Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, история и виды контент-анализа





Контент-анализ — техника заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. Процедура контент- анализа — подсчет частоты (или объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц анализируемого текста. Контент-анализ используют для изучения достаточно большого количества однотипных документов, релевантных теме исследования. Он является целевым (исследуется узкая сторона документов) и дает неполное, экстенсивное описание документов.

Контент-анализ используют: при необходимости высокой точности или объективности анализа; при наличии обширного и несистематизированного материала по теме исследования; когда значим язык (стиль) документа; когда важно доказать существование скрытого смысла в документе. Контент-анализ позволяет дать точные характеристики изучаемого объекта, выяснить причины, породившие сообщение, оценить эффект воздействия сообщения.

Сама процедура сводится к двум операциям:

1) формулируются ключевые, сущностные понятия на основе конкретного текста;

2) фиксируется частота упоминания и объем этих категорий, на основании собранных данных количественные показатели подвергаются обработке.

Полученные результаты позволяют судить и о латентном содержании текста. Поэтому контент-анализ часто рассматривается как качественно-количественный анализ. Особенно удобно подвергать контент-анализу материалы средств массовой информации.

Контент-анализ может использоваться как вспомогательный метод (например, при анализе ответов на открытые вопросы), средство взаимопроверки и контроля данных, полученных с помощью других методов (опрос, наблюдение), один из этапов эмпирического исследования, главный и единственный метод.

Контент-анализ был разработан в США. Первые пробы систематического количественного анализа газетных текстов относят к концу XIX — началу XX столетия, хотя первые известные случаи использования контент-анализа имели место в XVIII в., когда в Швеции на основании подсчета частоты появления темы Христа в тексте принималось решение о еретичности той или иной книги.

Можно выделить пять этапов становления контент-анализа как самостоятельного метода.

· Этап 1. Период разнородного и строгого частотного анализа содержания понятий (конец XIX — 30-е годы XX в.). В 1893 г. Дж. Спид провел исследование на тему «Дают ли сейчас газеты новости?», проанализировав материалы нью-йоркской газеты за 1891 и 1893 гг. Увеличение тиража и периодичности выхода в сочетании со сниженной ценой привело к росту популярности «Нью-Йорк тайме». При этом частота и объем заметок на скандальные темы резко выросли, число же материалов на религиозные, нравственно-этические и политические темы резко уменьшилось. В 1900 г. Д. Уилкокс проанализировал тематику материалов уже 240 различных газет, вышедших за один день. В 1912 г.было сформулировано требование необходимости изучать степень внимания прессы к той или иной тематике. В 1926 г. в исследовании «Провинциальная газета» Д. Уилли использовал классификацию газетных сообщений по трем критериям: теме (политика, экономика, литература и т.д.), форме (новости, передовицы, информационные сообщения, эссе и т.д.), комбинации тех или других (например, политические новости). Таким образом, к концу этого периода основные процедуры количественного контент-анализа были отработаны.

· Этап 2. Классический «частотный» контент-анализ Г. Лассуэла и Б. Берельсона (1940—1950 гг.). К этому времени относят первый анализ инаугурационных речей президентов США, пропагандистских речей Гитлера и Рузвельта, радиопрограмм в США, скрытым образом проводивших пропаганду идеологии фашизма. Во время Второй мировой войны были проанализированы 12 различных радиопрограмм в США и выделено около тысячи символов, с помощью которых описывались страны антигитлеровской коалиции и «державы оси». Аналитики выяснили что в одиннадцати из 12 программ шла скрытая пропаганда нацизма. Последовало судебное разбирательство.

· Этап 3. Период усовершенствования техники анализа Ч. Осгудом, компьютерный анализ Ф. Стоуна (конец 1950-х — конец 1960-х годов). В это время Ф. Стоун и Ч. Бейле создали программу «Универсальный анализатор» («General inquirer»), которая используется и в наше время.

· Этап 4. Период широкого использования компьютерных программ (1970-е — середина-1990-х годов), что снизило трудоемкость процедур, позволило обрабатывать большие массивы текста и значительно сократить время подсчета, обеспечило необходимую надежность результатов; в это время появляются новые модификации проведения контент-анализа (например, компьютерная программа Vaal.3, активно используемая в анализе политических текстов В. Шалаком и позволяющая оценить характер вероятного психологического воздействия текста безотносительно к его содержанию; в данном случае важны звуковые сочетания гласных и согласных, количество звонких согласных и шипящих звуков в словах).

· Этап 5. Вторая половина 1990-х годов — наше время — период активной конкуренции с контент-анализом других методов работы с документами, что позволяет совершенно четко осознать достоинства и ограничения использования данного метода и полностью снимает вопрос о его лидерстве.

Однако возможности компьютера идентифицировать текст значительно ниже человеческих, так как компьютер реагирует на слово, понятие, но не.может работать с такими фрагментами текста, как суждение, тема и т.д. Ныне контент-анализ активно используется для изучения коммуникации в области государственных структур, специфики «подачи» материалов различными партийными изданиями, оценок тех или иных политических событий, текстов выступлений политических лидеров (определение их психологических типов, мотивации поведения),подлинного смысла информации, передаваемой в СМИ, слухов как наиболее эффективного канала коммуникации.

Наилучшей является классификация методов контент-анализа, разработанная Р. Мертоном, которая включает шесть вариантов:

1) подсчет символов (простой подсчет определенных ключевых слов);

2) классификацию символов по отношению (баланс положительных и отрицательных высказываний по поводу объекта исследования); используется для анализа эффективного расположения символов для пропаганды, для обнаружения контрастных, противоречивых суждений и для определения намерений коммуникатора;

3) анализ по элементам (выбор главных и второстепенных частей текста, определение тем, связанных с основными и периферийными интересами аудитории);

4) тематический анализ (выявление явных и скрытых тем);

5) структурный анализ (выяснение характера соотношения различных материалов: взаимодополняющего, объединенного, сталкивающего);

6) анализ взаимоотношения различных материалов (сочетание структурного анализа с изучением последовательности публикации материалов, объема и времени выхода их в свет).

 

Рассмотрим последовательность операций в контент-анализе:

· 1-й этап. Составление программы исследования: определение задачи, теоретических основ и объекта исследования; подбор текста документов (при анализе средств массовой информации выбирается издание, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (рубрики, типы публикаций и т.д.); подбор качественных (смысловых) единиц (категорий, подкатегорий, индикаторов категорий) и количественных единиц (единиц контекста, единиц частоты и объема упоминаний) контент-анализа. Качественные единицы контент-анализа показывают, что надо считать в тексте. Категории — ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; они могут делиться на подкатегории, например, индивидуальные внутренние и внешние индивидуальные характеристики и индикаторы — единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. Количественные единицы показывают, как надо считать. К ним относятся единицы контекста (обозначают сегмент текста, В пределах которого определяется частота упоминаний соответствующих категорий и подкатегорий (предложение, статья, интервью)) и единицы счета, к которым относятся объем (площадь текста, например число строк, печатных знаков, квадратных сантиметров печатной площади, метраж киноленты) и частота (терминологическая или тематическая). Требования к выделяемым единицам анализа предельно просты. Они должны иметь одно значение, легко идентифицироваться, их количество в изучаемом массиве документов должно быть достаточным для того, чтобы с этими единицами можно было работать. В тексте единица анализа может быть обозначена как отдельное понятие или как устойчивое словосочетание,

· 2-й этап. Разработка кодировочной инструкции, которая обязательно содержит обоснование выбора материала, единицы анализа, категории анализа. Всем категориям присваиваются определенные цифровые или буквенные обозначения (код). Кроме того, фиксируется обозначение знака информации («+»—положительное отношение; «-»—отрицательное; «0»—нейтральное; «+»—сбалансированное).

· 3-й этап. Пилотажная кодировка текста (испытание методики на обоснованность и устойчивость). Приведем приемы, используемые в пилотажной стадии: а) обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц. Выделяются все смысловые единицы из первого текста, затем из второго — те же, а также не встречавшиеся раньше, затем из третьего — смысловые единицы из предыдущих плюс новые и т. д. После изучения 3—5 очередных текстов, в которых не встретилось ни одной новой единицы, ранее не фиксированной в предыдущих документах, можно считать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого материала исчерпано; б) контроль за обоснованностью содержания смысловых единиц проводится с помощью экспертов-специалистов по данной теме; в) обоснованность по независимому критерию выявляется посредством получения аналогичных данных другими методами (опрос, наблюдение, тестирование); г) определение устойчивости данных при помощи повторного кодирования тех же документов тем же кодировщиком («устойчивость во времени») или разными кодировщиками по единой инструкции («устойчивость среди аналитиков»). Если данные разных кодирований примерно соответствуют друг другу (расхождение составляет не более 5%, а коэффициент корреляции на уровне значимости 0,05), то считается, что методика позволяет получить надежные результаты. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию вносят соответствующие изменения.

· 4-й этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов, этап «квалификации» (перевод в цифровое выражение всей совокупности анализируемых текстов). Данные фиксируются в заранее подготовленные таблицы, на отдельных карточках или перфокартах,

· 5-й этап. Статистическая обработка полученных количественных данных (вручную или на ПК(ЭВМ).

· 6-й этап. Интерпретация.

Лассуэл предложил методики (8 тестов) оценки пропаганды в тех или иных текстах:

■ прямое признание — очевидная идентификация с враждебной

стороной;

■ параллелизм — совпадение содержания материалов исследуемого

источника с содержанием враждебного источника;

■ связанность — соответствие потока материалов объявленным

целям враждебной пропаганды;

■ презентация — баланс отрицательного и положительного отношения

к каждому символу (объекту);

■ источник — предпочтительная ссылка на определенный тип источника;

■ скрытый источник — частая публикация материалов без указания

какого-либо источника;

■ своеобразие — использование терминов и речевых оборотов, характерных

для пропаганды враждебной стороны;

■ искажение — постоянные искажения тех или иных высказываний

на общие темы в направлении, выгодном лишь одной стороне.

Date: 2015-08-15; view: 2048; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию