Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О предмете логики иее задачах





Логика является наукой о мышлении, иначе - наукой об ин­теллектуальной деятельности.

Предметом логики является не всякая интеллектуальная де­ятельность, но та, которая по определенным соображениям счи­тается правильной. Поэтому логика может считаться норматив­ной наукой о мышлении, и этим она отличается от других наук, предметом которых также является мышление. Например, пси­хология изучает мышление в аспекте возрастных, половых, со­циальных характеристик индивида. Логика же отвлекается от этих аспектов и занимается вопросом о том, как должен мыс­лить человек, чтобы его рассуждения могли считаться правиль­ными, корректными, иначе говоря, логичными.

Логика отвлекается от' содержательной стороны интеллек­туальной деятельности, но обращает внимание на форму (струк­туру) мысли. Здесь уместно провести аналогию между логикой и грамматикой. Последняя также устанавливает такие правила устной или письменной речи, которые не зависят от содержа­ния текста.

Можно сказать, что задачей логики является установление правил (норм) интеллектуальной деятельности и их обоснова­ние (поэтому она наука нормативная). При этом в рассмотре-

2-2276 5


ИИМДнЩпИигг""...................... ■■■■*■»-■■?-('-■-*:.---.^--..-..,-^»^-.^^-........................ -.............................................................................................. ............................. ^^ц.-^л^


ние принимаются такие правила, применение которых не зави­сит ни от содержания мыслей, ни от вопроса о том, кто выпол­няет мыслительные операции.

Рассмотрим примеры рассуждений, поясняющие сказанное выше.

Exmpl 1. -«Если ваша девушка - вампир, то она не отражается в зеркале. Ваша девушка - вампир. Следовательно, она не отра­жается в зеркале». «Если дело ведет комиссар Мэгре, то пре­ступник будет пойман. Дело ведет комиссар Мэгре. Значит, пре­ступника поймают». В представленных рассуждениях речь идет о различных объектах, т.е. они имеют различное содержание. Но эти рассуждения имеют одинаковую форму или структуру, ко­торую можно представить так:

Если А, то В - первое утверждение (посылка). А - второе утверждение (посылка). В - выводимое заключение.

Важным свойством данной формы является тр, что при ис­тинности посылок она гарантирует получение истинного за­ключения, независимо от предмета наших рассуждений. Иначе говоря, если мы соглашаемсяс исходными утверждениями, дан­ная форма обязывает нас признать истинность заключения.

Exmpl2. «Если ваша девушка - вампир, то она не отражает­ся в зеркале. Ваша девушка не отражается в зеркале. Следова­тельно, она - вампир». Всякий человек, встречавший вампи­ров, скажет, что первое утверждение является истинным. Возможно, раньше или позже нам придется с грустью убедить­ся в истинности заключения. Но данное рассужденде не явля­ется логически правильным - так строить умозаключения нельзя1.

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ

Логика является удобным и полезным инструментом в ра­боте с информацией. Любому человеку в процессе обучения или профессиональной деятельности приходится работать с инфор­мацией: воспринимать и систематизировать полученную инфор­мацию, сообщать что-то людям, соглашаться или не соглашать-

' Объяснение того, почему первые два рассуждения правильны, а третье -нет, читатель найдет при изучении темы «Умозаключение»'. После знаком­ства с этой темой авторы рекомендуют вернуться к этим примерам и пораз­мышлять над ними.


ся с рассуждениями других. Логика как раз и является той нау­кой, которая изучает правила работы с информацией. Поэтому, если мы хотим разумно обрабатывать получаемую информацию и научиться корректно преподносить ее другим людям, то нам следует познакомиться с логикой.

Исследования психологов показывают, что логические навы­ки не являются врожденным свойством человеческого интел­лекта. Некоторую их часть люди приобретают в процессе обще­ния, при обучении. В течение жизни мы вольно или невольно используем полученные логические навыки, а иногда наруша­ем правила логики. По-видимому, разумно сделать инструмент, которым мы пользуемся, осознанным, а для этого требуется изу­чать логику.

Можно провести следующую аналогию между необходимо­стью изучения логики и необходимостью знакомства с элемен­тами анатомии и биологии. Человеку не требуется изучать био­логию и анатомию, чтобы потреблять и переваривать пищу. 'Но любому человеку полезно обладать хотя бы элементарными све­дениями об устройстве своего организма, если в его работе про­исходит сбой, чтобы помочь ему в случае болезни. То же можно сказать и о логике. Логику требуется изучать хотя бы для того, чтобы обнаруживать и исправлять ошибки в своих собственных рассуждениях или в рассуждениях других людей, например в ситуации дискуссии.

Рассмотрим два примера, демонстрирующих, к чему может привести несоблюдение правил логики.

Exmpl 3. Представим себе, что в ходе судебного разбиратель­ства обвинитель (прокурор) произносит следующую фразу: «Если обвиняемый виновен, то у него был сообщник». После этого со своего места вскакивает адвокат и восклицает: «Невер­но!». Авторы этих строк утверждают, что, с точки зрения логи­ки, своим восклицанием адвокат не мог сказать для своего под­защитного ничего хуже. Почему дело обстоит так, читатель узнает, когда познакомится с темой «Сложные суждения (выс­казывания)»2. Здесь заметим только, что даже выполнение та­кой простой интеллектуальной операции, как отрицание како­го-либо высказывания, иногда требует знакомства с логикой, чтобы не попасть в затруднительную ситуацию.

Exmpl 4. У человека, знакомого с логикой, вызовет улыбку объявление следующего содержания: «На работу в инофирму

2 После ознакомления с указанной темой авторы рекомендуют читателю вспомнить об этом примере и объяснить наше утверждение.


 



2*



приглашаются молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет и глав­ный бухгалтер». Здесь также имеет место нарушение правила логики, и человек, знакомый с этой наукой, легко обнаружит, в чем заключена ошибка3.

Наконец, знание законов логики и умение их применять яв­ляются таким же показателем культуры человека, как грамот­ная речь или поведение за обедом в соответствии с правилами этикета. Неправильно строить рассуждения, формулировать не­корректные определения так же неприлично, как бросать кости под стол во время еды и допускать грамматические ошибки при написании текста.

3 Читатель также сможет сделать это после знакомства с правилами деле­ния понятий.


Date: 2015-08-15; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию