Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы информации и информатизации общества





 

Четверть века назад проблема информации привлекала внимание ученых главным образом в связи с развитием теории информации и кибернетики. Сегодня мы наблюдаем, возрождение интереса к этой проблеме, но видится она ухе под иным углом зрения - преимущественно сквозь призму информатики. И хотя при обсуждении концепций информатизации общества, перспектив становления информационной цивилизации акценты явно сместились из области философских, теоретико-методологических размышлений в область экономическую, прикладную, вред ли можно говорить о спаде интереса к осмыслению фундаментальных понятий. Скорее наоборот. И это закономерно. С течением времени роль информации повышается, она все больше и больше раскрывает нам свою природу и, я уверен, вызовет в итоге коренную перестройку нашего видения мира, отношения к нему человека и общества.

Еще недавно прогресс, достигнутый в той или иной стране, измерялся объемами добытого угля, нефти, вырабатываемой электроэнергии, выплавленной стали. Ныне на приоритетное место вышла информация, средства ее получения, переработки, использования, и прежде всего техники и технологии, с помощью которых усиливаются интеллектуальные возможности людей. В развитых индустриальных странах более половины трудящихся (в США - более 80%) занято в информационном секторе. Информация, технические и программные средства ее обработки превратились в главный товарный продукт.

В период 1975 - 1990 гг. на информатизацию в США затрачено 2 500 млрд долл., что составило 8% общего объема затрат, а в период 1991 - 2005 гг. эти затраты, по-видимому, превысят 2 500 млрд долл. Наши вложения (по бывшему СССР) существенно меньше: в 1980 - 1985 гг. - 3 млрд руб., в 1985 - 1990 гг. - 8 млрд, общий объем ассигнований, необходимых на эти цели до 2005 г., - около триллиона рублей. Вкладывая в жизненно важную сферу экономики гораздо меньше средств, чем, скажем, США, мы тем не менее стремимся выйти на уровень информатизации, сравнимый с передовыми развитыми странами1.

Стремительное внедрение информатики в общественное развитие связано, конечно, не только с обществом, но и с информацией как таковой, ее природой. Какова же роль информации в условиях информатизации общества?

В 60 - 70-х годах в СССР опубликован ряд работ, посвященных проблеме информации, в которых этот феномен осмыслен с широких мировоззренческих и методологических позиций. К сожалению, „информационный аспект" не стал у нас существенным компонентом мировоззрения. Оно по-прежнему базируется на „вещественно-энергетическом" фундаменте. Успехами физики, химии, других наук о нехивой природе, занимающих 95% в общем объеме знаний, мы обязаны тому, что в фундаменте мироздания заложены два „хита" - вещество и энергия (материя и энергия). Эти фундаментальные мировоззренческие категории составили основу показателей человеческой деятельности, параметров ее развития, ресурсов, и не случайно достижения современной цивилизации, уровень развития тех или иных государств до недавнего времени ориентировались на вещественно-энергетические характеристики. Такое положение характерно и для общественных наук. Так, базовые понятия экономики - труд, производство и др. - до сих пор опираются лишь на понятия вещества и энергии.

Во второй половине XX в. информация выдвинулась на лидирующее место, как в мышлении, так и в деятельности людей. Поэтому одна из важнейших задач становление и развитие нового и „сверхнового мышления, коренная перестройка в сознании людей, понимание того, что именно от информации, от степени овладения этим уникальным[71] ресурсом зависят выживание и дальнейшее устойчивое развитие всей мировой цивилизации. Не менее важно осознать, что проблема информации - извечная проблема и она характеризует становление и развитие не только человечества, но и всей материи в целом. Такова общая мировоззренческая и методологическая позиция автора.

Как ни парадоксально, и сегодня, несмотря на зримые успехи информатизации, мы не можем опереться на научное понимание информации как фундаментальной категории. Попытаемся восполнить этот пробел. Под информацией в широком смысле понимается главная часть или сторона такого атрибута материи, как отражение. Ее особенность заключается в том, что она может объективироваться, опредмечиваться, передаваться и вообще участвовать в других формах движения, которые реализуются как в природе и обществе, так и в создаваемой информационно-кибернетической технике, в частности ЭВМ.

Таким образом, информация представляет собой лишь ту часть отражения, скажем, образа, возникающего в голове человека, которая может опредмечиваться в ходе передачи данного образа. Это его инвариантное звено, не зависящее от материального носителя, который, как известно, характеризуется пространственными, энергетическими параметрами и т.д. Но от этого материального носителя можно отделить нечто, что может транслироваться, опредмечиваться, порождая отражение (образ) в ином предмете. Конечный образ, в частности тот, который формируется в сознании одного человека под влиянием другого, никогда точно не совпадает с исходным, хотя бы потому, что и у одного, и у другого человека имеются свои индивидуальные отличия. Общее же между ними - в переданной от одного к другому информации.

Образ (отражение) отличается от информации тем, что последняя может передаваться, объективироваться, храниться на том или ином носителе. Образ же непременно привязан к своему материальному носителю, он появляется в конкретном объекте. В ходе трансформации образа в информацию исчезают многие его предметные характеристики - пространственные, временные, энергетические и т.д., то есть информация - это главное в отражении, его сущность.

Разнообразие, отраженное в образе при его передаче и т.д., находится в диалектическом единстве с однообразием, увеличение или сжатие которого влияет на информационное содержание, избыточность сообщения, надежность информационных процессов.

В ходе исследований информационно-отражательных процессов установлено, что передача информации осуществляется лишь благодаря разнообразию, или различию. На этом основана вычислительная техника, где элементарная единица информации составляет различие двух элементов или состояний - „О" и „I", которые могут передаваться по каналам связи или храниться в памяти компьютера. Это вместе с тем и элементарная единица измерения количества информации, называемая битом или двоичным разрядом. Представление информации в виде сочетания нулей и единиц обусловлено конструктивными особенностями ЭВМ, поскольку их электронные элементы могут находиться в двух состояниях - включено (единица) и выключено (нуль). Таким образом, в компьютерах объективно реализована концепция информации как стороны отражения, выражающей разнообразие.

Это в равной мере относится и к первым - ламповым и транзисторным - ЭВМ, и к современным компьютерам, основанным на интегральных схемах, и к будущим оптическим транзисторам (трансфазорам), биочипам, а также к тому новому этапу в развитии микроэлектроники, который основывается на использовании в качестве носителя информации так называемых динамических неоднородностей, если следовать терминологии В.М. Глушкова, предпочитавшего термину „разнообразие" другой- „неоднородность". К видам динамических неоднородностей современная функциональная микроэлектроника относит цилиндрические магнитные домены, смещение атомов в решетке пьезоэлектрика и сопровождающие их волны электрического потенциала в устройствах на поверхностных акустических волнах и т.д.[72]

До сих пор предпринимаются попытки сугубо антропоцентрического понимания информации как знания, непосредственно включенного в коммуникативный, процесс. Возникает вопрос: как быть с биологической, скажем генетической, информацией, как быть с информацией в неживой природе? Может быть, вовсе это и не информация? Социальная (да и то не вся) - это действительно трансформированное в коммуникацию знание, но и только.

В философской литературе нет единого мнения о том, является ли информация свойством всей материи, или же она характеризует лишь две высшие формы движения: биологическую и социальную. На мой взгляд, более перспективна первая точка зрения. Эксперименты с переносом химической информации при сверхмалых концентрациях вещества в жидкостях, передача генетических признаков по небиологическим каналам, развитие синергетики и других наук о неживой природе и т.д. дают нам новые весомые аргументы в пользу существования информации в неживой природе. Тем более что некоторые ученые полагают: информатика вступает в новую фазу развития, характеризующуюся более тесной связью с физикой; эту связь осуществляет синергетика, и прежде всего тот ее раздел, который именуется динамической теорией информации[73]. А разве не свидетельствует развитие микропроцессорной техники, блестяще использующей на практике структурную информацию, которая заложена в кристаллах (чипах), о том, что информация - свойство не только высших форм организации материи, но и самого фундамента мироздания?

Независимо от приверженности к той или иной точке зрения все больше ученых склоняются к признанию информации фундаментальной категорией всей науки в целом, общенаучной категорией. Выделение нового - информационного - слоя знания наряду с философским и частно-научным уже обосновано в современной методологической литературе.

Существуют различные виды информации. В частности, можно выделить информацию в неживой природе, биологическую, социальную, в совокупности образующие информационную реальность. Социальная информация представляет собой информацию как о самой социальной форме движения, так и о других формах; последняя, однако, получена обществом и используется в различных сферах его деятельности. Это определение информации в широком смысле, в узком смысле социальная информация - это информация об обществе и человеке. Такое разночтение в трактовке одного и того же термина объясняется тем, что в первом определении упор делается на субъект информационного процесса, то есть систему, которая получает и использует информацию, во втором - на объект, который информация отображает. Хотя в обществе функционирует различная информация, высшим ее видом считается та, которая проходит через сознание человека, а в ней, пожалуй, следует особо выделить наиболее важную форму, выражающую общечеловеческое, гуманистическое содержание, ориентированность на выживание и устойчивое развитие человеческой цивилизации, в первую очередь на информатизацию общества. Информация, связанная с высшим видом отражения - сознанием человека, выступает перед нами идеальным компонентом социальной информации. И хотя существует и материальный компонент, именно эту - идеальную - часть нередко называют социальной информацией. Важно подчеркнуть, что специфика того или иного вида информации зависит от системы, в которой она функционирует. И это понятно: ведь информация, являясь стороной отражения, воспроизводит в себе не только черты отображаемого объекта, но и черты системы, являющейся субъектом информационного процесса.

Философский подход к проблеме информации сыграл свою общеметодологическую роль. Теперь и другие науки активно включились в исследование феномена информации преимущественно как ресурса развития. И хотя уже на философском уровне стало ясно, что информация связана с развитием, выражая его существенную сторону[74], до сих пор ее роль в обществе оказалась почти неизученной, до конца не оцененной. Только на подступах к информатизации общества вдруг обнаружилось, что информация является тем фактором, тем ресурсом, который в дальнейшем общецивилизационном устойчивом развитии приобретет решающее значение.

Ее с полным правом считают общечеловеческим достоянием- ведь используется она каждым человеком, связана с его интересами и потребностями, с любым видом деятельности. Информация наполняет содержанием контакты людей, предваряя и опосредуя все остальные связи. Со временем она обретает международный характер.

Ноосфера все больше становится мерилом социального развития, национальной культуры той или иной страны, показателем ее места в общем процессе развития. Скорость передачи информации на планете а в последние десятилетия и скорость ее обработки зачастую коррелируются с понятием прогресса, обретением человеческой цивилизацией нового глобального измерения своего единства. С этой точки зрения проблему информации следует рассматривать именно как глобальную, и становление информационной цивилизации преследует цель решить эту проблему.

Чтобы тому или иному явлению стать проблемой, тем более глобальной, необходимо одно важное условие, а именно: в его развитии должно присутствовать противоречие, угрожающее развитию как отдельного человека, так и всего общества в целом. Как правило, такое противоречие выступает в форме кризиса, например экологического кризиса для экологической проблемы, угрозы термоядерной катастрофы для проблемы войны и мира и т.д. Развитие социально-информационных процессов сопровождается „информационным кризисом", рассматриваемым как противоречивое единство „информационного взрыва" и „информационного голода". Можно сказать, что это своеобразный „информационный голод" в условиях „взрыва информации".

Информационный кризис проявляется, на мой взгляд, в следующем. Во-первых, возникает противоречие между существующими потоками и массивами хранящейся информации и ограниченными возможностями их восприятия и переработки человеком (первый информационный барьер) и даже группой людей, не вооруженных ЭВМ (второй информационный барьер). Вначале общая сумма знаний менялась очень медленно, но с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. - каждые 10 лет, а к 1970 г. - каждые 5 лет. До конца XX в. поток информации возрастет более чем в несколько десятков раз, удваиваясь с 1991 г. ежегодно. Заметим, что суммарный объем памяти компьютеров увеличивается ежегодно в 4 раза, что вселяет надежду на обуздание информационного взрыва с помощью ЭВМ.

Во-вторых, наблюдается производство значительного количества избыточной информации, которая нарушает или существенно затрудняет использование информации полезной, ценной для потребителя (95% научной продукции повторяет то, что уже опубликовано, в 40 заявок на изобретения отсутствует новизна и т.п.).

В-третьих, нарушается целостность научных и социальных коммуникаций из-за предпочтения классовых, элитарно-кастовых, групповых национальных интересов общечеловеческим, гипертрофирования ведомственных целей и нужд, проявления феномена секретности системы в условиях сосуществования конфронтирующих социальных” то есть имеющиеся экономические, политические и другие социальные барьеры не позволяют информации полностью реализовать свою интегрирующую роль.

Информация представляет собой необходимый компонент всей человеческой деятельности. Это ее атрибут, который в прежних ортодоксальных теоретических построениях развития общества часто упускался из виду. Итак, любая социальная деятельность является информационным процессом и, наоборот, любой информационный процесс в обществе обязательно является деятельностным, включающим в себя все необходимые компоненты - субъект, объект, средства, цели, потребности и т.д.[75] Отмечу, что распространенный ныне ресурсный подход к информации, информатике тоже базируется на системно-деятельностном представлении информационных процессов.

Под ресурсами обычно понимается часть компонентов социальной деятельности либо окружающей общество природной среды, используемой для удовлетворения потребностей человека и общества, для развития. И если общество испытывает потребность в информации, целесообразно ввести понятие информационных потребностей и ресурсов развития. Таким образом, от широкого философско-методологического рассмотрения проблемы мы переходим к частному философско-экономическому ракурсу.

Как предмет особой - информационной - деятельности людей, социальная информация ценится, прежде всего, за свое содержание, то есть идеальные параметры, и представляет собой идеальный ресурс, могущий экономить материальные ресурсы. Вместе с тем в понятие информационных ресурсов в широком смысле входят, на мой взгляд, информационные средства, то есть вся информационная техника и технология (компьютеры, средства связи, алгоритмы, программы и т.д.), без которых либо невозможно, либо неэффективно хранить, перерабатывать, передавать информацию. Иногда сюда включают и кадры, владеющие компьютерно-информационной культурой. Тем самым информационный ресурс развития, в частности социального управления, имеет два аспекта: идеальный и материальный - предмет и средство информационной деятельности.

Как известно, ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые. С течением времени возобновляемые ресурсы приобретают все большее и большее значение, поскольку в условиях ограниченности невозобновляемых, невоспроизводимых ресурсов социальная деятельность, естественно, ориентируется на использование того, что может быть сколь угодно раз воспроизведено. Пожалуй, информация, прежде всего наиболее важная для ноосферного ракурса исследования научно-техническая (НТИ), по своему статусу ближе к возобновляемым ресурсам. Впрочем, относить ее полностью к возобновляемым ресурсам нельзя, так как в силу снижения своей ценности, морального старения, неконкурентоспособности и т.д. свойством повторного использования обладает далеко не вся информация. Что касается НТИ, имеющей дело с фундаментальными законами природы и общества, то, так как она может быть использована многократно, ее, вне всякого сомнения, следует отнести к возобновляемым ресурсам. Поскольку, далее, такая НТИ является результатом документализации фундаментального знания, к тому же превращенного в форму, удобную для дальнейшего движения по социальным коммуникациям, она может быть приравнена к возобновляемым материальным ресурсам, хотя, конечно, по своему содержанию НТИ - не материальный, а идеальный ресурс.

Очевидно, определенная часть прикладной НТИ тоже может быть использована многократно и тоже относится к возобновляемым ресурсам. Это делает НТИ основой интенсификации всех сфер деятельности. Создание и распространение персональных компьютеров расширяет перспективы многократного и быстрого использования идеальных информационных ресурсов, добытых человечеством. В результате информация становится приоритетным общечеловеческим достоянием.

Важной является и такая черта НТИ, как новизна, наличие сведений, качественно иных по сравнению с имеющимися, представляющих особую значимость для общества. Пожалуй, потребительная стоимость, полезность НТИ связана прежде всего с ее новизной, возможностью использования в различных областях деятельности. Итак, постоянно продуцируемая в сфере науки новая информация оказывается, с одной стороны, воспроизводимым ресурсом, с другой - вечно изменяющимся ресурсом, который в самом механизме своего производства содержит источник самообновления. Новизна НТИ противостоит ее старению, деактуализации, моральному износу, что, собственно говоря, и заставляет решать проблемы с помощью новых знаний. Производство новой НТИ, прежде всего фундаментальной, - имманентное свойство науки. В силу этой особенности наука и продуцируемая ею НТИ как раз и кладутся в основу всех процессов ноосферогенеза.

Воспроизводимость, новизна, многократность использования... Эти свойства НТИ существовали с тех пор, как существует наука. Следовательно, НТИ была и раньше важным ресурсом развития общества. Почему же именно теперь эти свойства привлекли особое внимание, положили начало ускоренному процессу информатизации общества? Одна из причин кроется в том, что появились объективные основания для форсированного перехода к интенсивному развитию. Это потребовало привлечения новых ресурсов, новых качественных факторов развития, важнейшим из которых является НТИ. Именно на этапе интенсификации производства информация и информационная деятельность обретают роль важнейшего качественного фактора, одного из главных ресурсов экономического роста, выживания цивилизации и ее перехода к устойчивому развитию.

До недавнего времени информация рассматривалась не как экономический ресурс, а как одно из абстрактных понятий науки, в основном теории информации, кибернетики, науковедения и даже философии, а НТИ - как понятие теории научной информации (научной информатики). И лишь в последние годы на них стали смотреть как на ресурс и потенциал1 развития, точнее - интенсивного развития. Оказалось, информация может превращаться в товар, обладающий не только стоимостью, потребительной стоимостью, но и меновой стоимостью, и может эффективно использоваться как качественный фактор экономического развития. Уже на этапе экстенсивного развития материального производства было замечено, что рост объема производства требует большего, чем линейный рост, количества информации из-за расширения „поля деятельности" возросшего числа компонентов хозяйствования, уплотнения информационных связей. Это тем более относится к интенсивной деятельности, когда умножаются качественные факторы развития и сокращаются количественные, что само по себе является сложнейшей информационной задачей и не может быть реализовано без предварительного изучения и моделирования развертывания реального интенсификационного процесса.

В условиях, когда практически все вещественно-энергетические (материальные) ресурсы ограничены и быстро убывают, информация выступает фактором, в принципе неограниченным, не обнаруживающим тенденцию к спаду.[76]

Нужно, конечно, учитывать, что небольшая часть производимой социальной информации не используется: либо она оказывается избыточной, либо дублирует ранее полученную, либо быстро устаревает. Поэтому рост информационного содержания социосферы вряд ли следует представлять себе в виде непрерывного накопления новых „атомов" информации. Накопление действительно происходит, но не механически, а в сложном кумулятивном процессе творческого обобщения хранимой и производимой информации, своего рода „информационной перестройки", где новая информация не просто добавляется к хранимой, но существенно обновляет, генерализирует ее. Наибольшую ценность представляет новая фундаментальная научная информация, которая, попадая в практические сферы деятельности, инициирует интенсификационный процесс, что ранее называлось становлением науки как непосредственной производительной силы.

Ныне уже повсюду говорят о возрастании роли информации в развитии общества. На мой взгляд, это связано с тем, что информация, вероятно, единственный ресурс, который в отличие от энергетических, вещественно-сырьевых и других материальных ресурсов обнаруживает тенденцию к росту эффективности использования в экономическом и социальном аспектах. Казалось бы, неограниченность этого ресурса снимает вопрос о его экономии, но это не так. Поскольку в условиях товарно-денежных отношений информация становится товаром, на ее производство затрачиваются усилия, средства. Например, суммарные затраты на создание и эксплуатацию базы данных в один гигабайт (бумажный эквивалент - 700 тыс. страниц текста) составляют около 1,5+2,0 млн. руб. (до либерализации цен). Поэтому в условиях рынка проявляется не только потребительная, но и меновая стоимость информации и вопросы ее приобретения, производства, использования, экономии становятся не только гносеологическими, но и экономическими.

Еще два десятилетия назад было замечено, что для удвоения производства необходимо вчетверо больше информации, а сейчас речь идет о более быстрых темпах. Переход от экстенсивного к интенсивному типу развития требует роста не только объемов производства, но и производительности труда, эффективности производства. Это означает, как пишет Н.Н. Моисеев, что „для сохранения качества управления при возрастании производительности труда в N раз необходимо, чтобы производительность труда лиц, занимающихся управлением, возросла бы в N3 раз. Таким образом, на определенной ступени технической вооруженности общества сдерживающим фактором его развития становится производительность труда управляющих, ученых, связистов и всех тех, кто занят созданием и переработкой информации"[77].

Уплотнение потоков и массивов информации происходит за счет микроминиатюризации носителей, перехода на электронную, а в перспективе и на оптическую форму обработки, появления нанотехноло-гий. Дальнейшая микроминиатюризация сведется, по-видимому, к уменьшению различия между битом информации и квантом энергии и, следовательно, к устранению энергетической избыточности (превышения однообразия над разнообразием) носителей информации. Экономия информации будет осуществляться не столько из-за стоимостных, сколько из-за энергетических ограничений. Но, конечно, произойдет это в весьма отдаленной исторической перспективе.

 

Date: 2015-09-03; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию