Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие «античность», «античная история». Общие хронологические рамки античной истории. Основные источники по истории Древней Греции, ее периодизацияСтр 1 из 34Следующая ⇒ Понятие " античность " [от лат. antiquus ― древний], введенное деятелями итальянского Возрождения для обозначения культур Древней Греции и Древнего Рима, весьма условное, так как может означать и другие древние культуры. Однако в культурологии термин " античность " закрепился применительно именно к данным культурам.
Некоторые исследователи считают, что к античному миру следует также относить Крито-микенскую или Эгейскую цивилизацию ― непосредственную предшественницу древнегреческой. Основные очаги Крито-микенской цивилизации ― Критское царство со столицей в г. Кносс, города-государства Троя и Микены. Время Эгейской культуры совпало с эпохой могущества древневосточных цивилизаций и земледельческой Трипольской культуры Поднепровья (3-2 тыс.л. до н.э.). «Первый период Эгейской цивилизации ― критский или минойский (XX-XV вв. до н.э.); «второй ― микенский или ахейский (XV-XIII вв. до н.э.) ― время господства племен греков-ахейцев на Балканском п-ове и о. Крит, время драматических событий Троянской войны (ХIII в. до н.э.). Примерно через 100 лет после Троянской войны, в результате нашествия с севера Балкан племен греков-дорийцев, ахейская цивилизация погибает. Но высокий уровень Эгейской культуры стал мощным движущим фактором развития молодой греческой культуры. Это влияние сказалось в архитектуре греческих городов, мифологии, обрядах, искусстве и спорте. Слова "Греция" и "греки" ― латинского происхождения. Сами греки называли себя " эллинами ", а свою страну ― " Элладой ".
Основные этапы древнегреческой культуры: «гомеровский (ХI-VIII вв. до н.э.), названный по имени поэта Гомера, жившего в VIII в. до н.э. и увековечившего в поэмах "Илиада" и "Одиссея" события Троянской войны. гомеровский период часто называют " темными веками ", что связано с культурным упадком, последовавшим за гибелью Эгейской цивилизации; «архаический [от лат. archaios ― древний] ― VII-VI вв. до н.э., период становления фундаментальных основ древнегреческой культуры; «классический [от лат. classicus ― образцовый] период ― V-IV вв. до н.э., время наивысшего расцвета древнегреческой культуры; «период с IV по I вв. до н.э. называется эллинистическим ввиду распространения греческой культуры на покоренных Грецией территориях. Начало этой эпохи было ознаменовано завоеваниями Александра Македонского. В конце эллинистического периода Греция теряет свою независимость и становится частью Римской республики. Архаический период стал временем становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований и схожего образа жизни. Совершенствовалась особая форма государственности ― античный полис [греч.] ― политически и экономически независимый город-государство, гражданская община.
Древняя Греция не была единым государством, как, скажем, Египет, она представляла собой не политическую, а этническую и культурную общность, состоящую из множества самостоятельных полисов.
В классический период, время расцвета древнегреческой культуры, сложилась рабовладельческая демократия [от греч. demos народ + kratos власть ― народовластие], а греческие города объединились в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой ― Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литература, ведущие виды искусства ― монументальная живопись, керамика и вазопись, архитектура, скульптура, музыка, театр. Феномен классической эпохи нередко называют " греческим чудом " или " золотым веком ". В период эллинизма греческая культура распространилась на огромные территории ― Египет, Персию и даже Индию. Но влияние культуры античной Греции продолжалось и после завоевания Греции Римом во II в. до н.э. Это дало основание ряду исследователей считать римскую культуру в ее основных видах сугубо подражательной греческой. Однако, на наш взгляд, верней говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культур. Следующей эпохой античности является культура Древнего Рима. История римской культуры традиционно делится на следующие периоды: «царский или этрусский период (VIII-VI вв. до н.э.) ознаменован основанием города Рима в 753 г. до н.э. Название данного этапа связано с правлением семи царей, избираемых народным собранием. Некоторые из них происходили из этрусков, народа, жившего на Апеннинском п-ове и оказавшего на римскую цивилизацию огромное влияние. Это ― время зарождения классового общества и государства, становления основ римской культуры; «эпоха республиканского Рима (V в. до н.э. - 30 г. до н.э.) ― «эпоха Римской империи (31 г. до н.э. - 476 г.) ― время правления императоров (цезарей). Для императорской власти, первоначально передававшейся по наследству, характерно ограничение, а подчас и полное прекращение деятельности всех демократических институтов. В это время Рим достиг наивысшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке. Происходило не только распространение римской культуры на завоеванных территориях, но и обогащение последней за счет культурных достижений других народов. К концу эпохи империи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части ― Западную Римскую империю (погибшую в результате нашествия варварских племен) и Восточную империю ( впоследствии ― Византия) самое могущественное государство Древнего Мира прекратило свое существование. С падением Рима завершилась не только история Античности, но и история Древнего Мира. 2. Д ревнегреческая культура формировалась, используя достижения других народов ― египтян, вавилонян, финикийцев. Но, уже начиная с периода архаики, греческой культуре были присущи особые взгляды на мир, принципиально отличные от древневосточного мировосприятия. О религиозных верованиях и мифологии древних греков мы узнаем из более поздних литературных источников. Это объясняется тем, что в Греции не было единого письменного источника религиозных и, тем более, мифологи-ческих текстов, в отличие, скажем, от древнеегипетской "Книги мертвых". В истории древнегреческой религии выделяют два периода: · доолимпийский, для которого характерны черты тотемизма, истоки которого коренятся в первобытном обществе. К древнейшим пластам верований греков относятся также культ мертвых и погребальные обряды. В это же время возникает культ древнегреческих героев, таких как Геракл; · олимпийский, с его культом богов-покровителей античных полисов. Складывается пантеон во главе с богами, обитавшими на горе Олимп. Культ богов-олимпийцев становится единой религией всей Греции. Религиозным верованиям эллинов, как и других народов Древнего мира, были присущи политеизм (многобожие) и пантеизм (отождествление божеств с природой и восприятие природы как воплощения божественной сущности). Мифологичность ― важнейшая черта мировоззрения эллинов. Сквозь призму мифа греки воспринимали и осмысливали природные явления, прошлое и настоящее своей родины, весь окружающий мир. В мифе гармонично сочетались вымысел и правда, фантазия и исторические факты. Античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса [греч. порядок, Вселенная] греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. И если для других народов специальные знания о мироздании могут квалифицироваться лишь как преддверие науки, то античным грекам было свойственно стремление создать систему позитивных знаний о Вселенной, базирующуюся на идее космического порядка не от Бога, а на основе закона. Их заслуга ― это творческая переработка культурных традиций прошлого и привнесение оригинальных мировоззренческих идей, исходя из нового космологического типа мышления. Космос для греков был не только воплощением мирового порядка и единого целого, в отличие от беспорядочного Хаоса [греч. пустое пространство, первозданная бездна, выступающая как порождающее начало], но и рассматривался как воплощение эстетических принципов, таких как красота, мера, гармония.
|