Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как динамическая само­развивающаяся система





С истема – комплекс элементов и связей между ними.

Составные части системы Понятие системы Общество как система
Элемент Неразложимый далее ком­понент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. · Отдельные индивиды · Социальные общности
Элемен­ты могут иметь сложное строение как подсис­темы (бо­лее сложные, чем элементы, но менее сложные, чем са­ма система) Основные подсистемы (сферы) общества: · Экономическая · Политическая · Социальная · Духовная
Связи между элементами ее подсистемами   Общественные отношения (см. предыдущий пункт)

 

Свойства системы
Целостность Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходя­щие за пределы отдель­ных эле­ментов Общество – это больше, чем толпа.
Функционирование- развитие Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся Саморазвивающаяся система: · саморегуляция, · самострук­турирование · самовоспроизведение · саморазвитие
Открытость-закрытость Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) Открытая система


Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами:

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.

4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.

11 Основные институты общества

Интересно? Расскажите друзьям

Вконтакте        

1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.


2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детей Семья, Наследование Социальная (семейно-брачные отношения) · Отец · Мать · Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Экономичес-кая сфера · Работодатель · Наемный работник · Покупатель · Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартов Власть Государство Политическая сфера · Законодатель · Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Духовная сфера · Священник · Прихожанин Собор Церковь Крест  
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Духовная сфера · Учитель · Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др.

 

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.


Социальные институты:


• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


3. Типы функций социальных институтов:

· Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом

· Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).


4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

12 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Интересно? Расскажите друзьям

Вконтакте        

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

 

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:

· национальная – мировая;

· светская – религиозная;

· восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

· традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

· сельская – городская;

· обыденная – специализированная;

· высокая (элитарная) – массовая – народная


9. Элитарная, массовая и народная культуры

Критерии Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») Элитарная Народная
Авторы Профессиональные творцы (стандартизация культуры) Профессиональные творцы, создающие культурные каноны Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Характер Коммерческий (невозможно без СМИ) Некоммерческий Некоммерческий
Уровень сложности Низкий Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) -
Аудитория Массовая Узкая Широкая
Взаимодействие Тесное взаимодействие и взаимодополнение



1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

 

Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

· рост жизненного уровня;

· развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;

· возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

13 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Интересно? Расскажите друзьям

Вконтакте        

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

· социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

· отрасль духовного производства (НИОКР);

· особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

· по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


3. Функции науки:

· культурно-мировоззренческая,

· познавательно-объяснительная,

· прогностическая,

· социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

 

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

· постепенное развитие науки;

· развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

· развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

· развитие через интеграцию научного знания.

 

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

· объективность;

· развитость понятийного аппарата (категориальность);

· рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость;

· высокий уровень обобщения;

· универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


8. Уровни, формы и методы научного познания

Уровни Эмпирический Теоретический
Формы - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Методы (строгость и объективность) · наблюдение; · эксперимент; · измерение; · классификация; · систематизация; · описание; · сравнение. · Единство исторического и логического · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация · Математическое моделирование

 


9. Универсальные методы научного познания:

· анализ – разложение целого на части;

· синтез – воссоединение целого из частей;

· дедукция – выведение общего положения из фактов;

· дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

· аналогия – сходство нетождественных объектов;

· моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

· абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

· идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение


12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Результат исследования
Социальное знание Гуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности: · Понимание · Обращение к текстам · Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

 

Date: 2015-08-15; view: 701; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию