Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я искал Океан, я нашёл ракушку





Ниже приводится стихотворение Джелалуддина Руми (1207–1273) «Я искал Океан, я нашёл ракушку...»[55], часть которого была процитирована нами ранее [ см. XXII. 1(64) ], переведённое на русский язык белым стихом. Это стихотворение, на наш взгляд, является прекрасным образцом описания Духовного опыта Прозрения языком Суфизма.

Я искал Океан, я нашёл ракушку,

Покрытую пеной.

Я пробую Океан в пене,

Оборачиваюсь, и крутая Тропа

Открывается на Великой Равнине.

Глаза Твои — тайна,

И тысячи Жизней живут по краям их.

Волосы Твои исполнены забвения,

Лик Твой — безупречное восхваление.

Так ясность украшается

Заблуждениями.

Пока человек не растворится,

Он или она не узнает,

Что такое — Единение.

И это ведёт только

В пустоту.

Ложь не обратится в Истину,

Всего лишь говоря об Истине.

Душа этого Мира,

Не останется ни Жизни, ни Мира,

Ни женщины, ни мужчины, томящихся страстно, —

Лишь эта Древняя Любовь,

Кружащая вокруг Священного Чёрного Камня Небытия,

Где влюблённый есть Любовь,

И горизонт, и всё в пределах этого горизонта.

Ты, кто жаждет власти,

Продолжай терзаться этим, беспокойся о своей Земле!

Мы горим в Единении

Одной Истиной —

Нет реальности кроме Бога,

Есть лишь Бог.

Поэт старается поведать о Тайнах Любви,

Так почему же печалится флейта из тростника?

Слушай и повинуйся

Стихающей речи.

Иди нагим.

Нет света, подобного Твоему. Нет ветра,

Столь быстрого, чтобы нести Твой Аромат.

Когда Разумность покидает свою крепость

И идёт по Твоей дорожке,

То не знает, где она и кто она.

Она садится на Землю и лепечет.

Как соль растворяется в Океане,

Так же и я поглощён Тобою

За пределами сомнения и уверенности.

Внезапно здесь, в груди моей, явилась

Столь яркая Звезда, что притянула

Все звёзды в грудь мою.

Любовь сказала мне отвергнуть ум,

А также — Дух. Живи со Мной.

И какое-то время я жил, потом — ушёл,

Потом — вернулся, потом — ушёл снова.

Теперь я здесь, чтобы остаться.

* * *

А вот ещё одно замечательное описание Духовного опыта, приведённое Руми в стихотворении «Он взял меня под Своё Покровительство»[56]:

Я был мёртв. Я ожил.

Я был плачем, но стал улыбкой.

Пришла Любовь и превратила меня

В Вечное Блаженство.

Вот как это случилось.

Он сказал мне: «Ты не из этого дома.

Ты недостаточно безумен».

Я стал буйнопомешанным

И сковал себя цепями.

Он сказал: «Ты не пьян. Убирайся.

Ты не из этой Земли».

Я пошёл и надрался в стельку,

И наполнил свою Жизнь музыкой и танцами.

Он сказал мне: «Ты не уничтожил себя,

Так что музыка и танец не могут тебя коснуться».

Я покинул себя прямо перед Ним

И пал на Землю.

Он сказал мне: «Ты — благоразумный, учёный человек,

Исполненный размышлений и мнений».

Я стал глупеньким дурачком

И отрезал себя от людей.

Он сказал мне: Ты — свеча,

Ты — свет для этих людей».

Я отдал им всё.

Я стал дымом и распространился вокруг.

Он сказал мне: «Ты — шейх, ты — глава,

Тот, кто идёт впереди, проводник».

Я сказал, что я не шейх и не проводник.

Я следую Твоему Уставу.

Он ответил: «У тебя есть руки и крылья.

Я не дал тебе ничего».

Я сказал Ему, что хочу Его крылья,

Чтобы отрезать свои.

Его Сияние тогда заговорило со мной и сказало:

«Не сдавайся теперь. Ты почти достиг.

Скоро Я окажу тебе Благоволение, Которого ты ищешь,

И приду к тебе».

Итак, Он сказал мне: «О, Моя старинная Любовь,

Никогда не уходи из-под Моей руки».

И я ответил: «Да», —

И остался под Его Покровительством.

Приложение 2:

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что...»

(Русская народная сказка с комментариями Волхва Велеслава)

Скажи мне, КТО есть Истинный Царь Осознания,

и я скажу, кто ты.

Данная сказка с приведёнными комментариями к ней может быть использована в качестве обучающей истории, подходящей для передачи Знания определённого уровня и наглядно иллюстрирующей некоторые процессы, происходящие в Сознании искателей, достигших соответствующей ступени понимания.

_______

Жил-был царь. Был он холост, не женат. И был у него на службе стрелок по имени Андрей.

Самые первые строки сказки ставят перед нами вопрос: КТО есть Истинный Царь Осознания [ см. XV ]? На Трон Истинного Царя Осознания могут претендовать различные претенденты, но Истинный Царь — всегда ОДИН.

У Плотина в «Эннеадах» (5.3.3–4) читаем: «Сознание есть Царь. Да и мы в самих себе имеем Царя этого, если мыслим сообразно с Сознанием».

В тантре Дзогчена «Царь Всетворящий»[57] говорится: «Ум [58] — творец всего: Сансары и Нирваны. // Знай этого Царя, Который созидает всё!»

Ср. в «Книге Великой Нави» (Liber II.VIII: I): «[1] В Обители Безмолвия живёт Царь. [2] Его Царство бесконечно, и Его царствованию нет конца. [3] Между тем, иногда может показаться, что Трон Его пуст, либо на нём сидит кто-то другой. [4] Говорят, что Царя может увидеть лишь тот, кто сам в себе — Царь. [5] При этом всякий утверждающий, что он есть Царь, и ввиду этого претендующий на Трон, — совершенно очевидно, не является Истинным Царём. [6] На самом деле, каждый из нас является Им, а Он — нами и одновременно всем сущим, если смотреть в корень, но на относительном уровне многие усомнятся в самом Его Существовании. [7] Поистине, осознающий себя Царём — и ЕСТЬ Царь. [8] Однако, желая осознавать себя Царём, человек становится лишь "желающим осознавать себя Царём", но не Самим Царём. [9] В этом — ловушка, сгубившая многих, кто, возжелав занять Трон, становился самозванцем и кончал Жизнь на плахе собственного безумия, подобно другим самозванцам».

Интересная деталь: в сказке говорится, что царь «холост, не женат». Иными словами, он лишён Духовной Силы — Шакти (Шайва-Адвайта-Дхарма, или Недвойственное Учение Шиваизма), Анимы (глубинная психология К.Г. Юнга), Софии (Гностицизм). Между тем, Истинный Царь Осознания пребывает за пределами всякой двойственности, будучи ЕДИН со Своей Духовной Силой, — как Велес с Мореной, как Шива с Шакти (ср. изречение в Тантре: «Шива без Шакти — шава [ "труп" ]»).

Пошел раз Андрей-стрелок на охоту. Ходил, ходил целый день по лесу — не посчастливилось, не мог на дичь напасть. Время было к вечеру, идёт он обратно — кручинится. Видит — сидит на дереве горлица. «Дай, — думает, — стрельну хоть эту». Стрельнул и ранил её, — свалилась горлица с дерева на Сырую Землю. Поднял её Андрей, хотел свернуть ей голову, положить в сумку.

А горлица говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Андрей-стрелок, не руби моей головы, возьми меня живую, принеси домой, посади на окошко. Да смотри, как найдёт на меня дремота, — в ту пору бей меня правой рукой наотмашь: добудешь великое счастье.

Удивился Андрей-стрелок: что такое? С виду совсем птица, а говорит человеческим голосом. Принёс горлицу домой, посадил на окошечко, а сам стоит — дожидается.

Прошло немного времени, горлица положила голову под крылышко и задремала. Андрей вспомнил, что она ему наказывала, ударил её правой рукой наотмашь. Упала горлица наземь и обернулась девицей, Марьей-царевной, да такой прекрасной, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Имя стрелка в разных вариантах сказки может изменяться. Это и «Андрей», и «стрелец-молодец по имени Федот», и просто некий безымянный «стрелок». Между тем, имя главной героини всегда остаётся неизменным — это «Марья», или «Мария».

В одном из вариантов сказки (см., напр., сборник: Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой. Сост. и отв. ред. Э.В. Померанцева. — М., 1969) называется отчество Марьи-царевны: «Марья Моревна, прекрасная королевна».

«Моревна» — это если и не Сама Великая Чёрная Мать Морена, то, по крайней мере, олицетворение некой Духовной Силы, подвластной Ей или производной от Неё.

Говорит Марья-царевна стрелку:

— Сумел меня взять, умей и удержать, — неспешным пирком да за Свадебку. Буду тебе местной да весёлой женой.

На том и поладили. Женился Андрей-стрелок на Марье-царевне и живёт с молодой женой, потешается. А службы не забывает: каждое утро ни свет, ни заря — идёт в лес, настреляет дичи и несёт на царскую кухню. Пожили они так недолго, Марья-царевна говорит:

— Бедно живёшь ты, Андрей!

— Да, как сама видишь.

— Добудь-ка рублей сотню, купи на эти деньги разного шёлку, я всё дело поправлю.

Послушался Андрей, пошёл к товарищам, у кого рубль, у кого два занял, накупил разного шёлку и принёс жене. Марья-царевна взяла шёлк и говорит:

— Ложись спать, утро вечера мудренее.

Андрей лёг спать, а Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковёр, какого в целом Свете не видывали: на нём всё царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в Небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом Луна и Солнце ходят...

Ср. tantra — «ткацкий станок», «основа (ткани)», «существенная часть», «модель», «система», «доктрина»; также это слово переводят как «непрерывность», что относится к Изначальному Состоянию Всеобщей Основы (ср. в Буддизме Махаяны и Дзогчене: «к изначальному состоянию ума и его энергии»).

Согласно представлениям Славянского Родноверия, ткёт «Полотно Судьбы Мира» Богиня Макошь, Покутная Матушка (от белорус. Покута — «Судьба»), Владычица Судеб.

Паутина Нитей Судеб опутывает собою все Три Мира, связывая души живых существ сетями Кармы (Гемармена — в Гностицизме). Посредством Нитей Судеб Демиург удерживает души живых существ в «дурной бесконечности» Коловерти.

Ср. «Основы Хаогностицизма, или Алхимия Хаоса» [2010]:«Сам Демиург не имеет никакой иной силы, кроме Той, Которую он взял от Хаоса, отделившись от Него, и именно посредством этой Силы — "пленённой Богини", говоря образным языком Гностического мифа, — он удерживает в плену души живых существ, "забывших" о том, КЕМ они являются на самом деле. Хотя общее "количество" пленённой Силы несоизмеримо мало по сравнению с Силой Изначального, Её с избытком хватает на поддержание Космической Иллюзии в умах невежд. "Пленённая Богиня" — это Змеиная Сила, Кундалини-Шакти, заключённая в нижней чакре и рвущаяся воссоединиться со Своим Источником — Высшим Духом, или Шивой, дабы обрести в Нём Освобождение. Но пока Она не освобождена и находится в плену у Демиурга, Она является Той Силой, Которая связывает души всех живых существ Нитями Судеб, путами Гемармены (Ειμαρμένη), приковывает их души цепями Кармы к Колесу Рождений и Смертей, обрекая на Вечное Возвращение [ в "дурной бесконечности" замкнутого в круг Времени ]»[59].

Великая Чёрная Мать Морена — олицетворение Духовной Силы ИЗНАЧАЛЬНОГО — рассекает Своим Серебряным Серпом паутину, сотканную из Нитей Судеб, сотканных Макошью, ведя тем самым души живых существ к Абсолютной Свободе в НЕРОЖДЁННОМ.

Наутро Марья-царевна отдаёт ковёр мужу:

— Понеси на гостиный двор, продай купцам, да смотри — своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери.

Андрей взял ковёр, повесил на руку и пошёл по гостиным рядам.

Подбегает к нему один купец:

— Послушай, почтенный, сколько спрашиваешь?

— Ты торговый человек, ты и цену давай.

Вот купец думал, думал — не может оценить ковра. Подскочил другой, за ним — ещё. Собралась купцов толпа великая, смотрят на ковёр, дивуются, а оценить не могут.

В то время проезжал мимо рядов царский советник, и захотелось ему узнать, про что толкует купечество. Вышел из кареты, насилу пропихался через великую толпу и спрашивает:

— Здравствуйте, купцы, заморские гости! О чём речь у вас?

— Так и так, ковра оценить не можем.

Царский советник посмотрел на ковёр и сам дался диву:

— Скажи, стрелок, скажи по правде истинной: откуда добыл такой славный ковёр?

— Так и так, моя жена вышила.

— Сколько же тебе дать за него?

— А я и сам не знаю. Жена наказала не торговаться: сколько дадут, то и наше.

— Ну, вот тебе, стрелок, десять тысяч.

Андрей взял деньги, отдал ковёр и пошёл домой. А царский советник поехал к царю и показывает ему ковёр. Царь взглянул — на ковре всё его царство как на ладони. Он так и ахнул:

— Ну, что хочешь, а ковра я тебе не отдам!

Вынул царь двадцать тысяч рублей и отдаёт советнику из рук в руки. Советник деньги взял и думает: «Ничего, я себе другой, ещё лучше, закажу». Сел опять в карету и поскакал в слободу. Разыскал избушку, где живёт Андрей-стрелок, и стучится в дверь. Марья-царевна отворяет ему. Царский советник одну ногу через порог занёс, а другую не переносит, замолчал и про своё дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от неё не отвёл, всё бы смотрел да смотрел.

Марья-царевна ждала, ждала ответа да повернула царского советника за плечи и дверь закрыла. Насилу он опомнился, нехотя поплёлся домой. И с той поры и ест — не заест, и пьёт — не запьёт: всё ему представляется стрелкова жена.

Заметил это царь и стал выспрашивать, что за кручина у него такая.

Советник говорит царю:

— Ах, видел я у одного стрелка жену, всё о ней думаю! И не запить это, не заесть, никаким зельем не заворожить.

Пришла царю охота самому посмотреть стрелкову жену. Оделся он в простое платье, поехал в слободу, нашёл избёнку, где живёт Андрей-стрелок, и стучится в дверь. Марья-царевна отворила ему. Царь одну ногу через порог занёс, другую и не может, совсем онемел: стоит перед ним несказанная красота. Марья-царевна ждала, ждала ответа, повернула царя за плечи и дверь закрыла.

Защемила царя сердечная зазноба. «Чего, — думает, — хожу холост, не женат? Вот бы жениться на этой красавице! Не стрельчихой ей быть, на Роду ей написано быть царицей».

Воротился царь во дворец и задумал думу нехорошую — отбить жену от живого мужа. Призывает он советника и говорит:

— Надумай, как извести Андрея-стрелка. Хочу на его жене жениться. Придумаешь — награжу городами и деревнями, и золотой казной, не придумаешь — сниму голову с плеч!

Ложный царь (одна из личин ложной самости человека) жаждет отобрать у Истинного Царя (в сказке Он представлен в образе «Андрея-стрелка») Его Духовную Силу, Шакти. Лишь отстояв Её, «Андрей-стрелок» сумеет победить «царя», — так Истинный Царь победит лишённого Духовной Силы «самозванца», не имеющего собственной Духовной Силы.

Так все личины ложной самости человека, не имея собственной Жизненной Силы, берут её у нашей Истинной Природы, — но происходит это лишь в том случае, когда человек отождествляется с данной личиной и «добровольно» (по неведению) отдаёт ей свою Силу, ибо МЫ ПИТАМ СВОЕЙ СИЛОЙ ТО, С ЧЕМ ОТОЖДЕСТВЛЯЕМ СЕБЯ.

«Царский советник» — это отчуждённый от Духовного Начала рассудок, готовый поддерживать любого претендента на Трон, то есть любую личину ложной самости, которая в настоящее время занимает место Истинного Царя Осознания. Лишь у постигшего свою Истинную Природу «советник» может выполнять своё истинное предназначение — служить Царю, а не сменяющим друг друга самозванцам.

Закручинился царский советник, пошёл и нос повесил. Как извести стрелка, не придумает. Да с горя и завернул в кабак винца испить.

Подбегает к нему кабацкая теребень (постоянный посетитель кабака) в рваном кафтанишке:

— О чём, царский советник, пригорюнился, зачем нос повесил?

— Поди прочь, кабацкая теребень!

— А ты меня не гони, лучше стаканчик винца поднеси, я тебя на ум наведу.

«Кабацкая теребень» — это «низший ум» (ср. санскр. кама-манас — «вожделеющий ум», или «ум, подверженный желаниям»). Именно он подсказывает рассудку («царскому советнику»), как можно победить Истинного Царя, хитростью лишить Его Духовной Силы.

Поднёс ему царский советник стаканчик винца и рассказал про своё горе.

Кабацкая теребень и говорит ему:

— Извести Андрея-стрелка дело нехитрое, — сам-то он прост, да жена у него больно хитра. Ну, да мы загадаем загадку такую, что ей не справиться. Воротись к царю и скажи: пускай он пошлёт Андрея-стрелка на Тот Свет узнать, как поживает покойный царь-батюшка. Андрей уйдёт и назад не вернётся.

Истинный Царь — всегда «прост», как проста Высшая Истина (заметим, что эту Её простоту не нужно путать с банальной примитивностью). «Хитрá» (здесь в значении: «мудрá», «сметлива») — Его «жена», Его Шакти, воплощение Его Интуитивной Мудрости.

Царский советник поблагодарил кабацкую теребень — и бегом к царю:

— Так и так, можно стрелка извести. И рассказал, куда нужно его послать и зачем. Царь обрадовался, велел позвать Андрея-стрелка.

— Ну, Андрей, служил ты мне верой-правдой, сослужи еще службу: сходи на Тот Свет, узнай, как поживает мой батюшка. Не то мой меч — твоя голова с плеч!

Первым препятствием, которое встречает искатель Высшей Мудрости на своём Пути, является его собственный страх Смерти. Лишь преодолев его, искатель способен продвинуться дальше.

Также «путешествие» на «Тот Свет» является символом Посвящения, или осознанного прохождения Инициатической Смерти, когда искатель «умирает» как обычный человек и «возрождается» в качестве человека Пути, или Вещего Странника на Стезе Духа.

Иногда такое «путешествие» может означать Шаманскую Мистерию, «Навное хождение» — Путешествие в поисках своей Души (Истинного Я).

Андрей воротился домой, сел на лавку и голову повесил.

Марья-царевна его спрашивает:

— Что невесел? Или невзгода какая?

Рассказал ей Андрей, какую царь задал ему службу.

Марья-царевна говорит:

— Есть о чём горевать! Это не служба, а службишка, служба будет впереди. Ложись спать, утро вечера мудренее.

Утром рано, только проснулся Андрей, Марья-царевна даёт ему мешок сухарей и золотое колечко.

— Поди к царю и проси себе в товарищи царского советника, а то, скажи, тебе не поверят, что был ты на Том Свете. А как выйдешь с товарищем в путь-дорогу, брось перед собой колечко, оно тебя доведёт.

Сопричастность «царского советника», или рассудка, указывает на то, что преодолеть свой страх и пройти Вратами Инициатической Смерти необходимо не в бессознательном состоянии, но с полным осознанием происходящего.

«Прежний царь» — это олицетворение прошлого, хранящегося в глубинах Подсознания. Истинное Посвящение — это всегда, в той или иной степени, обращение к образам, скрытым в Подсознании, и возвращение себе воплощённых в них Жизненных Сил, то есть тех Сил, которые сам человек некогда вложил в эти образы.

Андрей взял мешок сухарей и колечко, попрощался с женой и пошёл к царю просить себе дорожного товарища. Делать нечего, царь согласился, велел советнику идти с Андреем на Тот Свет.

Вот они вдвоём и вышли в путь-дорогу. Андрей бросил колечко — оно катится, Андрей идёт за ним полями чистыми, мхами-болотами, реками-озёрами, а за Андреем царский советник тащится.

Устанут идти, поедят сухарей — и опять в путь. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, пришли они в густой, дремучий лес, спустились в глубокий овраг, и тут колечко остановилось. Андрей и царский советник сели поесть сухарей. Глядь, мимо их на старом-престаром царе два Чёрта дрова везут — большущий воз — и погоняют царя дубинками, один с правого бока, другой с левого. Андрей говорит:

— Смотри: никак, это наш покойный царь-батюшка?

— Твоя правда, это он самый дрова везёт.

Андрей и закричал Чертям:

— Эй, господа Черти! Освободите мне этого покойничка хоть на малое время, мне нужно кой о чём его расспросить.

Черти отвечают:

— Есть нам время дожидаться! Сами, что ли, дрова повезём?

— А вы возьмите у меня свежего человека на смену.

Ну, Черти отпрягли старого царя, на его место впрягли в воз царского советника и давай его с обеих сторон погонять дубинками, — тот гнётся, а везёт. Андрей стал спрашивать старого царя про его житьё-бытьё.

— Ах, Андрей-стрелок, — отвечает царь, — плохое моё житьё на Том Свете! Поклонись от меня сыну да скажи, что я накрепко заказываю людей не обижать, а то и с ним то же станется.

Только успели они поговорить, Черти уж назад едут с порожней телегой. Андрей попрощался со старым царём, взял у Чертей царского советника, и пошли они в обратный путь.

Приходят в своё царство, являются во дворец. Царь увидал стрелка и в сердцах накинулся на него:

— Как ты смел назад воротиться?

Андрей-стрелок отвечает:

— Так и так, был я на Том Свете у вашего покойного родителя. Живёт он плохо, велел вам кланяться да накрепко наказывал людей не обижать.

— А чем докажешь, что ходил на Тот Свет и моего родителя видел?

— А тем докажу, что у вашего советника на спине и теперь ещё знаки видны, как его Черти дубинками погоняли.

Тут царь уверился, делать нечего — отпустил Андрея домой. А сам говорит советнику:

— Вздумай, как извести стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч!

Пошел царский советник, ещё ниже нос повесил. Заходит в кабак, сел за стол, спросил вина. Подбегает к нему кабацкая теребень:

— Что пригорюнился? Поднеси-ка мне стаканчик, я тебя на ум наведу.

Советник поднёс ему стаканчик винца и рассказал про своё горе. Кабацкая теребень ему и говорит:

— Воротись назад и скажи царю, чтобы задал он стрелку вот какую службу, — её не то что выполнить, трудно и выдумать: послал бы его за тридевять Земель, в тридесятое царство добыть кота Баюна...

Царский советник побежал к царю и рассказал, какую службу задать стрелку, чтобы он назад не вернулся.

Царь посылает за Андреем.

— Ну, Андрей, сослужил ты мне службу, сослужи другую: ступай в тридесятое царство и добудь мне кота Баюна. Не то мой меч — твоя голова с плеч!

Вторым препятствием, которое встречает искатель Высшей Мудрости на своём Пути, является инертность его мышления (олицетворяемая в сказке образом «кота Баюна»), из-за которой человек всё время «засыпает», вовлекаясь в маяту-морóку этого Мира, теряя свою осознанность.

Лишь преодолев Колдовские Чары этого «сна» и подчинив себе «кота Баюна», искатель получает возможность продвинуться дальше в своём Поиске.

Пошёл Андрей домой, ниже плеч голову повесил и рассказывает жене, какую царь задал ему службу.

— Есть о чём кручиниться! — Марья-царевна говорит. — Это не служба, а службишка, служба будет впереди. Ложись спать, утро вечера мудренее.

Андрей лёг спать, а Марья-царевна пошла на кузницу и велела кузнецам сковать три колпака железных, железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный.

Утром рано Марья-царевна разбудила Андрея:

— Вот тебе три колпака да клещи и три прута, ступай за тридевять Земель, в тридесятое государство. Трёх вёрст не дойдёшь, станет одолевать тебя сильный сон, — кот Баюн на тебя дремоту напустит. Ты не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногу волочи, а где и катком катись. А если уснешь, кот Баюн убьёт тебя.

И тут Марья-царевна научила его, как и что делать, и отпустила в дорогу.

Здесь даётся ряд намёков на практику осознанности, благодаря которой искателю удаётся трансформировать своё мышление и преодолеть мóрочный «сон».

Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, — пришёл Андрей-стрелец в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал, и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:

— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.

— А пойдёшь со мной?

— Куда хочешь пойду.

Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.

Добрался до своего царства, приходит с котом во дворец и говорит царю:

— Так и так, службу выполнил, добыл вам кота Баюна.

Царь удивился и говорит:

— А ну, кот Баюн, покажи большую страсть.

Тут кот свои когти точит, на царя их ладит, хочет у него белую грудь раздирать, из живого сердце вынимать. Царь испугался:

— Андрей-стрелок, уйми кота Баюна!

Андрей кота унял и в клетку запер, а сам пошёл домой, к Марье-царевне. Живёт-поживает, — тешится с молодой женой. А царя ещё пуще знобит зазноба сердечная. Опять призвал советника:

— Что хочешь придумай, изведи Андрея-стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч!

Царский советник идёт прямо в кабак, нашёл там кабацкую теребень в рваном кафтанишке и просит его выручить, на ум навести. Кабацкая теребень стаканчик вина выпил, усы вытер.

— Ступай, — говорит, к царю и скажи: пусть пошлёт Андрея-стрелка туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Этой задачи Андрей во веки веков не выполнит и назад не вернётся.

Советник побежал к царю и всё ему доложил. Царь посылает за Андреем.

— Сослужил ты мне две верные службы, сослужи третью: сходи туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сослужишь — награжу по-царски, а не то мой меч — твоя голова с плеч!

Третьим препятствием, которое встречает искатель Высшей Мудрости на своём Пути, является обусловленность его ума концептуализированным знанием, препятствующим непосредственному восприятию Действительности, умению видеть Реальность такой, какая Она есть.

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — это прямое указание выйти за пределы своего ограниченного ума, перестать концептуализировать НЕОПИСУЕМОЕ.

Пришел Андрей домой, сел на лавку и заплакал. Марья-царевна его спрашивает:

— Что, милый, невесел? Или ещё невзгода какая?

— Эх, — говорит, — через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.

— Вот это служба так служба! Ну, ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.

Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, бросила книгу и за голову схватилась: про царёву загадку в книге ничего не сказано. Марья-царевна вышла на крыльцо, вынула платочек и махнула. Налетели всякие птицы, набежали всякие звери.

Марья-царевна их спрашивает:

— Звери лесные, птицы поднебесные, вы, звери, всюду рыскаете, вы, птицы, всюду летаете, — не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?

Звери и птицы ответили:

— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхивали.

Марья-царевна махнула платочком — звери и птицы пропали, как не бывали. Махнула в другой раз — появились перед ней два великана:

— Что угодно? Что надобно?

— Слуги мои верные, отнесите меня на середину Океан-моря.

Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на Океан-море и стали на середине, на самой пучине, — сами стоят, как столбы, а её на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.

— Вы, гады и рыбы морские, вы везде плаваете, на всех островах бываете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?

— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхали.

Закручинилась Марья-царевна и велела отнести себя домой. Великаны подхватили её, принесли на Андреев двор, поставили у крыльца.

Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку (полотенце).

— Брось клубок перед собой — куда он покатится, туда и иди. Да смотри, куда бы ты ни пришёл, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.

Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на все четыре стороны и пошёл на заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится, Андрей идёт за ним следом.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много царств и Земель прошёл Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется. Стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге.

Разматывание клубка означает исчерпание мирских желаний, создающих причинно-следственные связи, жёстко обуславливающие будущее обычного человека его прошлым (ср. санскр. Карма-Йога — практика «действия, не обусловленного желанием», посредством которой человек выходит на уровень Истинного Делателя, пребывающего в состоянии «не-деяния», или деяния без «делателя», по ту сторону Кармических обусловленностей).

Дошёл Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках.

— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!

Избушка повернулась, Андрей вошёл и видит — на лавке сидит седая старуха, прядёт кудель.

«Путешествие» к Бабе-Яге, являющейся одной из ипостасей Великой Чёрной Матери Морены, — это окончательная «Смерть» в искателе всего «человеческого, слишком человеческого».

Избушка Бабы-Яги — это своего рода «связующее звено» меж Явью и Навью, этим Миром и «Тем Светом». Обычный человек проходит Навьей Тропой, лишь когда выходит срок его Земной Жизни. Ищущий Мудрости — сознательно «умирает» ещё при Жизни, чтобы сохранить осознание и после Смерти. Прошедших это Посвящение называют «Дваждырождёнными» — Мёртвыми среди Живых и Живыми среди Мёртвых.

Владычество Быбы-Яги над Судьбой выражается в Её обладании «куделью». Во власти Яги как связывать, так и развязывать Нити Судеб.

Ещё о Бабе-Яге — см., напр.: «Мара-Яга — Костяная Нога» [2004] (Влх. Велеслав. Шуйный путь: Чёрная Книга Нави. — Москва: «Велигор», 2011. С. 228–231).

— Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.

Андрей отвечает старухе:

— Что ты, старая Баба-Яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и чёрен, ты наперёд баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь.

Баба-Яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться. Баба-Яга спрашивает:

— Откуда у тебя ширинка? Её моя дочь вышивала.

— Твоя дочь мне жена, она мне и ширинку дала.

— Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?

Тут Баба-Яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев и медов. Андрей не чванится — сел за стол, давай уплетать. Баба-Яга села рядом. Он ест, она выспрашивает: как он на Марье-царевне женился, да живут ли они хорошо?

Андрей всё рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.

— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живёт она в болоте триста лет... Ну, ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.

Андрей лёг спать, а Баба-Яга взяла два голика (берёзовых веника без листьев), полетела на болото и стала звать:

— Бабушка, лягушка-скакушка, жива ли?

— Жива.

— Выдь ко мне из болота.

Старая лягушка вышла из болота, Баба-Яга её спрашивает:

— Знаешь ли, где то — не знаю что?

— Знаю.

— Укажи, сделай милость. Зятю моему дана служба: пойти туда — не знаю куда, взять то — не знаю что.

Лягушка отвечает:

— Я б его проводила, да больно стара, мне туда не допрыгать. Донесёт твой зять меня в парном молоке до Огненной реки, тогда скажу.

См.: «Об образе Огненной реки на шуйном пути» [2009] (Влх. Велеслав. Шуйный путь: Чёрная Книга Нави. — Москва: «Велигор», 2011. С. 74–77).

Баба-Яга взяла лягушку-скакушку, полетела домой, надоила молока в горшок, посадила туда лягушку и утром рано разбудила Андрея:

— Ну, зять дорогой, одевайся, возьми горшок с парным молоком, в молоке — лягушка, да садись на моего коня, он тебя довезёт до Огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет.

Андрей оделся, взял горшок, сел на коня Бабы-Яги. Долго ли, коротко ли, конь домчал его до Огненной реки. Через неё ни зверь не перескочит, ни птица не перелетит.

Андрей слез с коня, лягушка ему говорит:

— Вынь меня, добрый молодец, из горшка, надо нам через реку переправиться.

Андрей вынул лягушку из горшка и пустил наземь.

— Ну, добрый молодец, теперь садись мне на спину.

— Что ты, бабушка, эка маленькая, чай, я тебя задавлю.

— Не бойся, не задавишь. Садись да держись крепче.

Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась — сделалась словно копна сена.

— Крепко ли держишься?

— Крепко, бабушка.

Опять лягушка дулась, дулась — стала выше тёмного леса, да как скакнёт — и перепрыгнула через Огненную реку, перенесла Андрея на тот берег и сделалась опять маленькой.

— Иди, добрый молодец, по этой тропинке, увидишь терем — не терем, избу — не избу, сарай — не сарай, заходи туда и становись за печью. Там найдёшь то — не знаю что.

Андрей пошёл по тропинке, видит: старая изба — не изба, тыном обнесена, без окон, без крыльца. Он вошёл и спрятался за печью.

Вот немного погодя застучало, загремело по лесу, и входит в избу мужичок с ноготок, борода с локоток, да как крикнет:

— Эй, Сват Наум, есть хочу!

«Сват Наум» (в одном из вариантов сказки, приведённом А.Н. Афанасьевым (1826–1871) в его сборнике «Народных русских сказок», — «Шмат-разум»; ещё встречается вариант — «Кум Наум») — «Святой Ум» или Разум человека.

Силой Ума ЕДИНОГО творится всё во Вселенной, сам же Ум остаётся при этом невидимым. Силой ума может быть создан любой образ, сам же ум остаётся за пределами всякого образа, поэтому в Учении Великого Совершенства говорится, что Истинная Природа ума — Пустота.

Только крикнул — откуда ни возьмись, появляется стол накрытый, на нём бочонок пива да бык печёный, в боку нож точёный. Мужичок с ноготок, борода с локоток, сел возле быка, вынул нож точёный, начал мясо порезывать, в чеснок помакивать, покушивать да похваливать.

Обработал быка до последней косточки, выпил целый бочонок пива.

— Эй, Сват Наум, убери объедки!

И вдруг стол пропал, как и не бывало, — ни костей, ни бочонка... Андрей дождался, когда уйдёт мужичок с ноготок, вышел из-за печки, набрался смелости и позвал:

— Сват Наум, покорми меня...

Только позвал, откуда ни возьмись, появился стол, на нём разные кушанья, закуски и заедки, и меды. Андрей сел за стол и говорит:

— Сват Наум, садись, брат, со мной, станем есть-пить вместе.

Отвечает ему невидимый голос:

— Спасибо тебе, добрый человек! Сто лет я здесь служу, горелой корки не видывал, а ты меня за стол посадил.

Смотрит Андрей и удивляется: никого не видно, а кушанья со стола словно кто метелкой сметает, пиво и меды сами в ковш наливаются — и скок, скок да скок. Андрей просит:

— Сват Наум, покажись мне!

— Нет, меня никто не может видеть, я то — не знаю что.

— Сват Наум, хочешь у меня служить?

— Отчего не хотеть? Ты, я вижу, человек добрый. Вот они поели. Андрей и говорит:

— Ну, прибирай все да пойдём со мной.

Пошел Андрей из избёнки, оглянулся:

— Сват Наум, ты здесь?

— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.

Дошел Андрей до Огненной реки, там его дожидается лягушка:

— Добрый молодец, нашёл то — не знаю что?

— Нашёл, бабушка.

— Садись на меня.

Андрей опять сел на неё, лягушка начала раздуваться, раздулась, скакнула и перенесла его через Огненную реку.

Тут он лягушку-скакушку поблагодарил и пошёл путём-дорогой в своё царство. Идёт, идёт, обернётся:

— Сват Наум, ты здесь?

— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.

Шёл, шёл Андрей, дорога далека — прибились его резвые ноги, опустились его белые руки.

— Эх, — говорит, — до чего же я уморился!

А Сват Наум ему:

— Что же ты мне давно не сказал? Я бы тебя живо на место доставил.

Подхватил Андрея буйный вихрь и понёс, — горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Летит Андрей над глубоким морем, и стало ему страшно.

— Сват Наум, передохнуть бы!

Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный... Сват Наум говорит Андрею:

— Отдыхай, ешь, пей, да и на море поглядывай. Будут плыть мимо три купеческих корабля. Ты купцов зазови да угости, употчевай хорошенько — у них есть три диковинки. Ты меня променяй на эти диковинки; не бойся, я к тебе назад вернусь.

Долго ли, коротко ли, с Западной стороны плывут три корабля. Корабельщики увидали остров, на нём дворец с золотой крышей и кругом сад прекрасный.

— Что за чудо? — говорят. — Сколько раз мы тут плавали, ничего, кроме синего моря, не видели. Давай пристанем!

Три корабля бросили якоря, три купца-корабельщика сели на лёгкую лодочку, поплыли к острову. А уж Андрей-стрелок их встречает:

— Пожалуйте, дорогие гости.

Купцы-корабельщики идут — дивуются: на тереме крыша как жар горит, на деревах птицы поют, по дорожкам чудные звери прыгают.

— Скажи, добрый человек, кто здесь выстроил это чудо чудное?

— Мой слуга, Сват Наум, в одну ночь построил.

Андрей повёл гостей в терем:

— Эй, Сват Наум, собери-ка нам попить, поесть!

Откуда ни возьмись, явился накрытый стол, на нём — кушанья, чего душа захочет. Купцы-корабельщики только ахают.

— Давай, — говорят, — добрый человек, меняться: уступи нам своего слугу, Свата Наума, возьми у нас за него любую диковинку.

— Отчего ж не поменяться? А каковы будут ваши диковинки?

Один купец вынимает из-за пазухи дубинку. Ей только скажи: «Ну-ка, дубинка, обломай бока этому человеку!» — дубинка сама начнет колотить, какому хочешь силачу обломает бока.

Другой купец вынимает из-под полы топор, повернул его обухом кверху — топор сам начал тяпать: тяп да ляп — вышел корабль; тяп да ляп — ещё корабль. С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказа спрашивают.

Повернул топор обухом вниз — сразу корабли пропали, словно их и не было.

Третий купец вынул из кармана дудку, задудел — войско появилось: и конница, и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамёна развеваются, всадники скачут, приказа спрашивают. Купец задудел с другого конца в дудку — нет ничего, всё пропало.

Андрей-стрелок говорит:

— Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже. Хотите меняться — отдайте мне за моего слугу, Свата Наума, все три диковинки.

— Не много ли будет?

— Как знаете, иначе меняться не стану.

Купцы думали, думали: «На что нам дубинка, топор да дудка? Лучше поменяться, со Сватом Наумом будем безо всякой заботы день и ночь — и сыты, и пьяны».

Характерна мотивация купцов — «будем безо всякой заботы день и ночь — и сыты, и пьяны».

«Купцы» в сказке — олицетворения мирских желаний обычного, обусловленного человека, готового с лёгкостью променять свои Духовные Силы на чувственные удовольствия.

Отдали купцы-корабельщики Андрею дубинку, топор и дудку и кричат:

— Эй, Сват Наум, мы тебя берём с собой! Будешь нам служить верой-правдой?

Отвечает им невидимый голос:

— Отчего не служить? Мне всё равно, у кого ни жить.

Купцы-корабельщики вернулись на свои корабли и давай пировать — пьют, едят, знай покрикивают:

— Сват Наум, поворачивайся, давай того, давай этого!

Перепились все допьяна, где сидели, там и спать повалились.

А стрелок сидит один в тереме, пригорюнился. «Ох, — думает, — где-то теперь мой верный слуга, Сват Наум?»

— Я здесь, чего надобно?

Андрей обрадовался:

— Сват Наум, не пора ли нам на Родную сторонушку, к молодой жене? Отнеси меня домой.

Опять подхватил Андрея вихрь и понёс в его царство, на Родную сторону.

А купцы проснулись, и захотелось им опохмелиться:

— Эй, Сват Наум, собери-ка нам попить — поесть, живо поворачивайся!

Сколько ни звали, ни кричали, все нет толку. Глядят, и острова нет: на месте его шумят одни синие волны.

Погоревали купцы-корабельщики: «Эх, надул нас недобрый человек!» — да делать нечего, подняли паруса и поплыли, куда им было надобно.

Так человек, способный контролировать свой ум, может обрести в результате практики различные «чудесные» сверхспособности (ср. санскр. Сиддхи), которые остаются за пределами возможностей обычных людей.

А Андрей-стрелок прилетел на Родимую сторону, опустился возле своего домишки, смотрит: вместо домишки обгорелая труба торчит.

Повесил он голову ниже плеч и пошёл из города на синее море, на пустое место. Сел и сидит. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетает сизая горлица, ударилась об Землю и оборотилась его молодой женой, Марьей-царевной.

Обнялись они, поздоровались, стали друг друга расспрашивать, друг другу рассказывать.

Марья-царевна рассказала:

— С той поры как ты из дому ушёл, я сизой горлицей летаю по лесам да по рощам. Царь три раза за мной посылал, да меня не нашли и домишко сожгли.

Андрей говорит:

— Сват Наум, нельзя ли нам на пустом месте у синего моря дворец поставить?

— Отчего нельзя? Сейчас будет исполнено.

Не успели оглянуться — и дворец поспел, да такой славный, лучше царского, кругом зелёный сад, на деревьях птицы поют, по дорожкам чудные звери скачут. Взошли Андрей-стрелок с Марьей-царевной во дворец, сели у окошка и разговаривают, друг на друга любуются. Живут, горя не знают, и день, и другой, и третий.

А царь в то время поехал на охоту, на синее море, и видит — на том месте, где ничего не было, стоит дворец.

— Какой невежа без спросу вздумал на моей Земле строиться?

Побежали гонцы, всё разведали и докладывают царю, что тот дворец поставлен Андреем-стрелком, и живёт он в нём с молодой женой, Марьей-царевной. Ещё пуще разгневался царь, посылает узнать, ходил ли Андрей туда — не знаю куда, принёс ли то — не знаю что.

Побежали гонцы, разведали и докладывают:

— Андрей-стрелец ходил туда — не знаю куда, и добыл то — не знаю что.

Тут царь и совсем осерчал, приказал собрать войско, идти на взморье, тот дворец разорить дотла, а самого Андрея-стрелка и Марью-царевну предать лютой Смерти.

Увидал Андрей, что идёт на него сильное войско, скорее схватил топор, повернул его обухом кверху. Топор тяп да ляп — стоит на море корабль, опять тяп да ляп — стоит другой корабль. Сто раз тяпнул, сто кораблей поплыло по синему морю. Андрей вынул дудку, задудел — появилось войско: и конница, и пехота, с пушками, со знамёнами.

Начальники приказа ждут. Андрей приказал начинать сражение. Музыка заиграла, барабаны ударили, полки двинулись. Пехота ломит царских солдат, конница скачет, в плен забирает. А со ста кораблей пушки так и бьют по столичному городу.

Царь видит, войско его бежит, кинулся сам к войску — останавливать. Тут Андрей вынул дубинку:

— Ну-ка, дубинка, обломай бока этому царю!

Дубинка сама пошла колесом, с конца на конец перекидывается по чистому полю; нагнала царя и ударила его в лоб, убила до Смерти.

Тут и сражению конец пришёл. Повалил из города народ и стал просить Андрея-стрелка, чтобы он стал царём.

Андрей согласился и сделался царём, а жена его — царицею.

Все силы «царя» (ложной самости, проявленной через одну из своих личин) — ничто по сравнению с Силой нашей Истинной Природы — НЕРОЖДЁННОГО. Его «армия» вмиг прекращает сопротивление, когда сам «царь» оказывается повержен, и Трон по праву переходит к Истинному Царю Осознания.

Приложение 3:

Date: 2015-07-27; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию