Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы заработной платы: основной и дополнительной 9 page





В-восьмых, эффективность управления прежде всего зависит от кадрового потенциала предприятия, от профессионального и квалификационного состава трудовых ресурсов и тех потенциальных моделей, которые побуждают их трудиться высокопроизводительно и качественно. Анализу в данной проблеме подвергается действующая система управления, методы планирования кадрового потенциала, профессионального продвижения и обучения, мотивационные модели, формы и системы заработной платы.

В-девятых, оценивается управленческая система в целом, методы, принципы, функции и стили управления и вся организационная культура. В частности:

· квалификация менеджеров;

· методы принятия управленческих решений;

· применяемые стили управления;

· системы управленческой информации.

В-десятых, оценивается общая эффективность управления по конечным результатам деятельности (производительность, прибыльность, обеспечение занятости, увеличение объема продаж и т.д.). Определяется место предприятия в конкуренции с другими предприятиями в отрасли или группе предприятий.

Объектом управления может выступать любая сфера экономической деятельности.

2.38 Пути выхода из кризиса экономических отношений

Управление приватизацией

Приватизация - это барьер, преодолеть который оказалось трудно даже руководителям государства, имеющего отлаженный механизм рыночных отношений. Наше правительство намерено было решить эту проблему за 1-2 года. А результат? Очередная несостоятельность экономической политики лиц, ответственных за ее разработку. И все-таки, думается, нужны более веские аргументы, подтверждающие наши выводы. Прежде всего декларативные заявления об успешной приватизации в нашей стране не имеют под собой реальной основы. Приводимые в качестве аргументации данные скорее свидетельствуют не об ее успехе в этом деле, а о недееспособности органов управления, которые этим вопросом занимаются, и отсутствием знаний в этом деле.

Обвальная приватизация (коллективизация), теперь можно говорить однозначно, не привела к положительным результатам и еще больше усугубила экономическое положение. Да, она не могла осуществляться высокими темпами, так как у населения не оказалось денежных средств для выкупа собственности, а что выкупалось, как правило, людьми, не имеющими никакого близкого отношения к предприятию. Исходя из такого подхода должен получить свое развитие частный сектор, который должен быть полностью огражден от вмешательства государства и функционировать на основе специально принятых законов, касающихся налоговой и кредитной политики. Государственные формы собственности (государственный сектор). Менеджеры предприятий должны располагать полной самостоятельностью в принятии решений, касающихся всех направлений развития предприятий. Сейчас видимость самостоятельности лишь декларирована. На самом деле госпредприятия попали в жесткие тиски налоговой, банковской, ценовой политики за пользование энерго- и сырьевыми ресурсами. Исходя из этого большинство предприятий этого сектора уже сегодня можно отнести к банкротам. И надеяться на то, что они выживут в условиях рынка, без изменения действующей экономической политики, не приходится.

Управление ценами

Почему цены в условиях рынка должны быть стабильными? У нас ценообразование сегодня осуществляется стихийно и бесконтрольно со стороны органов управления ценообразованием. Либерализация цен при падении объемов производства и породила ценовой беспредел. Нарушается зависимость между спросом и предложением.

Глобальное управление социально-рыночными процессами предполагает наличие социально справедливой системы ценообразования, а точнее, обеспечение стабильного уровня цен. Стабилизация уровня цен достигается за счет независимости от государства банковской, а также финансовой системы и сбалансированности внешнеэкономических отношений. Как видим, все три фактора, влияющие на стабилизацию цен, в условиях реформ в России, не способствуют цивилизованному ценообразованию.

Управление структурной перестройкой

Построить "развитой капитализм" также сложно, как и "развитой социализм", если в ближайшее время не появится какой-либо другой экономической теории с принципиально новой ориентацией. Но пока, из-за отсутствия вообще какой-либо экономической теории, в условиях становления рыночного механизма важное место должно быть отведено структурной перестройке и конверсии. В этом механизме важное место отводится модернизации и рационализации, а также освоению принципиально новых направлений развития экономики. Следовательно, основная работа должна быть направлена на развитие предпринимательской деятельности, создание условий для гибкого приспособления к внутренним и внешним ситуациям, сложившимся в экономике при минимальных издержках и при определенных субсидиях со стороны государства.

Структурная политика предполагает также, в первую очередь, установление определенного контроля со стороны государства, но при этом должна сохраняться открытость социально-рыночного хозяйства, т.е. свобода экономической деятельности, должны поощряться творчество, инициатива.

Управление конкуренцией.

Рынок нельзя представить себе без конкурентной борьбы, без наличия органов управления, регулирующих конкурентную борьбу. Пока мы лишь говорим о ее необходимости, но серьезных шагов по ее развитию не делаем. В большинстве случаев мы по-прежнему ощущаем громадное влияние на развитие рыночных отношений предприятий-монополистов. Вместе с тем конкурентная борьба в условиях рынка является гарантом повышения объема производства, роста производительности труда, качества продукции, роста нововведений и, конечно, внедрения нововведений в практику. Она побуждает производителей постоянно думать не только о способах изготовления продукции и ее качестве, но и о рынках ее сбыта, о разработке и постановке на производство новых видов изделий.

Регулирование и сохранение конкуренции является одной из главных задач экономической политики. Главная задача развития конкуренции состоит не в обострении социально-рыночного хозяйства, а в том, что она гарантирует на перспективу обеспечение покупателей товарами, соответствующими их требованиям к качеству. Цель конкурентной борьбы - обуздание экономической власти, которая очень часто выдвигает всяческие препоны на ее пути. Как следствие, для ее нормального развития нужен комплекс надлежащих экономико-правовых условий в качестве фактора регулирования.

Управление рынком труда.

Социально-рыночный механизм рынка направлен на обеспечение высокого уровня занятости трудовых ресурсов, решение центральной проблемы рынка - безработицы (фрикционной, структурной, циклической), что приводит к объективной необходимости создания рынка труда, к регулированию естественного уровня безработицы, который, как правило, не должен превышать 7%. Одновременно этот уровень безработицы является необходимым компонентом рыночных отношений, так как безработица - естественный регулятор инфляционных процессов.

Для того, чтобы максимально снизить безработицу и регулировать ее на постоянной основе, необходимо в каждом отдельном регионе иметь свою программу создания рынка труда, занятости, социальной защиты населения.

Управление потребительским рынком

Наши рыночные отношения вообще во многом определяют состояние потребительского рынка, спроса и предложения. Под воздействием либерализации цен падает объем производства, нарастают инфляционные процессы. Все перечисленные недостатки рынка создают условия для гиперинфляции. Как видим, ситуация очень сложная. И дать рекомендации по улучшению состояния достаточно трудно, так как, в сущности, все сказанное в данной теме и направленно на стабилизацию потребительского рынка. Вместе с тем становятся очевидными такие мероприятия по его стабилизации: устранить неравномерность роста цен и заработной платы путем введения индексации; строго выдерживать уровень потребительской корзины; ускорить темпы конверсионных процессов; требовать дотации от государства; совершенствовать систему налогообложения и т.д.

Управление мотивацией.

Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функционировать, если не будет создан мотивационый механизм, воздействующий на повышение жизненного уровня народа. Нет необходимости комментировать существующий мотивационный механизм. Его просто нет.

Управление внешнеэкономической политикой

Основные задачи политики во внешнеэкономической деятельности предусматривают:

· продолжение курса на либерализацию внешней торговли и интеграцию российской экономики в мировое хозяйство;

· обеспечение наиболее благоприятного для России погашения внешнего долга и его обслуживания;

· привлечение внешнего финансирования для нужд российской экономики на наилучших для нее условиях;

· содействие размещению иностранных заказов на отечественных предприятиях;

· укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями;

· защита интересов отечественных экспортеров на внешних рынках. Для решения этих задач в среднесрочной перспективе будут осуществляться следующие меры:

· последовательное сокращение круга квотируемых и лицензируемых товаров, переход к распределению сохраняющихся квот через тендеры;

· пересмотр льгот во внешнеэкономической деятельности и введение более жесткой системы предоставления таких льгот;

· создание в сжатые сроки международно признанной системы сертификации и контроля качества экспортируемой продукции;

· достижение соглашений о благоприятном торговом режиме со странами - торговыми партнерами России, имея в виду устранение дискриминации российских экспортеров;

· усиления контроля за экспортом стратегически важных товаров, включая соблюдение экспортерами установленных правил и процедур, предоставление лицензий только под квоты, выданные и доведенные в установленном порядке;

· использование только законно полученных и непогашенных лицензий;

· недопущение экспорта по демпинговым ценам;

· создание надежной системы валютного контроля;

· последовательное формирование экономических и иных условий для прекращения утечки капитала за рубеж и возврата его в Россию.

Важнейшими целями валютной политики являются:

─ достижение и поддержание конвертируемости национальной валюты;

─ поддержание стабильности национальной валюты, т.е. ее более или менее стабильного курса по отношению к валюте других государств.

─ Основными условиями достижения реальной конвертируемости национальной валюты служат:

─ либерализация рынков, прежде всего валютного и внешнеторгового;

─ ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;

─ расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.

Кадры в системе управления

Переход страны к рыночным отношениям должен был привести к значительному сокращению управленческого аппарата на всех уровнях иерархии управления, но, к сожалению, аппарат управления не только не сократился, но возрос в 2-8 раз.

А отсюда вывод. Управлять экономикой и рыночным хозяйством могут только профессионалы. Кадровый состав органов управление рынком по своему квалификационно-профессиональному уровню не выдерживает, с нашей точки зрения, никакой критики. Квалифицированные кадры покинули эти органы в силу сложившихся объективных причин, а новые попросту не готовы к проведению серьезных мероприятий в области совершенствования рыночных отношений.


2.39 Особенности переходной экономики России

Если Россия будет придерживаться экономической теории капитализма, в чем пока не приходится сомневаться, то появляется объективная необходимость разработки механизма управления социально-рыночным хозяйством страны или отдельного региона. По нашему мнению, он должен включать в себя:

• разработку экономической стратегии и концепции;

• цель и средства развития социально-экономических хозяйств;

• определение органов управления, ответственных за экономическую политику;

• определение роли государства в развитии рыночных отношений;

• избрание господствующих направлений экономического развития;

• формирование денежно-валютной и бюджетно-кредитной политики;

• определение структурной политики;

• формирование внешнеэкономической политики.

Попытаемся очень кратко раскрыть механизм их действия, положительные и отрицательные аспекты функционирования рыночного механизма.

К сожалению, у нас пока нет четко разработанной концепции управления социально-рыночным хозяйством. Высшие органы управления пока не разработали и соответствующих моделей управления социально-рыночным хозяйством. Отсутствие концепции и разновидностей моделей управления не способствуют разрешению постоянно возникающих кризисных проблем как в самом обществе, так и в рамках отдельных коллективов предприятий, о чем свидетельствуют реальные процессы. Именно научно разработанная экономическая концепция должна быть направлена на свободное и экономически эффективное, стабильное, социально - справедливое устройство экономики и общественных интересов.

Успешному управлению социально-рыночным хозяйством мешает множество пока нерешенных проблем, таких как жесткая структура факторов производства, отсутствие конкуренции, ценовой хаос, сверхдирективное регулирование со стороны государства, неконвертируемость валюты. Такая ситуация привела к кризису всей системы с верхних эшелонов управления до нижних.

Несмотря на то, что у правительства России нет экономической теории, вместе с тем цели социально-экономической политики России все-таки имеются, хотя они носят декларативный характер. Это:

• повышение благосостояния народа, доступность для большинства населения широкого круга благ, предоставляемых мировой цивилизацией, уверенность людей в завтрашнем дне на основе обладания собственностью и достаточного уровня социальных гарантий;

• обеспечение прав и свобод граждан, завершение формирования гражданского общества, правового демократического государства, гарантий самоопределения и равноправия народов, целостности России;

• процветание отечественной науки и культуры, сохранение природы, лучших традиций народов нашей страны, нравственности и духовности;

• упрочение экономических и политических позиций России в мировом сообществе.

Однако цели эти в большей степени политические, а не экономические, что еще раз подтверждает их декларативность.

Если говорить о цели, то, в сущности, для любого общества она состоит в том, чтобы за счет внедрения эффективных методов управления экономикой получить максимум результатов, способствующих повышению качества жизни трудящихся.

Достижение глобальной цели предполагает практическую реализацию других целей:

• экономический рост Российского государства;

• экономическая эффективность всей иерархии управления;

• экономическая свобода сверху донизу;

• экономическая обеспеченность каждого предприятия и каждого жителя страны;

• полная занятость населения страны;

• стабильный уровень цен в масштабе страны и регионов;

• справедливое распределение доходов.

Формирование социально-рыночного хозяйства и управление им неизбежно приводят к необходимости децентрализации управления, к сокращению директивных органов управления. Однако у нас децентрализация управления осуществляется с большими трудностями. Более того, разрушение административной системы не привело к сокращению директивных органов управления, так как сменились лишь вывески (министерство на ассоциации, концерны и т.д.).

Условно экономический механизм управления можно подразделить на четыре блока и составляющие их элементы, каждый из этих блоков предусматривает как централизованное управление, так и управление с учетом развития разных организационно-правовых форм предприятий (рис. 1).

Нельзя обойти роль государства в создании социально-рыночного хозяйства. Известно, что экономическая роль государства сводится к выполнению трех функций - это обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Задачи государства в этой области сводятся к созданию надежного правопорядка, обеспечению внутренней и внешней безопасности, стабильного валютного порядка, разработке инфраструктур, к обеспечению конкуренции, социальных гарантия, формированию налоговой политики.

Государство должно проводить свою экономическую политику, применяя определенные конституирующие и регулирующие принципы, которые в свое время успешно применялись финансово-промышленными группами (ФПГ).

Конституирующие принципы:

• применение эффективной системы ценообразования;

• достижение стабильности валюты;

• развитие частной собственности;

• обеспечение постоянства экономической политики;

• обеспечение полной ответственности экономических субъектов за свои решения.

Регулирующие принципы:

• государственный контроль за монопольной политикой;

• дифференциация распределения доходов;

• выполнение требований по охране труда;

• регулирование уровня заработной платы.

Ни один социально-рыночный механизм не будет успешно функционировать, если не будет достигнута цель создания собственного мотивационного

 

 

2.40 Общая характеристика теневой экономической деятельности

Теневой экономикой называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах — от огромных доходов» извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия. Поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, секторы.

Основные секторы теневой экономики

Для типологизации разновидностей теневой деятельности мы берем три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики:

— «вторая» («беловоротничковая»),

— «серая» («неформальная») и

— «черная» («подпольная») теневая экономика.

Вторая теневая экономика

Субъекты:

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Объекты:

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой:

Ø Неотрывна от «белой»

Ø Относительно самостоятельна

Ø Автономна по отношению к «белой»

 

Хотя изучение теневой экономии идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа.

«Вторая» теневая экономика— это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода.

В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей.

Серая теневая экономика

«Серая» теневая экономика — разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе либо самостоятельные производители сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензий, уплатой налогов и т. п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

Черная теневая экономика

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее.

Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Причины развития теневой экономики

Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования — бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш» отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутой своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Структура теневой экономики

Теневая экономика неоднородна по своей структуре. Главными фигурами теневой экономики являются криминальные элементы (торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, сутенеры и т.п., в известной мере сюда относятся охваченные коррупцией представители органов власти и управления) и теневики-хозяйственники (в том числе предприниматели, коммерсанты, финансисты, банкиры, промышленники и аграрии, мелкие и средние бизнесмены, в том числе и «челноки»).

В России до 80% хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики находится под контролем криминальных сообществ, взимающих с них плату, в их числе более 500 банков, около 50 бирж, практически вся сеть мелкооптовой и розничной торговли. Две трети легализуемых средств, полученных таким путем, вкладывается в развитие криминального предпринимательства, пятая часть расходуется на приобретение недвижимости.

Теневики-хозяйственники ведут и легальный бизнес, образуя перспективную основу будущего мощного среднего класса. Если «теневики-уголовники» предпочитают вариант незаконного (полузаконного) «отмывания» криминальных доходов, то «теневики-хозяйственники» заинтересованы в легализации доходов законными способами — посредством изменения действующих норм и законов.

Теневая экономика в России сегодня достаточно велика, чтобы серьезно подрывать рыночные механизмы. А поэтому государству необходимо:

• обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (связанные с налоговой, приватизационной, внешнеэкономической и другими видами политики), придав этим действиям упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер;

• формировать новое отношение к отечественным предпринимателям, в том числе проживающим за рубежом, разрабатывать и реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

• четко разграничить капиталы криминальных элементов и «теневиков-хозяйственников» и наладить определенный учет этого разграничения в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в хозяйственном законодательстве в целом;

• наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», связанный, в частности, с общедоступностью данных о правонарушениях в сфере экономики;

• укрепить доверие к власти, что предполагает развертывание эф-фективной защиты населения от различного рода финансовых мошенничеств, защиту сбережений, капиталов и самого института частной собственности.

 

2.41 Последствия теневой экономической деятельности

Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:

─ «экономическая смазка» — сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

1) «социальный амортизатор» — смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

2) «встроенный стабилизатор» -̶ теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т. д.).

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» разновидности теневой экономики. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом.

С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т. д.

Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено»; в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов. Позитивный эффект замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики.

Теневая экономика как фактор торможения общественного развития

Если для появления институциональных инноваций теневая экономика полезна, то для их «укоренения» она, наоборот, опасна. Чтобы новые «правила игры» стали массовыми, они должны потерять привкус криминальности и стать закрепленными в формальном праве и в массовом сознании. Однако теневая экономическая жизнедеятельность порождает многие нормы, которые облегчают «жизнь в тени», но препятствуют «перелету из тени в свет». Поэтому превращение бывших неформальных «правил игры» в легальные вовсе не отменяет необходимости борьбы за «очищение» новых институциональных практик от теневого «наследия».

Пока новые «правила игры» имеют нелегальный статус, для их участников — энергичных авантюристов — просто необходимо умение идти на нарушение закона (или иных общепринятых норм) с легким сердцем. Однако это «наплевательское» отношение к закону в принципе не может на долгое время стать общепринятым. Любая деловая культура держится на уважении Закона (не обязательно чисто юридического), в противном случае бизнес пре-вращается в «игру без правил» и саморазрушается. Поэтому легализация ка-ких-либо теневых отношений не должна категорически означать детализацию беззакония.

Другим элементом «теневого» наследия является обязательное наличие в теневых отношениях элементов того социально-экономического строя, в недрах которого они развиваются. Когда теневые экономические отношения легализируются, эти элементы становятся элементом торможения общественного развития и должны быть отброшены.

Date: 2015-08-06; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию