Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуального развития





Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и результаты собственного экспериментального исследования позволили разработать педагогические рекомендации, обеспечивающие осуществление коррекционно-воспитательной работы по формированию самооценки младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

При организации работы по формированию самооценки учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида можно выделить следующие моменты:

1. Учителю, работающему с ребенком, с нарушением интеллектуального развития следует помнить, что самооценка младших школьников складывается, прежде всего, под влиянием оценки учителя и его отношения к ребенку.

2. Учитель должен стараться, как можно реже сравнивать младшего школьника с нарушением интеллектуального развития с другими детьми, более сильными учениками, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности, т.е. негативное отношение к себе. Необходимо использовать прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению с предыдущими показателями. Это поднимает и укрепляет доверие ребенка к себе, к своим возможностям.

3. Успеха достигают те учителя, которые находят в слабом, робком, неуверенном ребенке какую-нибудь перспективную черту, способность, умение. Показав высоту достижений такого ученика хотя бы в какой-то одной области, учитель помогает классу и самому ученику изменить отношение к ребенку.

4. Так же хотелось бы отметить, что результаты исследований свидетельствуют, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритичности. Именно такой учитель способен положительно воздействовать на самооценку учеников. В то же время, учителя, склонные к самоотрицанию, чаще отталкивают детей от себя, чем притягивают.

5. Для формирования адекватной самооценки учащийся с нарушением интеллектуального развития должен быть хорошо ориентирован в том, какие требования предъявляет учитель к решению учебных задач.

6. Для младших школьников с нарушением интеллекта необходим постоянный последовательный контроль за их работой со стороны взрослого, аргументация требований создает ту основу, на которой развивается самооценка.

7. Важным условием формирования самооценки у учащихся специальной (коррекционной) школы является коллективное обсуждение в классе ответов учащихся, результатов выполнения заданий и упражнений, но эта работа должна быть очень тактичной.

8. Учителю необходимо способствовать тому, чтобы дети с нарушением интеллектуального развития контролировали и оценивали выполняемые учебные действия, поступки по исходно обобщенным основаниям, существенным условиям их выполнения.

9. Педагог должен знать самооценку каждого ребенка и воздействовать на ее формирование.

10. Учителю необходимо помнить, что на формирование адекватной самооценки влияют такие факторы, как отношение к ребенку, понимание его интересов, уважение его мнения и желаний, сочетающихся с требованиями норм поведения. Равнодушное отношение к ребенку, игнорирование его личности, попирание достоинства ведут к формированию низкой самооценки.

11. Для оптимизации процесса формирования самооценки, отношения к себе следует вести активную воспитательную работу.

Можно выделить следующие этапы коррекционно-воспитательной работы по формированию самооценки у учащихся с нарушением интеллектуального развития.

I этап. Подготовительный (1 – 2 классы).

Задачами этого этапа являются:

­ ознакомление школьника с положительными и отрицательными поступками человека;

­ формирование умения адекватно оценивать положительные и отрицательные поступки персонажей сюжетных картинок, героев кинофильмов, спектаклей, рассказов.

­ работа может проводится на материале сюжетных картинок, просмотренных фильмов и спектаклей, рассказов по чтению, текстов по русскому языку и т.д.

­ работа включается в содержание воспитательных часов, разбора просмотренных фильмов и спектаклей, в содержание уроков по чтению, математике, русскому языку и развитию речи.

Данный этап включает следующие виды работ:

1. Рассказ воспитателя о положительных и отрицательных поступках героев;

2. Беседа о положительных и отрицательных поступках детей на материале сюжетных картинок.

3. Оценки ребенком с нарушением интеллекта с помощью учителя, воспитателя положительных и отрицательных поступков персонажей сюжетных картинок.

4. Сравнение поведения различных героев сюжетных картинок.

5. Анализ, оценка, сравнение поведения героев фильмов, спектаклей, рассказов.

6. Сравнение поведения положительных и отрицательных героев сюжетных картинок, фильмов и т.д. с поведением одноклассников и собственным поведением (П.А. Чубаров, 1987).

II этап. Формирование интерперсональных оценок учащихся с нарушением интеллектуального развития (3 – 4 класс).

Задачами этого этапа являются:

­ формирование у учащихся с нарушением интеллектуального развития общественно значимых идеалов;

­ ознакомление детей с положительными и отрицательными качествами личности;

­ формирование умений адекватно оценивать положительные и отрицательные личностные качества персонажей из сюжетных картинок, героев фильмов и спектаклей, рассказов;

­ повышение адекватности знаний об одноклассниках;

­ развитие умения адекватно оценивать поведение окружающих;

­ способствование нормализации отношения детей с нарушением интеллектуального развития к своим одноклассникам;

Работа проводится на материале сюжетных картинок, просмотре фильмов и спектаклей, чтения рассказов на уроках чтения, на материале содержания математических задач, текстов по русскому языку, при анализе отдельных поступков, взаимоотношений, результатов учебной и трудовой деятельности учащихся младших классов с нарушением интеллектуального развития.

Работа включает все виды учебных и внеурочных занятий учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. На этом этапе желательно проводить специальные занятия для организации взаимоотношений школьников. Занятия могут иметь форму прямых взаимоотношений. Например, оценка школьником совместно с педагогом поведения одноклассников на уроках, прогулках, экскурсиях, а также в процессе специально организованных педагогических мероприятий.

Одной из форм организации взаимооценивания школьников является игра. Например: «Я ставлю оценки одноклассникам», «Игра-лотерея», «Угадай кто я»?

Данный этап включает следующие виды работ:

1. Рассказ педагога о положительных и отрицательных качествах людей, т.е. анализ реальных качеств личности;

2. Оценка младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития совместно с учителем, воспитателем положительных и отрицательных качеств персонажей сюжетных картинок, героев фильмов, спектаклей, рассказов.

3. Рассказ педагога о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться, т.е. анализ идеальных качеств личности.

4. Беседа об идеальных качествах героев, просмотренных фильмов, спектаклей, рассказов.

5. Сравнение поведения героев фильмов, спектаклей, рассказов.

6. Сравнение поведения героев фильмов, спектаклей, рассказов с поведением одноклассников.

7. Оценка поведения одноклассников.

8. Оценка взаимоотношений одноклассников и адекватности взаимоотношений между ними.

9. Сравнение поступков героев фильма, спектакля, литературного произведения с собственным поведением.

10. Сравнение поведения одноклассников с собственным поведением.

11. Сравнение личностных качеств героев фильмов, спектаклей, литературных произведений с личностными качествами одноклассников и собственными качествами (П.А. Чубаров, 1987).

 

Date: 2015-07-27; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию