Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные школы теории организации





 

Школа административного управления

В теории менеджмента существует несколько школ и подходов. Если говорить о процессном подходе, то необходимо сказать, что он впервые был предложении сторонниками школы административного управления, а именно А. Файолем.. Таким образом, процессный подход описывает системы менеджмента как последовательность связанных между собой непрерывающихся действий.

Для успешного завершения внедрения процессного подхода необходимо создать соответствующие реально действующие механизмы управления. Такая деятельность напрямую зависит от трансформаций в умах руководителей, а это связано с установленными сложностями: требуется достаточно долгое время, чтобы руководство стало думать и работать по-новому

Таким образом, процессный подход имеет практически равное количество преимуществ и недостатков, однако нельзя не отметить, что те предприятия, где внедрен процессный подход, имеют более эффективную деятельность.

Ситуационная школа

Теоретические положения ситуационного подхода в теории организации (а также в теории управления) предназначены для исследования различных перемен организационного поведения.

Основное теоретическое положение ситуационного подхода к теории организации заключается в том, что степень ее эффективности и успеха определяется степенью адаптации организационной структуры и организационного поведения факторами и ограничениями окружающей среды.

Таким образом, ситуационный подход представляет определенную рамку взаимоотношений между различными условиями окружающей среды и различными типами организационных структур. Основные положения данного подхода можно разделить на две группы параметров.

Первая группа параметров -- параметры окружающей среды:

Факторы окружающей среды:

Условия неопределенности

Этот подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях

Системная школа

До становления в начале XX века науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи.

Системный подход -- это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход -- это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.

Система -- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система -- это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

 

10. Особенности "европейской" и "восточной" организации

 

При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую.

Японская модель менеджмента или восточная формировалась под влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) — доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Американская модельпрактически не отличается от европейской, она утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

 

Характеристики Модели
Японская модель Американская модель
Доминирующие качества делового человека Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску
Критерии к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
Профессиональная компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
Процесс принятия решений Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.
Отношение работников к фирме и работе Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).
Характер проведения инноваций Эволюционным путем Революционным путем
Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия Контракты

 

Вопрос № 11: «Особенности и специфика подходов к рассмотрению организационно-управленческой мысли в России»

Каждая организация - живой организм. Работа организации - это ее жизнь. У всех она складывается по-разному. Несмотря на большое количество работ, анализирующих причины успехов и неудач в бизнесе, практически невозможно сказать точно, отчего расцвела или, наоборот, закончила жизнь та или иная фирма. Опыт показывает: глубокие знания специалистов и профессионализм управленцев являются необходимыми, но недостаточными условиями постоянно эффективного бизнеса. Для стабильно успешной работы нужна некая жизненная энергия, получаемая из другого, во многом неведомого, источника. И зачастую, чтобы найти его, надо выйти за узкопрофессиональные рамки, стремясь к формированию более широкого видения мира и своего места в нем. Для компаний это воплощается в особенностях корпоративной культуры. В растущем количестве фирм склонны считать, что состояние души играет важную роль в успехе организации и во многих случаях является не только конкурентным преимуществом, но и фундаментом всей деятельности компании.

Сейчас в России работает первое поколение отечественных менеджеров. Многие из них сделали достаточно быструю карьеру в условиях слабой конкуренции. Они занимают высокие посты просто потому, что подобно многим бизнесменам "первой волны" вовремя сориентировались и достаточно случайно попали в ту или иную быстро развивающуюся компанию.

С бизнесменами жизнь уже многое расставила по своим местам. На смену персонажам авантюристического толка уже практически везде пришли более адекватные предприниматели. Аналогичные процессы происходят сейчас и в среде менеджеров. Для развития бизнеса необходимо осваивать эффективные технологии работы, модернизировать производство и т.д. В этом заинтересованы как собственники, так и наемные менеджеры. Бизнесу все больше требуются эффективные руководители, способные целенаправленно внедрять рациональные технологии управления и повышать результативность компаний.

Важнейшим фактором стабильно эффективного бизнеса становится профессионально грамотный конструктивный менеджмент. В России, как и во всем цивилизованном мире, постоянное наращивание знаний и навыков менеджеров стало необходимым условием успешного бизнеса. Руководитель любого уровня должен быть обучаем и обязан повышать свое профессиональное мастерство. Ему также должен быть присущ творческий подход к управлению. Все это становится неотъемлемыми чертами отечественного топ-менеджера. Этого требует бизнес, этого требует жизнь. Руководители, не понявшие сути происходящих перемен и не начавшие осваивать рациональные технологии управления, столкнулись с большими трудностями.

В итоге процесс пошел: отечественные руководители все более отчетливо осознают необходимость "регулярного" менеджмента, внедрения эффективно-конструктивных управленческих технологий в своих компаниях. Современный топ-менеджер почувствовал острую потребность расширять и углублять свои базовые знания и навыки. В начале XXI в. стало заметно, как быстро отечественные управляющие освоили стандартные западные учебники. Безусловно, само по себе знакомство россиян с лучшими образцами теории и практики мирового менеджмента является положительным фактором развития отечественного бизнеса. Также позитивно и стремление применить зарубежный опыт в своих организациях. Однако попытки внедрения западных управленческих технологий сопряжены с большими проблемами. Очень часто эффект оказывается незначительным. Компании либо разочаровываются и теряют желание что-то изменить, либо продолжают тратить ресурсы на поиски все новых "правильных" решений.

Еще одна важная составляющая эффективно-конструктивного менеджмента связана с ключевым параметром - эмоциональным состоянием персонала. Практика показывает, что зачастую разница в производственных успехах лишь отчасти зависит от знаний и навыков сотрудников. Кроме профессионализма важнейшим качеством руководителя оказывается не таранный, агрессивно-истеричный напор, а житейская мудрость и умение создать позитивный настрой.

 

12.Сущность и специфика организационного поведения. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационного поведения

Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций. Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:

· поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;

· поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.

Несмотря на то что представление о поведении чаще всего относится к живым организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.

В большинстве отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества.

Date: 2015-07-27; view: 822; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию