Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Американский прагматизм





Американский прагматизм.

Пирс,Джеймс, Дьюи

Пирс «Как сделать наши идеи ясными» 1878 г. Теория сомнения- веры, прагматистская концепция значения.

Теория сомнения -веры- описывает характер чел мышления. Пирс считал что главная задача мышления сводится к приспособлению организма к окр среде. Мышление должно обеспечить выживаемость человека. Основная функция мышления- производство верования. Сам процесс мышления трактуется в качестве перехода от сомнения к вере. Отличаются с психологической и практической точки зрения. Психологически- состояние сомнения это состояние неудовлетворенности. Состояние верования характеризуется спокойствием и удовлетворенностью. С практической стороны- различие между сомнением и верой заключается в том что верование предполагает готовность действовать определенным образом. Верование не означает немедленного действия,а готовность действовать в определенных условиях. Поиск истины- не истина ибо когда мы достигли состояния верования мы уже думаем что дошли до истины. Все что не являетя движением от сомнения к вере- лишь пена на поверхности мышления.

4 способа закрепления верований:

метод упорства. Его достоинства непосредственность простота и прямота. Метод упорства заключается в том чтобы принять некое положение за истину и всегда отстаивать его независимо от жизненных обстоятельств. В этом случае ч-к не обращает внимания на факты к-рые противоречат его верованиям. Это психологически комфортно,но трудно придерживаться на практике- видно что другие мыслят несходным образом. Социальный инстинкт оказывается против метода упорства.

Метод авторитета. Используется социальными структурами-религиозными и политическими,а не отдельным человеком. Везде где есть аристократия гильдия или господствующий класс людей,будет применяться метод авторитета. Суть- подавление инакомыслия. Необходимо допускать в обществе лишь выгодные правителем доктрины. Несогласных необходимо запугать и заставить молчать. Расследование образа мыслей подозреваемых и введение наказаний за отказ от поддержки господствующих идей. С нравственной точки зрения такой метод непривлекателен. Жестокости и зверства всегда сопровождали его. Правящая элита от этого метода добровольно не откажется и если для большей части людей высшее побуждение состоит в том чтобы быть интеллектуальными рабами, то они и должны оставаться рабами. Во всяком обществе найдутся люди которые изучают историю и они поймут что прежние люди думали иначе- отсюда сомнение в истинности господствующих идеалов. Никакой социальный институт не сможет регулировать мнение людей по всем вопросам.

Априорный Метод. его используют метафизики. Несмотря на его нравственные достоинства его крах наиболее очевиден. Метафизики пытаются говорить от имени разума- не от своего собственного а от чел разума вообще. А поскольку метафизических систем много очевидно что они отображают лишь личные пристрастия. А это дело вкуса.

Научный метод. Каждый из людей пользуется им в обыденной обстановке даже не задумываясь. Существует независимые от человека вещи, которые воздействуют на нас и каждый человек при правильном использовании своих способностей может прийти к одинаковому с другими представлениями об этих вещах.это единственный метод который не приходит в противоречие фактам. Каждый сам должен решать какой из методов закрепления верования он должен считать оптимальным.

 

Прагматистская теория верования.

Рассмотрите каковы практические последствия которые как предполагается могут быть произведены объекта нашего понятия. Понятие обо всех этих следствиях и есть полное понятие об объекте. Значение любого понятия сводится к чувственно воспринимаемым последствиям.

 

Уильям Джеймс «Прагматизм» - новое название для старых методов мышления(подзаголовок). Им было введено понятие «поток сознания». Прагматизм является во-первых известным методом и во-вторых генетической теорией истины. Прагматизм как метод- именно прагматизм позволяет решить казавшиеся вечными философские проблемы. Для него прагматизм решает все мировоззренческие проблемы. В основе лежит концепция Пирса. Какая получится для кого-нибудь практическая разница если принять за истину именно это мнение а не другое. Если ни одно из противоположных мнений не ведет к одному значению. Проблема сущности бытия/ проблема субстанции-какова наличная стоимость понятия субстанция- никакая. Мы не можем прийти с субстанцией ни в малейшее соприкосновение. Вопрос какова сущность мира- не научен и не имеет осмысленного ответа.

«Существует ли сознание?» статья. Сознание как сущность- изобретение философов. Они измыслили субстанцию известую им как сознание. Субстанция фиктивна тогда как мысли пребывающие в конкретном, вполне реальны. Сознание- это не субстанция а функция. Тоесть взаимосвязь элементов.

Действительность заключает в себе три части-

поток ощущений. Ощущения принудительно навязываются нам,приходя неизвестно откуда. Мы почти не имеем над ними контроля. Сами по себе ощущения не истинны и не ложны - они просто суть. Истина и ложь- свойство наших суждений об ощущениях.

Отношения между ощущениями.

Совокупность прежних истин.

 

Существует ли Бог? С точки зрения атеистического сознания смерть это ужасный крах всего. И мысль об этом для человека ужасна и мучительна. С практической точки зрения вера в бога ценнее чем атеизм. Но вера это одна а реальное бытие творца совсем другое. Полезность веры и есть доказательство существования Бога. Научное док-во имеется.

«многообразие религиозного опыта»- доказательством служит религиозные переживания. Бог добр но ликвидировать зло не может. Аналогия с человеком- ему что-то доступно а что-то нет. Бог не един. Их много в разных частях мироздания. Концепция мелиоризма вселенной- все зависит от наших действий-коцепция улучшаемой вселенной-сама по себе она не дурна и не хороша.

Представляет ли собой мир единое или многое? Некоторые вещи во вселенной взаимосвязаны а некоторые нет. Мы находим мир отчасти соединенным отчасти разъединенным. Таким образом следует принять плюралистическую модель вселенной.

Теория истины-

полезность(важнейшие критерий)- истина это то выгодно для нащей жизни. То что работает на нас. Свойством истинности является то что ее подтверждают и подтверждают. Это то что согласуется с нашими прежними убеждениями внося в них минимум изменений. Идея которая противоречит всему нашему опыту никогда не будет истинной. Чисто объективную истину нигде нельзя найти. Субъективное на всем оставляет свой след. Истиной мы считаем то что приносит нам психологическое удовлетворение.

 

Дьюн.

Инструментализм. Инструменты- научные идеи. Идеи нужны для того чтобы решать практические проблемы.

Политические идеи- демократия. Невозможна вечная философия поскольку всякая фил концепция порождается социальными обстоятельствами. Изменения в жизни общества делают философию неактуальной и отсюда необходимость в постоянном создании новых фил концепций. Недостаток прежней классической в том что она отражала дотехнологическое понимание мира. Классическая философия возникла в древней греции и в ней нашли свои отражения соц условия эпохи- разделение людей на свободных и рабов побуждало к отрыву теории от практики потому что свободные занимаются теорией а практикой занимаются несвободные. В этом глубокая ошибка классической философии. Мир эпохи классической революции требует соединение теории и практики. Наблюдение и эксперимент. Эта новая теория познания и есть прагматизм= философия будет нежизненной если ее не связывать с практикой. С биологической точки зрения воспроизводство человечества обеспечивается питанием и размножением. А с соц точки зрения воспроизводство человечества достигается воспитанием. Человек мыслит и чувствует в том направлении которое обусловлено его соц средой. Воспитание человека определяет облик будущего. А самое глубокое определение философии есть то что она- теория воспитания.

Теория воспитания- критика своременной Дьюи школы за отрыв теории от практики. Главные недостатки сущ школы: 1) застой 2) единообразие программ 3)обезличение детей.

Школа должна решать три задачи:

Познакомить детей с культурными достижениями человечества.

Упростить важнейшие культурные факты и сделать их доступными для понимания детей

Обеспечить ребенку возможность перехода в более благоприятную соц среду-человек должен понимать работу в соответствии с его достижениями.

Система образования должна быть главным рычагом для смягчения соц проблем.

Демократия означает отказ от классового принуждения и замену классовых принуждений личной волей самих граждан.

Ни один соц институт не должен рассматриваться как самоцепь- невозможен неизменный соц институт. Именно человека нужно рассамтривать как цепь. Развитие общества приведет общество к единому гос-ву. Необходимы пост указания на временный и ограниченный характер нац суверинитета.

Три фактора прогресса:

Промышленная революция

Развитие демократии

Date: 2015-08-06; view: 473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию