Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способи побудови та підтвердження наукових теорійСуществует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать: • определение и четкое указание диапазона объясняемых теорией предметов и явлений — предметную отнесенность теории; • четкую формулировку объяснительных принципов теории; • «объяснительную силу» теории — диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории. Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных научных теорий . Различают теории: а) аксиоматические: строятся на системе необходимых и достаточных аксиом, которые недоказуемы в рамках теории. Так строятся логико-математические теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотетико-дедуктивные: строятся на предположениях, выдвигаемых с целью объяснения определенного множества эмпирических фактов. Так строится большинство современных естественно - научных теорий. Достаточно часто современные научные теории различают по степени обобщения: • теории «нижнего уровня» — основу образуют эмпирические обобщения, в которых понятия имеют непосредственную, опытно данную предметную отнесенность; • теории «среднего уровня» — основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений; б) требуют эмпирической верификации — подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследованиях; • теории «верхнего уровня» — основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий; в) определяют научные представления в образе мира ученого. Условно можно выделить четыре основных типа гипотетико-дедуктивного построения теоретических объяснений (Рузавин, 1978; Ильясов, 1986): • атрибутивные — объяснения одного свойства объекта через другое свойство этого же объекта (анализ путем выделения свойств); • составно-структурные — объяснения предметов и явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие — анализ путем выделения элементов, компонентов, состава); • функциональные — объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразования предметов и явлений); • генетические — объяснения, основывающиеся на выделении исходной «единицы-клеточки» — единицы анализа, ппотенциально содержащей все основные исходные свойства, которые определяют последующее развитие-усложнение явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития).
|