Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России






 

Позитивная тенденция стабилизации экономической ситу­ации в России.В период плановой экономики до 90-х гг. прошлого сто­летия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных органов ха­рактеризовались относительной стабильностью, некоторой статичностью и детерминированностью.

Приоритеты качественных изменений в политике и экономике госу­дарства, в сфере его внешнеэкономической деятельности были заданы в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трансформа­ции российской экономики, общемировые экономические процессы — все это вызвало необходимость в принципиальной модернизации экономи­ческой модели и способствовало поступательному развитию страны.

Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабилизации экономической ситуации, что подтверждает, например, положительная динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 г. (рис. 1) и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В это время Россия получает статус страны с рыночной экономикой, расширяются и интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наблюдается устой­чивый рост стоимостных объемов внешнеторгового оборота. При этом опережающими темпами растет импорт; увеличение экспорта способст­вует сохранению благоприятной конъюнктуры и стремительному росту цен на рынках энергоносителей.

 

 

 

 

2007 г. стал очередным этапом поступательного развития российской экономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 552,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 25,8%, в том числе по странам дальнего зарубежья - 469,8 млрд. долл. США (рост на 25,5%), со странами СНГ - 82,4 млрд. долл. США (рост на 27,4%).

В рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового ба­ланса - в 2,4 раза: в 2000 г. данный показатель составлял 69 млрд. долл. США, в 2006 г. - 163,4 млрд. долл. США (рис. 3). Сальдо внешнеторгово­го оборота в 2007 г. составило 152,8 млрд. долл. США.

 

 

 

В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рас­сматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относи­тельно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сло­жившимися устойчивыми связями.

На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего за­рубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в про­центном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.

 

 

 

 

Товарная структура экспорта Российской Федерации[1] в 2007 г. пред­ставлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в пер­вую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.

 

 

Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.

 

 

Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уро­вень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов им­порта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электро­оборудования, инструментов и оптических аппаратов.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки про­дукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.

 

 

Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текс­тильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%).

Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборо­та в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика ос­новных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество офор­мленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклараций; Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количест­во оформленных ДКД и книжек МДП).

 

 

Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленных ГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли­чества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются начиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилиза­ция количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.

 

 

 

 

Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифициро­вались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряжен­ность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД.

Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД.Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регулирования,

 

организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России[2]. ФТС России является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти.

Основные цели ее деятельности:

• обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья и безопасности граждан России таможенными методами и средствами;

• таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД России;

• содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества в мировую финансово-экономическую систему;

• предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безо­пасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации таможенных процедур и технологий.

В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты ре­шения принципиального характера по совершенствованию деятельнос­ти ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирова­ния государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществля­ет общегосударственные функции:

• выработку государственной политики в области таможенного дела;

• нормативное правовое регулирования в области таможенного дела;

контроль и надзор в области таможенного дела;

• валютный контроль;

специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями.

За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных пла­тежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.[3]. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам за­дания.

 

 

Выполнение таможенной службой России функции контроля в облас­ти таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения зада­ния в 1996 и в 2001 гг. составил 113 и 110% соответственно, а в 1997 и 2006 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.

 

 

В рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных пла­тежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.

 

 

Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятия­ми, проводимыми таможенными органами и направленными на дальней­шее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России.

В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эф­фективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех за­интересованных лиц, а также возможность обжалования действий (без­действия) таможенных органов и должностных лиц.

Таможенные органы проводят активную работу по совершенство­ванию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и при­ведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период созда­на работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).

 

 

Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы Рос­сии представлена на рис. 11. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможен­ной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.

 

 

Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объ­ема финансирования таможенной службы отражена на рисунке 12.

 

 

Таким образом, с одной стороны, можно говорить о достаточно ста­бильном функционировании системы таможенных органов в рассматри­ваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития[4], с другой, достаточно очевид­ными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции:

· в мировых экономических процессах - глобализация и регионализа­ция сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и формирование на этой основе общих границ и единых требований к тамо­женным процедурам и администрациям, международное централизован­ное регулирование экономических процессов;

· в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России – интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли, новые требования к параметрам и качеству таможенного администриро­вания, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межго­сударственных институтов.

Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономи­ке России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преиму­щественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов[5], таможенных ор­ганов, таможенных технологий и услуг.

 

 








Date: 2015-08-06; view: 329; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию