Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология воспитания детей с нарушением зрения_____Стр 1 из 7Следующая ⇒ условием становления личности, которая определяет формирование своего собственного, особого пути в жизни, внутренней независимости и индивидуальности. Чем меньше чувствителен ребенок к тончайшим нюансам переживаний, тем сильнее он подпадает под нивелирующие тенденции современной цивилизации. Не образуется основа, зерно, центр, ядро, на которой строится личность. Только благодаря системе переживаний и впечатлений, которую осваивает ребенок в процессе жизни и которая воспринимается им как приобретенный опыт и сохраняется в долговременной памяти, он становится способным к проявлению интереса, склонностей и возможностей реализовать себя в различных конкретных формах деятельности. Таким образом, у ученика создается единая индивидуальная психологическая система, включающая как познавательную сферу, так и сферу эмоций и действий, благодаря которой он избегает нивелирующего влияния среды и создает свою собственную осмысленную линию поведения. При исследовании последствий избыточной информации следует остерегаться упрощения проблемы. Одни и те же внешние воздействия вызываюту детей совсем разные проявления. Психическая нечувствительность и пассивность могут охватывать психические сферы, различные по глубине и уровню проявлений. У некоторых детей и подростков влияние избыточной информации может охватывать все сферы психической деятельности и активности детей. В таких случаях всякое проявление личной активности душится в зародыше. В других случаях, наоборот, слабая чувствительность и притупление восприятия касаются и затрагивают только область сенсорной сферы и внешних проявлений, внешний пласт психической деятельности. В этом случае ребенок окружает себя своего рода панцирем, защитой, которая кажется непроницаемой извне. При этом воспитательные меры и влияние становятся неэффективными. Ребенок замыкается в себе. Но это не означает, что он не обладает своей собственной, закрытой от всех внутренней жизнью и активностью, так как за этим могут скрываться глубокие переживания, тщательно охраняемые от постороннего проникновения. В связи с этим ребенок не реализует себя во внешней творческой деятельности, тем самым препятствуя психологической коррекции его личности, его представлений, мысленных образов и фантазий и мешает соотношению с действительностью. Дети, реагирующие на сверхсильные раздражения и избыточную информацию пассивностью и отключением, часто во время занятий на протяжении длительного периода лишь присутствуют на уроке, в то время как их мысли обращены к своим фантазиям и грезам. Это довольно широко распространенное явление у детей в предпубер-татный и пубертатный периоды. Новое для настоящего времени заключается в том, что непродуктивное фантазирование имеет место на всех ступенях развития детей школьного возраста и даже в юношеском возрасте и в большей степени, чем это было ранее. Но особенно следует отметить при этом отстраненность, отграниченность их внутреннего мира от реальной действительности, социальную замкнутость, снижение интереса к контактам и к получению знаний. Для преодоления у школьников подобных трудностей развития требуется высокий уровень педагогической помощи, который необходим для включения воспитанника в совместную деятельность учителя, воспитателя и ученика по активному овладению знаниями. За последние годы изменились внутренние биологические, врожденные и наследственные условия развития детей с нарушениями зрения, которые косвенно, опосредованно сказываются на формировании познавательной сферы и высших познавательных процессов, в частности мышления. Наряду с этим нарушение активности работоспособности у детей со зрительной патологией в настоящее время на фоне акселерации и конституционных особенностей развития и специфического функционирования зрительного анализатора в значительной степени связано с системой их воспитания и реабилитации, а также с особенностями социальной ситуации в стране. Нарушение активности объясняется также недостаточностью положительно окрашенных межперсональных связей, имеющих для детей важное значение в преодолении фобий по отношению к сложному, комплицированному, сверхсильному и многообразному влиянию внешнего мира, к обилию информации, которую °ни к тому же не всегда четко, правильно и полно воспринимают. В этих условиях возникает необходимость изыскивать возможности для благоприятного развития личности и оказания многосторонней помо-Щи детям с нарушением зрения, в частности, создавая соответствую-Щие особенностям детей условия жизни и отношения с окружающими. Глава 6. Формирование у детей с нарушением зрения базы конкретных представлений и знаний об окружающем мире Самой серьезной проблемой в воспитании и обучении детей с нарушением зрения является создание широкой базы образов, точно отражающих реальные качества окружающих объектов и системы их отношений. Немецкий психолог Н. Schauerte90, занимавшийся исследованием слепых детей раннего и дошкольного возраста, отмечает, что, зная эти трудности, родители и воспитатели стремятся создавать у детей как можно больше знаний и представлений об окружающих их предметах, знакомя их со все большим количеством их конкретных качеств. В связи с этим он отмечает часто встречающиеся особенности слепых детей, запутывающихся в этой массе воспринимаемых предметов, их качествах и свойствах, неспособность выделить из них необходимые для осуществления различных форм их самостоятельной деятельности. И это, к сожалению, остается у достаточно большого количества детей старшего школьного возраста, что проявилось в исследованиях незрячих детей A.M. Виленской91. Ею отмечалось, что, имея в представлениях памяти достаточно фактического материала по изучаемой в курсе школьной программы литературе, они с большим трудом выделяли и называли авторов по такому простому, чисто формальному признаку, как начальная буква фамилии писателя. Эти факты не означают все же, что процесс овладения предметным миром незрячими детьми следует ограничивать. Именно расширение знаний о внешнем мире, о разнообразии качеств окружающих предметов, их взаимодействиях и взаимоотношениях, являются основой, позволяющей им овладевать знаниями наравне со зрячими, входить в общество как равноправный его член. Однако методы и средства обогащения их знаний о
|