Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выдающиеся актеры русского театра второй половины XX века (И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов)





 

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (наст. фамилия Смоктунович, польского происхождения) родился севере Томской области. Позже семья переехала в Красноярск. Война резко перевернула устоявшийся быт семьи. После гибели на фронте отца, Иннокентий был вынужден бросить школу и после неудачных поисков работы, попал в военное училище. Оттуда – на фронт. Участвовал в битве на Курской дуге, бежал из плена, был ранен, прошел всю войну до Берлина. После войны почти случайно поступил в студию при Красноярском областном драматическом театре. Проучившись год, приходит в Норильский 2-ой Заполярный театр, где проработал четыре сезона (1946–1951), пройдя школу мастерства. В связи с ухудшением здоровья переселился на юг. Один сезон отслужил в Дагестанском русском драматическом театре в Махачкале, затем в Сталинградском театре драмы, который оставил в 1955, ощущая, что пришло время иной манеры игры.

С 1955 Смоктуновский показывался во многих театрах Москвы, неизменно получая отказ. Счастливый поворот его судьбы начинается после участия в съемках кинофильма «Солдаты», где он сыграл роль солдата Фарбера. Фильм вышел на экран в 1956, совпав с началом времени перемен. А время требовало нового героя. На этой волне индивидуальность Смоктуновского, его неповторимая органика, не выносящая нажима и пафоса, пришлась впору.

Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х, когда он сыграл князя Мышкина из инсценировки романа «Идиот» по Ф.М. Достоевскому в постановке Г.А. Товстоногова, специально пригласившего неизвестного артиста в БДТ. Режиссер, чуткий к актерским дарованиям, уже в роли солдата Фарбера, разглядел в Смоктуновском будущего Мышкина, «положительно прекрасного человека», пришедшего в жестокий мир с чистой любовью и полным отсутствием житейского опыта. Смоктуновскому удалось «попасть в тон» Мышкина, почувствовать почти неуловимый строй души больного князя, создать ощутимое энергетическое поле доброты, с которой тот шел к людям, сначала покоряя светом своей личности, затем оказываясь жестоко раздавленным силой человеческого зла. Необыкновенное совпадение Смоктуновского с душевной жизнью своего героя вызвали колоссальный интерес публики, воспринявшей эту роль как большое событие в театральной жизни. Актер действительно открыл нового героя. Это был герой в абсолютно негероической, а подчас и смешной оболочке. Смоктуновский осознанно не боялся в роли Мышкина быть смешным, неуклюжим. Лиризм актера сочетался с непосредственным глубоким комизмом, оберегающим его от ненужного пафоса. Это сочетание – основа его метода. В роли Мышкина он нарушал театральные правила. В спектакле БДТ появился не играющий, а живущий актер.

Роль Мышкина была признана целой эпохой в творчестве артиста. Но для артиста появилась очевидная опасность самоповтора. Однако масштаб возможностей артиста, аналитический метод работы привели к дальнейшему его развитию. Сказался также большой сценический опыт Смоктуновского на провинциальных подмостках и в кино, опыт мучительных поисков, а не накапливания известных штампов, обостренный слух на современность, на новые возможности и новую технику игры.

С 1966 (сыграв повторно роль Мышкина в возобновленном спектакле БДТ, в иной, более лаконичной, суровой и мужественной трактовке) до середины 1970-х посвятил себя кинематографу. Сыграл лучшие свои роли от Гамлета до современников. Гамлет из кинофильма Г. Козинцева (1964), так же как и Мышкин, стал целой эпохой. Смоктуновский создал цельный героический образ, в котором сочеталось ранее не сочетаемое: мужественная простота и утонченный аристократизм, доброта и язвительный сарказм, ироничный ум и самопожертвование. И такая полифоничность была неслучайной для его творчества. В дальнейшем расширял горизонты построения сценического характера, проявляя изобретательность в сфере тонкого душевного анализа своих героев. В том числе и «отрицательных» или имеющих репутацию к тому близкую, например, в роли далеко неромантичного следователя Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому в фильме Л. Кулиджанова. В исполнении Смоктуновского он был человеком идеи, духовной миссии, своего рода мыслитель, философ, идейно опровергающий теорию Раскольникова. Актер сознательно укрупнял духовный масштаб своего героя, показывая все ходы его изощренной мысли, жестокого, но талантливого ума, беспощадного не только к преступнику, но и к себе. Философская направленность его творчества, имеющая точкой отсчета, прежде всего, роль Гамлета, развивалась в различных направлениях, от роли царя Федора в театре («Царь Федор Иоанович») до постижения пушкинских и гоголевских образов в кино.

Семь лет разделяют князя Мышкина из второй редакции «Идиота» от царя Федора, сыгранного Смоктуновским в 1973 на сцене московского Малого театра. И если в БДТ он нарушал театральные правила, то в 1970-х начал к ним возвращаться. В его исполнении царь Федор не был традиционным неврастеником, добрым юродивым на троне. Это был царь, сознающий свою высокую миссию, человек мужественной простоты, а не метаний, свойственных слабости воли. Так же, как и автор, он, очевидно, уходил от исторического облика Федора, как уходил и от предшествующей ему сценической традиции. Он нашел в роли «свой тон», а это всегда было, по его собственному признанию, важнейшим условием для рождения образа. Так все «громкие» места роли произносил необыкновенно тихо, с сознанием величия своего дела и убежденностью в своей правоте. Но все же Федор был больше победой Смоктуновского-аналитика, интеллектуала, чем победой художника. Душевной просветленности, столь магнетически завораживающей в Мышкине, актер в этой роли не достиг. Поэтому не до конца удовлетворенный своей работой, расстался с царем Федором, хотя и признанным творческой удачей, уже в 1975.

В том же году перешел во МХАТ, где специально для него был поставлен чеховский «Иванов» (1976). Это была не первая его роль из чеховского репертуара. В 1970 сыграл роль Войницкого в экранизации «Дяди Вани», а в 1974 – Моисея Моисеевича в киноверсии «Степь» и Гаева в телевизионном «Вишневом саду». Этот опыт выявил парадоксальное: Смоктуновский – не совсем чеховский актер. Чеховская недосказанность, неопределенность оказались чужды духу артиста, выявляющему масштабную, мощную личность. Однако в Иванове индивидуальность актера нашла свое место. Актер отверг бытующую в 1970-е дегероизацию Иванова. Ему не был интересен Иванов – мелкий обыватель, которого «заела среда». В таком же духе был им сыгран Войницкий, не принесший творческого удовлетворения. В Иванове он стремился к другому: показать страшное крушение могучей личности, переживающей трагедию бессмысленно прожитой жизни. И совсем не случайно Иванов Смоктуновского ассоциировался с постаревшим Гамлетом. Позже продолжил творческое освоение Чехова, сыграв в несколько отстраненной, графичной манере доктора Дорна в «Чайке» (1982), Серебрякова в «Дяде Ване» (1985), отказавшись от поверхностно-сатирической трактовки стареющего больного профессора. Ему удалось безупречно освоить изобразительную сторону чеховских героев, но серьезных откровений, обычно от него ожидаемых, не получилось.

Большая часть его ролей так или иначе связаны с утверждением нравственной высоты человека, чистотой его помыслов, светлых душевных порывов и мужества. Он освещал характер через психологические детали часто комического свойства, пробиваясь к лирике через иронию. В его лирическом герое, в разных обличьях жил Моцарт, гений гармонии и света. И не случайно Смоктуновский дважды проживет судьбу гениального музыканта (в телефильмах 1961, и в 1970 по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина). Для творчества артиста также принципиально важен созданный им в 1980 образ Сальери – монументальный, величественный и ничтожный.

Неповторимый голос, богатый тонкими оттенками, широким диапазоном звучания, особенно важный инструмент творчества Смоктуновского. Поэтому многие выдающиеся его произведения созданы на радио, а также на студии грамзаписи.

 

Михаил Александрович Ульянов родился в сибирском городке Тара на Иртыше, в четырехстах километрах от Омска. Отец, председатель колхоза, в 1941 ушел на фронт.

В 1942 в городе появилась труппа украинских артистов из Театра им. Зеньковецкой, режиссер которой Е.П. Просветов организовал театральную студию. Ульянов стал студийцем. В 1944 уехал в Омск продолжить актерскую учебу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса Омской студии, отправился в Москву и в 1946 поступил в Театральное училище им. Б.В. Щукина. С 1950 – актер Театра им. Евг. Вахтангова.

Первый сезон для Ульянова начался с вводов в массовые сцены и эпизоды. Пробой сил, проверкой актерской индивидуальности стала сыгранная в 1951 роль С.М. Кирова («Крепость на Волге»). Опыт и мастерство приходили с такими работами, как бригадир Баркан («Государственный советник»), Артем («Макар Дубрава»), Яков («Егор Булычев и другие») и др. Ульянов учился, играя рядом с М. Астанговым, Р. Симоновым, Н. Гриценко и другими прославленными артистами Вахтанговского театра. В 1952 исполнил роль моряка Кости Белоуса («Город на заре» А. Арбузова), в которой открылся ульяновский дар глубоко и страстно выражать чувства, которыми живут его современники. Настоящий успех пришел к его Сергею Серегину («Иркутская история» А. Арбузова, 1959). Его герой вызывал симпатии прямым и решительным характером, за внешней простотой которого угадывалась душевность и дар обостренного чувства чужой боли. Виктор, которого играл Ульянов в «Варшавской мелодии» Л. Зорина (1967), казался человеком из современной уличной толпы, из тех, кто удержался в жизни, но потерял себя, не сумев отстоять своего счастья.

В 1970-е годы Ульянов создал сценическую галерею исторических личностей – Антоний («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира, 1971), Ричард III («Ричард III» У. Шекспира, 1976), Степан Разин («Я пришел дать вам волю» В. Шукшина, 1979) и Ленин («Человек с ружьем» Н. Погодина) и др. Ульянову были доступны сдержанный, страстный лиризм и трагическая напряженность, сочный народный юмор и глубокий, скрытый драматизм. Среди многих театральных ролей 1980-х годов самой близкой ему по духу была роль Едигея («И дольше века длится день» Ч. Айтматова, 1984).

С 1953 Ульянов снимался в кино. Фильмы с его участием – «Добровольцы», «Простая история», «Битва в пути», «Братья Карамазовы», «Освобождение», «Частная жизнь», «Без свидетелей», «Ворошиловский стрелок» и др. Роль маршала Жукова Ульянов сыграл в двенадцати фильмах, Ленина – в шести. Высшим достижением актера в кино стал Егор Трубников («Председатель», 1963).

Среди актерских работ на телевидении самой крупной и художественно значительной стала роль Тевье («Тевье-молочник» Шолом-Алейхема).

Актерская деятельность Ульянова в течение многих лет была связана с активной общественной деятельностью. В 1985 он избирался делегатом перестроечного XVII съезда КПСС. В 1987 был избран художественным руководителем Театра им. Евг.Вахтангова. В 1986–1997 был председателем Союза театральных деятелей СССР.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. – М., «Искусство», 1979, 632 с

2. Асеев Б.Н. Русский драматический дореволюционный театр: В 2 ч. – М., 1971.

3. Варнеке Б.В. История античного театра. - М.-Л., «Искусство» 1940, 312 с.

4. Горфункель Е.И. Смоктуновский. - М., «Искусство», 1990, 238 с.

5. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра – М.-Л., «Искусство», 1948, 548 с..

6. История английской литературы: В 3 т. Т. 1. Вып. 2: От Шекспира до конца XVIII века. – М.-Л.: АН СССР, 1945.

7. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под ред. С.С. Мокульского и др. – М., 1956-1988.

8. История зарубежного театра. – СПб.: «Искусство-СПБ», 2005. – 575 с.

9. История зарубежного театра: В 4 т. / Под ред. Г.Н. Бояджиева и др. – М., 1981-1987.

10. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. – 703 с.

11. Марков П.А. О театре: В 4 т. – М., 1977. Т. 4.

12. Рыбаков Ю.С. Г.А. Товстоногов. Проблемы режиссуры. - Л. «Искусство», 1977, 143 с.

13. Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. Краткое введение к его типологическому изучению. - Л., 1924

14. Свободин Л. Михаил Ульянов. Герои и время. - М., СТД РСФСР, 1987, 156 с.

15. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М., «Искусство», 1983г., 424 с.

16. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8 т. – М., «Искусство», 1954 - 1961г.

17. Стенник Ю. Сумароков-драматург.// Сумароков А.П. Драматические сочинения – Л., "Искусство", 1990, 480 с..

Date: 2015-08-15; view: 637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию