Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология воспитания детей с нарушением зрения_____





условием становления личности, которая определяет формирование своего собственного, особого пути в жизни, внутренней независимости и индивидуальности. Чем меньше чувствителен ребенок к тончайшим нюансам переживаний, тем сильнее он подпадает под нивелирующие тенденции современной цивилизации. Не образуется основа, зерно, центр, ядро, на которой строится личность. Только благодаря системе переживаний и впечатлений, которую осваивает ребенок в процессе жизни и которая воспринимается им как приобретенный опыт и со­храняется в долговременной памяти, он становится способным к про­явлению интереса, склонностей и возможностей реализовать себя в различных конкретных формах деятельности. Таким образом, у уче­ника создается единая индивидуальная психологическая система, включающая как познавательную сферу, так и сферу эмоций и дей­ствий, благодаря которой он избегает нивелирующего влияния среды и создает свою собственную осмысленную линию поведения.

При исследовании последствий избыточной информации следует остерегаться упрощения проблемы. Одни и те же внешние воздей­ствия вызываюту детей совсем разные проявления. Психическая не­чувствительность и пассивность могут охватывать психические сфе­ры, различные по глубине и уровню проявлений. У некоторых детей и подростков влияние избыточной информации может охватывать все сферы психической деятельности и активности детей. В таких слу­чаях всякое проявление личной активности душится в зародыше.

В других случаях, наоборот, слабая чувствительность и притупле­ние восприятия касаются и затрагивают только область сенсорной сферы и внешних проявлений, внешний пласт психической деятель­ности. В этом случае ребенок окружает себя своего рода панцирем, защитой, которая кажется непроницаемой извне. При этом воспи­тательные меры и влияние становятся неэффективными. Ребенок замыкается в себе. Но это не означает, что он не обладает своей собственной, закрытой от всех внутренней жизнью и активностью, так как за этим могут скрываться глубокие переживания, тщательно охраняемые от постороннего проникновения. В связи с этим ребе­нок не реализует себя во внешней творческой деятельности, тем самым препятствуя психологической коррекции его личности, его представлений, мысленных образов и фантазий и мешает соотно­шению с действительностью.


Дети, реагирующие на сверхсильные раздражения и избыточную информацию пассивностью и отключением, часто во время занятий на протяжении длительного периода лишь присутствуют на уроке, в то время как их мысли обращены к своим фантазиям и грезам. Это довольно широко распространенное явление у детей в предпубер-татный и пубертатный периоды.

Новое для настоящего времени заключается в том, что непро­дуктивное фантазирование имеет место на всех ступенях развития детей школьного возраста и даже в юношеском возрасте и в боль­шей степени, чем это было ранее. Но особенно следует отметить при этом отстраненность, отграниченность их внутреннего мира от реальной действительности, социальную замкнутость, снижение ин­тереса к контактам и к получению знаний. Для преодоления у школь­ников подобных трудностей развития требуется высокий уровень педагогической помощи, который необходим для включения воспи­танника в совместную деятельность учителя, воспитателя и ученика по активному овладению знаниями.

За последние годы изменились внутренние биологические, врож­денные и наследственные условия развития детей с нарушениями зрения, которые косвенно, опосредованно сказываются на формиро­вании познавательной сферы и высших познавательных процессов, в

частности мышления.

Наряду с этим нарушение активности работоспособности у детей со зрительной патологией в настоящее время на фоне акселерации и конституционных особенностей развития и специфического функцио­нирования зрительного анализатора в значительной степени связано с системой их воспитания и реабилитации, а также с особенностями со­циальной ситуации в стране. Нарушение активности объясняется так­же недостаточностью положительно окрашенных межперсональных связей, имеющих для детей важное значение в преодолении фобий по отношению к сложному, комплицированному, сверхсильному и много­образному влиянию внешнего мира, к обилию информации, которую °ни к тому же не всегда четко, правильно и полно воспринимают. В этих условиях возникает необходимость изыскивать возможности для благоприятного развития личности и оказания многосторонней помо-Щи детям с нарушением зрения, в частности, создавая соответствую-Щие особенностям детей условия жизни и отношения с окружающими.


Глава 6. Формирование у детей

с нарушением зрения базы конкретных

представлений и знаний об окружающем мире

Самой серьезной проблемой в воспитании и обучении детей с на­рушением зрения является создание широкой базы образов, точно отражающих реальные качества окружающих объектов и системы их отношений. Немецкий психолог Н. Schauerte90, занимавшийся иссле­дованием слепых детей раннего и дошкольного возраста, отмечает, что, зная эти трудности, родители и воспитатели стремятся создавать у детей как можно больше знаний и представлений об окружающих их предметах, знакомя их со все большим количеством их конкретных качеств. В связи с этим он отмечает часто встречающиеся особеннос­ти слепых детей, запутывающихся в этой массе воспринимаемых пред­метов, их качествах и свойствах, неспособность выделить из них не­обходимые для осуществления различных форм их самостоятельной деятельности. И это, к сожалению, остается у достаточно большого количества детей старшего школьного возраста, что проявилось в ис­следованиях незрячих детей A.M. Виленской91. Ею отмечалось, что, имея в представлениях памяти достаточно фактического мате­риала по изучаемой в курсе школьной программы литературе, они с большим трудом выделяли и называли авторов по такому простому, чисто формальному признаку, как начальная буква фамилии писателя. Эти факты не означают все же, что процесс овладения предметным миром незрячими детьми следует ограничивать. Именно расширение зна­ний о внешнем мире, о разнообразии качеств окружающих предметов, их взаимодействиях и взаимоотношениях, являются основой, позволяющей им овладевать знаниями наравне со зрячими, входить в общество как рав­ноправный его член. Однако методы и средства обогащения их знаний о


Date: 2015-08-06; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию