Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Вопрос.Понятие «ЦПП» в педагогике, его основные характеристики. Движущие силы ЦПП. Закономерности и принципы ЦПП





Воспитание и обучение –это 2 взаимосвязанных процесса, которые разделяются только в науке, а в практике существуют только в единстве неразрывно.

ЦПП-это 1 из ведущих понятий педагогики.

Пед.процесс-целостный, воспитательный образовательный процесс,характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов и способствующих наиболее полному развитию и самореализации личности.

Пед.процесс представляет единство 3 процессов: воспитания, обучения и развития личности.

Основные характеристики ЦПП:

1.целостность-неразрывное единство всех составляющих компонентов, подчинение их цели.

2.целенаправленность-педагог, организует заранее продуманные цели и направляет процессы воспитания и обучения на их достижение.

3.двусторонность-педагог, создает условия, управляет процессом, а с другой стороны-воспитанник.

Некоторые авторы выделяют след.характеристики: цикличность, технологичность, адаптированность, динамичность.

Внутри пед.процесса существуют движущие силы. Ими являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями.

Закономерности-это объективно-существенные, устойчивые взаимосвязи между явлениями и ли отдельными сторонами пед.процесса:

1.Связь воспитания и социальной системы.

2.Связь воспитания и обучения.

3.Связь воспитания и деятельности.

4.Связь воспитания и активной личности.

5.Связь воспитания и общения.

Принципы-это система исходных основных требований воспитания и обучения, определяющих содержание, формы и методы и обеспечивающие его успешность:

1.гуманизация

2.демократизация

3.непрерывность

4.целостность

5.целенапрвленность

6.природо-сообразность

7.культуро-сообразность

8.воспитание и обучение и коллективе

9.интеграция и деференциация

10.научность

11.оптимизация

12.связь теории с практикой.

 

14 вопрос. Целостный педагогический процесс как система, характеристика его этапов. Функции ЦПП.Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, - главные характеристики педагогического процесса. Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны, под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность - это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный. На этапе подготовкипедагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап осуществления педагогического процесса (основной)можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

• постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

• взаимодействие педагогов и учеников;

• использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

• создание благоприятных условий;

• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

• обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом. На заключительном этапеосуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

ЦПП выполняет следующие функции:

а) воспитательная – она проявляется:

1. в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с учащимися;

2. в личности педагогов и их профессионализме;

3. в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, использующихся в ПП.

б) образовательная – она реализуется в процессе обучения, во всей внеклассной деятельности, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы ЗУНов, опыта творческой деятельности и отношений;

в) развивающая – развитие в процессе воспитания, которое выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и новых умений;

г) социальная – защита прав и свобод ребенка, забота о нем, уважительное отношение и его взаимоотношение в окружающем социуме.

 

15вопрос. Структура ЦПП, характеристика его элементов.
1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;
2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;
3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;
4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

16 вопрос. Планирование педагогического процесса: понятие, значение, содержание и формы планирования.

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

Составить план – значит увидеть ход педагогичес­кого процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно вос­питатели, могут не только представить содержание де­ятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада, и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.

Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-об­разовательного процесса. Данное педагогическое тре­бование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные за­дачи на определенный отрезок времени.

В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.

Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении. Планы можно классифицировать по разным основаниям:

1) По охвату содержания:

Тип плана Содержание Пример
Комплексный (общий) Все направления и виды деятельности План социально-педагогической работы План досуговой деятельности
Тематический Одно направление или один вид деятельности План изучения темы План работы с родителями План самообразования
Предметный ((план-конспект)) Одно конкретное мероприятие План занятия План тренинга План этической беседы

2) По длительности периода:

Тип плана Период Пример
Долгосрочный Год и более Образовательная программа УДО План работы кружка, секции
Этапный (средней перспективы) Конкретный временной отрезок менее года План просветительных лекций на полугодие.
Краткосрочный Часть периода, этапа (на месяц, неделю) План «Декады помощи ветеранам» План «Недели птиц»
Оперативный План на день План «Дня здоровья» План экскурсионного дня

3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.








Date: 2015-07-27; view: 2138; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию