Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение психологической готовности кандидатов





в приёмные воспитатели к воспитанию приёмного

ребёнка.

 

Далее проводится психологическая диагностика. При диагностике кандидатов в приёмные воспитатели важно определить индивидуально-психологические свойства человека, его эмоциональное состояние, мотивацию желания взять на воспитание ребёнка, выявить возможные особенности общения внутри семьи. Исследование семьи кандидатов в приёмные воспитатели предполагает применение набора методик и методов:

§ Личностные качества родителей (формирование личности ребёнка значительное влияние оказывают личностные качества родителей) – опросник Леонгарда-Шмишека – определение типа характера;

§ Составление генограммы (особенности общения внутри семьи отношения кандидатов с их собственными родителями – интервью-(анкета шведских специалистов);

§ Совместный анализ детско-родительских отношений в биологической семье кандидатов - интервью;

§ Совместный анализ детско-родительских отношений внутри семьи кандидатов (если имеются дети) – опросники:»Родительское отношение к детям», «Эмоциональное отношение к ребёнку», «Интервью», «Измерение родительских установок», «Шкала сплочённости и адаптации в семье». – (см. приложение№3)

Основными противопоказаниями являются: жестокость, гиперопека, противоположность взглядов в вопросах воспитания, чёткие представления о том, каким должен вырасти ребёнок и как его воспитывать и т.д.

 

 

2.Подготовка кандидатов в приёмные воспитатели к выполнению родительских функций по отношению к приёмному ребёнку.

2.1.Программа психолого-педагогической подготовки кандидатов в приёмные воспитатели.

 

Подготовка кандидатов в приёмные воспитатели представляет собой проведение тренинговых занятий.

Тренинг - это наиболее эффективная возможность для кандидатов осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребёнка. Тренинг даёт возможность психологически подготовиться к выполнению работы воспитателя.

Занятия проводятся не только в форме лекций, а с применением активных психологических методов, таких как ролевые игры, мозговой штурм, обратная связь и т. д.

Основные цели тренинга:

§ Помочь приёмным воспитателям осознать истинные мотивы принятия ребёнка в семью;

§ Сформировать чувства уверенности в родительской роли;

§ Показать особенности воспитания детей лишённых родительской опеки;

§ Научить некоторым приёмам взаимодействия с приёмным ребёнком.

Программа психолого-педагогической подготовки кандидатов в приёмные воспитатели включает в себя 5 занятий с элементами тренинга и расчитана на 15 часов.

Занятие1. Родитель – это профессия. Права и обязанности родителей (основы законодательства РБ о несовершеннолетних).

Цель и задача: познакомить кандидатов с целью программы, её содержанием, а также с некоторыми основами законодательства РБ о несовершеннолетних.

1. знакомство (слово ведущего);

2. знакомство по цепочке (работа в большой группе);

3. содержание и цели всей программы (слово ведущего);

§ положение о приёмной семье;

§ права и обязанности приёмных воспитателей;

§ права и обязанности приёмных детей.

4. почему дети оказываются в приёмной семье (обсуждение в подгруппах);

5. навыки необходимые приёмным воспитателям (обсуждение в подгруппах);

6. заключение, упражнение «оценка занятия».

Занятие2. Возрастные особенности психофизического развития детей, лишённых родительской опеки.

Цель и задача: осознание возрастных особенностей психофизического развития детей, лишённых родительской опеки.

1. приветствие;

2. краткие сведения нормального развития ребёнка;

3. психологические особенности детей и подростков, оставшихся без опеки родителей;

4. дети из семей алкоголиков;

5. упражнение «Куст розы»;

6. заключение, упражнение «оценка занятия».

Занятие3. Ребёнок в семье: привязанность ребёнка к взрослому.

Цель и задача: осознание проблем, поиск путей их решения в воспитании приёмного ребёнка. Первые дни ребёнка в приёмной семье.

1. приветствие;

2. упражнение «поводырь»;

3. упражнения: «К вам пришёл жить ребёнок», «Первая встреча», «Незнакомое место», «Мой дом»;

4. цикл тесной связи и привязанности: «упражнение с ниточками»;

5. что такое Привязанность?;

6. причины и симптомы нарушения привязанности;

7. упражнение «Потребности детей» (работа в подгруппах: 3-6 лет, 7-11 лет, 12-… лет);

8. чем может помочь привязанность и способы её усиления;

9. упражнение «Неоконченная история»;

10. заключение, упражнение «оценка занятия».

Занятие4. Воспитание детей в семье: трудности поведения, оказание поддержки.

Цель и задача: осознание психологических особенностей детей, лишённых родительской опеки, показать некоторые способы взаимодействия с ребёнком.

1. приветствие;

2. упражнения: «Пейзаж», «История про предмет», «Исследование дисциплины»;

3. причины плохого воспитания, поведения;

4. Какие способы наказаний вы знаете? Нужно ли наказывать детей и в каких случаях? Какие способы приемлемы, а какие нет?

5. упражнение «Нарисуй свою злость»;

6. агрессивность, тревожность, гиперактивность – как работать с такими детьми;

7. конфликтные ситуации (разбор ситуаций);

8. техника активного слушания;

9. упражнение «Чудесный мешочек»;

10. заключение, упражнение «оценка занятия».

Занятие5. Психолого-педагогические рекомендации по адаптации ребёнка в семье.

Цель и задача: показать какие бывают периоды адаптации и с какими проблемами родители могут столкнуться.

1. приветствие, игра с мячом;

2. упражнение «Никто из Вас не знает, что я … (или – у меня…);

3. период адаптации ребёнка в приёмной семье;

4. заключение, упражнение «оценка занятия»;

ЗАЧЁТ. (см. методическую разработку)

 

 

2.2.Заключение о возможности кандидата быть приёмным воспитателем.

На основании всех наблюдений и изучений можно сделать выводы о личностных особенностях кандидатов и членов их семей, прояснить мотивацию, построить предположительные выводы о взаимоотношениях в семье. Полученная информация обсуждается специалистами (социальным педагогом и психологом) информационно-социального отдела ГСПЦ, анализируется. В результате составляется заключение о возможности кандидата быть приёмным воспитателем. Один экземпляр заключения передаётся в отдел опеки и попечительства районного отдела образования. (см. приложение№4). Кандидатам в приёмные воспитатели на руки по окончании подготовки выдаётся свидетельство установленного образца.

 

3.Подготовка ребёнка к перемещению в приёмную семью.

Дети, оставшиеся без опеки родителей, переживают двойную травму:

С одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьёй. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. В дальнейшем именно эти проблемы являются фактором, делающим адаптацию ребёнка в приёмной семье более длительной.

3.1.Передача ребёнка на период адаптации (на выходные дни, каникулы) в семью кандидатов.

Процесс помещения ребёнка в приёмную семью является сложным и многоступенчатым. Все вовлечённые в этот процесс взрослые люди несут ответственность за ребёнка и его будущее.

Помещение ребёнка в семью происходит по индивидуальному плану, который вырабатывается специалистами ГСПЦ. Этот план может корректироваться в рабочем порядке, но основная идея – постепенность и время для того, чтобы познакомиться и привыкнуть друг к другу:

1. знакомство кандидатов в приёмные воспитатели с детьми приюта, которые по мнению специалистов подготовлены к созданию приёмной семьи;

2. личное знакомство с ребёнком, кратковременная совместная деятельность;

3. посещение семьи ребёнком в выходные дни.

На всех этапах знакомства ребёнка с семьёй педагог социальный и психолог поддерживают с ними тесный контакт. Кандидаты в приёмные воспитатели ведут дневник наблюдения за развитием ребёнка. В нём они помечают: состояние здоровья, сон, поведение/общение с взрослыми и детьми, а также чему он научился в этой семье, были ли какие-либо конфликтные/сложные ситуации, как с этим справилась семья.

В конце каждой недели кандидат в приёмные воспитатели показывает дневник наблюдений специалистам СПЦ, специалисты в свою очередь, проанализировав дневник наблюдений, дают соответствующие рекомендации по работе с ребёнком.

При положительном исходе знакомства районный отдел образования готовит документы для исполкома по рассмотрению о возможности придания семье статуса «приёмной».

На основании решения исполкома орган опеки и попечительства по месту жительства приёмных воспитателей заключает с приёмными воспитателями Договор о передаче на воспитание ребёнка в семью. В договоре предусматривается ответственность и права приёмных воспитателей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка в приёмной семье.

 

 

4.Сопровождение приёмной семьи.

 

Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой приёмной семье. Иногда дети даже провоцируют приёмных воспитателей на разрыв отношений, демонстрируя своим поведением двойственность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своём опыте. Они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них тёплые чувства. Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своём плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых. Потому что на личном опыте знают, как взрослые могут злоупотреблять той властью, которую им даёт привязанность и уязвимость ребёнка. Кроме того, вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи. Неизбежное в этом случае чередование гнева, подавленности и чувства вины у ребёнка становится дополнительной нагрузкой для приёмных воспитателей – и препятствием, затрудняющим формирование новой привязанности.

Для ребёнка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приёмную семью.

Помощь семье и ребёнку в период взаимной адаптации - необходимая составляющая часть в моей работе. Целенаправленная помощь требуется всем детям, лишившимся семьи. Однако максимальный эффект достигается только на фоне реальных жизненных изменений к лучшему: новый опыт отношения к самому себе усваивается ребёнком через отношение к нему в новой семье.

Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной семейной обстановке. Даже внешне становятся похожими на своих приёмных воспитателей, привязываются к приёмной семье и считают её своей. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них, большинство из них хорошо учится в общеобразовательных школах.

 

 

4.1. Посещение семьи с целью оказания консультативной помощи приёмным воспитателям по вопросам адаптации приёмного ребёнка в семье.

С момента помещения ребёнка в приёмную семью ведётся социально-психологическое сопровождение приёмных семей специалистами СПЦ, РОО и педагогами социальными общеобразовательных школ.

Взаимодействие с приёмными воспитателями с момента помещения ребёнка в семью носит постоянный характер. С одной стороны - это образовательная работа: семинары и групповые встречи для приёмных воспитателей, цель которых – предоставление информации, возможность обмена опытом и взаимной поддержки. С другой - практическая часть, индивидуальная или семейная: обсуждение происходящего с ребёнком и возникающих на каждом этапе адаптации трудностей, помощь в определении проблем ребёнка от проблем самих приёмных воспитателей и разрешение их совместно со специалистами центра.

Опыт работы показывает, что адаптация ребёнка в приёмной семье происходит примерно в течение года и условно делится на несколько периодов.

Этап первый – «Знакомство» или «Идеализированные ожидания».

В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространённы в первые два – четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.

Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи»…

Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.

Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.

Первый этап плавно переходит во второй, мы его назовём «вживание» или же больше подходит как «проверка для приёмных воспитателей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период – агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятья реагировать укусами, щипками, плеваться. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяет ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.

Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют дурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.

Эмоциональные трудности ребёнка состоят в том, что он испытывает радость и тревогу одновременно. Установить контакт с такими детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки, но и здесь важно учесть возраст, пол, интересы и уровень развития ребёнка. Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания придётся применять немного позже, когда такой ребёнок привыкнет к новым условиям.

Этап третий – «псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается агрессивность в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…

Часто спрашивают любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.

Большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их особенность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребёнком.

Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темперамента, чёрт характеров, привычек, проблем с памятью, неразвитость воображения, отставание в познавательной сфере.

Особенно ярко в этот период проявляются педагогические барьеры: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительных отношений; попытка опереться на свой жизненный опыт, на то, что нас так воспитывали; обнаруживается разница во взглядах на воспитание, влияние авторитарной педагогики, завышенные или, наоборот, заниженные требования.

Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение лица, оно становиться более осмысленным, оживлённым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни семьи.

Этап четвёртый – «привыкание». У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным воспитателям, доверяет им, обращается за помощью.

Последний пятый этап – этап «уподобление». Здесь уже ребёнок можно сказать не чем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмным воспитателем устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.

Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение приёмных воспитателей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку.

Также в этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Контакты психолога, педагога социального и приёмной семьи происходят примерно через месяц, затем - 1 раз в три месяца, то потом плановый мониторинг - каждые полгода (в случае необходимости приёмные воспитатели обращаются к специалистам самостоятельно). См. приложение№5).

 

4.2.Взаимное консультирование (социально-педагогический центр и социально-психологическая служба школ) по вопросам развития ребёнка в приёмной семье.

Контакты педагогов социальных и психологов с приёмными семьями начинаются с момента помещения ребёнка в приёмную семью. Первое сопровождение проводится специалистами СПЦ совместно со специалистами учреждения образования. Далее плановый мониторинг проводится 1 раз в полгода.

Основные направления социально-педагогической работы в общеобразовательных учреждениях определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.

Одним из направлений работы является работа с приёмной семьёй. Данное направление включает в себя:

1. составление социальной карты приёмных семей (см. приложение№6);

2. заполнение карты социальной реабилитации и развития ребёнка, воспитывающегося в приёмной семье (см. приложение№7);

3. изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей, воспитывающихся в приёмных семьях:

* наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;

* беседы с детьми и приёмными воспитателями, учителями;

* диагностирование (см. приложение№8).

4. индивидуально-консультативная помощь приёмным воспитателям и приёмным детям.

Всё это возможно осуществить благодаря сопровождению детей, которые воспитываются в приёмных семьях.

Date: 2015-07-27; view: 1497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию