Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальная монархия





Идея «универсальности» – одна из осевых идей средневекового сознания. Все общество средних веков пронизано «универсальными» отношениями, т.е. общими для всего культурного пространства западно-христианского мира. «Универсальна» католическая церковь с ее единой догматикой, единой организацией, единой практикой богослужения и единым сакральным языком – латинским. «Универсален» «феод» как тип социальной связи, повсюду воспроизводивший одни и те же иерархические формы господства и подчинения, покровительства и служения. К «универсальности» устремлялось средневековое образование, «семь свободных наук» которого должны были объять все сферы проявления мира как предначертания плана грядущего спасения. Тягой к «универсальности», т.е. к полной самодостаточности, ненуждаемости ни в каких дополнениях проникнуты «Суммы знаний» и «Энциклопедии» средневековых схоластов, не говоря уж о знаменитом споре об «универсалиях» и «номиналиях».

В самом общем смысле «универсальность» понималась как вселенскость и всеобщность В последнем случае «универсальность» мыслилась как преодоление раздвоенности мира между Добром и Злом, между Богом и Дьяволом, Христом и Антихристом, Раем и Адом, верой и безверием, душой и телом.

О двух царствах или монархиях – совершенном, идеальном Божьем и несовершенном, греховном «земном» – писал Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Под «Божьим царством» он склонен был понимать церковь, правда, не в ее свершившемся, историческом содержании и качестве, но в идеале, полагании цели, к которой надлежало стремиться человеческой воле. Именно церковь, по его мнению, воплощала идеал религиозного объединения человечества – универсальную монархию, способную спасти мир от раздвоенности.

В самом начале состояние Римской церкви давало мало надежды на это великое предназначение. Рим был провинциейи уступал ведущую роль в христианском мире Константинополю. Слово «папа» еще не было титулом, но лишь уважительным обращением ко всякому священнику преклонного возраста. Тогда мало что предвещало превращение утлого «Суденышка Св. Петра», (Naviculum Sancti Petri), как уничижительно именовалась Римская церковь, в новый Ноев ковчег, которому предстояло спасти христианство во Всемирном потопе варварских завоеваний. За Римомбыла слава мученичества первых христиан, память о которых хранили знаменитые катакомбы, а также воспоминание о начале миссии Первоапостола Петра, воздвигшего в Риме первую на Западе христианскую церковь. Именно к ней в V в. стали относить слова Христа: «Петр еси, и на камне сем созижду Церковь Мою, и врата Адовы не одолеют ею». Тогда же сложилось предание о ключах от Царства Божьего, врученных Христом Петру, которыми, по преемству, стали владеть римские первосвященники. Позднее сложенные накрест два золотых ключа станут обязательным элементом папской геральдики.

Предание о ключах, имевшее для тогдашнего религиозного сознания гораздо большую силу убедительности, чем для современного рационалистического мышления, послужило решающим обоснованием прав Рима на более высокую пастырскую миссию – объединение всех христиан под своей спасительной дланью. Впервые о примате римского епископа в делах веры заявил папа Лев I Великий (440 – 461 гг.), снискавший себе славу защитника христиан перед гуннским нашествием. Он не устрашился прийти к самому Аттиле и грозной проповедью и прорицанием скорой смерти, если завоеватель осмелится войти в Вечный город, остановил жестокого вождя гуннов. Передавали, что рядом с папой явился разгневанный апостол Петр, потрясавший огненным мечом. В дальнейшем мирское содержание первосвященнического служения усиливалось. При папе Григории I Великом (590 – 604 гг.), известном своими моральными и агиографическими сочинениями, сложилось представление о «патримонии Св. Петра», т.е. о вотчине, включавшей Рим и округу, которая передавалась по наследству тому, кто вступал на папский престол. В пределах этого патримония папаосуществлял чисто владетельные функции. Вакуум политической власти в эпоху варварских вторжений еще более упрочивал положение папы как государственного правителя. Он снабжал город водой и продовольствием, заботился об укреплении крепостных стен, платил солдатам, осуществлял раздачи хлеба беднякам и т.д.

В VIII в. Рим вел войны за земли с лангобардамии Равеннскимэкзархатом, распоряжался коронами и осуществлял, по существу, сеньориальные права в отношении Каролингов, требуя служения от Пипина Короткого, а затем – и от Карла Великого. В 756 г. – эту дату считают рождением светского государства пап, прошедшего через все перипетии до XX в. – папа Стефан II(7 52 – 757 гг.) заключил договор в Креси с Пипином, по которому Риму «возвращались» занятые лангобардами земли в Италии. В 774 г. этот договор был подтвержден Карлом Великим. Тогда же был составлен так называемый «Константинов дар», согласно которому императорКонстантиндаровал главе римской церкви земли всей западной части империи. Эта грамота, как и позднее составленные «Лжеиссидоровы декреталии», послужили обоснованием теократических притязаний Рима. Власть папы ставилась выше власти светских государей, подлежащих пастырскому поучению и наставлению. Папа Иоанн VIII (872 – 882 гг.) обосновал правомочие римского понтифика объявлять об угодности или неугодности Богу того или иного правителя.

Уже в этом чисто мирском содержании притязаний папства критически мыслившие теологи христианства усматривали признаки раздвоенности церкви, чреватые ее искажением и вырождением. Еще более явными чертами раздвоения были расхождение западной и восточной церквей. В 1054 г происходит разделение церквей на восточную Православную и западную Католическую.

Нельзя забывать, что в самом Римев VIII – Х вв. правили одновременно два и более пап.В условиях, когда каждая из двух христианских церквей объявляла о своей истинности, когда проповедовали папы и лже-папы, с особой остротой актуализировалась проблема спасения. Сильное недовольство вызывало качество духовного наставничества римско-католической церкви, переживавшей в середине IX – X вв. времена глубокой моральной деградации. Дело доходило до того, что на римском престоле в 855 – 858 гг. под видом папы оказалась женщина – «папесса Иоанна». Будучи дочерью англо-саксонского монаха, обладая способностями к интеллектуальным занятиям, она пришла в монастырь, движимая страстной любовью к одному юному монаху, для чего облачилась в мужское платье и приняла мужской образ. Личные дарования выделили ее в настоятели монастыря, а затем, когда Рим был озабочен проблемой избрания папы, выдвинули на это высшее в церковной иерархии место. Став «папой», она не рассталась со своими амурными привязанностями и забеременела. Однажды, во время одного из церковных праздников, с ней случились родовые схватки, она упала посреди процессии и родила в страшных муках, окончившихся смертью и роженицы, и новорожденного.

В Х в., на протяжении более пятидесяти лет, папская тиара была разменной монетой в любовных делах знатных куртизанок – матери и двух дочерей – Феодоры Старшей, Мароции и Феодоры Младшей. Папа Сергий III (904 – 911 гг.) – любовник блудницы Феодоры Старшей, отец двух ее дочерей, с которыми он также имел интимные связи – добился власти благодаря деньгам своей возлюбленной и убийству двух пап. «Моментальная смерть менее страшна, чем долгое пожизненное заключение»,– цинично говорил этот папа-убийца. Любовником Феодоры-матери был и Иоанн Х (914 – 928 гг.), который пастырскому посоху предпочитал меч или копье, а кресту – латы. Иоанн XI (931 – 936 гг.) был сыном Мароции и Сергия III. Позднее папская тиара досталась внуку Мароции – 16-летнему юнцу Октавиану, прославившемуся невиданной распущенностью. Боясь дурной славы, он принял имя Иоанна ХII (955 – 964 гг.), и с тех пор возник обычай менять имя, принимая сан папы. На разнузданных оргиях он пил за здоровье Дьявола, играл в карты, беззастенчиво торговал должностями, закладывал папские регалии, участвовал в ночных грабежах, посвящал священников в конюшне. Иоанн XII считается самым аморальным папой не только того времени, но и во всей истории церкви. Согласно современным ему источникам, он превратил Ватикан в настоящий бордель, не стесняясь насиловать женщин-паломниц прямо в соборе Св. Петра. Иоанн оказал огромное влияние на церковь: он первый доказал, что в глазах церкви настоящая власть зависит от занимаемой должности, а не от человека. Не уступал ему в черной славе Бенедикт IX (1032 – 1044 гг.), из той же фамилии Феодоры и Мароции. Став папой едва ли не в 12 лет, он был изгнан за разбои, насилия и развращенность. Его обвиняли в чародействе и связях с Дьяволом. В конце своего позорного правления, то ли опасаясь нового переворота, то ли собираясь жениться, Бенедикт продал папский престол Иоанну Грациану,хотя тот был евреем, за две тысячи динариев серебром.Испытываемые папским престолом подобные бедствия переполняли страхом сердца христиан перед будущим, внушая мысль о скором наказании и Страшном Суде. Распространялось убеждение в том, что католическая церковь в ее подобном состоянии перестала быть истинной и стала дьявольской.

Карл Великий, прежде чем сумел добиться от Константинополя права короноваться императорской диадемой в Риме, взял на себя роль третейского судьи в конфликте папы Льва III (795 – 816 гг.) и верующих, недовольных злоупотреблениями главы римской церкви и поднявших восстание против него. Жизнь папы была под угрозой – он был схвачен и заточен. Если бы не заступничество короля франков, ему бы вырвали язык и выкололи глаза. Защитив Льва III, Карл Великий потребовал от него оправданий и очистительной присяги, снимавшей со святейшего отца обвинения в разврате и клятвопреступничестве. Это был первый случай, когда глава светской власти фактически судил действия наместника Св. Петра, послуживший прецедентом последующих цезарепапистских притязаний «Священной Римской империи».

Лотарь I (8I7 – 855 гг.), опираясь на достигнутое Карлом Великим, упрочил более высокое положение империи в споре о супрематии между светской и церковной властями. По Конституции 824 г. новоизбранный папа обязывался приносить присягу императору, подобно вассалу; в выборах папы должны были участвовать не только священники, но и светские лица.

В середине Х в., когда каролингская династия, выдвигавшая императоров, угасала, и после смерти Лотаря II императорский престол оказался вакантным, произошло стремительное возвышение саксонской династии германских королей. Особенно возвысился Оттон I Великий (936 – 973 гг.). В 951 г., воспользовавшись жалобой Адельгейды, вдовы Лотаря II, заточенной в Каносском замке, он совершил поход в Италию, освободил пленницу и, обвенчавшись с ней, добавил к короне короля Германии регалии Итальянского королевства. После громкой победы при Лехе в 955 г., покончившей с набегами венгров, Оттон I получил всеобщее признание как охранитель спокойствия в христианском мире, а германцы снискали репутацию богоизбранного народа. Неслучайно именно к нему обратился за помощью папа Иоанн ХII, теснимый многими врагами. В 961 г. Оттон I с триумфом вошел в Рими как избранный Богом победитель получал сеньориальные права на Священный город и императорский венец. Год спустя он торжественно короновался императорской короной, провозгласив утверждение «Священной Римской империи германской нации». При нем власть императора была настолько сильна, а состояние римской церкви – настолько плачевно, что в лице Оттона видели единственного достойного правителя всего христианского универсума и предстателя перед Богом, который мог судить, смещать, назначать римских пап и председательствовать на церковных соборах. Вскоре после помазания Оттон призвал ведшего безнравственную жизнь папу Иоанна ХII к ответу, созвал собор, который осудил первосвященника, лишив его сана и отлучив от церкви. По определению императора папой был избран Лев VIII(963 – 965 гг.), который принес присягу на верность Оттону I. Император стал практиковать назначение на церковные должности. В частности, известно, что он отправлял на Русь Адальберта в качестве епископа, впрочем, вскоре изгнанного. Низложенный Иоанн ХII, однако, не согласился с решением суда, считая императора неправомочным созывать собор, руководить его деятельностью и вообще вмешиваться в дела церкви. Он начал войну с императором, заняв Рим, заставив бежать Льва VIII и аннулировав постановления Оттоновского собора. Развязка последовала неожиданно: однажды папу нашли мертвым на ложе одной из его любовниц, убитым, по словам хрониста, самим Дьяволом. В преемники ему был избран Бенедикт V (964 г.), не признанный императором, отстраненный от управления церковью и сосланный в провинцию.

Подобно Оттону Великому вели себя в отношении папства и его наследники – Оттон II (973 – 983 гг.) и особенно Оттон III (983 – 1002 гг.), сын византийской принцессы, возродивший пышность римского двора с присущими тому этикетом, одеждами и придворными должностями, обладавший возвышенной поэтической душой, несколько преувеличенно сравниваемый с Аристотелем и Константином. Его учителем и духовником был монах Герберт Ориньякский один из ученейших людей того времени, алхимик и астролог, предсказывавший близкий конец света, теолог и математик, введший в употребление арабские цифры. По воле императора он был вознесен на папский престол под именем Сильвестра II(999 – 100З гг.). С его теологической деятельностью связано формулирование концепции «универсальной монархии», во главе которой призван стоять император, получавший власть над христианскими народами по «божественному мандату». Его соправителем является папа, который должен отказаться в пользу императора от притязаний на светские прерогативы, оставляя за собой только дела веры. Здесь Сильвестр II впервые высказал сомнение в истинности грамоты о «Константинове Даре», часто использовавшейся для обоснования теократических амбиций Рима. Согласие между империей и католической церковью на основе признания верховенства императора оказалось возможным только при Оттоне III и Сильвестре II и только накануне Первого конца Света, перед наступлением 1000 г., когда император и папа соорудили в Римевысокую башню, обставленную свечами, на которой и тот, и другой, встав на колени, денно и нощно молились о спасении всего христианства.

Кризис церкви и возвышение империи, неизбежно повлекшее за собой реновацию язычества, вызывали эпидемии страха самим фактом существования этих двух противоборствующих сил подобно борьбе Христаи Антихриста. Пугала раздвоенность, невозможность выбора истины. Свой путь преодоления губительного раздвоения предложили в Х в. идеологи клюнийского движения, прежде всего Св. Эдд – основатель монастыря в Клюни. Главной бедой современной ему церкви он считал ее обмирщение, ведущее к разрыву между высоким призванием к спасению и мирским стремлением к власти, богатству и телесным наслаждениям. Им были сформулированы основные принципы исправления церкви: во-первых, запрет практики продажи церковных должностей (симония), приведшей к тому, что папами, епископамии аббатамистановились не обладавшие должными достоинствами; во-вторых, осуждение, как недопустимого, сожительства священников с женщинами (конкубинат), втягивавшего церковь в сети мирских интересов, имущественных и наследственных споров, и одновременно восстановление обета безбрачия (целибат); в-третьих, упразднение обычая светской инвеституры, ставившего церковь в вассальную зависимость. Движение, начатое Эддом, не только привело к выводу церкви из кризиса и повышению ее авторитета, но и придало силы для утверждения своего превосходства над империей.

Из стен Клюнивышел монах Гильдебранд(1013 – 1085 гг.), необыкновенно честолюбивый и амбициозный, доведший до предела теократическую идею универсальной монархии во главе с папой. С 40-х гг. XI в. он реально руководил политикой Рима. Им редактировались постановления соборов, составлялись проекты папских булл. Им был предложен знаменитый порядок избрания пап, принятый Латеранским собором 1059 г., согласно которому пап надлежало выбирать на конклавекардиналов, т.е. в закрытом «под ключ» (cum clave) помещении, дабы не испытывать давления на волю выборщиков со стороны светских лиц и, прежде всего, императора. По его настоянию были приняты требования клюнийской реформы церкви, по которой разрешались от сана все священники-симонисты и скомпрометировавшие себя конкубинатом. Им был составлен «Диктат Папы», провозглашавший абсолютную власть папы, непогрешимого в своих действиях, стоявшего над церковной и светской иерархией и даже над соборами, имевшего право освобождать подданных от присяги неугодным правителям, распоряжавшегося знаками королевского и императорского достоинства. «Одному ему все князья лобызают ноги»,– заявлялось в этом документе. Гильдебранд, убежденный в святости власти пап, низко оценивал властные полномочия светских правителей. «Кто не знает,– писал он,– что короли и князья ведут свое начало от тех, которые не знали ничего о Боге, но гордостью, хищничеством, коварством, убийством, преступлениями всякого рода приобрели власть от Князя века сего, именно Дьявола, чтобы слепой страстью и невыносимой неправдой господствовать над себе подобными»; «Каждый добрый христианин,– заключал Гильдебранд, – имеет больше права на королевский титул, нежели дурные князья.» Несколько раз он был претендентом на папский престол, но терпел неудачи на выборах. Не все разделяли убеждения Гильдебранда. Его порицал за светский экстремизм епископ Гумберт, глава того течения в церкви, которое настаивало на автаркии, т.е. самостоятельности, независимости церкви. Его осуждал за властолюбие и гордыню, называя «святым Сатаной», Петр Дамиани, выступавший за союз церкви с империей. Только нарушив постановление о конклаве как условии избрания, Гильдебранд смог добиться тиары с одобрения не кардиналов, но толпы, став папой Григорием VII (1015 – 1085 гг.). Свой понтификат он начал с низложения всех священников, купивших должности за деньги или получивших их в акте императорской инвеституры; он изгнал всех клириков, нарушивших целибат. Он проявлял себя как верховный сеньори в чисто светских делах: инвестировал короны Польши, Венгрии, Дании, Германии, низложил императора ВизантииНикифора Вотаниата, угрожая ему крестовым походом, санкционировал вторжение Вильгельма Завоевателя в Англию.

Своими действиями новый папа вызвал протест императора Генриха IV (1056 – 1106 гг.). В 5 лет он был избран королем и, как писал хронист: «Не преуспел в мудрости ни перед людьми, ни перед Богом», постигнув из грамматики только одну «самосскую букву» – у – и то ее одну левую – греховную – часть. Генрих IV запретил проведение Клюнийской реформы в германских землях, созвал собор в Вормсе, который признал приход к власти Григория VII неканоническим, объявил его низложенным за впадение в ересь (он действительно имел связи с северо-итальянскими патаренами), за увлечение магией и астрологией (он вычислял по звездам судьбы своих врагов), за прелюбодейство (у него были какие-то отношения с маркграфиней Тосканской, владетельницей Каносского замка). В ответ на это Григорий VII отлучил в 1076 г. императора от церкви, обвинив его в незаконном пользовании властью, в убийстве трех королей, в том, что он «достиг власти кровопролитием и, опустошая все огнем, грабительством и мечом, домогается теперь утвердить свою неограниченную власть в церкви и государстве». Одновременно папа освободил от присяги Генриху IV всех его вассалов и подданных, вызвав тем самым всеобщее восстание против опального императора и санкционировав избрание альтернативным императором Рудольфа Швабского. Генрих IV вынужден был искать примирения с папой. Он предпринял уничижительное паломничество в грубых одеждах, босым, с женой и грудным сыном. Генриху пришлось идти длинным, обходным путем через земли сохранивших лояльность вассалов, но и там за право прохода ему порой приходилось платить целыми провинциями. В холодное зимнее время, терпя лишения, он преодолел Альпы и пришел к Каноссе, самому неприступному замку в Европе, где тогда укрывался опасавшийся за свою жизнь папа. Перед вратами замка он стоял несколько дней в униженной позе просителя, босой, с непокрытой головой, посыпанной в знак покаяния пеплом. Он был пропущен за первый ряд крепостных стен и еще три дня ожидал милости папы. Наконец Григорий VII снизошел к его мольбам и вышел, Генрих пал ниц и целовал папе ноги. Папа поднял раскаявшегося императора и снял с него отлучение. После этого Генрих IV оружием добился замирения в Германии и начал войну с папой. Вся католическая Европа раскололась на две партии: гвельфов сторонников папы, получивших свое название по роду Вельфов, из которого избирались анти-императоры, и гибеллинов – сторонников императора, названных так по родовому замку Штауфенов, династия которых была в то время правящей в Священной Римской империи. В 1080 г. последовало второе отлучение Генриха IV, правда, уже не имевшее прежнего значения. Император овладел Римом. Папа, боясь суда и расправы, скрылся в неприступном замке Св. Ангела, а затем, вызволенный своим вассалом, герцогом сицилийских норманнов, бежал на юг Италии. Собранный императором собор назвал угодного Генриху IV понтифика.

Борьба, в конечном счете, закончилась ничем. Идеал универсальной монархии оказался недостижимым ни в цезарепапистской (проимператорской), ни в теократической (пропапской) интерпретации. Судьба двух величайших антагонистов – Генриха IV и Григория VII – тому подтверждение. И тот, и другой пережили несостоятельность своих устремлений и испили чашу покаяния. Генрих IV сложил с себя все знаки императорского достоинства в пользу сына, посвятив последние годы жизни служению бедным и прокаженным в лепрозории. Григорий VII окончил свои дни в отшельничестве, в строгом посте и аскетизме.

Еще будут вспышки борьбы за первенство в универсальной монархии. Ровно сто лет спустя Фридрих I Барбаросса будет принужден повторить «хождение в Каноссу» и целовать папскую туфлю. Еще будут развиты учения «о двух мечах» – «духовном», вручаемом папе, и «светском», передаваемом императору; вновь будут споры о том, какой меч выше. Вновь будут вспоминаться слова Гильдебранда: «Кто властвует над душой, должен властвовать и над телом». Еще будет «Авиньонское пленение пап». Но нормой взаимоотношений между империей и папством станет Вормский конкордат 1122 г., разграничивший духовную и светскую инвеституры – первая давалась церковной властью и касалась исключительно церковных должностей, вторая была сферой компетенции светской власти и относилась к церковному землевладению. Процедура духовной инвеституры предшествовала светской, делая церковь независимой.

Универсальная монархия в виде Священной Римской империи распадалась на королевства, те в свою очередь – на герцогства, графства и баронии, обладавшие сюзеренитетом, или суверенитетом, то есть правами содержать свои войска, объявлять войну и заключать мир, иметь свои законы, вершить суд, собирать налоги, чеканить свою монету, определять свои собственные измерительные стандарты, иметь герб и штандарт. Таким образом, универсальность императорской власти соотносилась с партикулярностью, разделением государственной власти среди той части феодалов, которая обладала статусом сюзеренов (или суверенов).

Императорская власть в этой монархии, согласно Золотой булле1356 г. Карла IV, передавалась лицу, избранному на сеймекурфюрстов. Вслед за этим вновь избранный император должен был совершить коронационный поход в Рими пройти ритуал помазания в соборе Св. апостолов Петра и Павла. Династийная власть в Священной Римской империи не была законодательно закреплена, и сыновья получали императорские полномочия только после одобрения их кандидатуры в ходе голосования. Кроме этого, власть императора ограничивалась съездами сюзеренов, рейхстагами.

Date: 2015-07-27; view: 743; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию