Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы. · Экономические, социальные, культурные и политические





· Экономические, социальные, культурные и политические

· Дестабилизирующие факторы политического развития

· Политические риски

· Опасность застоя и стагнация как отсутствие импульсов к развитию

· Закрытость политической системы как предпосылка распада ее внутренней организации и порядка.

42. Политическое управление обществом.
Политическое управление
-это сознательное, организующе-регулирующие воздействие на общественные процессы и отношения, осуществление на основе политических требований и интересов, через спец. созданные политические интституты.
Специфика:
1.) Осуществление специализированными органами/институтами
2.) Имеет субьективные характер, т.е. работа с людьми
3.) Всегда выступает в виде "айсберга", т.е видно только верхушку, но что под этой верхушкой - неясно
3.) Используются все коллективные ресурсы общества
4.) Опора на конституцию и законы
5.) Принудительный характер
6.) Комплексный характер, т.е действует не только на государство, но и на общество.
Аспекты политического управления:
1.) Структура управления (кадры и институты)
2.) Механизмы управления (принципы и методы)
3.) Процесс управления (принятие и выполнение решений)
Субьекты политического управления:
1.) Государство (Почему?: гос-во издает законы, обладает значительными ресурсами, обладает легализированным механизмом принуждения, пропаганда образования и воспитания)
2.) Партии (специфика этой роли - партия выражает интересы общества, партия опосредованно учавствует в пол. управлении, партия обладает не такими большими возможностями как государство, но они более ближе к людям)
Принципы политического управления:
1.) Приоритетность государственных и общественных интересов
2.) Адресность и учет групповых и личных интересов
3.) Единство централизма и самоуправления
4.) Опора на массы
5.) Принцип главного звена (сосредоточениена главной проблеме)
6.) Нацеленность на конкретные результаты
Методы политического управления:
1.) Убеждение
2.) Стимулирование
3.) Принудительное воздействие
4.) Метод манипулирования людьми

43. Политические решения.
Политическое решение
— это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Институционализация процесса принятия решений предполагает его формализацию, в частности, определение его процедуры.
Процедура принятия решений включает ряд стадий:
1) возникновение проблемы — прием сигналов, адресованных субъекту принятия решений о требующих удовлетворения социальных потребностях либо об ожидаемом группой способе их удовлетворения;
2) постановка и выявление проблемы — анализ проблемной ситуации, включающий в себя установление цели, средств и вариантов ее решения. Происходит также сбор информации, выяснение критериев эффективности вариантов решения, определение исполнителей.
3) формулирование возможных альтернатив;
4) анализ вариантов решения;
5) принятие решения в качестве плана действия. Здесь происходит окончательный выбор одного из вариантов решения проблемной ситуации и его юридическое оформление;
6) реализацию политического решения - финальная стадия, показывающая, каковы приоритеты государственной политики, порождаемые ими изменения в обществе. В ходе реализации политического решения нужно учитывать реакции и активность различных слоев общества.
Субъектами политических решений выступают субъекты политики:
— индивиды — члены общественных организаций, их представители в выборных органах государственной власти, политических и иных общественных организаций;
— различного рода группы, образуемые в ходе собраний граждан, референдумов, голосований и др.;
— организации в лице уполномоченных на то индивидов и групп. В зависимости от уровня иерархии, сферы деятельности, организационно-правовой формы управления, такие субъекты могут называться кабинетом министров, мэрией, советом, комитетом и т.д.
Объекты политических решений — это объекты и субъекты, находящиеся в поле власти субъекта принятия решения.
Научный подход к принятию политических решений предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании принятия решений.
Методами принятия решений являются компромисс, консенсус, гегемония и др., включая вооруженный конфликт, т.е. силовое решение проблемы.
Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок. Этот метод возможен при частичном совпадении интересов участников процесса принятия решений.
Консенсус понимается как общее согласие. Часто этот метод реализуется путем согласования. Для достижения консенсуса и его поддержания необходимы такие условия, как готовность большинства следовать законам и принятым решениям; позитивное восприятие институтов, призванных осуществлять решение; наличие у исполнителей ярко выраженного чувства принадлежности к общности (нации, народу).
Гегемония (греч. hegemonia — руководство) - это главенствующее положение какого-либо политического субъекта по отношению к другим. Гегемония как политический принцип широко практикуется в международных отношениях.
Метод последовательных ограничений (метод ветвей) предполагает движение к цели «малыми шагами», путем отбора наиболее приемлемых альтернатив из тех, которые подготовлены заинтересованными группами и находятся «под рукой» у субъектов государственного управления. При таком подходе решения никогда не бывают окончательными, так как они являются результатом согласования постоянно меняющихся позиций заинтересованных лиц.
Смешанно-сканирующий (англ. scan - поле зрения) метод - принятие политических решений в общих чертах с последующей проработкой деталей. Этот метод сочетает рациональный анализ проблем, имеющих кардинальное значение для достижения поставленных целей, с поступательным, менее детализированным анализом других проблем.
Формами закрепления принятых решений являются законодательные акты, указы, постановления, договоры, пакты, программы, манифесты и др. документы


44. Политическое участие: сущность и динамика.
-Подходы:
1)Марксистский(разделение на классы-Маркс,Ленин)
Его черты:
1.Полит. действие всегда рассматривается в виде коллективного действия
2.При анализе действия полит. участия акцент делается на соц.-экономическое положение людей
3.В полит. участие преобладает институциональная тематика
4.Акцент делается на борьбу интересов
2)Западный
Его черты:
1.Само полит. участие может быть разным,но в своих теориях опираются на мобилизац. Участие
-Принципы полит. участия:
1.Склонность к империческому анализу
2.В своих исследованиях используют достижения всех общ. Наук
-Модели полит. участия:
1.Экономическая модель(строится на основе теории рационального выбора-Олсен,Блаун)
2.Социологическая(зависит от положения чел. в общ-ве-Верба)
3.Психологическая(основное внимание уделяется внутреннему миру чел.-Колверс)
Полит. поведение-внешняя форма выражения состояния субъекта.
Полит. участие-совокупность проявлений внешней и внутренней активности субъектов в политике.
-Черты полит. участия:
1)Имеет специализированный характер
2)Полит. участие всегда носит целенаправленный и организованный характер
-Элементы полит. участия:
1.Сами люди
2.Мотивы
3.Само полит. действие
4.Результаты
-Формы полит. участия:
1)Традиционная-относится к общественным организациям;проявляется в участиях в выборах,во встречах с политиками и др. органами власти;воспринимет и распространяет полит. инф.
Характерная черта-соблюдение законов и согласительный характер этих действий.
2)Нетрадиционная-обращения к власти с какими-либо требованиями,забастовки,акты гражданского неповиновения.
Отличительная черта-новизна и редкость.
-Виды полит. участия:
*С точки зрения кол-ва участников:
1.Индивидуальное
2.Коллективное
3.Групповое
4.Всеобщее
*По уровню организации:
1.Институциализированное
2.Стихийное
*По типу отношений:
1.Солидарное
2.Соревновательное
3.Полит. борьба
*По времени:
1.Постоянное
2.Эпизодическое
*По масштабу:
1.Местное
2.Общенациональное
*С точки зрения интенсивного характера:
1.Пассивное
2.Заинтересованное
3.Активистское
-Факторы полит. участия:
1)Образование
2)Участие в общественных ассоциациях
3)Цикл жизни
4)Гендерная принадлежность
5)Рассовая принадлежность
Почти во всех демократических странах наблюдается снижение полит. активности населения(познавательная мобилизация).Речь идет не о количественных,а о качественных изменениях.

45. Основные виды политического участия.
По числу участников:
-индивидуальные;
-коллективные;
-групповые;
-всеобщие.
По положению субъектов:
-автономные;
-Мобилизационные.
По уровню организованности:
-институциональные;
-стихийные.
По типу отношений:
-солидарные;
-конкурентные;
-непримиримая борьба.
По времени:
-постоянные;
-эпизодические.
По масштабу:
-местные;
-общенациональные;
-международные.
С точки зрения норм:
-легальные;
-конвенциональные;
-не конвенциональные.
По отношению к власти:
-поддержка;
-протест;
-свержение.
С точки зрения интенсивности:
-активные;
-пассивные.
(Д. М. Мемми, Л. Милбрайт, Дж. Нагель и др).

46. Выборы и избирательные системы.
Причины,по которым избирательные системы и процессы находятся в центре внимания политологов:
1.) они являются важной состовляющей демократии
2.) обеспечивают легитимность органов власти
3.) выражают плюралистический и конкурентный характер политической жизни
4.) реализуют политическую активность граждан
5.) способствуют разработке новых политических технологий
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Выборы — это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
Трактовка выборов как самой сути демократии пренадлежит Й. Шумпетеру.
Различные точки зрения на роль состязательных выборов:
1.) Это механизм, позволяющий обществу влиять на политику и спрашивать за ее результаты (П. Хэрроп и У. Миллер)
2.) Это средство,с помощью которого элиты осуществляют контроль над всем обществом (М. Гинзберг)
Основные подходы к изучению выборов:
- Социологический (поведение избирателей рассматривается в качестве зависимой переменной, определяемой социальным положением и характеристиками) - Липсет и Роккан
- Социально-психологический (при котором индивидуальые установки - приверженность партии, оценки кандидатов - являются непосредственной детерминантной поведения избирателей) - Кемпбэлл и Конверс
- Институциональный (выводится на первый план изучение политико-правовых структур и норм) - Рае и Пауэлл
- Модель "рационального выбора" (исходит из стремления людей к выгоде)
- Коммуникативный (особая роль у информации и идеалогии в контроле над сознанием избирателей)
Голосование может быть:
1. свободным/обязательным
2. прямым/непрямым
3. равным/неравным
Основные функции выборов:
- легитимация режима
- формирование политического корпуса
- обеспечение представитльства групп
- корректировка политического курса
- политическое просвящение общества
- выявление веса и влияния различных сил
- урегулирование комфликта
- обеспечение зрелищности политической жизни
Основные принципы демократических выборов:
1.) всеобщее право участия для взрослого населения
2.)свободное и прямое голосование
3.) регулярность проведения
4.) отсуствие дискриминации в выдвижении кандидатов и голосовании
5.) Невмешательство административных органов
6.) законность ограничений и процедур
7.) информированность граждан
Каналы влияния на выбор избирателей:
- политическая агитация
- с помощью политических партий и общ. огранизаций
- система образования и воспитания как способпередачи политических ценностей и стериотипов.

47. Основные принципы и этапы избирательного процесса.
Избирательный процесс – один из главных элементов избирательной системы, реализующий избирательные права граждан.

Участниками избирательного процесса являются:

· граждане РФ, обладающие активными и пассивными избирательными правами;

· избирательные комиссии;

· избирательные объединения;

· кандидаты на выборную должность;

· доверенные лица кандидатов;

· общественные наблюдатели.

Принципы избирательного процесса. Процессуально-правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса.
Основными принципами избирательного процесса являются:
1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органамиизбирательными комиссиями.
Для проведения выборов создаются специальные органы избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, – единственной функцией.
2) непрерывность и поступательность избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов. Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.
3) законность. Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.
4) гласность (открытость). Основное значение принципа открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.
5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения – у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе.
6) документальность. Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требования к их форме и содержанию.
Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах голосования.

Основными стадиями выборов являются:

· Назначение выборов.

В России выборы назначаются Президентом РФ или законодательным органом – Советом Федерации, органом государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления.

· Организация избирательных округов, избирательных участков, создание избирательных органов.

· Регистрация избирателей.

Данный этап выборов осуществляют избирательные комиссии.

· Выдвижение и регистрация кандидатов и/или списка кандидатов.

Выдвигать кандидатов и/или список кандидатов могут избирательные объединения и/или политические партии. Также возможно самовыдвижение кандидата. Регистрируют кандидатов избирательные комиссии.

· Агитационный период.

Право на агитацию имеют только участники избирательного процесса: граждане, зарегистрированные кандидаты, общественные объединения, политические партии. Данная стадия выборов должна завершиться за сутки до дня голосования.

· Проведение голосования.

Голосование должно проводиться в течение одного дня. Обычное время голосования – с 8.00 до 22.00 по местному времени. Гражданин, принимающий участие в голосовании, должен проголосовать лично, посредством отметки за того или иного кандидата/кандидатов в бумажном бюллетене.

· Подсчет голосов.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания установленного для голосования времени. Непосредственный подсчет производят члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии остальных членов комиссии и наблюдателей.

· Определение и утверждение результатов голосования, распределение депутатских мандатов.

Избирательные участки передают результаты подсчета голосов в окружную (территориальную) избирательную комиссию, которая подводит итоги голосования в своем избирательном округе. Затем данные передаются в избирательную комиссию муниципального образования, где и происходит подведение общих итогов выборов.
Могут быть дополнительные стадии выборов, такие как:

· Повторное голосование.

Если никто не победил в первом туре, проводится второй тур по двум кандидатам, набравшим большее число голосов.

· Повторные выборы.

Если никто не победил или выборы проводились с нарушением законодательства. Тогда заново происходит выдвижение и регистрация кандидатов, проведение голосования и т.д.

48. Политическая культура общества.
- Данное понятие возникло в 18 веке, его ввёл философ – Гербер.

- В 1956 году Алмонд написал книгу «сравнительный анализ полит систем и полит культур» - в которой и начал активное изучение данного вопроса.

Концепции и теории: - 1. Алмонд и Верба в книге «Гражданская культура» 1963 года, выделяют: - познавательную ориентацию людей; - эмоциональную ориентацию (состояние аффекта); - оценочную ориентацию.

2. Розенбаум считает, что политическая культура это, прежде всего, своеобразная совокупность чувств (Омеличкин вроде поддерживает его теорию и добавляет еще что Полит культура – совокупность мыслей, чувств и образов поведения).

3. Шапир и Шарон считают, что в политической культуре наибольшую важность представляет стиль поведения.

4. Уайт, под Полит культурой понимает систему нормативных требований и ограничений.

5. По Баталову, полит культура — это синтез различных измерений, который охватывает все сферы общества: Культуры, сознания, поведения, полит институты.

6. Омеличкин утверждает, что Политическая культура – это исторически обусловленная связь общепринятых способов политического взаимодействия, которая регулирует правила и нормы, отражает особенности политических отношений и представлений политических субъектов, в виде совокупности их интересов ценностей и моделей поведения.

Проблемная теория: - Дюверже, Фелибант, Рокосовский, негативно относятся к полит культуре, они считают, что такой культуры нет, и нету, и не было, и не будет, и не станет, ни за что и ни когда!!!

А) Структура и функции: - полит ценности

- полит ориентация

- полит норма

- полит традиция

- полит стереотипы

- полит мифы, символы и полит язык.

А1) Тип модели поведения:

А1.1) Функции полит теории: 1) самоидентификация

2) адаптация

3) коммуникации

4) Самосознание общества

5) создание и накопление полит ценностей и смыслов

6) создание эталонов

7) сохранение передачи исторического опыта

8) полит социализация

9) сохранение или критика политического строя

Б) Типология Полит культуры: - В 1956 году Алмонд представил 2 типа: Англо-американская – ей присуще однородность и разветвленность; Континентальный тип – ей присуще дифференцированность и раздробленность. В каждой культуре есть свой набор ролей.

Культуры бывают:

- парохеральная культура (дополнит отношения и решение местных проблем)

- подданническая (подчинённость человека к институтам власти)

- активистская (самостоятельность людей)

- гражданская (синтез всех предыдущих культур)

Также различают культуры:

- закрытые/открытые

- этатистские/общественные

- ЭЛАЗАР (индивидуалистический вид, моралистический и традиционалистский)

Розенбаум выделял:

1) интегрированную

2) фрагментарную.

49. Политическая идеология.
Полит. идеология
– относительно систематизированная совокупность полит. взглядов и идей, отличительными чертами которой является функциональная связь с интересами и стремлениями общественных групп и ориентация на организованные полит. действия. Ей присущи: теоретическая (концептуальная) форма с относительно высокой степенью систематизации; функциональная зависимость от партикулярных интересов различных общественных групп; нацеленность на преобразования на основе собственной модели общественного устройства. Идеологии отличаются жесткой нормативность, требующей безусловной преданности со стороны своих приверженцев, и претензией на истинность и всеобщую значимость.

Основные подходы к определению понятия «полит идеология»: 1) Идеология как ложное сознание. Социальная ангажированность, иллюзорность и догматизм любых идеологий (Маркс). 2) Рассмотрение идеологии как формы выражения классового сознания и анализ полит. роли с учетом исторической миссии ее социального носителя (Ленин). 3) Инструментальное понимание идеологии как универсально заданной системы ориентации соц. деятельности (Парсонс) или средства преодоления общественного кризиса (Шилз).

Функции идеологии в общественной и полит. жизни:

· Формирование теоретических основ и программ групп и организаций;

· Консолидация и сплочение общности и самоидентификация людей в полит. пространстве;

· Легитимация (оправдание) власти или создание альтернативных проектов полит. управления;

· Мобилизация масс и стимулирование их полит. активности;

· Установление норм и образцов (ориентаций) полит поведения;

· Полит. воспитание граждан, формирование убеждений и полит. позиций и др.

Уровни функционирования полит. идеологии: 1) Идеология как определяющая часть полит. мировоззрения, создающая стройную и целостную картину полит. мира и обеспечивающая выражение групповых и общественных полит. интересов. 2) Теоретико-концептуальный уровень идеологии. Выражение систематизированной совокупности полит. целей тактического хар-ра и предполагаемых средств их достижения. 3) Актуализированный уровень полит. идеологии в виде пол. Идеалов и установок населения.

50. Современные идеологические течения.
Классический либерализм как идеология зарождавшейся буржуазии(
Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Смит). Основополагающий критерий развития общества – свобода личности во всех его сферах. Основные принципы и черты полит. либерализма: индивидуализм; правовое и полит.равеноство граждан; терпимость и плюрализм; участие в политике и различные формы полит.представительства; договорная природа государства и суверенность народа как источника власти; ограничение роли государства как «ночного сторожа»; верховенство закона, конституционализм; разделение властей, принцип сдержек и противовесов; естественное происхождение и незыблемая ценность прав человека; гарантированность прав полит.меньшинств; децентрализация, укрепление местного самоуправления; общественное согласие… дискуччии о судьбах либерализма (Ф. Фукуяма о «конце истории»). Его важнейшие направления: либертализм, отрицающий возможности внутренних перемен и отстаивавший принцип «нулевого государства»(Ф. фон Хайек, Р. Нозик) и неолиберализм, признающий социальных функций государства и границ его вмешательства в общественную жизнь (Ж. Дебро, Д. Кейнс, Дж. Ролз).

Консерватизм и защита интересов феодально-аристократических слоев( Э. Берк, Л. де Бональд, Ж. де Местр). Необходимость сильного государства для поддержания общественного порядкаи традиций. Принципы и черты консерватизма: традиционализм, устойчивость, полит.стабильность, преемственность и постепенность обновления, иерархизм, прагматизм… разновидности консерватизма – технократический, христианско-католических, «новые правые», рейганизм (США) и тетчернизм (Великобритания). Неоконсерватизм и признание свободы отдельной личности и ее опоры на собственные силы.

Социализм как выражение интересов и чаяний трудящихся (Т. Компанелла, Т. Мор, Р. Оуэн). Учение Маркса и Энгельса о всемирно-исторической миссии рабочего класса. Черты марксизма: неприятие капитализма вследствии отчуждения народа от власти; государство есть орудие классового господства; классовая борьба – движущая сила истории; полит. и социальное равенство; отмирание государства в бесклассовом обществе. Радикальные версии марксизма: ленинизм (роль партии «нового типа», всеобщность полит.насилия, участие трудящихся в управлении) и маоизм (акцент на национальной специфике, партизанская борьба, ведущая роль крестьянства). Реформистское направление: неомарксизм и ревизионизм.

Социал-демократическая идеология и обоснование «третьего пути»( Э. Бернштейн). Её черты: соединение рынка и широкое гос.вмешательство; отказ от классовой борьбы и утверждение соц.партнерства; отрицание революций и установка на реформы; полит.плюрализм и многопартийность; парламентаризм и свободные выборы. Разработка концепции «демократического социализма» и деятельность Социнтерна.

Анархизм и упразднение любых форм и институтов власти (У. Годвин, М. Штирнер). Черты – антиэтатизм и экстремизм. Коллективистская версия М.А. Бакунина и этическая – П.А. Кропоткина. Формы анархизма – контркультурный, экологический, антиглобализм.

Фашизм и его маргинальная почва. Доктрина Муссолини, подчеркивающая особую роль государства, создающего нацию. Черты – популизм(народность), иррационализм, вождизм, культ силы, милитаризм и террор. Развитие неофашизма.

Концепция «конца идеологии» (Р. Арон, Д. Белл, Р. Лейн, С. Липсет) и ее аргументы. трудности и кризисные явления в развитии современных идеологических систем. Идеологический дискурс как процесс идейной полемики и поиска партнеров. Взаимопроникновение и взаимообогащение различных идейных позиций в политике. Возникновение и расширение влияния новых идеологических течений – феминизм, экологизм, национализм, религиозный фундаментализм.

Основные тенденции развития полит. идеологии. Ее новые приоритеты:признание общечеловеческих ценностей; отказ от претензии на монопольное владение истиной; переход от фундаменталистской и многомерной и поливариантной кортине мира; утверждение диалога и сотрудничесва; гуманизм…

51. Политическая коммуникация.
Политическая коммуникация- совокупность связей и отношений, которые формируются вокруг устойчивых потоков сообщений и обменов информацией между политическими акторами в ходе их прямых или опосредованных взаимодействий. Аспекты информационно-коммуникативных связей: семантический (используемые языковые средства и смыслы); технический (организации и передающие каналы); инфлуентальный (влияние на сознание и поведение граждан). Томсон.
Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях полит. жизни. С ее помощью передается политический опыт, координируются полит. усилия людей, происходит их политическая адаптация и социализация. Политические сообщения бывают фактические и побудительные.
Роль коммуникации и информации в полит. жизни. С их помощью полит. субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. Контроль и распределение информации- важный критерий в определении типа политических режимов: демократических и авторитарных.
Основные способы коммуникации: через государственные учреждения и общественно-политический объединения; средства массовой информации; неформальные контакты граждан.
Функции: информационная; интерпретационная; политическое просвещение; мобилизационная (агитация и пропаганда); развлекательная …
Субъекты информационно-коммуникативных связей: информационная элита, технобюрократия (служащие, контролирующие служебную информацию), коммуникаторы (те, кто отправляет информацию), реципиенты(получатели информации). Ведущая роль политиков и журналистов в создании полит. сообщений.
Структура и средства полит. коммуникации. Семья, учебные заведения, церковь, полит. партии и организации, гос. органы, СМИ как основные институты коммуникации.
Основные теоретические подходы к изучению политической коммуникации: социально-классовый (марксизм); теория массового общества (Рисмен); структурно-функциональный (Коулман); кибернетический (Шельски)…..

52. Политическая социализация и ее формы.
Политическая социализация
— это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
Одна из наиболее распространенных трактовок состоит в понимании социализации как процесса развития личного контроля. Она разработана З. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующим его биологические (сексуальные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений.
Существуют различные трактовки процесса социализации:

· процесс развития личного контроля;

· результат межличностного общения;

· ролевая тренировка;

· социальное научение.

типы политической социализации:
гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.
плюралистический тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материковой Западной Европы).
конфликтный тип, высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода.
гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например,ислама) или политической идеологии.
Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;
2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) формирует способности к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
Становится очевидным, что основными факторами политической социализации являются:

· внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);

· социальная среда, как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);

· биогенетические и психологические особенности индивида и его социальный статус.

53. Политический процесс и изменения.
Политический процесс – форма движения полит.явлений, последовательная смена их состояний в пространстве и времени, происходящая в результате действия полит.сил. этот процесс осознанный и упорядоченный, а не стихийный.

Основными компонентами политического процесса являются субъекты политики (социальные и институциональные), динамика политических отношений, политическое поведение и политичес­кая деятельность (политическое участие). С содержательной точ­ки зрения в него входят: институциализация политических инте­ресов; выработка и принятие политических решений; реализация принятых программ и установок.

Виды политических процессов:

-внутренние и международные;

-локальные и глобальные;

-базовые и переферийные;

-легальные и скрытые;

-этатистские(государственные) и общественные

-управляемые и стихийные

Стадии политического процесса: конструирование полит явления, воспроизводство, видоизменение, упадок

Формы: политические изменения и функционирование определенного явления.

Политические изменения – это специфический тип изменений, связанный с переменами в механизме властной регуляции общества и трансформацией его институциональных структур. В которых появляются новые властные черты и свойства.

Подходы:

-Контекстуальный (признание первичнойтроли внешней среды и социально-экономической обусловленности изменений)

-Институциональный (акцент на внутренней структуре полит.жизни и определяющей роли институтов)

-Функциональный

-Культурологический

Классификация:

-внутрисистемные(трансформации) и транзитные (переходы) преобразования;

-умеренные и радикальные

-эволюционные, революционные и реформационные;

- прогрессивные и регрессивные;

54. Основные модели политической модернизации.
Теории политической модернизации-
Консервативная(все сверху, элиты).
Либеральная(диалог власти и народа).
Политическая модернизация- постоянное и успешное адоптирование политической системы к новым условиям и способность создавать новые типы политических структур для успешного регулирования и управления.
Линеарная модель (У.Ростоу, А.Органский, М.Леви, Д.Лернер, Н.Смелзер, С.Блэк, Ш.Эйзенштадт и др.)- основана на постулатах необратимости и прогрессивности процесса модернизации.
. Основные положения модели: признание, что модернизация вызывает изменения практически во всех областях человеческой мысли и поведения, порождает следующие процессы: структурнофункциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, рост политического участия.
Модель парциальной (частичной) модернизации (М.Леви) основана на структурно-системном подходе и представлении модернизации как длительном переходе от «относительно немодернизиро- ванных» к «относительно модернизизированным» обществам.
Основные положения модели: во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры, которые представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения, но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений.
Многолинейная модель (Э.Тириакьян, П.Штомпки, Р.Робертсон, У.Бек, К.Мюллер, В.Цапф, А.Турен, С.Хантингтона и др.) отказ от односторонней линеарной трактовки модернизации как движения в сторону западных институтов и ценностей; признание возможностей собственных оригинальных путей развития, поворотных точек, в которых в процессе развития может происходить смена маршрута движения


55. Политические конфликты и способы их урегулирования.
Маркс, Дарендоф
- конфликт необходим, дает шанс к развитию.
Вебер - конфликт это зло.
Политический конфликт - особый вид взаимодействия основанный на прямом противостоянии политических сил. Связан он с использованием почти всех ресурсов для нанесения урона или нейтрализации противника и достижения собственных целей.
Виды - межклассовый, вертикальный и групповая модель.
Признаки - наличие разногласий, стремление к доминированию, связан с борьбой за власть.
Плюсы конфликта - разрядка отношений, объединение, стимулируют творчество, помогает понять друг друга.
Минусы- большие потери, растрата ресурсов, дезинтеграция общественных отношений, рост взаимного недоверия.
Классификация (Фишер):

· Конфликт итересов

· Ценностей

· Идентификации

Раппопорт-

· Полит борьба

· Полит игра

· Спор

Боулдинг- личные и групповые

Внут и внешние

Локальные региональные мировые

Затянутые и скоросные.

Способы урегулирования:

Методы- избегание, откладывание, разрешение, переговоры.

Принципы (Шикман, Дейч)- отделение личного, выработка взаимных вариантов решений, учет обьективного соотношения.

Урегулирование- признание воли большинства, компромисс, консенсус при согласии всех сторон.

Результат - нулевой(один выиграл а др проиграл), отриц сумма(все проиграли), положит сумма(все выиграли).

56. Политические кризисы.
Политический кризис
-это состояние политической системы, и ее институтов, выражающееся в постоянных перебоях в их функционировании и существенном снижении жизнеспособности.
Характерные черты:
1.) Неожиданность наступления
2.) Глубина разрушаещегося действия
3.) Ослабление внутренних связей системы
4.) Дезорганизация и потеря управляемости
5.) Исчерпанность ресурсов и целей существования
6.) Нарастание протеста
Источники и причины политических кризисов и их основные типы:
1.) Генетические (Заложены в природе системы)
2.) Функциональные (Накопление ошибок)
3.) От перегрузок (большое колличество проблем)
4.) Распределительные (Нехватка ресурсов)
5.) Институциональные (Неэффективность действующих институтов власти)
6.) Кризис легитимсности (Утрата доверия)
7.) Индетичность (Пересмотр базовых ценностей и целей)
8.) Кризис участия (Отсуствие правительства и диалога)
9.) Внешними (Влияние международных факторов)
Виды кризисов:
1.) Кризис конкретной политики
2.) Кризис власти правительства/ власти
3.) Парламентский кризис
4.) Конституционный кризис
Параметры политического комфликта:
1.) Причины политического комфликта
2.) Участникиполитического комфликта
3.) Характер политического комфликта
4.) Масштабы политического комфликта
5.) Последствия политического комфликта
Способы сопросождения политического комфликта:
1.) Контроль
2.) Управление
Что поможет урегулировать комфликт?:
1.) Признание всеми сторонами наличие комфликта
2.) Институциализация сторон
3.) Наличие "правил игры"
4.) Создание посредственных организаций
5.) Принятие во внимание опыта прошлого


57. Эволюционные формы политических переходов
Политический переход
- это процесс качественного изменения политического порядка на основе захвата и преобразования власти или ее существенной реорганизации в рамках данной политической системы
Способы политического перехода:
-Захват
-Наследование
-Реформа
-Выборы
Существуют различные формы политических переходов:
1.) Навязанные (однородный элитный характер движения)
2.) Пактовые переходы (на основе соглашений между элитными группировками)
3.) Реформы (участие элит и масс)
4.) Революции (свержение правящей элиты)
Все вышеперечисленные формы редко встречаются в чистом виде, часто - встречаются в смешанном виде.
В западной политической науке предпочтение отдается элитным формам политических преобразований.
Фазы перехода:
1.) Формирование предпосылок
2.) Политическая борьба и компромисы
3.) Смена существующей власти
4.) Консолидация новых политических сил
ВРЕМЯ - как фактор укрепления политического режима.
Этапы становления нового режима:
- Основание правления
- Институциализация
-Укоренение режима через структурные изменения и культуру
- ритмизация политической жизни путем частных перемен в управлении
Внешние факторы политических переходов:
-насильственные (вторжение, политическое и экономическое давление)
- мирные (переговоры и обмены)
Реформа является одной из эволюционной формы политического перехода.
Реформа означает постепенное изменение, переустройство в составе и политической деятельности институтов и общества в целом, не уничтожающее основ политического строя. Обычно она проводится законодательно и сверху.
Реформирование характеризуется:
-системностью
-преемственностью
-постепенностью изменений
- управляемостью процесса
-созидательностью
-ненасильственным характером.
Модели политического реформирования:
1. "Англосаксонская" - переговоры, сделки, учет местных инициатив
2. "Французкая" - влияние центра и государственный интервепционизм
3. "Германская" - определяющее влияние бюрократии и правовая строгость
4. "Скандинавская" - сочитание централизма и местного самоуправления

58. Теории революции.
Революция-сложное явление.Первоначально этот термим в политологии был введен в 18 в.
-Теории полит. революции:
1.Консерватизм как идеал(утверждает,что любая революция-зло!причины революции-распространение ужасных идей-Берк)
2.Либеральная(признавала необходимость революции в тех случаях,когда нарушался общественный договор-Дж.Локк)
3.Анархизм(не может планироваться,спонтанное руководство революцией-Прудон)
4.Марксизм: (1-революция является двигателем развития;

2-любая революция представляет собой длительный процесс,кот. начинается с экономических факторов;

3-определяет классовую природу революции;

4-устанавливает диктатуру пролеториата;

5-социальная революция может осуществляться одновременно в нескольких капиталистических странах)

*Революция первоначально может произойти в одной или нескольких странах.
Гегель разработал стратегическую тактику борьбы за социализм.
-Учения революциях(Энгельс)
1.Кризис верхов
2.Обострение нужды и действия народных масс
3.Значительное повышение полит. активности масс
Революция-власть массы,власть толпы(Лебон).
Поведение чел. определяется заложенными базовыми инстинктами(собственнический и самосохранение)
-Стадии революции:
1)переход от норм периода к революции
2)от революции к норме
=После революции люди понимают,что они не улучшили своего положения.
Революция имеет структурно-функциональный характер.
-Условия революции:
1.выход общ-ва из состояния равновесия в результате множественных дисфункций
2.массовое сознание становится восприимчивым к идеям о переменах
3.правящая элита не способна на реформы
4.появляются ускорители революций
-Три основных пути революции:
1)Революции пробудившихся надежд(определяет уровень жизни у людей;люди узнают,что они могли бы жить лучше)
2)Революции отобранных(значимое снижение уровня жизни)
3)Революции крушения процесса(уровень жизни повышается)
- Основные элементы предотвращения революций:
1.Жестокая дисциплина
2.Мобилизация всех ресурсов
3.Наличие общих интересов
4.Возможность(революции предполагают благоприятную степень обстоятельств)
Условие-контроль над армией и полицией.

59. Теория международных отношений.
Международные отношения-
совокупность связей и взаимоотношений между государственными и общественными объединениями, выходящие за приделы их территориальных образований.
Специфика международных политических отношений проявляется в следующем:
-Они относятся к особому типу открытых и слабоорганизованных систем;
-Определяющее значение имеет воля и групповые интересы людей;
-Их ядром выступают межгосударственные отношения;
-Они характеризуются отсутствием верховной власти и слабой степенью интеграции элементов;
-Особую роль играют международные институты и механизмы их регулирования.
Особенность- объединение всех участников в международную систему и её воздействие как целого на каждого из них.
Уровни международных отношений:
-глобальный;
-региональный.
Основные теоретические направления в изучении международных отношений.
Школа "политического идеализма" (Р. Арон, В. Вильсон, Т. Кук, Д. Перкинс). Убеждение в возможности покончить с войнами и конфликтами путём правового регулирования международных отношений распространение на них моральных норм.
Развитие неолиберализма в 80-е гг. имеет Акцент на демократизацию и влияние мировой Экономики.
Он включает в себя ряд теорий:
-комплексной взаимозависимости государства и других институтов (Р. Кеохейн, Дж. Най);
-международных режимов (С. Краспер);
-демократического мира (М. Дойль, Б. Рассет).
Школа "политического реализма" и её сторонники (Дж. Болл, Э. Карр, Дж. Кеннан, Г. Моргентау). Рассмотрение международных отношений как арены острого противоборства государств. Борьба за власть и максимальное удовлетворение национальных интересов.
Возникновение модернистского направления (структурный реализм) (Р. Гиплин, М. Каплан, Р. Норт, К. Уолтц) С акцентом на глобальной системы (рынок, коалиции), регулирующие поведение отдельных государств.
Марксистский взгляд на международные отношения. Придание особого значения факторам экономической силы и деятельности международного капитала (Маркс и Ленин).
Транснационалистические теории и признание возрастающего значения экономического сотрудничества и деятельности международных корпораций (Р. Кеохейн, Дж. Най).
Модернизм и использование общей теории систем в анализе международных отношений (Ч. Макклеланд, К. Райт, Дж. Розенау).
Постмодернистский подход ("критическая теория") и представление о постоянно фрагментирующемся и перестраивающемся информатизированном миропорядке (Дж. Дер-Дериан, К. Сйоландер, Р. Кокс).

60. Мировой политический порядок.
- Политический порядок
(далее пп) — это сложное и многомерное явление. Пп характеризует как деятельность властных структур, так и их поддержку населением, и необходимый уровень согласия между основными политическими силами.
- Политический порядок — это организованность, устойчивость и функциональность политических институтов и отношений обеспечивающие внутренние единство всей полит системы.
Основные характеристики:

- легитимность власти

- привычность и ее требований, и стиля руководства

- полит контроль основанный на силе и дисциплине

- нормативность

- согласованность полит действий и наличие обратной связи

- интегрированность общества

Изучение ПП:

- два методологических подхода:

А) Контекстуальный подход – направлен на анализ проблемы достижения равновесия между определённой политической системой и окружающей ее внешней средой или отношений между ее разнопорядковыми субъектами (АПТЕР, ЛИНЦ).
Б) Институциональный подход связывает порядок с характером институционального общения людей, обусловленного действием формальных и неформальных норм и процедур (МАРЧ, НОРТ, ОЛСЕН).

Виды ПП:
1) на основе демократических норм
2) в условиях существенных полит ограничений
3) исключительно благодаря насилию (история показывает, что он недолговечен, он
существует пока есть силовой ресурс)
4) при временном эквилибриуме сил
Инструменты и средства:
- религия (или идеология) и мораль
- пропаганда и полит воспитание
- необходимость полит авторитета и принуждения
- регулирование полит поведения граждан
Основа ПП – Полит устойчивость. Она обозначает:
- неизменность функциональных характеристик полит режима
- высокий уровень поддержания его целостности и организованности
Политическая устойчивость соотносится со стратегическим и историческим изменениями полит процесса.
- Устойчивость отражает, способность систем противостоять внутренним и внешним дезоорганизующим воздействиям и нейтрализовать их.
Что касается международных (мировых) порядков, то:
-Это такое устройство междунар отнош, которое призванно обеспечить основные потребности государств и других субъектов, создавая и поддерживая условия их совместного существования, безопасности и развития.
- Международный порядок, способствует соблюдению интересов всего мирового сообщества как единого целого и повышает управляемость мира.

 

Date: 2015-07-27; view: 4089; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию