Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Татаро-монгольское нашествие в изображении литературы XIII в
вторая половина XIII—XV вв.— литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как Москва, Новгород, Псков, Тверь. Нашествие татар на Русскую землю нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера. Умы старых русских книжников, подавленных тяжестью и неожиданностью грозной катастрофы, обрушившейся на Русскую землю, искали прежде всего религиозного объяснения событий. Порабощение Руси татарами они объясняли наказанием божиим за грехи: бог посылает победу татарам не потому, что он им покровительствует, а потому, что нас наставляет этим на путь покаяния. Усилившаяся в пору всеобщей моральной депрессии роль церкви очень содействовала укреплению такого воззрения на причины народного бедствия, и это бедствие осмыслялось церковью в её интересах; призыв к покаянию и молитве тем самым был призывом к послушанию церкви и признанию спасительности её руководства. В литературе этого времени главными становятся тема борьбы с иноземными поработителями — монголо-татарами и тема укрепления Русского государства, прославления нравственных подвигов русских людей, их деяний. Епифаний Премудрый возрождает и поднимает на новую ступень художественного совершенства эмоционально-экспрессивный стиль. Развитие этого стиля было обусловлено историческими потребностями самой жизни. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования. Он испытывает воздействие демократических слоев населения, с одной стороны, и церковных кругов — с другой. В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций. Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу. Повесть о разорении рязани батыем, житие александра невского, слово о погибели земли русской, повесть о тверском восстании.
23.«Повесть о разорении Рязани Батыем». Идейно-художественный анализ. В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли создана была повесть о разорении Рязани Батыем. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе её, несомненно, лежат эпические сказания, устные произведения, связанные с самим событием. Эпизод смерти Фёдора и его жены Евпраксии, рассказ о Евпатии Коловрте, очевидно, восходят к особым народным историческим песням. В повести отсутствует тот покаянный тон, какой мы отмечали в предшествующих памятниках, написанных на тему о татарском нашествии. «Повесть о разорении Рязани Батыем» построена на основе последовательного соединения ряда самостоятельных фрагментов, одним центральным событием-разорением Батыем Рязанского княжества. В повести не всегда точно переданы исторические факты. Родственные отношения князей, как они указаны в повести, также не всегда соответствуют действительности; не все имена, упоминаемые в повести, могут быть подтверждены летописными данными. Взаимоотношения рязанских князей, далеко не всегда дружественные, идеализированы и показаны как неизменно братские. Всё это следует объяснить не столько отдалённостью даты написания повести от рассказанных в ней событий, сколько, видимо, тем, что в основу её легло устное эпическое произведение, часто жертвующее фактичностью в пользу большей идейной и эмоциональной выразительности. Повесть о разорении Рязани Батыем по своей тематике и по стилю является ярким образцом воинских повестей. Характерной особенностью её является напряжённый и в то же время сдержанный лиризм и драматизм. Повесть насквозь проникнута героическим пафосом воинской доблести; князья и дружина изображены в ней в ореоле беззаветного мужества, побуждающего их безбоязненно идти навстречу смерти. Образ «смертной чаши» как лейтмотив проходит через всю повесть. Во всём тоне повести сильно дают себя знать идеальные представления о рыцарственных взаимоотношениях князя и дружины. Князья неизменно пекутся о своей дружине и оплакивают погибших в бою дружинников. Исторически эта повесть входила в трилогию, посвященную иконе Николы Зарасского. 1-е произведение – рассказ о том, как эта икона появляется в Рязани. 2 – повесть о разорении 3 – родословие служителей иконы Эта «повесть..» не документальное произв. Скорее всего она составлялась намного позже разорения Рязани, поэтому есть ряд неточностей (путаница имен, перечисляются князья, которые никак не могли принимать участия в обороне Рязани). Лучше погибнуть, защищая родную землю, чем откупиться от врага. Два фольклорных жанра: слава и плач – сочетаются в «Повести».
24.«Моление Даниила Заточника». Идейно-художественный анализ. Это произведение дошло до нас в двух редакциях: XII в. — «Слово» Даниила Заточника и первой половины XIII в. — «Моление» Даниила Заточника. Оно построено на искусной контаминации послания-просьбы и поучения. «Моление» Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому, и «братии» — слушателям. В «Молении» усилено прославление князя путем цитирования «Песни песней» царя Соломона. Подчеркнуто значение мудрых властителей и доказывается преимущество мудрости над храбростью В «Молении» появляется резкое осуждение боярства. Бояр Даниил относит к злым господам, которые попирают человеческое достоинство своих слуг. Даниил предпочитает служить князю Более скромное место в «Молении» занимает обличение злых жен. Гнев Даниила здесь направлен на старых злообразных жен, обобщенный гротескный образ которых он создает. «Моление Даниила Заточника» на фоне других известных нам памятников письменности этого периода является новаторским произведением, в котором соединились книжная мудрость и народная речевая стихия, библейские выдержки и скоморошьи прибаутки, приёмы торжественного красноречия и народная традиция каламбуров. Как памятник уникальный, «Моление» находится вне традиционной средневековой жанровой системы. Поэтому однозначно жанр этого произведения определить нельзя, в чём и заключается проблема жанра «Моления». «Моление Даниила Заточника». Оригинал не сохранился. Это произведение напоминает современное резюме. Даниил убеждает князя в своих хороших качествах (умен, образован..). 1 редакция: присутствуют сильные выпады против злых жен. 2 редакция: Даниил гораздо более подробно говорит о своих бедах, и есть сильные выпады против боярства и духовенства. Даниил еще и очень талантлив. Он очень хорошо знаком с фольклором и сам создает свои пословицы и поговорки. Он призывает оценивать людей по уму, а не по одежде, соц.положению… Даниил – первый русский интеллигент. Он очень остро ощущает проблемы своего общества и пытается найти выход.
Date: 2015-07-27; view: 3558; Нарушение авторских прав |