внутреннем плане сознания; в) построение «второй реаль­ности», «образа мира» — системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире; • функция самоорганизации и самоконтроля — средство ор­ганизации рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами (Лурия; Салмина).

В онтогенезе знаково-символическими системами человек овла девает в следующей последовательности:

• естественные знаковые системы, где базисными знаками выступают жесты, предметы, слова;

• системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы);

• знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов моделей, обеспечивающие решение различных задач.

Именно последнюю группу знаково-символических средств и используют в развитых научных системах для максимально однозначного фиксирования знаний. Абсолютная однозначность в интерпретации разными людьми и разными учеными знаково-символических последовательностей в текстах невозможна. Но стремление к такой однозначности в науке постоянно присутствует. При этом максимальная од­нозначность в фиксировании и интерпретации некоторых разделов естественно-научных знаний достигается посред­ством использования логико-математических средств, заим­ствуемых из «точных» наук (Соломоник).

Когда говорят о средствах обмена сообщениями между людьми, то часто встает вопрос о разведении признаков, которые характеризуют знаки и символы как особые средства человеческой деятельности. Символы противопоставляются знакам по ряду оснований. Вслед за Ф. Соссюром большинст­во авторов противопоставляют три основных типа семиотических функций:

• индексы — это обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени оттого, что они обозначают;

• символы — это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым;

• знаки — это обозначающие, которые отличаются от того что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.

Если знак обозначает нечто отличное от него (значение), то символ либо частично изображает определенное содержа­ние, либо выражает эмоционально-ценностное отношение к какому-либо содержанию (Салмина). В качестве сим­вола может выступать изображение, иконическая графика, конвенциональная схема и т. д. Символы различаются и по степени конкретности — абстрактности.

В отличие от знака, символ может представлять собой ин­формационно-коммуникативное средство, адекватная ин­терпретация и использование которого одновременно опи­раются на изображения, внекодовые (иконические) средства информационной связи, а также на разноуровневые систе мы кодов знакового и сигнально-индексального уровня (Чертов). Например, лингвистическая символичность основана на взаимодействии фонетического, лексического и грамматического уровней (подкодов) языка.

Знаки и символы характеризуются системой отношений, которые часто называют «знаковой ситуацией». Среди таких отношений чаще всего указываются (Салмина; Чертов):

наличие материальной формы знака (звук, изображение, жест), что обеспечивает возможность для его зрительного или слухового восприятия;

наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов:

предметной отнесенности — того, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования;

значения системы устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности;

наличие смысла, который может извлекаться субъектом из сообщения:

- ситуативного (контекстуального) смысла извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации;

- личностного смысла — индивидуальных, субъективных эмоционально-мотивационных отношений человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т. д.

Существует ряд признаков, которыми характеризуются развитые формы знаково-символических средств и терми­нов в науке.

• Наличие базисных знаков и правил образования составных и производных знаков (морфология).

• Грамматическая соотнесенность с другими знаками — синтаксические правила, на основе которых из базовых знаков строятся более сложные знаковые последовательности в форме «высказываний» и моделей.

• Система фиксирования знаков, система записи или изображения.

• Метаязык системы — использование другой знаково-символической системы (обычно естественного языка) с целью описания: а) базисных знаков; б) правил их трансформации в более сложные единицы — морфологические и синтаксические правила.

• Наличие ряда «логик знаковой системы»: а) логики соответствия знаковой системы отражаемой действительности (логики предметной отнесенности); б) логики внутрисистемных операций со знаками (логики допустимых преобразований знаковых моделей); в) логики приложения знаково-символической системы к решению различных практико-прикладных и научно-теоретических задач (Лурия, Соломоник).

Например, такими характеристиками обладают: матема­тические знаково-символические системы; структурные формулы, фиксирующие химические вещества и реакции формализованные (выражаемые через условные буквенные переменные) физические понятия, законы и физические модели.

В течение индивидуальной жизни каждый человек необ­ходимо вынужден овладевать разными знаково-символическими системами. Это значит, что субъект овладевает способами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. Такие способы использо­вания знаков и символов в психологии фиксируются терми­ном «знаково-символические (семиотические) действия» (Салмина; Глотова).

Указание (индексация) — единичные знаково-символические средства используются в присутствии объекта действия (обозначаемого) с целью его выделения, фиксирования.

Замещение единичные знаково-символические средства используются в отсутствии предмета действия (обозначаемого) для замещения ситуаций, объектов, действий без раскрытия их содержания.

Кодирование-декодирование — в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.

Схематизация — операции и действия, обеспечивающие установление иерархической категоризации различных понятий, формирование схем мышления, на основе которых осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.

Моделирование знаково-символические средства становятся объектом действий, в результате которых субъект Модели могут быть: а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов); б) буквенно-цифровыми (например, логико-математиче­ские расчеты на основе формализованных физических за­конов); в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химиче­ских соединений, а также их преобразований).

 

Date: 2015-08-24; view: 930; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию