Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Общие тенденции в реформировании системы государственного управления






 

Россия и мир в целом в последнее время переживают большие изме­нения в условиях функционирования государственного сектора, что, глав­ным образом, отражает общие тенденции развития всего общества. Ин­тернационализация экономических связей, информатизация всех аспектов жизни людей, развитие когнитивных технологий (технологий управления на основе знаний), обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений - вот лишь неполный перечень современных реалий рубежа XX и XXI вв.

В государственном секторе происходят изменения, аналогичные пре­образованиям в коммерческом секторе. В практику управления в государст­венных организациях[6] все больше проникают подходы и методы менедж­мента, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится и к концепции ориентации на потребителя, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления.

Наиболее явно выраженными являются тенденции корректировки ба­зовой модели управления и широкого внедрения методологии управления, ориентирующей на результат.

В первом случае (корректировка модели управления) происходит постепенный переход от традиционной административной системы управления, в которой центральным звеном является руководитель, а центральной процедурой - следование инструкциям (регламенту), к системе маркетинг-менеджмента (иногда - маркетинговый менеджмент)[7]. В ней центральным элементом становится потребитель, а вся философия и технология управления ориентированы на удовлетворение его потребностей. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент, потребитель услуг.

 

На фундаментальном уровне такие изменения связаны с переходом от традиционной модели[8] классического администрирования к инновацион­ной - интегративной модели управления, объединяющей модель класси­ческого администрирования и маркетинговую модель[9].

В целом методы государственного управления трансформируются из преимущественно командно-административных в преимущественно эко­номико-управленческие. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандарт­ных задач, доминируют и традиционные, бюрократические методы управ­ления. Более того, авторитарное управление в этом случае может оказать­ся наиболее результативным.

Традиционная бюрократическая система управления начинает посте­пенно замещаться интегративной. В ней присутствуют элементы рыноч­ных механизмов. Государственная служба, особенно явно это выражено на низовых уровнях управления, постепенно превращается в сферу спе­цифических услуг[10]. В частности, в таможенной сфере услуги оказывают как государство, так и частные компании: государственные услуги по ин­формированию и консультированию, брокерские услуги, складские услу­ги и т. п. При этом часть услуг переходит с государственной на частную основу. И все же по-прежнему остаются вопросы относительно общего и особенного в управлении: какие закономерности, формы, методы управ­ления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкрет­ной специфики организации, государственного учреждения.

Во втором случае (внедрение методологии управления, ориентирующей на результат) бюрократической традиции следования правилам и проце­дурам противопоставляется идея оценки руководителя или организации по результативности, по степени достижения целей деятельности.

Переход в государственной службе на модель управления, ориен­тированную на результат, на поиск рационального решения постоянно возникающих проблем, предъявляет жесткие требования к адекватной

 

идентификации целей[11] и миссии[12] организации, к гармонизации и стро­гой корреспонденции между ними и традиционными правилами[13], а также процедурами[14] администрирования.

Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентриро­ванных принципов) постепенно укрепляется в государственной службе. В ней используются методы количественной оценки результатов, в част­ности оценки эффективности (отношения результата к затратам), резуль­тативности (отношения фактического результата к планируемому) и эко­номии (отношения планируемых затрат к фактическим).

Смещаются и другие акценты, в частности с измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Если традиционный под­ход в государственном управлении постоянно концентрирует внимание на объемах затрат государственных средств, а конечный результат остается в тени, то новый подход управления в государственной службе переносит основное внимание на измерение и мониторинг результатов, которые по­лучены в процессе тех или иных действий государственной службы.

Таким образом, новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результа­тивность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику государственной службы. В то же время государственные организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти осо­бенности заключаются, прежде всего, в масштабах и качестве целей, от­ветственности, отчетности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все методы и приемы менеджмента, дающие результаты в частном сек­торе, могут в неизменном виде найти эффективное применение в госу­дарственной службе.

В последнее время во всем мире отмечается изменение модели ме­неджмента в государственной службе, и эти изменения в целом совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях. Для системы управления таможенными органами такая тенденция сопровождается также условиями и перспективой развития сферы ВЭД России и таможен­ного дела в целом.

 

Переход на интегративную модель управления ставит новые задачи по теоретическому осмыслению всей совокупности идей, принципов, мето­дов и технологии управления таможенным делом.

 

 








Date: 2015-08-06; view: 296; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию