Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника речи. Тренировка дикции





 


Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!

 

Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.

Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весь артикуляционный аппарат: "п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении:

Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы!
Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!
Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты!
Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!
Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы!
Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы!

Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

 


КБД ительности, КПТ ице, о БТК ацкий станок,
а БСТР акция, о БСТР укция, о БСТР елять,
ВЗБ ежал, ВПР авил, ВКР атчив, на у МВЗБ рести,
о нё МВЗД ыхать, куро КВЗВ ёл, бо ДРСТВ овать,
му ДРСТВ овать, по СТСКР иптум.

 

 

па РТВЗН ос, В3Б удоражить, ВЗБ адривать,
дилета НТСТВ о, аге НТСТВ о, адъю НКТСТВ о,
сверх ВСТР евоженный, пу НКТВСТР ечи;
конспе КТСХВ атил; не мо ГВЗДР емнуть;
ко НТРВСТР еча, ку НСТК амера, ведо МСТВ о,
ко НСТР укция, де ТСТВ о, бе ГСТВ о, бра НДСП ойт,
це НТРФ орвард, ма РШБР осок, реко РДСМ ен,
ко НТРН аступление, све РХЗВ уковой,
филосо ФСТВ овать, гора ЗДВСХР апнуть.
Диктору для тренировки дикции необходимо тренировать труднопроизносимые слова.
Большую роль играет тренировка согласных - " ч ", " ц ", " в ", " ф ". Вместо " ч "
("ть + шь" при быстром произнесении) частенько звучит " щ ", а вместо " ц " (состоит из "т+с" при быстром произнесении) звук " с ". Эта замена происходит потому, что пропадает составной согласный " т ".
" В " и " ф " произносить трудно т.к. их артикуляция "запирает" звук голоса (нижняя губаприкасается к верхним зубам), поэтому необходима энергия воздушной струи, для озвучивания этих согласных, особенно в сочетании с другими взрывными.

Ещё одно упражнение на улучшение дикции:
Вагоны вперед покатили, как мячики:
ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики...
Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.
Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...

 

Имитируйте:
Стук колёс поезда: тук-тУк-тук-тук-тук-тУк-тук-тук-тук…
Пулемётная очередь: так-так-так-так-так-так…
Цокот подков: цОк-цок-цОк-цок-цОк-цок-цОк…
Быстрое звяканье ножниц: чик-чик-чик-чик-чик…
Капли дождя: кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Чириканье воробья: чик-чирик! чик-чирик! чик-чирик!..
Звук детского пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!..
Лягушка: ква-ква! ква-ква! ква-ква!..
Дудочка: дудУ! дудУ! дудУ!..
Дрожащий от холода: в-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в…
Проверяйте звучание согласных в словах и фразах:

 

Эй, Ветрило-ветродуй,
Ветродуй, в лицо не дуй!
Кап-кап-кап-кап-каплет дождик.
Каковы стихи поэта?
Сам народ сказал про это:
"Цикал-цикал мотоцикл
И нацикал целый цикл".


Следите за сочетанием этих звуков в ваших выступлениях. Постоянно тренируйте дикцию. Работайте над произнесением других согласных. Как говорил К.С. Станиславский, "не только звучащие, но и другие - шумовые, шипящие, свистящие, зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие согласные должны так же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии".

Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём "звукозаписи". К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова:

"Чудеса протекции" ("ш", "ж").
Он вышел
в роли протеже

И выше Крыши
Прёт уже.


"Ханжа" ("с", "з").

Я - за! -
в глаза
сказал Ханжа.
А за глаза

зарезал…
без ножа.

 


"Инженер-душегуб" ("ч", "щ").

Он звался
"инженером душ",
Но сочинял такую чушь,
Что прозвучал из этой чуши
Сигнал:
- Спасите наши души!


И, конечно же, работа наддикцией немыслима без скороговорок для развития речи.

Как можно больше читайте в слух. Читайте всё - стихи, художественные произведения, политическую литературу, стенограммы речей. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!

 

Date: 2015-07-27; view: 1155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию