Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по третьей главеДля оптимизации процесса формирования самооценки учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо вести активную воспитательную работу, основанную на следующих основных положениях: 1. Педагогу специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо стимулировать развитие процесса самопознания у детей. Для этого необходимо проводить индивидуальные и групповые беседы, сочинения на тему «Что я знаю о себе»? и т.п. Следует обращать внимание на развитие автономности представлений детей о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих. Стремление многих учителей и воспитателей (часто неосознанное) на усвоение оценок взрослых несут отрицательные последствия. 2. В работе с детьми с нарушением интеллектуального развития следует создавать такие условия, при которых у детей будет формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность. Особого внимания требуют дети с завышенной самооценкой. Они претендуют на лидерство, на «выигрышные роли». Важно создавать такие условия, при которых они вынуждены считаться с интересами окружающих. К детям с явными признаками заниженной самооценки необходимо применять прием «авансированного успеха», то есть поощрять не только (и не столько) за достигнутый результат, сколько за стремление его достичь. 3. Необходимо формировать у младших школьников с нарушением интеллектуального развития правильную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом реальных возможностей. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Во время работы по формированию самооценки педагог должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. 4. Для формирования правильного отношения младших школьников с нарушением интеллектуального развития к себе педагог должен в общении постоянно удерживать два способа отношения к ребенку: подход к ребенку, как личности в целом, который всегда должен основываться на безусловном восприятии ребенка как уникального и неповторимого и поэтому прекрасного существа; множественные конкретные оценки (положительные и отрицательные) его действий, черт характера, достижений; в объективности подобных оценок дети остро нуждаются.
Заключение Оценка самого себя, своего ума, знаний, своих возможностей занимает не малое место в эмоциональной жизни ребенка с нарушением интеллектуального развития. Преобладающими видами самооценки у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, как показывают результаты анализа психолого-педагогической литературы и собственного исследования, являются завышенная и средняя самооценка. Количество случаев, когда учащиеся дают себе плохую самооценку, незначительно. Вместе с тем, характер самооценки, показываемый ребенком с нарушением интеллектуального развития, значительно изменяется на протяжении обучения во вспомогательной школе. Если ученики 1-го класса без всяких колебаний и совершенно открыто ставят себя в число лучших по школьной успеваемости и по уму, то у учеников старших классов высокая самооценка является исключением. Наиболее часто у учащихся младших классов встречается не высокая, а средняя самооценка: относят себя не к числу лучших (и не к числу худших), а к числу средних. Однако анализ показывает, что отнести себя к числу средних, не есть отказ от завышенной самооценки (завышенной по сравнению с объективным положением вещей), а лишь нежелание обнаружить перед другими свою высокую самооценку. Самооценка является результатом сопоставления самого себя с другими и оценка других. У младших школьников, с нарушением интеллектуального развития, открытая высокая оценка самих себя сопровождается тенденцией низко оценивать своих товарищей. И в том, и в другом проявляется отсутствие объективизма и резко выражено стремление самоутвердиться. Низкая оценка других как бы еще более подчеркивает высокую оценку себя. У некоторых учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида наблюдается тенденция к заниженной оценке самого себя, по сравнению с объективным положением вещей, а иногда и резко отрицательная самооценка. В случаях отрицательной самооценки имеет место крайне тяжелое положение такого ребенка в семье, низкая успеваемость, затянувшийся конфликт с детским коллективом, физическое уродство. Подобная позиция является крайне неблагоприятной. Дети данной категории нуждаются в чутком и бережном отношении со стороны педагога, в особенно вдумчивом и искусном педагогическом подходе. Особенности самооценки умственно отсталых школьников должны быть учтены в педагогической работе с ними. В какой бы форме не обнаруживалась самооценка – в виде завышенной или заниженной – во всяком случае, самооценка, имеющая выраженный аффективный характер у ребенка с нарушенным интеллектом, представляет собой «уязвимое место». Дальнейшее продвижение вперед во многом зависит от наличия адекватной, устойчивой самооценки (Л.В. Занков, 1936). На основании результатов проведенного исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации, обеспечивающие более эффективное осуществление коррекционно-воспитательных мероприятий по формированию самооценки учащихся вспомогательной школы. Они отражают необходимость воспитывать потребность в критичной оценке своего поведения при сопоставлении с социально-положительными факторами, совершенствование умения обдумывать свои поступки и сопоставлять с поступками и поведением других людей. Желательно учитывать соотношение рационально-оценочных и эмоционально-оценочных компонентов, при этом начинать работу рекомендуется с формирования рационально-оценочных компонентов самооценки. В поэтапной разработке коррекционно-воспитательной работы необходимо учитывать гетерохронность развития соответствия и нормализованности интраперсональных и интерперсональных оценок умственно отсталых учащихся и др. (Н.Л. Коломинский, 1972; П.А. Чубаров, 1987). Работа по развитию самооценки включена в работу по совершенствованию всей личности ребенка и составляет с ней единое целое, включая развитие познавательных интересов. Чем раньше ребенок-олигофрен включается в общественно значимую деятельность, тем быстрее идет формирование положительных сторон его личности, в том числе и формирование адекватной самооценки (Ж.И. Намазбаева, 1986). Литература 1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания. – Известия АПН РСФСР. – 1948 – Вып. 18. 2. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся начальных классов в учебной деятельности. // Вопросы психологии. – 1968 – №3. 3. Беляускайте Р. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Детский практический психолог. – 1994 – №1. 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: перевод с английского. – М., 1986. 5. Божевич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. 6. Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. – М.: Мектеп, 1988. 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. /Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1984. 9. Гаурилиус А.И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений: Автореферат на соискание ученой степени кандидата психических наук. – Минск, 1998. 10. Гаурилиус А.И. Динамика становления межличностных взаимоотношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся младших классов вспомогательной школы. // Дефектология. – 1982 – №2. 11. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1981. 12. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1993. 13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 14. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 15. Занков Л.В. Очерки по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Учпедиз, 1935. 16. Запрягалова А.М. Особенности формирования самооценки у младших школьников. / Научные записки института психологии АН УССР. – Киев – 1960 – Т.14. 17. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности. // Вопросы психологии. – 1980 – №4. 18. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. // Начальная школа. – 1992 – №3. 19. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Издательство МГУ, 1980. 20. Изучение личности аномального ребенка. // Тезисы докладов конференции 12 – 13 апреля 1977. – М., 1977. 21. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. /Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1980. 22. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994. 23. К вопросу о методах выявления самооценки. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М.: Педагогика, 1975. 24. Кожалиева И.Б. О возрастной динамике «образа Я» у умственно отсталого подростка. // Дефектология. – 1997 – №4. 25. Кожалиева И.Б. Особенности содержания «образа Я» у умственно отсталых подростков. // Дефектология. – 1995 – №1. 26. Коломинский Н.Л. О формировании самооценки и уровня притязаний у учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1972 – №6. 27. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянска школа, 1978. 28. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1975. 30. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Просвещение, 1976. 31. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1969. 32. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника. // Вопросы психологии. – 1983 – №5. 33. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1995. 34. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. – Алма-Ата, 1985. 35. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Диссертация доктора психических наук, 1971. 36. Основы коррекционной педагогики. /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 37. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: Педагогика, 1959. 38. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей- олигофренов. – М.: Просвещение, 1963. 39. Петрова В.Г., Белякова Н.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: Издательство МПСИ «Флинта», 1998. 40. Петрова В.Г., Белякова Н.В. Психология умственно отсталых школьников (олигофренопсихология). – М.: Изд-во РОУ, 1996. 41. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: Педагогика, 1962. 42. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 43. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. /Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1972. 44. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, 1996. 45. Рубинштейн С.Я. Исследование самооценки. // Экспериментальные модели в психологии. – М.: Педагогика, 1970. 46. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1979. 47. Сеннов В.Г. К вопросу о механизмах формирования самооценки в младшем школьном возрасте. // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (Тезисы докладов). – М., 1979. 48. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Просвещение, 1989. 49. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 50. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского университета, 1983. 51. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 52. Фридман Л.М., Курагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 53. Чубаров П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников: Автореферат на соискание ученой степени Кандидат психологических наук. – М., 1987. 54. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. – СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2002. 55. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
|