Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование за рубежом. Состояние, проблемы, перспективы развития





Развитие образования в Федеративной Республике Германии

Развитие образования в ФРГ в последние годы было обусловлено рядом внутри- и внешнеполитических факторов, а также социально-политическими процессами, происходящими в стране.

С созданием объединенной Германии была реорганизована система управления сферой образования, проведены меры по унификации систем образования восточной и западной частей страны, реформировано содержание образования в учебных заведениях новых земель.

Нижняя ступень системы образования представлена дошкольными учреждениями. Это детские сады и подготовительные классы при начальных школах. Детские сады посещают 75% детей трехлетнего возраста и 80% детей пятилетнего возраста.

Основная часть детских садов (около 70%) — негосударственные учреждения, они организуются церковью, фирмами благотворительными организациями и частными лицами. Около 30% детских садов созданы общинами. Посещение детских садов платное, размер платы зависит от доходов родителей.

Общеобразовательная школа представлена на нижней ступени единой для всех четырехлетней (а в некоторых землях шестилетней) начальной школой. Продолжительность обязательного среднего образования составляет в различных землях 9-10 лет. Начиная с пятого года обучения существует четыре типа общеобразовательных школ. Это главная и реальная школы, срок обучения в которых составляет 9-10 лет, что соответствует неполному среднему образованию. Полное среднее образование учащиеся получают в полной средней школе — гимназии или объединенной средней школе с 13-летним сроком подготовки.

Основная часть общеобразовательных школ — государственные учебные заведения. Обучение в них бесплатное, в большинстве земель учебники также бесплатные. В частных общеобразовательных школах обучается 5,8% всех учащихся. Наиболее распространены частные гимназии, каждый десятый учащийся гимназии обучается в частном учебном заведении. Преобладающую часть частных школ содержит церковь.

Начало учебного года в школах разных земель не совпадает, обучение в одних землях начинается в начале августа, в других — в сентябре.

В средней школе принята шестибалльная система оценки знаний, высший балл — 1. При переводе в следующий класс экзамены не сдаются. На второй год оставляют учащихся только в начальной и главной школах.

Выпускные экзамены организуются школами, содержание письменных экзаменационных работ устанавливается соответствующими органами надзора (18.-С.67-70).

Начальная школа в ФРГ — обособленное учебное заведение, в которое принимают детей с 6 лет. При приеме ребенок проходит собеседование. Если оказывается, что он не подготовлен к школе, ребенка принимают в подготовительный класс.

Учебная нагрузка возрастает от 20 часов в неделю в первом классе до 25-30 часов а последующие годы обучения.

По результатам успеваемости в начальной школе учителя дают заключение о возможности продолжать обучение в реальной школе или гимназии: «Пригоден», «условно пригоден», «непригоден». Для учащихся, получивших оценку «непригоден», но пожелавших продолжить обучение, проводятся пробные занятия, после чего решается вопрос о допуске к обучению.

По окончании обучения в начальной школе учащиеся переводятся на так называемую ориентировочную ступень, которая организационно представляет собой либо самостоятельное учебное заведение, либо входит в состав одной из средних школ. Введение ориентировочной ступени в начале 70-х гг. имело целью сдвинуть момент отбора учащихся по направлениям общеобразовательной подготовки на более поздний период. Целью обучения на ориентировочной ступени является развитие мотивации у школьников к дальнейшему обучению — ориентация учащихся в зависимости от способностей и наклонностей. В процессе обучения на ориентировочной ступени уточняются предварительные выводы о потенциальных способностях учащихся, а по окончании 6-го класса им предоставляется возможность изменить избранный тип школы. Однако, как показали дальнейшие исследования, принадлежность ориентировочной ступени к тому или иному типу школ в значительной степени предопределяет дальнейшую судьбу учащихся.

Система общеобразовательных школ включает как традиционные для Германии школы — главную, реальную и гимназию, так и созданную в 70-е гг. объединенную школу. Эти школы различаются по уровню подготовки, социальному составу учащихся, а также возможностям, которые открываются перед выпускниками.

В главной школе (5—9-й или 10-й год обучения) дается обязательное образование и осуществляется подготовка школьников к последующей работе на производстве и обучению в профессиональных школах. Тупиковый характер этого учебного заведения в настоящее время постепенно устраняется, в ряде земель в главных школах вводится 10-й год обучения; для наиболее успевающих учащихся открывается возможность продолжения обучения в гимназии; выпускники главных школ могут получить полное среднее образование в вечерних гимназиях и колледжах. Контингент учащихся главной школы в последние десятилетия значительно сокращается. В 1995 г. доля молодежи 15-летнего возраста, посещающей главную школу, составляла 24,5%, интегрированную главную и реальную школы — 6,7, реальную школу - 25,9, гимназию — 28,7, объединенную школу — 9,3, школу для детей с физическими и умственными недостатками - 5,0%.

Выпускники главной школы продолжают обучение в одном из профессионально-технических учебных заведений. Способные учащиеся могут, закончив профессиональную школу надстроечного типа и среднюю профессиональную школу, получить право поступать в высшие профессиональные учебные заведения (16.-С.75).

В реальной школе обучаются с 5 по 10 класс. Обучение в реальной школе не имеет однозначной ориентации — только подготовка в вуз или только подготовка для работы на производстве. Программа обучения построена с учетом возможности в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью либо (при желании) продолжить общеобразовательную подготовку. Учебные планы реальных школ отличаются от учебных планов главных школ большим количеством предметов и расширенными учебными программами, прежде всего по иностранному языку. Обучение в реальной школе имеет также практическую направленность, предусматривает прохождение производственной практики или работу в школьных мастерских. С 7-го класса вводится дифференциация обучения. Так, в школах Баварии существуют следующие направления подготовки: естественно-математико-техническое, экономическое, гуманитарно-эстетическое. С 7-го класса вводятся дисциплины по выбору. Обучение завершается выпускными экзаменами, которые организует школа. Выпускники реальной школы получают право поступать в профессионально-технические учебные заведения, в том числе в средние профессиональные, а после их окончания — в высшие профессиональные. Наиболее способные учащиеся после окончания реальных школ могут быть приняты в старшие классы гимназии.

Гимназия — единственное из традиционных учебных заведений, дающее полное среднее образование, а следовательно, и право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения. Обучение в гимназии делится на три ступени: низшую 5-7 годы обучения, среднюю — 8-10 годы обучения и старшую — 11-13 годы обучения (в гимназиях восточных земель — 11-12 годы обучения): Существует также небольшое количество гимназий надстроечного типа, в которые принимаются учащиеся главных школ (в 7-ой класс) и реальных школ (в 10-й класс). В последние годы Федеральное министерство образования и науки и Конференция министров культов земель выступают с предложением сократить продолжительность обучения в гимназии до 12 лет в связи с тем, что возраст начинающего специалиста с высшим образованием приближается к 30 годам (6.-С.182).

Гимназия дает фундаментальное общее образование, позволяющее продолжить академическую подготовку в вузе, а также заниматься профессиональной деятельностью, для которой требуется высокий уровень общего образования. В последние годы пересматривается концепция обучения, ранее ориентированная исключительно на подготовку в вуз; в настоящее время в учебный план включаются дисциплины, знание которых необходимо для профессиональной деятельности.

Традиционное деление гимназии на три типа (классические, современных языков и естественно-математические) сейчас сохранилось лишь на нижней и средней ступенях обучения.

В классических гимназиях, начиная с 5-го класса изучается латинский или любой другой иностранный язык, в 7-ом классе — английский и французский (или латинский), а в 9-ом классе предусмотрено изучение греческого языка. Эта школа с богатыми традициями высокой общекультурной подготовки в настоящее время не пользуется большой популярностью: ее посещает менее 1% учащихся гимназий.

В гимназиях современных языков с первых лет обучения школьники изучают английский (или французский) язык, с 7-го класса — как правило, латинский (французский или английский). С 9-го класса учащиеся могут по желанию изучать третий иностранный язык (русский, испанский и др.).

В естественно-математических гимназиях изучаются те же иностранные языки, что и в гимназиях современных языков, однако вместо третьего иностранного языка дается усиленная подготовка по дисциплинам естественно-математического цикла. В целом на нижней и средней ступенях обучения программы подготовки в гимназиях различного типа очень близки, различия состоят лишь в количестве и последовательности изучения иностранных языков. В некоторых землях существуют гимназии экономического, социального и эстетического профилей. Переход из гимназии одного профиля в гимназию другого профиля возможен при условии совпадения программ по иностранным языкам (6.-С.185-190).

Документ об окончании I средней ступени гимназии эквивалентен документу об окончании реальной школы. По окончании средней ступени обучения экзаменов не проводится.

На старшей ступени гимназии введена курсовая система обучения. Школьникам предоставляется возможность относительно самостоятельно, исходя из интересов и способностей, составлять индивидуальный учебный план, включая а него наряду с обязательными дисциплины по выбору. По всем предметам (независимо от того, являются ли они обязательными или выборочными) предлагаются основной (2-3 часа в неделю) и расширенный (5-6 часов в неделю) учебные курсы. Дисциплины, изучаемые на старшей ступени гимназии, подразделяются на три группы:

— гуманитарно-художественные (немецкий и иностранные языки, литература, изобразительное искусство и музыка);

— общественно-политические (обществоведение или международная политика, история, география, философия);

— естественно-математические (математика, физика, химия, биология, информатика).

Обучение на старшей ступени начинается с вводного этапа продолжительностью от полугода до года, цель которого — подготовить учащихся к курсовой системе обучения. Обучение по курсовой системе проводится в течение четырех полугодий. Общий срок обучения на старшей ступени составляет, как правило, 2,5-3 года, однако допускаются и индивидуальные темпы обучения. При этом общая продолжительность подготовки может быть сокращена на полгода либо продлена на год. В течение этих четырех полугодий 20 часов в неделю отводится на обязательные дисциплины и 10 часов — на дисциплины по выбору. Предметы гуманитарно-художественного цикла изучаются в течение 11 часов в неделю; общественно-политического — 8; естественно-математического — 11 часов. В число обязательных должны входить минимум два предмета из трех следующих: немецкий язык, иностранный язык, математика, По одному из обязательных предметов учащийся сдает выпускной экзамен. Каждый школьник выбирает два предмета для изучения по расширенной программе. Курсовое обучение сопровождается индивидуальной профориентационной работой со школьниками, которую проводят учителя по профориентации и тьюторы.

Обучение на старшей ступени завершается сдачей экзамена на аттестат зрелости по четырем предметам, избранным самим школьником при переходе на курсовую систему обучения, при этом два предмета должны быть изучены по расширенной программе, два — в объеме основного курса. Экзаменационные дисциплины должны представлять все три указанные выше группы дисциплин.

На старшей ступени введена новая система оценки знаний, позволяющая дифференцирование и с большей степенью детализации оценивать знания учащихся. Каждый балл традиционной шестибалльной системы получил 3 разряда, соответствующих определенному количеству зачетных единиц (от 0 до 15 единиц) (21.-С.2.).

По окончании обучения рассчитывается так называемая «совокупная квалификация», которая складывается из трех составных частей: успеваемости по 22 основным курсам, успеваемости по 6 расширенным курсам и результатов экзаменов на аттестат зрелости. Максимальный размер «совокупной квалификации» составляет 840 единиц (330 единиц по основным курсам, 210 — по расширенным курсам и 300 — за экзамены). Аттестат, зрелости выдается школьникам, набравшим минимум 280 единиц (110 —. по основным курсам, 70 — по расширенным и 100 — за экзамены).

Объединенные школы до 1982 г. были экспериментальными. Основная часть объединенных школ обеспечивает подготовку на уровне неполной средней школы, но есть объединенные школы, дающие полное среднее образование. В ФРГ объединенные школы существуют в двух формах: кооперативной и интегрированной. Эти школы имеют, как правило, ориентировочную ступень и три потока, соответствующих подготовке в главной, реальной школах и гимназиях. Переход с одного потока на другой облегчен. В интегрированных школах существует усиленная внутренняя дифференциация обучения, практикуются различные модели дифференцированных курсов, в основе которых лежит распределение учащихся одного возраста по группам с одинаковым уровнем успеваемости по конкретному учебному предмету. Число таких уровней или потоков может колебаться от 2 до 4. Для каждого из них разрабатываются различные по содержанию и сложности программы обучения (курсы).

Использование различных методов дифференциации. Обучение в объединенных школах привело, по мнению специалистов, к определенным положительным результатам: в объединенных школах выше по сравнению с традиционными средними школами показатели успеваемости, более низкий процент второгодников. Около половины выпускников 20-х классов получает право продолжить обучение на старшей ступени гимназии.

В ФРГ традиционно сложилась дуальная система профессионально-технического образования — параллельная подготовка рабочих кадров в профессиональных школах и на производстве в процессе ученичества. По мнению западногерманских специалистов, такая система подготовки имеет ряд преимуществ: соединение учебы и производительного труда усиливает мотивацию учащихся к освоению профессии, позволяет им приобрести практические навыки, развивает у них самостоятельность и ответственность.

Основная часть будущих рабочих кадров одновременно проходит производственное обучение на предприятии и получает теоретические знания в государственных профессионально-технических учебных заведениях. Доля учащихся, посещающих очные профессиональные учебные заведения, подготовка в которых частично или полностью заменяет производственное обучение, относительно невелика и составляет около 25%.

В системе профессионального образования проходят подготовку около 75% молодежи в возрасте от 16 до 19 лет. Согласно законодательству ФРГ, молодые люди в возрасте до 18 лет, не обучающиеся в общеобразовательной школе, обязаны получить рабочую профессию в системе профессионально-технического образования.

Система профессионально-технического образования отличается большим разнообразием учебных заведений.

Итак, система образования в ФРГ представляет собой цельный комплекс образовательных учреждений. Все стороны комплекса направлены на то, чтобы дать детям такое образование, которое помогло бы им получить хорошую работу и реализовать все свои способности в полной мере.

2.2. Образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития

Разнообразный и сложный характер системы образования Канады во многом объясняется особенностями ее географического положения, спецификой демографической и политической эволюции. Являясь второй после России по величине страной мира, Канада относительно мало заселена. Основная часть ее 30-миллионного населения проживает в южной части страны вдоль границы с США. При этом больше 60% всех канадцев живут в двух провинциях — Онтарио и Квебеке (11.-С.92-100).

Каждая провинция имеет свое правительство и законодательные органы. При создании конфедерации было решено, что образование является прерогативой провинциального правительства. Говоря об образовании в Канаде, фактически приходится иметь дело с 13 самостоятельно действующими системами. Децентрализация в такой важной сфере, как образование, является уникальной особенностью канадской конституционной системы.

Канада традиционно уделяет важное внимание вопросам образования. Из стран, входящих в "большую семерку", она имеет самые высокие расходы в этой сфере. Так, например, в 1994 г. Канада истратила на образование 7,3% валового национального дохода страны, в то время как в США эта цифра составила 6,8%, в Германии — 5,7%, в Японии — 4,9%, в Великобритании — 4,1%.

Число учащихся начальных и средних школ достигло своего апогея в 1970/71 учебном году, затем после затяжного спада, продолжавшегося в течение 20 лет и обусловленного снижением уровня рождаемости на фоне экономических кризисов 80-х — начала 90-х гг., их количество стабилизировалось, но, по прогнозам специалистов, снова начнет падать после 2001 г., теперь в силу общей тенденции старения населения страны.

Неоднороден и религиозный состав населения. Наряду с католиками и протестантами представлены и другие мировые и национальные религии. Канада принадлежит к числу стран с параллельной школьной системой, где учебные заведения с религиозной направленностью финансируются наравне со светскими (общественными) из одного и того же бюджета на образование, однако в различных провинциях этот вопрос решается по-разному. Свыше 2 млн. канадских школьников посещают христианские школы, что составляет более 40% всех учащихся. Из них 90% учатся в католических школах, а оставшиеся 10% ходят в протестантские. Около 70% католических учебных заведений сосредоточено в Квебеке, 25% — в Онтарио, протестантские поровну представлены в Квебеке и Ньюфаундленде. Единственным отличием школ с религиозной направленностью является то, что они, как правило, включают в программу обучения религиозное образование и культивируют религиозные обряды в школьной практике.

Демография, со свойственным ей многообразием комбинаций факторов и явлений, определяет целый ряд характеристик и тенденций развития канадского образования. Конституционно Канада имеет два официальных языка — английский, на котором говорит 71% населения, и французский, широко распространенный лишь в Квебеке. В соответствии с конституцией 1982 г. жителям Канады гарантировано право на получение школьного образования на языке меньшинства, как, например, на французском языке за пределами Квебека, или же английском в том же Квебеке. Федеральное правительство оказывает финансовую поддержку провинциальным властям в организации обучения языковых меньшинств на их языках, а также в плане изучения второго официального языка.

В Канаду ежегодно прибывают около четверти миллиона иммигрантов из более чем 150 стран, более половины из них — выходцы из Азии, 1/3 составляют европейцы, оставшаяся доля приходится на приезжающих из Африки, Латинской Америки и стран Карибского региона. На фоне резко меняющегося национального состава канадского общества в стране возникла и получила конституционную поддержку идея многокультурности, смысл которой заключается в том, что, признавая расовое и культурное разнообразие своих граждан, канадское общество гарантирует им свободу, равенство и уважение их национально-культурного самовыражения, что находит свое практическое закрепление в образовательных программах в большинстве канадских провинций. В шести провинциях организовано бесплатное изучение так называемых языков наследия, в которые входят практически все современные языки мира, за исключением английского и французского.

Все большую актуальность приобретает проблема обучения представителей коренных национальностей (индейцев, инуитов, метисов), составляющих 3% населения страны. Традиционно недостаточное уважение к их языкам, культурам и мировоззрению нашло свое отражение в организации процесса образования и воспитания их детей, которые обучались в школах интернатского типа главным образом английскому или французскому языку и культуре Канады. Коренные народы всегда противостояли такой ассимиляции и неустанно вели борьбу за установление контроля над образованием своих детей. В результате взамен неэффективных интернатов в последние годы стали развиваться два новых типа учебных заведений.

К первому относятся школы, руководство которыми осуществляют коренные общины при широкой финансовой поддержке федеральных властей. Эти школы становятся все более популярными, за последние 15 лет количество учащихся в них составило 55% от общего числа коренных школьников. Программа обучения здесь практически аналогична провинциальным стандартам, но предполагает более углубленное изучение коренных культур и языков. Школы этого типа предназначены в основном для тех, кто проживает в резервациях.

К школам второго типа относятся те, часть учащихся которых имеют статус коренного населения и проживают либо на территории резервации, либо за ее пределами. Федеральное правительство покрывает расходы на обучение этой категории школьников. Если имеется достаточное количество учащихся коренных национальностей, то в программу включается изучение их культур и языков.

Развиваясь в непосредственной близости от США, а также в одной из самых молодых стран мира, сформировавшейся на бывших французских и английских территориях, канадское образование всегда носило отпечаток школьных систем Франции, Великобритании и США. Это влияние не было однозначным и однородным явлением. Так, например, образование в Квебеке до 60-х гг. было практически скопировано с французской католической модели. Реформы последних десятилетий значительно модернизировали его с учетом опыта других стран, и в первую очередь современной Франции. Английское влияние более отчетливо прослеживается в системе среднего и высшего образования в "старых" английских провинциях в восточной части страны. Американская модель отражена практически везде и на всех уровнях системы образования, однако гораздо более ярко проступает в "молодой", западной части страны. Так, организация и администрирование школьных советов, методы обучения и содержание образования, многие учебные пособия, подготовка учителей, создание таких ступеней школы, как младшая средняя школа (junior high school) и общинный колледж (community college) заимствованы из американской системы.

Около 5% канадских учащихся получают образование в частных школах, которые отличаются от государственных либо религиозной направленностью, либо приверженностью определенным методам обучения и воспитания, либо специализацией в какой-либо отдельной сфере знаний, искусства, спорта. Цель одних школ — высокая успеваемость, других — развитие особых талантов учащихся, третьи специализируются на обучении детей с различного рода трудностями развития.

Практически во всех аспектах школьного образования Канады наблюдаются региональные различия. Учебный год в начальной и средней школах в зависимости от провинции начинается с конца августа до начала сентября и заканчивается в конце июня, его продолжительность составляет от 180 до 200 дней. В последние годы большинство провинций и территорий перешли в средней школе на учебный год с двумя одинаковыми по продолжительности семестрами, первый из которых заканчивается в конце января. В дополнение к летним каникулам канадские школьники имеют возможность отдохнуть 7—10 дней на Рождество, а также в течение пасхальной недели, в марте или апреле. Продолжительность школьного дня в среднем по стране составляет 5 ч в начальной и 5,5 ч — в средней школе. Обучение совместное, за исключением небольшого количества школ с религиозной направленностью. Обязательный возраст обучения с б—7 до 15—16 лет, что в среднем составляет 10 лет. Приводимая ниже таблица иллюстрирует расхождения и совпадения в провинциальных образовательных структурах Канады.

Характерной чертой канадской средней школы, как, впрочем, и других школ Запада, является стремление старшеклассников в периоды экономического спада и высокого уровня безработицы как можно дольше оставаться в школе из-за неуверенности найти работу на шатком рынке труда. В эти периоды статистика показывает увеличение медианы обучения, что не в полной мере можно считать прогрессивным явлением.

Система образования Канады включает три ведущих звена: начальное, среднее и высшее. В 1998 г. она насчитывала более 6 млн. учащихся, что составляет немногим меньше четверти ее населения.

Начальная школа. Понятие "начальная школа" в Канаде охватывает дошкольное и начальное образование. Как видно из приведенной таблицы, большинство провинций и территорий обеспечивают 1—2-годичные программы обучения дошкольников в возрасте 4—5 лет. В некоторых регионах дошкольное образование финансируется и администрируется министерствами социального обеспечения. Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, оно приобретает в последние годы массовый характер. В большинстве провинций уровень охвата детей на этой ступени составляет 90%. Целью дошкольных подразделений является подготовка ребенка к более формальному обучению в начальной школе.

Прием в начальную школу знаменует собой начало обязательного обучения. Ее программы включают в себя чтение, письмо, математику, общественные науки, физическое воспитание, знания о здоровье человека, музыку, искусство. В большинстве школ изучается второй язык, в католических и протестантских учебных заведениях — религия.

Обычные начальные школы рассчитаны на одновременное обучение 250 учеников, однако почти в 20% из них насчитывается свыше 400 человек. Маполняемость классов составляет от 20 до 30 человек. Такие предметы, как музыка, искусство, физвоспитание, второй язык, могут преподавать учителя-предметники.

Постоянно колеблющееся количество учащихся, принимаемых в начальные классы, а также необходимость эффективно использовать школьные ресурсы обусловили создание объединенных классов, в которых по типу сводных классов малокомплектных школ один учитель обучает одновременно две (иногда три) последовательные возрастные группы учащихся. Например, один педагог может одновременно обучать 1 и II классы. Количество таких классов постоянно растет. Каждый седьмой класс канадской начальной школы — объединенный, т.е. 20% школьников обучаются в таких условиях. Исследование состояния обучения в сводных классах начальной школы, проводившееся в 1991 г. Канадской ассоциацией образования, показывает, что успеваемость учащихся в них на том же уровне, что и в обычных.

Оценка успехов в начальной школе происходит систематически, что находит свое отражение в индивидуальных отчетах об успеваемости, которые родители получают несколько раз в год. Эти отчеты либо составлены в описательной форме, либо используют алфавитную или процентную шкалу оценки знаний. Неуспевающих учеников, как правило, не оставляют на второй год, а переводят в следующий класс, оказывая индивидуальную поддержку, формы которой весьма разнообразны.

Средняя школа. Большинство канадских средних школ сочетают академические и профессиональные программы подготовки. В некоторых провинциях еще сохранились учебные заведения с сугубо профессионально-технической направленностью, но это скорее исключение, чем характеристика современного состояния средней школы Канады.

В обычной по величине школе обучается 600 человек. Учащиеся организованы не по классной, а по предметной структуре. Это значит, что они собираются в группу для изучения определенной дисциплины. Состав групп непостоянен, так как каждый ее член имеет индивидуальную программу и расписание. В некоторых школах на более ранних этапах среднего образования ребята организованы в постоянную возрастную группу, состав которой не меняется при переходе из класса в класс.

Для получения диплома о среднем образовании необходимо набрать комбинацию обязательных и элективных предметов, соответствующую требованиям министерства образования. По каждому из этих предметов студент должен иметь кредит (зачет). Обязательные предметы в разных провинциях разные, в них, как правило, входят первый язык (английский или французский), математика, естественные науки, искусство, общественные дисциплины, физическое воспитание, второй язык. Большинство провинций также предлагает такие курсы, как "Здоровье", "Навыки социального общения", "Домашняя экономика", "Профессиональная подготовка". "Компьютерные технологии". Целый ряд провинций в настоящее время пересматривают требования к выпускникам средней школы, пытаясь привести их в соответствие с общими тенденциями перехода к более жестким стандартам и единым программам, что продиктовано возрастающим объемом знаний и навыков, определяющих современную функциональную грамотность. Возвращение к более традиционным формам обучения нашло свое отражение в том, что в некоторых провинциях уменьшилось количество элективных предметов в пользу обязательных, а некоторые провинции даже восстановили систему провинциальных выпускных экзаменов.

Высшая школа. Высшая школа Канады объединяет два типа учебных заведений: общинный колледж и университет, которых в стране 206 и 76

Особенностью канадской высшей ступени образования является то, что обучение на ней перестает быть уделом лишь юных выпускников школ. Около 25% студентов полной (дневной) формы обучения и 50% студентов неполной формы высшей школы старше 24 лет. Другая тенденция — предпочтение неполной формы обучения в сочетании с другими видами деятельности (работа, забота о семье). Так, 40% студентов полной формы обучения работают неполный рабочий день, в то время как 75% студентов неполной формы обучения регулярно работают.

В силу того, что канадское высшее образование — высоко субсидируемая сфера, стоимость обучения в университетах и колледжах несколько ниже, чем в США или большинстве западноевропейских стран. Финансовая помощь студентам оказывается в виде долгосрочных образовательных ссуд, которые зачастую являются комбинацией федеральной и провинциальной программ. Ссуда, как правило, включает оплату за обучение и расходы на личные нужды.

Средний по величине общинный колледж в Канаде насчитывает 5 тыс. студентов, обучающихся по полной программе, и 15 тыс. выбравших неполный курс обучения.

Главным отличием общинного колледжа от университета является то, что первый не присуждает степеней. Наравне с дипломными программами в области бизнеса, дошкольного воспитания, медицины, компьютерных технологий и др. общинный колледж предлагает широкий диапазон профессионально-технической подготовки. Колледж больше, чем университет, сориентирован на рынок труда, более тесно связан с бизнесом и промышленностью, играя интегративную роль в региональном экономическом развитии. Способность колледжа быстро и гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка труда тесно соотносит его с непрерывным образованием, которое в последние годы получает новый виток развития. Колледж более доступен, так как его критерии отбора студентов довольно гибкие, стоимость обучения ниже, чем в университете. Особой популярностью пользуются так называемые кооперативные программы, сочетающие обучение и работу в избранной сфере деятельности. Среди выпускников этих программ наиболее высокий процент трудоустройства.

Преподавание в колледже также несколько отличается от университетского. Преподавательский состав пополняется из специалистов, пришедших из разных областей деятельности: бизнеса, промышленности, торговли, социальных служб, сферы образования. Так как в их задачи обычно не входит проведение и администрирование исследований, большую часть

У истоков большинства университетов в восточной части страны стоит церковь, в то время как на западе их создателями были провинциальные правительства. Не которые университеты насчитывают более 20 тыс. студентов, в других едва наберется 1 тыс. Несмотря на сильную зависимость от субсидий, университеты традиционно соблюдают автономию.

Язык преподавания в большинстве университетов Канады — английский. Франкоязычные университеты, помимо Квебека, имеются в Новой Шотландии, Нью-Брансуике и Онтарио. На территории Онтарио функционирует несколько двуязычных университетов.

Совершенно очевидно, что канадская система образования возьмет с собой в 2000 г. такие нерешенные проблемы, как адекватное содержание, система измерения образовательных результатов и борьба с функциональной неграмотностью. Несмотря на то что Канада имеет одни из самых высоких в мире вложения и процент охвата в сфере образования, а также широкий доступ к информационным технологиям, страна продолжает испытывать нужду в высококвалифицированных кадрах, в частности в научных и технологических областях, что может негативно повлиять на дальнейшее развитие страны в условиях жесткой глобальной экономической конкуренции. Около 2/3 рабочих мест, созданных в конце столетия, требуют минимум 12 лет обучения, в то время как для 40% из них необходимо учиться 16 лет.

Университеты и колледжи опасаются финансовых трудностей, что выносит на повестку дня вопрос об альтернативных способах финансирования и сдвиге к более целенаправленной технологической подготовке в ущерб академическим дисциплинам и профессиям.

Наконец, нельзя игнорировать перемещающийся в XXI век канадский конституционный кризис 90-х гг., так как систему образования невозможно рассматривать вне политической и культурной сфер общества, которое она обслуживает. Любая перестройка взаимоотношений между провинциями или провинциями и федеральным правительством, безусловно, отразится на системе образования, которое, в свою очередь, прямо повлияет на другие социальные институты Канады.

 

Date: 2015-07-27; view: 781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию