Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Программа обучения по арт-педагогике для опекунских семей

Программа обучения по арт-педагогике для опекунских семей

«Адаптация детей-сирот и приемных родителей»

На территории

И МУ «Библиотека для детей и юношества

имени Альберта Лиханова»

Педагоги: Холманских Людмила Анатольевна, 1 квалификационная категория арт-терапевт, контактный телефон 8-909-1325238.

Пономарева Елена Вительевна, психолог, 1 квалификационная категория, преподаватель ВГГУ, контактный телефон 8-953-6763157.

Пояснительная записка

Служба практической психологии образования выдвигает на

современном этапе своего развития первостепенную цель - психологическое здоровье задействованных в образовательном процессе людей - детей и взрослых. Опекунские семьи в практике жизни сталкиваются с целым комплексом проблем – смысла жизни, духовности, адаптации, психологической совместимостью во взаимоотношениях и др. (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, Т.И. Чиркова, А.В. Шувалов и др.).

Принятие ребенка в семью – это всегда сильно переживаемо как для ребенка, так и для приемных родителей. В связи с этим событием происходят изменения во всех сферах жизни приемной семьи и ребенка, прежде всего – в эмоциональной сфере. Усиливается страх, появляется неуверенность, искусственное желание понравиться друг другу. Может возникнуть самообман, недоверие. Это разрушающе действует на психику ребенка и взрослых. Внутренний конфликт может возникнуть сразу, а может расти постепенно, и через некоторое время вылиться в отказ от приемного ребенка.

В преодолении этих разрушающих психологических состояний может помощь особый метод – арт-терапия. Посредством художественного творчества можно самовыразиться, наблюдать самые разные аспекты внутреннего мира, эмоциональных переживаний в сфере доверия и высокой терпимости. Через творчество можно преодолеть страх, боль конфликт, найти безопасное место в душевных переживаниях, создавая новые связи, которые приведут к изменениям стереотипности поведения личности. Арт-терапия поможет в адаптации новых

отношений в повседневной жизни. Выражение себя и любовь к самому себе через искусство имеет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения. Исцеление через искусство бывает единственно возможным для особо эмоциональных детей. Важно показать путь к миру их естественных переживаний. Это путь, дающий им независимость. Ведь очень часто взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность. А реакция взрослых лишь только сбивает с толку и запутывает ещё больше. Изобразительный материал и образ являются для ребенка средствами психологической защиты и саморегуляции, к которым он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Изобразительная работа бывает единственной возможностью получить доступ к переживаниям ребенка и установить с ним контакт.

Работа при содружестве родителей очень эффективна. Родители открывают для себя ребенка, прикасаются к его духовно-душевному миру.

Цель семинара: с помощью специфического воздействия средств искусства на психическое состояние ребенка и взрослого гармонизировать внутреннее состояние человека (взрослого и ребенка) и мир его взаимоотношений. Помочь детям войти в новую семью, родителям – преодолеть страх неуверенности, ответственности перед чужим ребенком.

Задачи:

1. Ребенок тонко чувствует отношения взрослых и тянется к тем, с кем был бы рад жить вместе, чтобы его любили как в добрых проявлениях, так и в плохих. Указать на то и другое ребенка и помочь увидеть шаги взращивания того доброго, что изначально заложено в ребенке.

2. Определить возможности положительного взаимодействия ребенка и приемных родителей друг с другом в дальнейшем.

3. Поддержать и помочь сблизиться ребенку и взрослому, открыть глубокое осознавание встречи именно этого ребенка с именно

этим новым родителей.

Программа занятий включает в себя живопись, рисование раздельное и совместное ребенка и родителей, пластицирование (тесто, глина, воск), куклотерапию, социальные игры, песочную терапию, ритмические занятия, музыкальную терапию, создание коллажа, монотипии, искусство речи, изготовление игрушек из шерсти. Все занятий выстраиваются, подчиняясь выше изложенным цели и задачам.

Для родителей детей от 0 до 4 лет предлагается цикл из 10 занятий по 1.5 часа. Цель работы с родителями – подготовить родителей к восприятию и принятию ребенка в свою семью. Максимальная наполняемость занятия – 16-18 человек. Все занятия проводятся двумя психологами.

Для семей, принимающих детей 4-7 лет и 7-10 лет предлагается цикл из 16 занятий по 2 часа на каждую возрастную категорию. Занятие рассчитано на 5 семей. Каждое занятие делится на две части: 1 часть - параллельная работа групп родителей (10 человек) и детей (5 человек) - 1 час, 2 часть - совместное занятие родителей и детей - 1 час.

Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю.

Тематический план занятий для родителей детей от 0 до 4 лет

№ п/п Название темы Количество часов Прим.
1. Собеседование с родителями, знакомство с историей семьи, ребенка. Живопись по мокрому.    
2. Свободная работа по живописи.    
3. Живопись    
4. Куклотерапия.    
5. Пластицирование.    
6. Живопись.    
7. Наблюдение за растениями. Рисование растения.    
8. Куклотерапия.    
9. Куклотерапия    
10. Валяние игрушек.    
  Итого:    

 

 

Литература

1. Абульханова К. Проблемы психологии искусства в школе С.Л.

Рубинштейна //Творчество в искусстве — искусство творчества / Под редакцией Л. Дрофмана, К.Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д.Леонтьева, Дж. Купчика.- Москва: Наука; Смысл,2000. С. 122-141.

2. Аминова Н. Драматическая импровизация и арттерапия // «Искусство в школе» № 1 1997, С.35-37.

3. Братченко С. Верим ли мы в ребёнка!? Личностный рост с позиций гуманистической психологии //Журнал практического психолога. 1998. №1.С.19-30.

4. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987

6. Гейдебранд К. О душевной сущности ребёнка.: Реф. пер. с нем.-Мн.:ТПЦ, 1991.

7. Дилео Д. Детский рисунок: Диагностика и интерпретация. -М.: Апрель Пресс.,2001.

8. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-
дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост.
Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997.

9. Копытин А.И. Основы Атр-терапии / СПб.: «Лань», 1999.
Ю.Копытин А.И. Системная арт-терапия. - СПб: Питер, 2001.
11.Копытин А.И.Основы арт-терапии. СПб., 2000.

12.Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета /Пер. с нем. - М: Антропософия, 1995.

 

 

Приложение № 1

к Программе обучения по арт-педагогике

для опекунских смей

«Адаптация детей-сирот и

приемных родителей»


<== предыдущая | следующая ==>
июля (пятница). Праздника народных мастеров России – 2015 | Тема 1. Понятие гражданского права

Date: 2015-08-06; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию