Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический кризис в Российской Федерации





 

 

По своей структуре экологический кризис подразделяется на две части естественную и социальную. Естественная часть свидетельствует о наступлении деградации, то есть разрушении окружающей человека природной среды.

Социальная сторона экологического кризиса хотя в целом экологический кризис это социальное явление заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, стабилизировать положение и оздоровить окружающую природную среду. Обе стороны экологического кризиса тесно взаимосвязаны. Состояние окружающей природной среды в современной России, так как и в сопредельных с нею независимых государств бывших союзных республик, можно было бы охарактеризовать как экологический кризис.

Российская Федерация занимает территорию 17 млн. кв. км, на которой проживает свыше 150 млн. человек. С запада на восток Россия протянулась на 10 тыс. км, а с севера на юг на 3-4 тыс. км. На ее пространстве встречаются все природно-климатические зоны, кроме тропиков. Россия включает огромное разнообразие ландшафтов и экологических систем. На территории России расположено более 24 тыс. предприятий, загрязняющих окружающую среду.Причем значительная доля этих предприятий не укладывается в установленные им предельно допустимые нормативы выбросов вредных веществ. В результате загрязнения окружающей природной среды в России сегодня выделяется свыше 55 крупных городов, где назрела критически сложная экологическая обстановка. Ежегодно в Российской Федерации улавливается и обезвреживается лишь 70 от общего количества выбрасываемых вредных веществ. Еще хуже обстоят дела с очисткой сточных вод. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа, изношенность, маломощность приводят к тому, что 82 сбрасываемых вод не подвергается очистке. Поэтому качество воды основных рек на территории России, рек, которые служат не только транспортными магистралями, но и источниками питьевой воды, оценивается как неудовлетворительное.

Реки Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами.

Продолжается уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, особенно пашни. За 50 лет из сельскохозяйственного оборота вышло свыше миллиона пахотных земель. Наряду с уменьшением количества сельскохозяйственных угодий ухудшается их качество. Более четверти из них подвержено эрозии. Опасные размеры приобрели процессы заболачивания, зарастания угодий кустарниками, мелколесьем. В Российской Федерации около 12.5 таких земель, много нерекультивированных земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых, при выполнении строительных, дорожных и других работ.В настоящее время в срочной рекультивации, то есть восстановлении, нуждается 1,5 млн. га земель. Большой урон территории России нанесли ядерные испытания. На полигонах Новой Земли произведено 180 поверхностных и подземных ядерных взрывов, последствия которых пока не известны. В результате чернобыльской аварии пятнами загрязнены радиоактивными веществами Брянская, Тульская, Орловская, Калужская и Рязанская области. Растет загрязнение земель пестицидами и минеральными удобрениями.

Проверка на нитраты показала, что шестая часть производимой растительной продукции содержит их больше положенной нормы. Ежегодно в Российской Федерации 45 млрд. всех видов отходов производства и потребления, причем 20 млн. т. из них относится к неутилиризуемым токсичным отходам. Они частично складируются на территории предприятия, бесконтрольно сбрасываются в канализацию, в балки, овраги, на полигоны, где размещаются твердые бытовые отходы.

Деградация окружающей природной среды прежде всего сказывается на здоровье человека и состояние его генетического фонда. Более 20 территории России находится в критическом экологическом состоянии, в районе зон экологического бедствия. В настоящее время более 70 млн. людей дышит воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, в 5 раз и более превышающими предельно допустимые нормы. Сокращается рождаемость и увеличивается смертность населения.Средняя продолжительность жизни в стране 69,5 лет, что на 8-10 лет меньше средней продолжительности жизни людей в 44 капиталистических странах. Каждый десятый ребенок в значительной части России рождается генетически неполноценным. У 45 призывников выявлены нарушения психики. Более 50 населения бывшего союза имеет ослабленное здоровье, из них более 50 млн. человек относятся к числу хронически больных либо физически неполноценных. Каждая четвертая женщина не может родить по генетическим обстоятельствам здорового ребенка, каждый четвертый мужчина - импотент.Все эти данные о состоянии здоровья природы и человека красноречиво свидетельствуют о той непреложной, диалектически обусловленной связи, которая существует между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями в состоянии здоровья настоящего и будущего поколений людей. Деградация окружающей природной среды и ее последствия - лишь одна сторона проявления экологического кризиса.

Другой стороной, социальной, является кризис государственных и общественных структур, не способных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества. Внешне это проявляется, во-первых, в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей природной среды прежде всего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, иных специальных органов по охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр. Эти органы практически потеряли нити управления охраной окружающей среды.Принимаемые ими решения, разрабатываемые мероприятия не способствуют какому-либо положительному влиянию на экологическую обстановку в стране. На местах в областях, краях, городах и районах эти недостатки усугубляются противостоянием представительных и исполнительных органов власти, а также местных органов самоуправления. Во-вторых, экологический кризис проявляется в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.

Из года в год растет противоречие между количеством совершаемых экологических преступлений путем загрязнения окружающей среды, уничтожения природных объектов, порчи, повреждения природной среды и количеством дел, которые рассматриваются в уголовном или гражданском порядке в судебных или судебно-арбитражных органах. В работе правоохранительных органов внутренних дел, прокуратуры, суда, арбитражного суда так называемые экологические дела занимают незначительное место - 5-10 от всего количества рассматриваемых дел. Не спасает положение и организация специальных органов по контролю за соблюдением природоохранительного законодательства в виде природоохранных прокуратур, которые действуют в России.В-третьих, экологический кризис в его социальном аспекте проявляется в массовом эколого-правовом нигилизме, то есть в массовом неуважении эколого-правовых требований, в нарушении или невыполнении их. Поэтому правомерно говорить, что экологический кризис включает в себя в качестве составной части правовой нигилизм, отсутствие какой-либо законности в экологических отношениях.Ни классовая, ни общественная оценка сущности экологического кризиса не дает нам оснований считать, что он является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса. Применительно к России и всем странам Содружества, входившим ранее в СССР, можно назвать две основные группы причин этого социально явления.Первая группа причин носит объективный характер. К ним, прежде всего, относится монополия государственной собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы в охране окружающей среды. В одном лице государство, через свои предприятия и организации, министерства и ведомства, осуществляло а эксплуатацию природных ресурсов б государственный контроль за охраной природы в меры уголовной, административной, гражданской ответственности за нарушение экологических требований.Ясно, что при такой обстановке дела эти меры контроля, надзора и ответственности не могли получить эффективной отдачи. Все это привело к безраздельному господству экономических потребностей над требованиями экологии, что в конечном итоге переросло в экологический кризис. Вторая группа причин имеет субъективный оттенок. Все они связаны с нерациональным, порой преступным расходованием денежных средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей природной среды.Имеется в виду создание огромного, искусственно взращиваемого военно-промышленного комплекса, колоссальные военные расходы, милитаризация основных отраслей промышленности, вложение средств на поддержание всякого рода режимов и помощь в других странах в ущерб интересам нашей страны. Например, в 1976-1989гг. государство в централизованном порядке выделяло через бюджет сумму, равную лишь одной десятой тех потребностей, которые необходимы на охрану окружающей природной среды.

Естественно, эта мизерная доля расходов немедленно поглощалась стоимостью того ущерб, который причиняется природной среде хозяйственной деятельностью. Анализ как социально-экономической, так и экологической, политической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического коллапса. В качестве первого направления обычно называется совершенствование технологии - технологическое направление создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов - вот тот магистральный, основной путь, идя по которому, войдет в полосу гармоничного отношения общество с природой. Однако это дело будущего, сейчас для этого нет средств и возможностей, хотя отдельные области способны совершенствовать свою технологию.Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.Экономическое направление, включая экономическое стимулирование, реализуется в охране окружающей среды путем внедрения платежей за выбросы вредных веществ, введения налоговых льгот, льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер. Экономическое направление решает главную задачу, а именно сделать охрану окружающей среды составной часть производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель, хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Определенные шаги уже сделаны в этом направлении, но итоги пока подводить рано. Третье направление - применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за правонарушения административно-правовое направление, то есть приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде.Использование средств административно-правового воздействия, безусловно, будет способствовать повышению экологической дисциплины. Однако одни лишь принудительные средства не способны обеспечить реализацию экологических интересов, поскольку, во-первых, они не всегда ведут к прекращению вредоносной деятельности. Так, можно привлечь к уголовной ответственности виновных в загрязнении окружающей среды лиц, но такое наказание не остановит загрязнение окружающей среды, во-вторых, эффективность применения административно-правовых средств воздействия требует еще и безукоризненно четкой работы наших судебно-прокурорских и арбитражных органов, к чему мы в настоящее время пока не готовы. Четвертое направление - гармонизация экологической структуры эколого-просветительное направление.Оно заключается в развитие системы экологического образования, просвещении, воспитании, в перестройке потребительского отношения к природе, иначе говоря, в экологической революции мышления человека.Без перестройки сознания человека, без эколого-правового воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности. Конечно, не всегда нарушение экологических требований связано с незнанием закона. Чаще всего - это результат проявления правового нигилизма, неуважения к закону, то есть явление которое мы можем назвать отсутствием юридической культуры, в данном случае отсутствием эколого-правовой культуры.Вместе с тем надо иметь в виду, что одним лишь просвещением, одной лишь просветительской работой, если она не упирается на прочную материальную и организационную основу, нельзя решить проблему защиты окружающей природной среды. Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений, указывающих нам пути преодоления экологического кризиса международно-правовое направление. Некоторые авторы из числа ученых и политиков считают международно-правовое направление чуть ли не генеральным направлением в решении проблем окружающей среды.Здесь две причины первая неуверенность в эффективности национальных средств охраны окружающей среды и вторая - нежелание понять, что международно-правовая охрана окружающей среды, хотя она осуществляется на основе международных договоров и соглашений, выполняется национальными средствами. Таким образом, государство - участник договора, приняв на себя обязательства, охраняет окружающую среду своими средствами без привлечения каких-либо сил из другого государства.Сценарий развития экологических процессов в ближайшей перспективе не обнадживает. И все же ситуация не выглядит столь безнадежно критической по причине интернационализации экологических издержек развития российского общества, что усиливает заинтересованность мирового сообщества в стимулировании природоохранных действий на национальном уровне. Тем более, что обострение экологического кризиса в России превращается в угрозу глобальной экологической безопасности.Значение факта глобализации экологических процессов для России не ограничивается лишь получением финансовой и технической помощи под гарантию осуществления экологических проектов. Это - и путь к экологизации хозяйственной деятельности через участие в международных экологических соглашениях и привлечение иностранных инвестиций. Это - и средство экологизации общественного сознания через интеграцию в международное экологическое движение. Заинтересованность же самой России в обеспечении глобальной экологической безопасности сведена к минимуму и носит в основном вынужденный характер.В отличие от многих промышленно развитых и развивающихся стран повышение собственного престижа в глазах мирового сообщества отнюдь не связывается с активной ролью в решении глобальных экологических проблем. Настораживает и факт возникновения экологических противоречий между Россией и развивающимися странами, что вносит дополнительные сложности в осуществление международной экологической политики.Подтверждением этому могут служить международные переговоры по проблеме сохранения озонового слоя и предотвращению климатических изменений, когда и Россия, и развивающиеся страны выступили со взаимными претензиями. Преимущество России по сравнению с другими странами состоит в том, что формирование экологической культуры происходит в условиях, когда экологические проблемы приобретают приоритетное звучание на международном уровне, где накоплен солидный опыт экологической деятельности, которым Россия могла бы воспользоваться.Выход из экологического кризиса и обеспечение условий для осуществления первой фазы устойчивого развит экологизации хозяйственной деятельности связывается с экономической стабилизацией. Но именно мировой опыт показывает путь, по которому идти не следует ждать подъема экономики для последующего перехода к политике экологической безопасности. Уровень экономического развития, необходимый для проведения экологической политики, понятие весьма условное.Япония приступила к проведению своей экологической политики тогда, когда уровень доходов на душу населения составлял не более 1600 долларов. На Тайване это произошло уже на более позднем этапе экономического роста - при показателе 5500 долларов, когда, по расчетам национального правительства, и возникли реальные условия для осуществления высокозатратных природоохранных программ. Безусловно, современная экономическая и политическая обстановка не благоприятствуют выведению экологических приоритетов в число приоритетных.Но игнорирование экологических потребностей развития приведет к неминуемому последующему отставанию России. Нельзя не согласиться с мнением В.В. Данилова-Данильяна, что для решения будущих экономических задач экологией необходимо заниматься сегодня, иначе опять опоздаем. Остается еще резерв и пока до конца не реализованный - общественное движение, которое может изменить баланс политических сил в пользу проэкологически настроенных и инициировать активизацию государственной политики в экологической сфере.

Date: 2015-07-27; view: 671; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию