Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ 1 10 page





 

Культ камней и фаллических стел в виде обтесанных столбов с закругленной верхней частью играл главенствующую роль и в верованиях древних семитов, а также других народов, живших в Месопотамии, Финикии, Палестине и т.д., в том числе - удревних евреев и арабов. Библия наполнена упоминаниями окаменных фетишах, впоследствии вытесненных и искорененныхиудаизмом, христианством и исламом (хотя намек на "каменноепроисхождение" сохранился в одном из главных эпитетовдревнееврейского Бога - Скала Израиля). Точно так же и уарабов до возникновения ислама камни были одним из главныхобъектов поклонения. Один из них - так называемый "черныйкамень" (предположительно метеоритного происхождения) до сихпор остается одной из важнейших мусульманских святынь,хранящихся в кубическом храме Кааба в Мекке. Но и сохранившиесядревние фаллические столбы, именуемые "массеба", продолжаютслужить у арабов объектом суеверного почитания (фото одного изтаких фаллических менгиров выше человеческого роста см. в кн.: Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937. С. 109).

 

Арабский историк VIII в. н.э. Ибн аль-Кальби в своевремя написал целый трактат "Книга об идолах", где подробноописал древние камни-фетиши, которым поклонялись арабы.

 

Впоследствии множество таких камней было обнаружено при археологических раскопках - особенно в Палестине. Аль-Кальбисообщает предание о возникновении каменных идолов. Первым, кого создал Бог, был Адам. Когда он умер, сыны Шета (Сифа) похоронили его в пещере на горе Нод. Но один из сынов - Кабиль (Каин) - вырезал изображение Бога из камня для жертвоприношений. А затем сделал еще 5 изваяний своихсородичей, положив тем самым начало поклонения каменным идолам88.

 

Следы фаллического культа зафиксированы и в другом конце Евразии - в Китае. Так, в святилище (храме) Бога земли -покровителя одной из общин - находился древний каменный столб,его ритуальные функции были сходны с теми, что известны издревнеегипетской и древнееврейской религии. По мнению рядаученых, древнекитайский каменный столб-фаллос олицетворялмужское плодородие и сексуальную потенцию89. На остальныхконтинентах и в других областях земного шара также сохранилиськаменные фаллические изваяния, что само по себе свидетельствуето значительной древности культа: общие в далеком прошломверования были разнесены по всему свету по мере распространениямиграционных волн некогда единого пранарода (поклонение Гермесув этом смысле - лишь один из их отголосков, причем достаточнопоздний). В качестве иллюстрации приведем лишь один рисунокменгиров, находящихся на островах Фиджи в Океании (рис. 81) иособенно интересных тем, что на них изображены солярные знаки.

 

Существует множество объяснений сути и назначения мегалитических сооружений во всем их разнообразии. В прошлом доминировали культово-оргиастические истолкования древнекаменных комплексов: кромлехи именовались храмами, дольмены - гробницами, менгиры - кумирами. Ныне возобладалестественнонаучный подход: в кромлехах усматривают древниеобсерватории, в дольменах - астрономические и физическиеприспособления, геомагнитные и чуть ли не физиологическиеустановки90. Но одно не противоречит другому.

 

Сексуально-оргиастический смысл мегалитов неразрывно связан с их космической предназначенностью, включая и геофизические аспекты. Ибо, в соответствии с наидревнейшими представлениями, Космос во всех его ипостасях и есть первоисточник сексуальной энергии, как в масштабах Вселенной, так и в ее проекциях на каждого отдельно взятого человека. Такое понимание уходит своими корнями в самые глубины попыток обобщенного осмысления законов природы. Древнекитайское, древнеиндийское, древнеегипетское, древнегреческое, древнеримское и другие древние мировоззрения опирались именно на такую картину мира, где Божественный Эрос выступал если не первой, то, во всяком случае, одной из главных космогонических потенций. Впоследствии данные воззрения были восприняты в ряде философских учений. Типичным образцом может служить теория Эроса у Платона, где всепронизывающая сексуально-творческая космическая энергия упорядочивает Вселенную, создает Богов и людей.

 

Отголоски древнего языческого миропонимания пронизывают все жанры русского фольклора и связанных с ними обрядов. К сожалению, данная сторона традиционной народной жизни длительное время считалась непристойной и игнорировалась по религиозным, идеологическим или цензурным соображениям. Исследования этого мощнейшего и древнейшего пласта народной культуры если и проводились, то их результаты намертво оседали в архивах. Публикации были крайне редки и, как правило, сопровождались купюрами или отточиями. Лишь в последнее время положение изменилось и изучение эротического фольклора попало в правильную колею. Появились научные издания текстов, многие из которых с XVIII века пролежали под спудом (например, некоторые песни из "Сборника Кирши Данилова"), не говоря уж о "заветных" записях П.В.Киреевского, П.И.Якушкина, В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, Д.К.Зеленина, Н.Е.Ончукова, братьев Соколовых и других.

 

Собиратели и исследователи русского фольклора тонко чувствовали сексуально-космическую направленность запретной народной поэзии и прозы. Применительно к специфике Русского Севера это было суммировано этнографом Александром Исаакиевичем Никифоровым (1893 - 1942): "Мир и человеческая жизнь полны сексуальности... Пол - та внутренняясолнечная энергия, которая и творит и поддерживает все живое. Но эротика - это отраженный солнечный свет. Эротика - этоболезненное лунное сияние, иногда красивое, иногда жутко-зловещее, но всегда не греющее и иногда ведущее к ужасам ночных мраков и тайн. И любопытно, что северная древняя, насыщенная до отказа солнечной сексуальностью, совсем почти чужда лунной эротики"91.

 

Впрочем, выводы относительно сексуально-солнечной ориентации северян понять нетрудно. Солнце на Севере - непросто дневное светило, оно знаменует возвращение тепла и жизнипосле продолжительных зимних ночей. Но видится и другое:древняя борьба между солнечным и лунным культами в эпохураспада доиндоевропейской этнокультурной общности, что, бытьможет, наложило отпечаток на традиции Русского Севера.

 

Победивший солнечный культ древних праариев до сих пор жив в обычаях, народных верованиях и устном творчестве их далеких потомков.

 

Вернемся вновь к каменным мегалитам, распространенным повсюду в Евразии - от Кавказа до Алтая. Так, в Абаканскойстепи была целая аллея из десятков циклопических менгиров,олицетворяющих мощное мужское начало (впоследствии они былиразвезены по музеям). В Армении культовые камни-фаллосывстречаются в натуральном исполнении.

 

Известна еще одна разновидность каменных сооружений - сейды. Их особенность - водруженный на вершинедополнительный камень. Возникновение подобных нерукотворныхскульптур геологи пытались объяснить результатами таянияледника: над вмороженным в лед каменным столбом оказываетсявалун, после стаивания льда он, дескать, опускается и остаетсяна вершине столба. У саамов - самого северного народа Европы,издревле обитающего здесь, несмотря ни на какие природныекатаклизмы и климатические отклонения, - сейды испокон вековявляются объектами поклонения, им приписывается магическая силаи даже способность летать.

 

Конечно, поклоняться можно и камням самим по себе - для этнографов это не в новинку. Но вот что интересно: у российскихсаамов есть священный сейд, на вершину которого водружены -один на другой - несколько камней (рис. 82), что уже никак неприпишешь капризам тающего ледника. Следовательно,напрашивается иное объяснение: поклонение сейдам - отголосокдревних верований строителей мегалитических сооружений.

 

Подтверждением тому могут служить точно такие же "сейды", обнаруженные российскими археологами на Памире в начале нынешнего столетия. Испокон веков священные камни служили у горных таджиков объектами суеверного почитания, им поклонялись и приносили жертвы в соответствии с традициями предков. Ислам оказался не в состоянии вытеснить древний культ. Некоторые из священных камней представляют собой поставленные друг на друга хорошо подогнанные скальные обломки достаточно правильных форм (возможно, искусственно обтесанные) или же груды булыжников, наваленных на большой валун (см. фото в кн.: Бобринской А.А. Горцы верховьев Пянджа: Очерки быта по путевым заметкам. М., 1908. Табл. XIV - I, XX - 2). Но и это еще не все. Свидетельствует геолог Ариадна Готфридовна Кондиайн (сноха Александра Кондиайна, обосновавшего маршрут экспедиции Александра Барченко и участвовавшего в ней в качестве астрофизика - отрывок из его дневника приводился в Прологе): "Я много лет проработала на Русском Севере и знаю: в Приполярном Урале немало гор, на вершине которых водружены огромные одиночные камни" (об этом она поведала автору в личной беседе). Аналогом составных каменных сооружений, отмеченных у саамов, памирских таджиков и других народов, выступают гигантские истуканы острова Пасхи, на их головы также водружались огромные каменные навершия, впоследствии сброшенные. В эпоху, соответствующую по современной номинации Каменному веку, сейды занимали место в одном ряду с менгирами, дольменами, кромлехами - их эзотерический смысл раскрыт выше.

 

Как и все прочие мегалитические объекты, сейды в прошлом были связаны с культом Бога Камня (или Прото-Гермеса).

 

Вообще же лопарский (саамский) сейд - это прежде всего дух (или же нераспознанное природное явление?). Обычно онпоселяется в камне. Но совсем не обязательно. Описано немалосейдов - обитателей деревянных предметов или же сделанных ввиде деревянных идолов. Еще в ХVII веке шведский путешественник Иоганн Шеффер в фундаментальном труде "Лаппония" описывал лопарские сейды, сделанные из березы. В ХIХ веке о самом процессе изготовления сейда-идола из деревянного комля подробно рассказал известный финский этнограф и лингвист Александр Кастрен.

 

И наконец, имеется еще один тип каменных изваяний. Это хорошо известные каждому так называемые "каменные бабы" ("бабами" они могут считаться весьма условно, так как среди них встречаются мужские "особи" с подчеркнуто выраженными мужскими гениталиями) (рис.83). Раньше их присутствие отмечалось повсюду (и не только в России, а по всей территории Евразии - от Южной Франции до границ Китая и Монголии). Но постепенно они были беспощадно изничтожены (в основном по наущению церкви - какязыческие бесовские истуканы). Там, где их в XVIII веке во множестве видел знаменитый географ и путешественник Петр Симон Паллас (1741 - 1811), они уже отсутствовали спустя столетие. По свидетельству русского этнографа Вадима Васильевича Пассека (1808 - 1842), только на его памяти вчто звали его Крът (Крет) - созвучно (первые две буквы) имени истребили 30 каменных "баб". К середине прошлого века ихосталось около 650; в послереволюционное время XX века почти все они были развезены по музеям.

 

Утвердилось мнение, что "бабы" оставлены в степи кочевниками, по мнению проф. С.А.Плетневой, преимущественно половцами. Но не все так просто. Ареал распространения каменных изваяний значительно шире традиционных мест обитания кочевников, охватывал лесостепь и даже часть лесной полосы в Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерниях. Еще в прошлом столетии одна такая "баба" в виде вооруженного воина с шишаком на голове и копьем в руке стояла на кургане, сохранившемся прямо в одном из дворов Рязани92, где никаких половцев отродясь не бывало (затем, надо полагать, она попала в музей).

 

Кроме того, у кочевников не культивировалась техника обработки камня, тем более - огромных глыб (когда в прошломвеке по указанию церковных властей решили выкопать "бабу", чтостояла в имении Богдана Хмельницкого в селе Субботово и ккоторой он любил привязывать польских пленных, то оказалось,что вручную с ней ничего поделать нельзя - так глубоко уходилотуловище в землю). Наконец, зафиксированы факты культовогопоклонения каменным "бабам" со стороны славянского населения,что доказывает их древнеязыческое происхождение, не имеющееникакого отношения к каким-либо кочевникам.

 

Вот что сообщали русские этнографы в конце прошлого века. В Харьковской губернии к каменной "бабе" приносят больных детей. В галицком Покутье есть двулицая (!) каменная "баба": одни считают ее образом Леля и Полеля, а другие - Дажьбога и Лады. Крестьяне соскабливают часть камня и употребляют его как лекарство. Во время засухи кладут эту "бабу" на землю, чтобы пошел дождь, а в чрезмерно дождливую погоду ставят головой вверх. Называется эта двойная баба "кумы", что объясняется так: кум и кума, возвращаясь из церкви после окрещения ребенка, согрешили, вступив в плотскую связь, и потому окаменели (в действительности налицо древняя каменная герма типа "двуликого Януса" и, скорее всего, относящаяся к тому времени, когда прапредки этрусков или другого будущего италийского племени мигрировали с Севера на Юг).

 

Но продолжим анализ этнографической информации. На Толстой могиле близ Запорожья стояла каменная "баба", люди приписывали ей таинственное магическое влияние, за что по приказу местных властей "баба" была свалена на землю. В 1833 и 1834 годах случилась большая засуха и в результате - полный неурожай иголод. Народ в надежде, что "баба" поможет, поставил ее наместо. Тогда начальство велело отбить у изваяния голову93. Такпечально заканчивалась история каменных мегалитов, до тогопростоявших в этих местах, быть может, не одно тысячелетие.

 

Поклонение каменной "бабе" зафиксировано также И.Е.Забелиным, который в середине прошлого века вел раскопки Чертомлыцкого кургана близ Никополя. Здесь же находилась каменная "баба", и к ней местные жители испокон веков ходили на поклон ради исцеления от всяких болезней. Есть все основания вписать древние каменные изваяния, прозванные в народе "бабами", в общемировую герметическую традицию. Даже если какая-то часть истуканов и принадлежит кочевникам, то и это вовсе не исключает наличия в их верованиях следов былых герметических представлений, восходящих ко временам языкового, культурного и этнического единства.

 

По-разному можно интерпретировать и само имя Гермеса. Если отталкиваться от доказанной языковедами версии, что корень "гер" первоначально звучал как "яр" (откуда имя Богини Геры, сестры и супруги Зевса, тождественно протославянской Яре94), то первый слог в имени Гермеса звучал также "яр" и означал либо "ярый" ("яростный"), либо "яровой" ("весенний"), либо то и другое одновременно. Вместе с тем русское слово "яр" [йар] по своей этимологии легко сопрягается с древнеиндийской лексической основой "арья" (откуда и "арии", и "арийцы"). Традиционно данное слово переводится как "благородный". Однако в действительности это позднейший смысл, почерпнутый из жреческих комментариев к Ведам. В самих же Ведах, где это слово встречается более 60 раз, оно означает "хозяин", "скотовод-земледелец", "член кочующего племени" (от глагольного корня "рь(ри)" - "передвигаться, идти, кочевать"95.

 

Нетрудно определить и значение второго слога имени Гермес- "мес". Общее значение индоевропейской корневой основы *mes - "луна", "месяц" (см. Словарь М.Фасмера). Отсюдарусское и общеславянское слово "месяц" для обозначения и ночного небесного светила - луны на ущербе, и части (времени)года. Следовательно, имя Гермес в протославянском варианте звучало как Ярмес и означало "Яровой (весенний) месяц".

 

С этим придется согласиться, если учесть также, что мать Гермеса - титанида Майя - в древнеримской традиции являлась Богиней Весны и покровительницей плодоносной земли. От ее имени ведет и свое русское название самый светлый и буйный (ярый) весенний месяц Май. В древнегреческой традиции титанида Мая превратилась в звезду, вместе с сестрами вознеслась на небо и стала старшей в созвездии Плеяд. А Гермес сделался Лунным Богом. Между прочим, в шумерской вокализации последнийслог имени великого героя древности - Гильгамеша звучал как -мес; схема словообразования аналогична имени Гермеса и несомненно восходит к доиндоевропейскому названию Месяца - Луны на ущербе.

 

Подтверждение вышепредложенной трактовки (Гермес - Ярый Месяц) находит и в древнеегипетской интерпретации образа Гермеса, который напрямую повлиял на возникновение культа Бога Тота - патрона науки, тайного знания и интеллектуальной жизни.

 

Египтяне также считали Тота Лунным Богом, изображали его в виде лунного диска и именовали: "Месяц-Тот, Бог великий, владыка неба, царь Богов"96. Впрочем, изображения Тота и вокализация его имени претерпели значительные изменения. Специалисты-египтологи до сих пор спорят, как имя Бога звучало на самом деле (русское Тот происходит от латинского Thoth), а некоторые египтологи производят его откоптского слова, означающего "северный ветер", то есть соответствующего греческому Борею (а здесь уж прямая связь с Гипербореей). Дошедшие изображения Тота также весьма различны- от канонического ибиса (позднейшая версия) до сокола (кобчика)97 (рис. 84) - что вполне соответствует и древнейшему тотемному смыслу, и астральной традиции, существовавшей повсему миру, - отождествлять небесные светила Солнце и Луну с соколом. Кроме того, Тот-Сокол - несомненный носитель архаичных тотемных пережитков и отголосков тех древнейшихвремен, когда сокол был символом многих родоплеменных структур доиндоевропейских и досемитско-хамитских этнических общностей. Между прочим, имя Тот неразрывно связано с греческим theos, означающим, как хорошо известно, "Бог". Этодоказал еще Джамбаттиста Вико (1668 - 1744), один изпервых в Новое время применивший метод историзации мифов. По-египетски имя Тота-Гермеса звучало Теут и именно оно, согласно Вико, породило греческое theos98.

 

Индоевропейская и семито-хамитская мифология в конечном счете восходят к единому источнику. Это прекрасно понимали, к примеру, в Древнем Египте и Элладе, когда отождествляли египетских и греческих Богов, называя их одними и теми же именами, точнее, к одному и тому же Богу применялось одновременно и греческое и египетское имя. (Традиция эта сохранилась и в древнерусской литературе: в Ипатьевской летописи Боги с греческими именами считаются египетскими.) Поэтому и неудивительно, что в античных источниках недвусмысленно намекается на участие Гермеса в египетской теогонии. Причем участие его было решающим, и в конечном счете он оказался стоящим у колыбели всех главных египетских Богов второго поколения. Эту историю подробно излагает Плутарх в известном трактате "Об Исиде и Осирисе". Суть версии, изложенной Плутархом (а, надо полагать, он опирался на недошедшие до нас первоисточники), вкратце такова. Нут (Небо) тайно сожительствовала с Гебом (Землей). Об этом узнал Ра (Солнце) и проклял ее, чтобы она не могла родить ни в одном месяце. Тут-то и вмешался Лунный Бог Тот (Месяц) - Гермес. Онвлюбился в Богиню Нут (Небо) и стал ее супругом. Чтобы обойтипроклятие Солнца-Ра, Тот-Гермес поступает, как и полагается Богу мудрости и хитрости. Он сыграл в шашки с Луной-Селеной, выиграл у нее пять дополнительных календарных дней и прибавил их к тремстам шестидесяти дням египетского календаря. На самом же деле, как было показано выше, исправление календаря было обусловлено тем, что прежний (полярный) календарь не вписывался в условия новой африканской родины - Египта, куда переселилисьпрапредки египтян и родоначальницей которых была несчастная возлюбленная Зевса - Ио. В итоге возник известный намкалендарный год. Ра оказался посрамленным, а в пять сотворенных из лунного свечения дополнительных дней Гермес-Тот дал возможность трехмужней супруге произвести на свет пять Богов. Это: 1) Осирис-Дионис - Властелин всего; 2) Хороерис (Старший Хор) - Аполлон (другой Хор - младший - тоже был солнечным Богом, но только от брака Осириса и Исиды); 3) Сет (погубивший Осириса); 4) Исида-Соколица и ее сестра; 5) Нефтида - Влажная (откуда, кстати, происходит русское слово "нефть"). (Считалось,что только Исида была дочерью Тота-Гермеса, а Осирис - сыном Ра-Солнца).

 

Не вдаваясь далее ни в содержание трактата Плутарха, ни в перипетии древнеегипетской мифологии, - отметим лишь двепараллели с русским фольклором, свидетельствующие об общихкорнях славянской и эллинско-египетской мифологии. Перваянапрашивающаяся сама собой аналогия между Гермесом-Тотом -творцом календаря и русским владыкой годового цикла, чей образсохранил Владимир Даль. В народном представлениикалендарно-упорядоченная стихия представала в виде волшебного Старика-годовика с его световыми птицами. В передаче Владимира Даля народные поверья о хозяине циклического времени предстают в следующем варианте. "Вышел старик-годовик. Стал он махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые триптицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно". Столь причудливым образом трансформировался образ верховного Бога - творца мирового круговорота - в народном сознании.

 

Вторая аналогия связана с историей Осириса. Злой Сет изготовил красивый сундук по росту Осириса и обманным путем принудил брата лечь в этот гроб; крышка была немедленно захлопнута, и Осирис оказался не в силах поднять ее. Этот сюжет с сундуком и крышкой удивительно совпадает с русской былиной о смерти в каменном гробу богатыря Святогора. К тому же и имена обоих мифологических героев восходят к общему доиндоевропейскому корню, означавшему "Свет-сияние": Осирис - (Осиянный) - Свето(гор).

 

Функции Гермеса-Яра однозначно прослеживаются у русского Ярилы - весеннего языческого Божества с гипертрофированноподчеркнутыми мужскими половыми признаками (подробнее см. во 2-й части). Русский Ярила олицетворял Солнечное Божество, в то время как его прообраз - эллинский Гермес в поддающемсярасшифровке значении - прежде всего Лунный Бог. Вопрос о солнечных и лунных Божествах в известной мере неисчерпаем. В Древнем Мире Луна по своему значению нередко опережала Солнце. Еще Плутарх отмечал: "Солн-це из созвездий второе после Луны"99. Измерение времени и биологических циклов по фазам Луны было столь же жизненно важно, как и его измерение по суточному (кажущемуся) движению Солнца и смене дня и ночи. Соответственной была роль лунных и солнечных Богов. В Двуречье, к примеру, главенствовали первые, в Египте - вторые.

 

Астрально-космическая сущность Гермеса, его далеко не первое место в Олимпийском пантеоне свидетельствуют, что в эллинской идеологии на каком-то этапе произошла смена приоритетов. Лунные Божества никогда полностью не утрачивали своего значения, но на передний план постепенно выдвинулись Солнцебоги в лице всесильного Гелиоса и могучего стрелометателя Аполлона. Есть свидетельства, что Горгона Медуса изначально выполняла лунные функции, а ее отсеченная голова символизировала Луну100. В этом смысле победа над Медусой Персея - сына Солнечного света (Золотого дождя, - обличия Зевса, ниспавшего на Данаю) - демонстрировала торжество солнечного культа над лунным.

 

Отголоски доиндоевропейских и древнеарийских лунарных обычаев и ритуалов известны в среде русского народа во все времена его истории. Повсеместно бытовало поверье: если к растущему Месяцу вынести или вывести ребенка, тот непременно тоже станет лучше расти (судя по всему, дети при этом распеленовывались или обнажались). Лунарная регламентация хозяйствования и быта проникала во все поры народной жизни, что расценивалось официальной церковью, как рецидивы язычества и проявление многобожия. Начиная с расцвета русской грамотности в XI - XII веках, сохранилось множество гневных запретов на сейсчет и предреканий кары небесной. Вот одна из таких церковныхинвектив XVII века, касающихся Месяца: "Мнози неразумнычеловецы, опасливым своим разумом веруют в небесное двизание,рекше во звезды и в месяц, и разчитают гаданием, потребных радии миролюбивых дел, рожение месяцу, рекше - молоду; иние жусмотряют полного месяца, и в то время потребнаи своясотворяют; иние ж изжидают ветхаго месяца... И мнози неразумниичеловецы уверяют себе тщетною прелестью, понеже бо овии дворыстроят в нарожение месяца; инии же храмины созидати начинают внаполнение месяца; иние же в таж времена женитвы и посяганияучреждают. И мнози баснословием своим по тому ж месячномугаданию и земная семена насаждают и многие плоды земныяустрояют..."101

Наряду с упомянутым гаданием по Месяцу и согласованием с лунными фазами больших и малых дел - с тех же самых временсохранилось челобитная, в которой доносится царю о разных видахидолопоклонства, в том числе и о прямом поклонении Месяцу (новолунию), что влекло за собой жесточайшие последствия -вплоть до смертной казни, не говоря уже о полном набореизощренных пыток. Однако, вопреки всем усилиям и репрессиямвластей и церкви, "неразумны человецы", как и во времена Лунного Бога Гермеса, продолжали действовать в соответствии с тем, что месяц посулит или подскажет, опираясь тем самым на установки древней запретительно-разрешительной магии. Среди земледельческих табу хорошо известны запреты сеять или сажать во время новолуния. В эту же пору запрещалось рубить деревья -особенно для постройки (иначе быстро все сгниет). Напротив, резать скот и колоть свиней рекомендовалось в полнолуние102. Кстати, и в наши дни, в полном соответствии с древними лунарными поверьями, публикуются так называемые лунные календари, справочники и таблицы, где садоводам и огородникам по дням расписываются рекомендации по посадке, уходу и сбору урожая любых сельскохозяйственных культур в зависимости от фаз Луны. С научной точки зрения даваемые советы обычно объясняются силами тяготения, хотя это всего лишь часть возможных объяснений. Необходимо учитывать всю сумму космических факторов, связанных с лунными фазами, - как явных, так искрытых.

 

Дедовские, идущие от арийских и доарийских времен обычаи и верования продолжали методично передаваться от поколения к поколению. Еще недавно смоленские крестьянки, становясь лицом к молодому Месяцу, обращались к нему, быть может, с теми же самыми словами, что и их пра-, пра-, пра- (и так до сотого или трехсотого поколения) прабабки: "Месяц, Месяц молодой! Табе рог золотой, табе на увеличенье, а мне на доброе здоровье!" Даже опара для блинов считалась подвластной Месяцу. И на сей счет сохранилось заклинание, считалось, что без него опара не поднимется, а блины не получатся: "Месяц, ты Месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару". И вообще, по стойкому представлению, Месяц от нарождения до полнолуния обеспечивает счастливые дни и особенно - на самой ранней фазе.

 

Подобное поверие существует и поныне: кто в шутку, а кто и всерьез по-прежнему полагает, что если только что народившемуся месяцу показать "денежку", то непременно прибудет или увеличится богатство. И тотчас же на ум вновь приходит Гермес (протославянский Яр Месяц) - покровитель торговли и богатства.

 

Возможно, что в отдельных случаях вообще не было жесткой дифференциации солнечных и лунных функций. В ту отдаленную эпоху, когда индоевропейские и другие народы представляли единое целое по языку, культуре и верованиям, Гермес-Яр олицетворял космическое сексуальное начало, реализующееся в энергии солнечного, лунного и звездного света и соответствующее мужской половой потенции. Вот почему многочисленные мегалитические символы Гермеса - гермы-фаллосы разбросаны повсей территории Евразии, а сексуальная магия, связанная с Луной (Месяцем), еще до недавнего времени сохранялась в практикечукотских шаманов. Среди разнообразных заклинаний и обрядов,описанных Владимиром Германовичем Богораз-Таном (1865 - 1936), пожалуй, глубже других поникшего в первобытные пласты палеоазиатской мифологии, - есть и такой. Для придания своиммагическим действиям особой силы и неотвратимости шаман должен был раздеться донага, выйти из яранги ночью при лунном свете и обратиться к ночному светилу со следующими словами: "О, Луна! Я показываю тебе тайные части своего тела. Прояви сожаление к моим гневным помышлениям. Я не имею от тебя тайн. Помоги мне..." Заклинания сопровождались экспрессивной жестикуляцией. Приводится и чукотский рисунок голого шамана, молящегося Луне103.

 

Исходя из сексуально-эротических функций Гермеса, его имя сохранилось в русском языке в виде ненормативного слова, образованного от первого слога греко-латинской вокализации имени Бога - Hermes (Хер). В немецком языке, напротив,получила закрепление властительно-господствующая сторонанекогда единого для германских и славянских народов понятия: внемецком языке слово Herr означает "господин".

Date: 2015-07-27; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию