Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О предмете логики иее задачахЛогика является наукой о мышлении, иначе - наукой об интеллектуальной деятельности. Предметом логики является не всякая интеллектуальная деятельность, но та, которая по определенным соображениям считается правильной. Поэтому логика может считаться нормативной наукой о мышлении, и этим она отличается от других наук, предметом которых также является мышление. Например, психология изучает мышление в аспекте возрастных, половых, социальных характеристик индивида. Логика же отвлекается от этих аспектов и занимается вопросом о том, как должен мыслить человек, чтобы его рассуждения могли считаться правильными, корректными, иначе говоря, логичными. Логика отвлекается от' содержательной стороны интеллектуальной деятельности, но обращает внимание на форму (структуру) мысли. Здесь уместно провести аналогию между логикой и грамматикой. Последняя также устанавливает такие правила устной или письменной речи, которые не зависят от содержания текста. Можно сказать, что задачей логики является установление правил (норм) интеллектуальной деятельности и их обоснование (поэтому она наука нормативная). При этом в рассмотре- 2-2276 5 ИИМДнЩ ние принимаются такие правила, применение которых не зависит ни от содержания мыслей, ни от вопроса о том, кто выполняет мыслительные операции. Рассмотрим примеры рассуждений, поясняющие сказанное выше. Exmpl 1. -«Если ваша девушка - вампир, то она не отражается в зеркале. Ваша девушка - вампир. Следовательно, она не отражается в зеркале». «Если дело ведет комиссар Мэгре, то преступник будет пойман. Дело ведет комиссар Мэгре. Значит, преступника поймают». В представленных рассуждениях речь идет о различных объектах, т.е. они имеют различное содержание. Но эти рассуждения имеют одинаковую форму или структуру, которую можно представить так: Если А, то В - первое утверждение (посылка). А - второе утверждение (посылка). В - выводимое заключение. Важным свойством данной формы является тр, что при истинности посылок она гарантирует получение истинного заключения, независимо от предмета наших рассуждений. Иначе говоря, если мы соглашаемсяс исходными утверждениями, данная форма обязывает нас признать истинность заключения. Exmpl2. «Если ваша девушка - вампир, то она не отражается в зеркале. Ваша девушка не отражается в зеркале. Следовательно, она - вампир». Всякий человек, встречавший вампиров, скажет, что первое утверждение является истинным. Возможно, раньше или позже нам придется с грустью убедиться в истинности заключения. Но данное рассужденде не является логически правильным - так строить умозаключения нельзя1. О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ Логика является удобным и полезным инструментом в работе с информацией. Любому человеку в процессе обучения или профессиональной деятельности приходится работать с информацией: воспринимать и систематизировать полученную информацию, сообщать что-то людям, соглашаться или не соглашать- ' Объяснение того, почему первые два рассуждения правильны, а третье -нет, читатель найдет при изучении темы «Умозаключение»'. После знакомства с этой темой авторы рекомендуют вернуться к этим примерам и поразмышлять над ними. ся с рассуждениями других. Логика как раз и является той наукой, которая изучает правила работы с информацией. Поэтому, если мы хотим разумно обрабатывать получаемую информацию и научиться корректно преподносить ее другим людям, то нам следует познакомиться с логикой. Исследования психологов показывают, что логические навыки не являются врожденным свойством человеческого интеллекта. Некоторую их часть люди приобретают в процессе общения, при обучении. В течение жизни мы вольно или невольно используем полученные логические навыки, а иногда нарушаем правила логики. По-видимому, разумно сделать инструмент, которым мы пользуемся, осознанным, а для этого требуется изучать логику. Можно провести следующую аналогию между необходимостью изучения логики и необходимостью знакомства с элементами анатомии и биологии. Человеку не требуется изучать биологию и анатомию, чтобы потреблять и переваривать пищу. 'Но любому человеку полезно обладать хотя бы элементарными сведениями об устройстве своего организма, если в его работе происходит сбой, чтобы помочь ему в случае болезни. То же можно сказать и о логике. Логику требуется изучать хотя бы для того, чтобы обнаруживать и исправлять ошибки в своих собственных рассуждениях или в рассуждениях других людей, например в ситуации дискуссии. Рассмотрим два примера, демонстрирующих, к чему может привести несоблюдение правил логики. Exmpl 3. Представим себе, что в ходе судебного разбирательства обвинитель (прокурор) произносит следующую фразу: «Если обвиняемый виновен, то у него был сообщник». После этого со своего места вскакивает адвокат и восклицает: «Неверно!». Авторы этих строк утверждают, что, с точки зрения логики, своим восклицанием адвокат не мог сказать для своего подзащитного ничего хуже. Почему дело обстоит так, читатель узнает, когда познакомится с темой «Сложные суждения (высказывания)»2. Здесь заметим только, что даже выполнение такой простой интеллектуальной операции, как отрицание какого-либо высказывания, иногда требует знакомства с логикой, чтобы не попасть в затруднительную ситуацию. Exmpl 4. У человека, знакомого с логикой, вызовет улыбку объявление следующего содержания: «На работу в инофирму 2 После ознакомления с указанной темой авторы рекомендуют читателю вспомнить об этом примере и объяснить наше утверждение.
2* приглашаются молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет и главный бухгалтер». Здесь также имеет место нарушение правила логики, и человек, знакомый с этой наукой, легко обнаружит, в чем заключена ошибка3. Наконец, знание законов логики и умение их применять являются таким же показателем культуры человека, как грамотная речь или поведение за обедом в соответствии с правилами этикета. Неправильно строить рассуждения, формулировать некорректные определения так же неприлично, как бросать кости под стол во время еды и допускать грамматические ошибки при написании текста. 3 Читатель также сможет сделать это после знакомства с правилами деления понятий.
|