Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по проведению урока в 10-11 классах





Цель:расширить представления учащихся о роли Конституции для государства, общества и каждого человека; продолжить формирование общероссийской гражданской идентичности и ответственности учащихся старшей школы за свою страну; на основе анализа Конституции продолжить формирование аналитических навыков, умения работать с законами и документами.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской Федерации

В начале урока можно обсудить вопросы:

Почему в нач. 1990-х гг. появилась необходимость принятия новой Конституции РФ?
Как принималась Конституции РФ 1993 года?

Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной жизни? Всегда ли в своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?

Необходимо организовать работу учащихся с текстом Конституции. Сделать акцент на статьи, гарантирующие личные (Гл. 2. ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина (ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).

Для того чтобы понять, как непросто написать закон, который бы устраивал большинство можно предложить учащимся, предварительно разделившись на группы по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Золотые правила школы», соблюдая при этом положения Конституции РФ. Важно учесть интересы всех участников образовательного процесса. Редакционная группа соберет предложения групп и подготовит окончательный вариант.

Главным критерием в отборе форм, средств и содержания деятельности должна быть их ориентация на ценности, которые отражены в основном общегражданском документе нашей страны:

· признание высшей ценностью человека, его прав и свобод;

· вера в добро и справедливость;

· незыблемость демократической основы государственности России, любовь и уважение к Отечеству;

· гражданский мир и согласие, благополучие и процветание Отечества;

· исторически сложившееся государственное единство и целостность страны;

· равноправие и самоопределения народов;

· признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности;

· правовое государство и другие.

Для решения поставленных задач рекомендуется:

1. Осуществить взаимодействие с органами исполнительной власти муниципалитета, общественностью. Этот процесс может быть двухсторонним. С одной стороны, на занятия можно приглашать сотрудников местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов, представителей некоммерческих структур и общественных организаций. С другой стороны, можно организовывать выход в учреждения органов местного самоуправления, представительства общественных организаций, на базе которых целесообразно организовать интересные интерактивные встречи школьников с компетентными специалистами.

2. Использовать интерактивные формы, которые позволили бы участникам занять активную и исследовательскую позицию в процессе усвоения данного материала. Такими формами могут быть – диспуты и дискуссии, круглые столы, ток-шоу, открытые семинары, посвященные совместному обсуждению актуальных вопросов реализации основных положений Конституции РФ в современном обществе. Организовывать специальные тренинги, способствующих развитию у школьников умений решать различные проблемные ситуации, связанные с нарушением прав человека, заложенных Конституцией РФ.

Мероприятия, посвященные Дню Конституции Российской Федерации, могут быть различны по времени и охвату учащихся: от кратковременного события с отдельным классом, до Недели правовых знаний, предполагающей цикл мероприятий для всех учащихся образовательного учреждения, открывающийся торжественной линейкой.

Классы

 Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия!», позволяющий обеспечить расширение представлений школьников о государственной символике и символике Вологодской области;

 Маршрутная игра «Право знать!», направленная на расширение знаний об основном законе государства – Конституции, формирование умений аргументированного отстаивания собственных взглядов. Содержанием деятельности в ходе маршрутной игры может быть знание основных прав и свобод человека, способность пояснить значение символов и атрибутики Российского государства, умение обосновать собственные взгляды в ходе защиты плаката, творческое преобразование текстового выражения основных статей Конституции Российской Федерации в форме синквейна, театральных миниатюр, рисунка.

Классы

Разработка «Конституции класса», что обеспечит анализ действующего Закона Российской Федерации, понимание учащимися основных положений Закона, перенесение ключевых демократических принципов в жизнедеятельность классного коллектива;

Историко-познавательный турнир «Наша Родина – Россия». Основные термины интеллектуальной игры: гражданин, патриот, Конституция, права, обязанности, закон, демократия, равноправие, референдум, выборы, президент, указ, суд, бесправие, депутат, агитация, федерация, власть. Мероприятие направлено на расширение знаний о Конституции, формирование умений поиска и анализа информации по основным темам турнира, развитие способностей в сфере творческого преобразования информации и презентации результатов широкой аудитории.

Конкурс газет, плакатов, лозунгов «Основной закон страны», отражающие содержание Конституции. Мероприятие направлено на формирование у учащихся знания содержания Конституции, понимания значения Конституции для государства и его граждан.

Классы

Проведение интеллектуальной игры «Конституция Российской Федерации». Задачами интеллектуальной игры являются совершенствование навыков самостоятельной, исследовательской работы с документами; развитие умений учащихся применять и использовать знания в нестандартной обстановке; актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации.

Проведение лектория «История Российских конституций: от 1918-го до 1993-го» позволит осуществить повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания, расширить знания учащихся о конституционных основах нашего государства, сформировать понимание необходимости знания Конституции как основного закона, воспитать чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону. Важно, чтобы сами старшеклассники выступали организаторами лектория, представляя заинтересовавшую информацию в интерактивной форме другим учащимся.

Парламентские дебаты по теме «Закон и свобода личности», нацеленные на формирование умений аргументированного отстаивания собственных взглядов и позиций; воспитание активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении. При условии владения учащимися основами парламентских дебатов, в школе может быть проведен турнир команд.

Социальная акция «Мы – граждане России!». Целью является формирование активной гражданской позиции школьников, их мотивирование на социально-значимую деятельность. Содержанием мероприятия может быть организация совместной социально значимой деятельности. В рамках социальной акции возможно проведение творческих, дискуссионных, спортивных и иных мероприятий.

 

В рамках празднования Дня Конституции Российской Федерации в образовательном учреждении может быть положено начало системной работе с учащимися по формированию их правовой грамотности и гражданской позиции. Заинтересованным педагогам предлагается организовать работу школьного политико-правового клуба «Мой выбор».

 

Варианты вопросов для викторины:

1. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека? Как называется праздник, широко отмечаемый во многих странах, относящийся к этому событию. (10 декабря 1948 года - День прав человека)

2.Как называется Основной Закон государства? (Конституция от латинского constitutio - устройство, установление).

3.Когда появились первые проекты Конституции в России? Назовите их авторов. (П. Пестель «Русская правда», Н. Муравьев «Конституция», 1я половина 19 века).
4. Какая по счету конституция действует в России? Назовите даты их принятия (1918, 1924, 1936, 1977, 1993.)

5. Знаком + укажите, какие признаки относятся к морали, а знаком - к праву.

• Регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества / - /.

•Регулируют общественные и личные отношения типа: человек- человек, человек-коллектив, человек-общество, человек-государство /+/.

•Существуют, складываясь постепенно в общественном сознании /+/.

•Закреплены в законах /-/

•За их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, коллективом или отдельными лицами /+/

•За их нарушение следуют ответственность в виде государственного принуждения /-/

•Становятся обязательными регуляторами поведения человека после их внедрения в индивидуальное сознание /+/

•Становятся обязательными регуляторами поведения после их установления государством /-/.

 

6. Кто (по Конституции РФ 1993г.) наделен правом законодательной инициативы? (президент, Совет Федераций, члены Совета Федераций, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, Законодательные правительственные органы субъектов РФ).

7.Что это за мелодии (текст)? Что их объединяет? (Если нет фоно-записи, можно использовать карточки с текстом.)

А) Боже, царя храни!
Сильный державный,
Царствуй на славу, на славу
Царствуй на страх врагам,
Все ниспошли!

Б) Боже, Царя храни.
Славному долги, дни
Дай на земле!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю
Всех утешителю!
Боже, Царя, Царя храни

В) Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.

Г) Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.

Д) Славься, славься наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует русский народ.

Государственные гимны России на разных этапах:

А) первый официальный гимн «Молитва русских» (1815-1833гг.) слова В.А. Жуковского, автор музыки неизвестен.

Б) второй официальный гимн «Боже, Царя храни!» (1833-1917гг.) слова В.А. Жуковского, музыка А.Ф. Львова.

В) гимн Российской демократической республики (период Временного правительства) со 2 марта по 25 октября 1917 года. «Марсельеза», слова П. Лаврова, музыка К.Ж. Руже де Лиль в обработке А.К. Глазунова.

Г) гимн советской России с января 1918 по 1944год, «Интернационал» слова Э. Потье, перевод А. Коца, музыка П. Дегейтера.

Д) гимн Российской Федерации с 1990г. Национальный гимн «Патриотическая песня», музыка М.И. Глинка.

 

8.Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной жизни? Всегда ли своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?


Учитель предлагает учащимся найти в тексте Конституции статьи, гарантирующие личные (ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина (ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).

Далее учитель предлагает учащимся, предварительно разделившись на группы (3-4) по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Правил пользования сотовыми телефонами» на территории школы, соблюдая при этом положения Конституции РФ. Необходимо создать редакционную группу, которая соберет все варианты и подготовит окончательный вариант(или иной проект актуальный для жизни школы, класса).

 

Конституция – общеобязательный нормативно-правовой акт(закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Основные черты конституции:

Основополагающий характер конституции в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные, имеет обобщающий характер. Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно. Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе.

История Российской конституции: 23 апреля 1906 года Николай II издал «Основные государственные законы». Документ состоял из преамбулы и 5 глав: о существе верховной самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о законах, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете Министров, министрах.. Фактически эти законы являлись первой русской конституцией. Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года 5 Всероссийским съездом советов. Эта конституция заложила основы нового социалистического строя и новой советской государственности. Конституция СССР принята 31 января 1924 года II Всесоюзным съездом Советов. Главная цель конституции СССР 1924 г. – отразить природу и структуру СССР. 2-я конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Особенностями этой конституцией стали: закрепление принципа плановой экономики, увеличение числа союзных республик и усиление позиций центра, провозглашения большего объема прав и свобод человека, и т.д. Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва. В ней провозглашались отказ от принципов диктатуры пролетариата, установление руководящей и направляющей роли КПСС, более широкое регулирование статуса личности. В начале 90-ых гг. возникла необходимость коренных конституционных реформ. 12 декабря 1993 г. конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

Date: 2015-09-03; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию