Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактика как теория обучения, образования





Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 —1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная)—то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка)—способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями.

Дидактическая система – это определенная целостная структура осуществления образования, отличающаяся собственными критериями, обозначенными позициями и взглядами на этот процесс. Существует три принципиально отличающиеся друг от друга дидактических системы, имевших применение в разные исторические временные периоды.

Одну из них разработал немецкий философ и педагог И. Гербарт. Его система имеет множество недостатков и ошибочных представлений о процессе обучения в целом, что объясняется ее авторитарным характером. Наиболее широкое использование дидактической системы Гербарта относится к XIX в. Его система, основанная на теории этики и психологии, имеет основной целью формирование сильной, волевой личности, с конкретной идеологией и нравственностью и называется «научная система педагогики». Гербарт разработал основные идеи, на которые, по его мнению, должна опираться теория воспитания:

Идея совершенства, определяющего направление стремления и конечной цели формирования личности.

Идея доброжелательности, трактуемая как осознанное подчинение желаниям и стремлениям других в целях согласованного общения и взаимодействия.

Идея права, призванная регулировать отношения между людьми посредством определения прав и обязанностей каждого.

Идея справедливости, согласно которой все несправедливые действия в отношении какого либо человека должны быть наказуемы и компенсированы.

Идея внутренней свободы заключается в праве выбора и направление волевых усилий в соответствующем ему направлении.

В дидактической системе Гербарта отсутствует взаимосвязь обучения и воспитания. В его представлении в задачи обучения входит лишь повышение интеллектуального и физического развития, а так же приучение к порядку. Руководящая роль отводится учителю, который безраздельно управляет процессом обучения в строгом соответствии с учебным планом и в условиях поддержания дисциплины и полного послушания. Такие действия со стороны педагога направлены, главным образом на формирование сильной волевой личности. Роль учеников – пассивное восприятие и усвоение учебного материала. Ученикам не позволяется проявлять творческие способности, более глубокий интерес, чем это предусмотрено содержанием материала, возражать учителю. В рамках этой системы все ученики одной группы считаются равными, индивидуальные особенности каждого не принимаются во внимание и уровень знаний каждого ученика должен соответствовать намеченной цели. Учитель, в свою очередь не имеет права обогащать урок дополнительной информацией, поощрять достижения отдельных учеников и превышать уровень определенного эмоционального контакта с учащимися. При этом в целях поддержания дисциплины, позволялось использование запретов, наложение ограничений и «мягких телесных наказаний». Практические умения и навыки не имели места в дидактике Гербарта, в связи с чем она практически не играла роли в повседневной деятельности человека и не осуществляла подготовку человека к полноценной жизни в обществе.

По современным оценкам, система Гербарта не дала никаких положительных результатов в обучении, но, основываясь на ошибках этой системы, возникли другие направления дидактики, разработанные вопреки этой. Одной из них является дидактическая система американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи, которую можно охарактеризовать как альтернативу системе Гербарта.

В дидактической системе Дьюи определяющая роль в обучении отводится самим ученикам. Эффективность обучения зависит от познавательной и деятельной активности самих учащихся. Причем вербальные методы обучения практически отсутствуют. Учитель в этой системе играет роль помощника, призванного лишь определять направление учебного процесса и оказывать помощь ученикам, когда они в ней нуждаются. Процесс приобретения знаний, умений и навыков, по мне6нию Дьюи происходит наиболее эффективно лишь в результате практической деятельности учеников, преодоления ими трудностей и проблем, которые в соответствии с учебным планом должен создавать педагог. Проблемы должны соответствовать возрастным особенностям и базовым знаниям учеников. На пути решения проблем ученики проходят несколько этапов: ощущение проблемы (трудности), определение проблемы, формулировка предполагаемого решения, осуществление этого решения, анализ результатов. Основой системы Дьюи является практическая деятельность, а теоретическая используется по минимуму, учебный план не имеет четко разработанной структуры, а содержит лишь ориентировочные сведения в определенных направлениях. Учитель сам может варьировать учебный план в соответствии с потребностями и склонностями учеников. Дидактическая система Дьюи имеет прогрессивный и демократичный характер, личностно-ориентированную направленность. К недостаткам этой системы можно отнести ее теоретическую недостаточность, несостоятельность обеспечения учеников системой научных знаний, необходимой в качестве базы для поиска решений в преодолении той или иной проблемной ситуации. Система Дьюи полностью противоположна системе Гербарта, и, как следствие этого способна решать те задачи, которые являются слабыми местами гербартовской дидактики.

Современная дидактическая система возникла с учетом достижений и ошибок дидактик Гербарта и Дьюи, и является основой современной педагогической практики. Одним из наиболее прогрессивных направлений новой дидактики считают обучение «через совершение открытий». Систему такого обучения разработал американский психолог и педагог Д. Бруннер. В основе этой системы лежит приобретение знаний через совершение учениками собственных открытий, на основе имеющейся у них теоретической базы знаний. Такой способ обучения побуждает учеников активно мыслить, рассуждать, экспериментировать, формулировать и обобщать результаты своей деятельности, а так же приобретать умения и навыки.

Можно выделить некоторые основные характеристики современной дидактики.

Одной из них является ее методологическая основа, базирующаяся на объективных закономерностях философии познания. Большое внимание при разработке методов обучения уделяется сочетанию гармоничному теории и практики.

Системно-структурный подход к обучению обеспечивает полное и взаимосвязанное влияние всех имеющихся в настоящее время научных знаний.

Современная дидактика сочетает в себе управляющую роль педагога с активной инициативностью учащихся. Главным является достижение цели обучения, а соблюдение каких либо правил его осуществления обуславливается лишь стремлением к наиболее быстрому и стабильному получению результата.

Разработка учебных программ и планов производится с учетом максимальной адаптации к условиям обучения и его субъектам.

Технология обучения и образования должна иметь определенную гибкость в зависимости от направления и специфики конкретных видов обучающих программ.

 

Date: 2015-07-27; view: 1231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию