Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ 1 8 page





 

В Андах обнаружен огромный обтесанный 20 000-тонный каменный блок (размером с 4-этажный дом), сплошь покрытый спиралями, - его происхождение и назначение также никто не всостоянии объяснить. В Северной и Центральной Америкеаналогичная ситуация: спиралевидный мотив фигурирует в самыхразнообразных формах. Его своеобразным символом могут служитьспиральные завитки в виде "бараньих рогов" на громадныхголовных изваяниях главного Бога многих доколумбовыхцивилизаций - Кецалькоатля (Пернатого Змея), известные познаменитому храму-пирамиде в мертвом городе Теотиуакане (Мексика). Спиралевидные мотивы в искусстве индейцев Южной Америки зафиксированы также в культурах майя, Тайрона (Колумбия) и Чавин (Перу) (см., напр., рис. в кн.: Исчезнувшие народы. М., 1987. С. 126 - 127, 138).

 

Для полноты картины можно дать еще одну иллюстрацию - золотую статуэтку индейского Птицебога-спираленосца, играющегона флейте: в качестве жертвы она была брошена когда-то всвященный колодец Чичен-Ица (Мексика, п-ов Юкатан) и извлеченаоттуда археологами (рис.61). Как нетрудно убедиться,американский спиралевидный узор мало чем отличается отаналогичных орнаментов Старого Света.

 

Все это само по себе является лучшим свидетельством в пользу общего происхождения культур Древнего мира. Меандрово-спиралевидные изображения восходят ко временам палеолита: одна из древнейших спиралей, выбитых на бивне мамонта и имеющих космическое содержание, найдена на территории Западной Сибири (рис.62). Аналогичные спиралевидные (меандровые) мотивы запечатлены на стилизованных статуэтках, обнаруженных при раскопках Мезинской стоянки на берегу реки Десны (рис. 63). Известны и более поздние каменные памятники с мотивом лабиринта, обнаруженные в Псковском и Тверском краях (рис.64).

 

В дальнейшем меандрово-спиралевидная тематика, в которой закодирован глубочайший и древнейший вселенско-космический смысл, трансформировалась в самых неожиданных формах. Имеются во множестве рельефные изображения Горгоны Медусы со спиралевидными завитками волос. Известны позднеантичные скульптуры Юпитера-спираленосца (рис.65). Тот же мотив и даже поза повторяются в чудом уцелевшей бронзовой средневековой статуэтке литовского языческого Бога Перкунаса (коррелят и синоним русского Перуна) - он точно так же держит в руке пучокспиралей. Спирали запечатлены на капителях античных колонн (ионический ордер) (рис.66), в прическе древнего кельтского Божества (рис.67) и т.д. и т.п. В древнерусских украшениях спирали постоянно встречаются в виде височных колец и подвесок (рис.68). Точно такая же спиральная конфигурация у некоторых древнегреческих фибул (застежек) и в орнаменте древнескандинавских диадем (полукорон). Некоторые из золотых украшений, найденных Шлиманом в Трое (браслет, брошь, заколки), сплошь испещрены мельчайшими спиралями высокохудожественного исполнения.

 

В коллекциях Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея народного искусства (Москва) экспонируются изумительные по технике исполнения кованые сечки XVII - ХVIII веков смножеством выкованных больших и малых спиралей - числом до 20 (рис. 69). Спиральный орнамент был широко распространен врусских традиционных вышивках - на полотенцах, передниках,подолах рубах и т.д. (см. фото: Маслова Г.С. Орнаментрусской народной вышивки как этнографический источник. М., 1978. С.95, 103, 131). Приверженность народных мастеров к мировой художественной традиции позволила уверенно говорить о "русских меандрах" (см.: Виолле-ле-Дюк. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879. Здесь же приводятся образцы русских меандров).

 

Спиралевидная символика, почерпнутая пра-предками русского народа в общекультурном источнике далекой Прародины, практически нетронутой дожила до нынешних времен (см., напр., фото в кн: Русакова Л.М. Традиционное изобразительноеискусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989. Рис. 48, 51, 63, 64, 67 и др.). Новгородский головной убор с многовитковыми спиралями (с лицевой стороны их 8) представлен на редкой фотографии в альбоме "Русский народный орнамент", изданном фотографом-эмигрантом Юрием Новоселовым в Ригев 1928 г. В целом же спиралевидные мотивы в древнерусской и сопряженных с ней культурах разносторонне представлены на рисунках, фотографиях и прорисовках в известных монографиях Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян (М., 1981. С.90-91, 155, 159, 165, 167, 253, 345, 499, 509, 517) и "Язычество древней Руси" (М., 1987. С.199, 715). В данных книгах большинство солярных и астральных прорисовок заимствовано из фундаментального и не имеющего других аналогов фотографического свода А.А.Бобринского "Народные русскиедеревянные изделия" (Вып. 1-12. М., 1910-1914). Здесь содержится множество и других иллюстраций с космической и праотеческой символикой, украшавшей русскую утварь и предметы домашнего обихода: прялки, ковши, спинки скамей, кроватей, тележные борта, дуги, киоты, клиросы и др.

 

И это - лишь малая часть из поистине неисчерпаемого культурного наследия наших предков и прапредков. Спиралевидныезнаки и символы, запечатленные только на предметах древнегославяно-русского быта, исчисляются многими десятками и сотнями (см., напр.: Седов В.В. Восточные славяне в VI - XIIIв.в. М., 1982. С.72 - 73, 210-211, 229, 233, 249, 281, 283,цветные вклейки между С. 96 и 97, 112 и 113). Особеннопривлекает насыщенностью двустворчатых спиралей (8 двойных и 2одинарных) металлическая фибула из Мартыновского клада,найденного на реке Рось (см. фото в кн.: Очерки истории СССР (III - IX в.). М., 1958. С. 754). Правда, вопрос опринадлежности данной фибулы именно славяно-русским (антским)мастерам остается открытым, так как аналогичные застежкиизвестны и в античной традиции: они находились, к примеру, прираскопках в Керчи (Пантикапее) (см. фото в кн.: Известиягосударственной академии материальной культуры. Вып 100. //

Сборник статей к 45-летию науч-ной деятельности Н.Я. Марра. Вклейка между С. 592 и 593).

 

Имеются достаточные основания считать отголоском древних меандрово-спиралевидных традиций переплетенный орнамент, чрезвычайно популярный в древнерусской резьбе (по дереву и камню), в буквицах и миниатюрах рукописных книг (см.: История русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям. М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа сопрягается с обычным бытовым плетением (например, корзин), и плетением, имеющим магический или ритуальный смысл.

 

И так продолжалось на протяжении многих веков и тысячелетий. Спиралевидные коды передавались от поколения к поколению, от народа к народу, от мировоззрения к мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния) существует старинный православный храм, где фреска Страшного суда обрамлена все тем же меандрово-спиралевидным орнаментом. Мозаичные лабиринты выкладывались также на полу некоторых готических соборов (рис.70). Не может не удивить и бронзовая фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом на волке; она найдена на территории России, в Прикамье, и хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет ее первоначального смысла затруднительно. Зато нет сомнения: перед нами первообраз известного сказочного сюжета об Иване-царевиче и Сером Волке.

 

Исключительный интерес представляет хранящаяся в Мюнхенском музее урна в виде модели древнего храма, фасад которого украшен спиралями (рис.72). Макеты святилищ были чрезвычайно распространены в Древнем мире: по свидетельству Павсания, одна из моделей Дельфийского храма, сделанная из пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в качестве дара на его историческую Прародину - Гиперборею (Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае спиралевиднойсимволики на фасаде вышеупомянутого индоевропейского (авозможно - и доиндоевропейского) храма ее смысловая нагрузкасродни той, которую несут кресты на церквях и полумесяцы намечетях. Космическая кодировка спиралевидных символов илабиринтов не вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц вдохристианскую и домусульманскую эпоху также выступали вкачестве космических символов: Солнца и огня (крест), Луны (серп).

 

Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения Соловецких лабиринтов (как, впрочем, и всех остальных, разбросанных по Северу Европы) дал известный в прошлом отечественный историк и популяризатор науки, в течение многих лет возглавлявший русский астрономический и природоведческий журнал "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 - 1940). По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня по кругам или, вернее, по большой спирали, проецируемой на небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца, подобно тому, как и в позднейших культурах совершаются торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие и прочие лабиринты не только служили для хождения внутри них, но также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения магических хороводов. Подковообразные лабиринты, тип которых часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над или под горизонтом в период летнего или зимнего солнцестояния. Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута в Германии в 1891 г. Эрнестом Краусом, считавшимспиралевидные мегалиты остатками храмов в честь Солнечного Божества, но с полярными представлениями о нем, перенесенными на юг в глубокой древности с далекого Севера69.

 

В свете сказанного особый интерес представляют русские спиралевидные (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и называется - "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затемкруг разрывается и один его конец останавливается, а другойпродолжает ходить и постепенно завиваться вокруг неподвижностоящей девушки. При этом поется песня (в этнографическихзаписях прошлого века она не сохранилась). Когда пениезаканчивается, хоровод полностью завивается в спираль. Взавершение всего кто-то из стоящих с краю шутя толкаетсгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70. Можнопредположить, что последний акт символизирует окончаниекакого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)и начало следующего. Тем самым в спиралевидных семикскиххороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.

 

В научной литературе менандры и спирали считаются разновидностью одного и того же древнего символа, глубинный космический смысл которого неоднократно подчеркивался как отечественными, так и зарубежными авторами71. Древнейшие верования, восходящие к гиперборейским и доиндоарийским временам и запечатленные в каменных спиралях-символах, впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так, мозаичные лабиринты воспроизводились на полу средневековых католических храмов (наиболее известный из них - собор вофранцузском городе Аррасе), и от верующих требовалосьпреодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так же и спорстарообрядцев с никонианцами, как следует совершать обход вхраме - по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу, - уходятсвоими корнями в языческую древность.

 

В целом вся мировая культура (в Европе - вплоть до раннего средневековья, пока здесь окончательно невосторжествовал крест) пронизана спиралевидным символом Полярной Прародины - Знаком Вселенной (так как в нем отражено в обобщенно-схематической форме движение светил на Северномнебосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой из альбомов, посвященных искусству Древности. Так, в антологическом томе "Искусство Древнего Востока" (М., 1968), входящем в многотомное издание "Памятники мирового искусства", на цветной суперобложке и черно-белой фотографии (табл.192) головы статуи Гудеа, правителя шумерийского Лагаша (22 в. до н.э.), хранящейся в Лувре, видно, что его диадема плотно покрыта пятью рядами спиралей. В ассирийском и древнеиранском искусстве спиральные завитки перемещаются на бороды и прически: статуя царя Ашшурнацирапала из Британского музея в Лондоне (табл. 232), изваяния и рельефы царя Дария I и его гостей (табл. 281, 294, 295, 297), крылатые быки (шеду), стоявшие у входа во дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (табл. 243) и персидских царей в Персеполе (табл. 305).

 

Многочисленные иллюстрации, связанные со спиралевидным орнаментом, нетрудно отыскать в других изданиях, посвященных истории древнего искусства. Для русского читателя вполне доступен, например, 1-й том "Всеобщей истории искусств" (М., 1956) (см. табл. 22, 253, 254, 255-а, 278, 315. 324-б, 360, 380-а, 381). Последние две иллюстрации относятся к древнекитайскому искусству, где спиралевидный орнамент был также чрезвычайно популярен и распространен. К сожалению, иллюстрации разбросаны по различным малодоступным для российского читателя изданиям (на китайском и других иностранных языках). Достаточно показательным примером может послужить сосуд времен иньской династии в виде слона, все тело которого испещрено спиралями (см. фото в кн.: Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989. С.222). А характернейшим примером древнеиндийских спираленосных рельефов могут служить оконечности знаменитых буддийских врат в Санчи, на которых помещены 6 - 8-витковые спирали - по шесть на каждой арке (торане) (см., напр.: Сидорова В.С. Скульптура древней Индии. М., 1971. Табл. 52, 53, а также цветное фото на суперобложке). Археологи и этнографы, выявившие спиралевидную орнаментикувплоть до Австралийского и Южноамериканского материков,пытались увязать ее происхождение исключительно с эпохойбронзового века. Действительно, если открыть только один томнаиболее полного свода памятников данной эпохи на территориинашей страны, то спиралевидный орнамент или поделки с егоизображением обнаруживаются повсюду - от северных рубежей России до берегов Амура72. Трудно, однако, согласиться с жесткими временными рамками появления и распространения спиралевидной символики. Кроме того, она имеет значительно более глубокий, чем это принято считать, вселенский смысл, обусловленный как древним космическим мировоззрением (первобытным космизмом), так и неизвестными пока законами распространения и материализации космической информации. Так, неповторимые в каждом отдельном случае дактилоскопические рисунки на подушечках пальцев человеческой руки имеют спиралевидную форму. То, что по этим узорам можно определить судьбу человека, увидеть его прошлое и будущее, известно было еще астрологам, магам, хиромантам и гадателям Древности. Весь вопрос в том, как сделать репрезентативными интуитивные догадки и утверждения, как установить коррелятивную или функциональную зависимость между информацией, пронизывающей Вселенную, и ее генетически обусловленными следами на пальцах человека, как расшифровать содержащийся в дактилоскопических спиралях код.

 

Спираль - один из глубочайших символов Вселенной. И Космос сам испещрен и пронизан спиралями - спиральными галактиками и вакуумными квантовыми вихрями. Спираль - единый код единого мира, заложенный Матерью-природой в фундамент всегоживого и неживого. Вспомним знаменитую двойную спираль Уотсона-Крика - молекулярную модель генетического кода: без него невозможна преемственность поколений, передачанаследственных признаков от родителей к детям. Но если спуститься глубже, почти на самое "дно" материи, то и там обнаруживаются аналогичные закономерности. По новейшим данным российских ученых (Г.И.Шипов, А.Е.Акимов и др.), "последней" природной стихией, лежащей в основе мироздания и уже используемой на практике, выступают так называемые торсионные ("скрученные") поля, допускающие мгновенное распространение любой информации. Эти поля кручения связывают воедино все уровни природной иерархии и позволяют естественным образом объяснить многие доселе непостижимые чудеса. Согласно торсионной теории, Вселенная как "Супер-ЭВМ" образует с человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий в соответствии с торсионными законами, то есть, говоря без затей, по принципам все той же скрученной спирали. Неспроста, видно, философы-диалектики всех времен в один голос утверждали: природа, история, род людской и отдельные индивидуумы развиваются по спирали. Вот почему нет сомнения, что между спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая или опосредованная связь. Дактилоскопические отпечатки воочию символизируют единство Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека). Весь вопрос, как наперед прочесть свою судьбу, неотделимую от судьбы Мироздания. На пальцах каждого из нас - зашифрованный кодбесценной и неисчерпаемой информации о прошлом и будущем. Всеобщая спиральная запрограммированность неизбежнопроявляется и в духовной жизни людей, в их быте, обрядах,традициях, обычаях и верованиях. По древнейшим представленияминдоевропейцев, человеческое существование - не что иное, какнить жизни, что прядет Богиня Судьбы (у многих народов их три:мойры - у эллинов, парки - у римлян, норны - у скандинавов;такие же три Богини Судьбы известны и у древних славян). Но чтотакое нить, как не вытянутые в спираль льняное волокно илишерстяной волос, скрученные при прядении! Спираль - толькобеспорядочную - образуют и нити в клубке (недаром он несетстоль значимую магическую нагрузку в русском фольклоре,особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самыхнепреодолимых препятствий).

 

По народным представлениям, смерть - обрыв нити жизни. Потому-то столь трепетным было во все века у всех народовотношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней,- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания "кажут Солнцу путь", ей подвластны сами Боги, бессильныеизменить уготовленное Судьбой. От древнего языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой момент", "завязка", "развязка". Сюда же примыкает "повитуха", "повивальная бабка" (от слова "вить"), которая перевязывала повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного,соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца, Луны, звезд, их символического движения по небосклону. Это - космизмнародный, породивший впоследствии и серьезные философские обобщения. Так, в "Государстве" - великом произведениивеликого Платона - подробно описывается модель Мироздания в виде светового веретена Ананки (Необходимости).

 

В результате беспощадной борьбы с язычеством, когда деревянные идолы сжигались, а каменные дробились на мелкие куски, не осталось сколь-нибудь достоверных изображений древнерусских дохристианских Богов. Однако новая религия была вынуждена не только искоренять старую, но и приспосабливаться к ней. Так пережили тысячелетия многие архаичные праздники: Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало, Семик и др., уходящие своими корнями в древнейшие пласты общеславянских и общеиндоевропейских ритуалов. Некоторые языческие Боги оказались замещенными новыми христианскими персонажами и святыми: Илья-пророк заменил Перуна, место Велеса занял Святой Власий. Даже день рождения Иисуса Христа, о дате которого в Евангелиях ничего не сказано, был приурочен решением Вселенского собора к соответствующему дню декабря (по старому стилю), так как народ традиционно отмечал в это время праздники, связанные с рождением языческих Богов - Осириса и Диониса, - или же справлял сатурналии в память о Золотом веке- царстве Сатурна (Крона), отголоском чего в конечном счете являются и русские зимние святки в честь позабытого древнего Солнцебога Колы-Коляды с непременным колядованием (сбором даров) и распеванием архаичных колядок. Но и образ древнерусской Богини Судьбы не исчез бесследно. В киевском Софийском соборе сохранилось изображение Богородицы с веретеном (рис.72-а), вне всякого сомнения, навеянное более ранними дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе и Великой Праматери.

 

Соловецкие лабиринты, к которым мы вновь возвращаемся, характерны еще тем, что рядом с ними находятся горки (пирамидки) камней. Вопрос о них особый: отдельно, без лабиринтов, они встречаются по всему миру и также свидетельствуют об общей древней традиции. Удивительно, что вообще сохранились эти каменные спирали-лабиринты и пирамидки на Русском Севере. Знание, заключенное в них, было давным-давно утрачено, ключ к их расшифровке потерян. Мало кого они интересовали, и никто не догадывался об их истинном назначении; хорошо хоть не тронули эти "бесовские следы". Впрочем, последнее утверждение не вполне точно. Просуществовав тысячелетия, каменные лабиринты и пирамидки Большого Соловецкого острова, где расположен монастырь, были уничтожены и полностью исчезли где-то в 50-е годы. Однако по настоянию историков, археологов и краеведов они были вскоре восстановлены по сохранившимся планам и картам, но уже в виде имитации. Уже в прошлом веке соловецкие монахи были убеждены, что лабиринты были сложены по указанию Петра I. Настолько коротка человеческая память, если ее не культивировать и не передавать целенаправленно от старших поколений к младшим.

 

Соловецкие лабиринты наиболее известны и показательны по своей сконцентрированности и относительной доступности. Но это вовсе не единственные мегалитические объекты Русского Севера. Каменные спирали распространены вплоть до самого побережья Северного Ледовитого океана. На Кольском полуострове к настоящему времени найдено и описано 10 каменных лабиринтов: в Кандалакше, на реках Поной, Варзина и Харловка, в бухте Вящина. Описанный лабиринт в устье Колы был разрушен еще при постройке Кольского острога. Точно так же были варварски уничтожены еще несколько лабиринтов. Все известные кольские лабиринты расположены на берегу моря, как правило, за первым - наиболеедревним - береговым валом, от современного уровня воды егоотделяют еще несколько береговых валов, фиксирующих процессотступления моря. Профессор Н.Н.Гурина, посвятившая изучениюарктических лабиринтов всю жизнь, отвергает саму возможностьсближения критских и северных мегалитов. Эта категорическаяточка зрения аргументируется абсолютно беспомощно. Критяне,дескать, не могли посещать Кольский полуостров, так как импотребовалось бы несколько лет, чтобы по Атлантическому океанув обход Скандинавии достичь Баренцева моря, хотя Одиссей, какизвестно, добирался до Итаки не менее 10 лет. И наконец, чистопсихологический "довод": "Надо хотя бы на минуту представитьсебе жителей Средиземного моря, пробирающихся по скалам Кольского полуострова, чтобы понять фантастичность такого представления"73.

 

Однако ни к какой фантастике прибегать не придется, если только встать на почву реальности и представить процесс распространения лабиринтов в обратном порядке - не с Юга на Север, а наоборот - с Севера на Юг. Действительно, сами критяне - создатели Эгейской цивилизации - вряд ли посещали Кольский полуостров, хотя полностью это не исключено, так как он входил в зону Гипербореи, имевшей постоянные контакты со Средиземноморьем. Зато прапредки критян и эгейцев наверняка обитали на севере Европы, включая Кольский полуостров, где оставили сохранившиеся по сей день следы-лабиринты, прообразы всех последующих сооружений подобного рода.

 

Путь "из варяг в греки" был проложен не на грани I и II тысячелетий н.э., связав ненадолго Скандинавию, Русь и Византию. Он существовал испокон веков, выступая естественным миграционным мостом между Севером и Югом. Двигаясь по нему постепенно с Севера Евразии, древние этносы, прапредки тех, кто создал мировые цивилизации, достигли некогда и Индостана, и Ирана, и Малой Азии, и Ближнего Востока, и Средиземноморья, и Северной Африки.

 

Солнечно-полярное значение северных лабиринтов наводит также на мысль о родстве закодированного в них смысла с топонимикой Кольского полуострова. Коло - древнейшеедоиндоевропейское и индоевропейское название Солнца (одновременно Кол - одно из народных названий Полярнойзвезды). От имени астрального Божества, которому поклонялисьдревние аборигены Кольского полуострова и небесно-космическуюсимволику которого они запечатлели в спиралевидных знакахкаменных лабиринтов, и произошло название реки Колы, давшейвпоследствии имя всему краю. На Русском Севере есть также двереки с одинаковым названием и корнем - Колва: в Пермскойобласти - приток Вишеры и в Ненецком НО - приток Усы. А в Баренцевом море хорошо известен остров Колгуев. И так - вплоть до Колымы. Слова с корневой основой "кол" встречаются и в финно-угорских языках. Любопытно, что и название родины Ломоносова - Холмогоры (древнерусское - Колмогоры) происходит от древнечудского наименования данной местности Кольм74 - оно созвучно исконно русскому слову "холм", но генетически восходит к той общей доиндоевропейской лингвистической основе, которая связана с постоянно рождающимся и умирающим светилом Солнцем-Коло (отсюда, кстати, и финское kalma - "смерть", "могила", и имя древнеиндийской Богини смерти - Кали).

 

Но и это еще не все. В боливийских Андах, к югу от священного озера Титикака, на высоте 4-х тысяч метров расположен знаменитый храмовый комплекс Тиауанако, посвященный Богу Солнца. Он открывается циклопическими, вытесанными из одного монолита Вратами Солнца с барельефом дневного светила. Уже инки - тоже солнцепоклонники - задолго до вторжения на ихтерриторию испанских конкистадоров не знали, кем был построенподнебесный Солнечный город. Не помнят этого, естественно, ииндейские аборигены, не имевшие письменности. Но поражаетдругое: индейцы аймара - исконные обитатели Андской области имолчаливые стражи Вечного города Солнца (им современный миробязан культурой картофеля) - имеют еще одно, более древнее,название - колья. А их обширная страна, охватывающаяныне территорию Боливии, Северного Чили и части Аргентины,именовалось в старину Кольяо, со столицей Хатунколья75. Во всех трех словах и невооруженным глазом явственно различается архаичный корень "кол", что недвусмысленным образом свидетельствует о былом этнолингвистическом и культурно-мифологическом единстве всех народов земли.

 

Этимологически и семантически корневые основы древнего праязыка "кол" и "кал" тождественны. Богиня Кали - грозное игубительное проявление космической энергии, ипостасьнепрерывного процесса смены миров, существ и судеб, возрожденияжизни через смерть(по имени Кали, кстати, назван один изглавных городов Индии - Калькутта). Потому-то санскритскоеслово kala имеет тройственный смысл и означает не только "смерть", на также "время" и "судьбу". Отсюдаприродно-циклическая и календарно-временная сущность Солнца-Колы совершенно органично увязывается еще одним древнеиндийским Божеством - Богом времени Калой, от именикоторого в дальнейшем произошли латинские слова "календы" (название первого дня месяца в лунном календаре древних римлян) и само понятие "календарь". Все эти смыслы неизбежно вобрало в себя и Коло-Солнце, олицетворяющее Колесо Времени (в древнеиндийском мировоззрении оно именовалось Колесом Калы) -символ Вечного Возвращения в постоянной борьбе между Жизнью и Смертью. Мистический смысл солярного умирания и возрождения особенно усиливался на Севере, где Солнце надолго исчезало в полярную ночь и также надолго возвращалось в полярный день. Не случайно поэтому среди петроглифов Кольского полуострова, обнаруженных на реке Поной, находится древнейшее изображение Колы (рис.73), к тому же вполне соответствующее древнеегипетскому иероглифу (кружок с точкой посередине), обозначающему Солнце. Практически в том же начертании данный символ в качестве исходной основы входил в древнекитайское (иньское) письмо и в трансформированном виде сохранился в написании современного китайского иероглифа. Это - фактисключительной важности: археологические и археографические памятники однозначно подтверждают генетическое родство доиндоевропейской, протокитайской и древнеегипетской культур. Небезынтересно, что сходным образом (малый круг в большом) изображается и гора Меру (на некоторых буддийских мандалах). Впоследствии солнечный символ через древнюю и средневековую астрологию был воспринят современной наукой и используется в современной астрономии в том же значении, что и в наскальных рисунках Гипербореи:.

 

Древний символ Коло-Солнца (кружок с точкой посередине) сохранился и в оленьих клеймах-тамгах народов Севера, заселивших полярные и приполярные территории позже, после постигшей эти края климатической катастрофы. Сакральный знак Солнца, родственный древнеегипетским и древнекитайским иероглифам, зафиксирован русскими колонистами в самых ранних из дошедших до нас документальных источников по культуре и хозяйственной жизни вогулов (манси) и енисейских остяков (кетов)76. В наскальных изображениях (петроглифах) Урала также был зафиксирован древний символ Солнца. Есть он также и на чукотских рисунках. Из других северных народов солярно-кружковую символику активно используют эвенки, коряки, ительмены, долганы, алеуты и особенно - эскимосы.

Date: 2015-07-27; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию