Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности государственного долга в Республике Беларусь, способы его сокращения





 

Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.

Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.

Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.

Государственный долг страны существует в следующих формах долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

- договора о предоставлении Республикой Беларусь государственных гарантий;

Основными целями привлечения и использования государственных займов являются:

- покрытие дефицита республиканского бюджета;

- пополнение валютных ресурсов Республики Беларусь;

- реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приобретенными направлениями развития экономики республики;

- решение острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

- импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критического положения в обеспечении ими республики;

- поддержка экономических реформ.

В настоящее время основными кредиторами Республики Беларусь являются Россия, Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Кувейт.

В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь стоит достаточно остро [3, c.64].

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Согласно официальным данным состояние в сфере внешнего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

На 1 января 2012 года валовый внешний долг Беларуси достиг 62,3%. За 2011 год он вырос на 19,8% ($5 627,3 млн) и составил на 1 января 2012 года $34 028,40 млн. На начало прошлого года, по данным Национального банка, он равнялся 51,6% ВВП.

Внешний госдолг РБ на 1 января 2012 года составил $13 миллиардов 399,8 миллионов, увеличившись за год на 38,3%(за декабрь рост на 11,8%). В эквиваленте национальной валюты внешний госдолг увеличился в 3,9 раза за год(в декабре рост на 8,6%), до Br111 трлн 888,2 миллиардов(40,8% ВВП)на 1 января 2012 года (рисунок 4.1). В составе внешнего госдолга, прямой долг правительства на отчетную дату сформировался в сумме $11 миллиардов 797,9 миллионов(рост на 24,4% за год, в том числе за декабрь на 3,5%), долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством, - $1601,9 миллионов(рост за год в 8,1 раза, за декабрь - рост в 2,7 раза). На 2011 год законом о бюджете лимит внешнего прямого долга правительства был установлен в пределах $13 миллиардов. В 2011 году внешний госдолг РБ вырос на $3,7 миллиардов, а именно, за счет привлечения средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС($1,24 миллиардов), Сбербанка РФ($1 миллиардов), размещения евробондов($0,8 миллиардов), кредита Азербайджана($300 миллионов). Именно в данный момент в составе внешнего госдолга основной объем приходится на кредиты МВФ, госкредиты России, евробонды, кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Доля внешнего долга в составе совокупного госдолга на 1 января 2012 года составила 77,6% против 82,9% на 1 декабря и 75,8% на начало года. Объем внутреннего госдолга на 1 января 2012 года составил Br32 трлн 246 миллиардов(11,7% ВВП), увеличившись за 2011 год в 3,5 раза, в том числе за декабрь - на 51,3%. Прямой внутренний долг правительства составил Br17 трлн 867,8 миллиардов, увеличившись в 5,7 раза за год, в том числе в 2,7 раза за декабрь. Долг, гарантированный правительством, увеличился за год в 1,9 раза (в декабре снижение на 2,6%), до Br14 трлн 378,2 миллиардов на 1 января 2012 года. Прямой внутренний долг правительства резко вырос в прошлом году в связи с выпуском рублевых ГДО, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства районов жилой застройки и объектов инфраструктуры на площадке для возведения АЭС, и валютных ГДО, выпущенных для изъятия у корпоративных структур внешних займов с целью пополнения золотовалютных резервов. Также правительство выпускало госбумаги на рекапитализацию госбанков. Минфин РБ в составе госдолга не учитывает выданные правительством гарантии по внешнему и внутреннему долгу. Лимит прямого внешнего госдолга правительства на 2012 год установлен в сумме $14,3 миллиардов.В 2010 году госдолг РБ вырос на 25,9% после роста на 81,6% в 2009 году и составил на 1 января 2011 года Br38 трлн 329,5 миллиардов в эквиваленте(23,5% ВВП). В том числе внешний госдолг составил $9687,2 миллионов(рост за 2010 год на 22,8% после увеличения в 2,12 раза за 2009 год), или 17,8% ВВП. Внутренний госдолг РБ на 1 января 2011 года составил Br9 трлн 267,9 миллиардов, увеличившись за 2010 год на 17,5% после роста на 8,1% за 2009 год.

Рисунок 4.1 - Динамика внешнего государственного долга РБ за 2011-2012 года

Источник: [7].

 

По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:

• Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 55 %. В Беларуси этот показатель по итогам 2011 года составлял 52,5%.

• Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 220 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 75%.

• Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.

Показатели, характеризующие отношение внешнего долга к ВВП, носят в настоящее время несколько завышенный характер, так как во внешнем долге валютная составляющая учитывается по текущему высокому курсу, тогда как величина ВВП за 2011 года получена посредством суммирования номинальных величин ВВП за каждый месяц с начала года. То есть, в состав ВВП включены данные за первые месяцы 2011 года, когда еще не произошло его номинального роста за счет скачка цен.

Сейчас ВВП рассчитывается уже по новым ценам, поэтому можно сказать, что в 2012 году даже при осуществлении запланированных новых внешних заимствований отношение внешнего долга Беларуси к ВВП снизится, причем довольно существенно, где-то до уровня в 40% (для совокупного долга) и 30%. Снижению данных параметров может помешать предоставление российского кредита на строительство АЭС, но в 2012 году сумма финансирования по данному кредиту будет, по-видимому, еще незначительной. Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы[10].

 

Таблица 4.1 — Относительные показатели внешнего долга Республики Беларусь за последние 5 лет

Показатели Пороговое значение показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Внешний долг/ВВП   27,6 24,9 44,8 52,0 54,8
Внешний долг/экспорт   45,2 40,9 88,7 95,0 76,6
Обслуживание долга/ экспорт   14,4 17,4 23,4 17,3 13,0

Источник:[7].
С учётом этих данных (таблица 4.1) определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь" на очередной финансовый год. В соответствии с Указом от 29 декабря 2011 г. № 608 «Об уточнении лимита внутреннего государственного долга и увеличении уставных фондов отдельных организаций» уточнен лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 2011 год в размере 18 700 млрд. рублей с увеличением его на 4700 млрд. руб.

Анализируя внешний долг можно отметить, что по срокам погашения, как следует из таблицы 3.2, в структуре валового внешнего долга Республики Беларусь преобладают, хотя и незначительно, долгосрочные займы.

В целом на начало 2011г. объём валового внешнего долга составил 28,4 млрд. долл.(44,7%) приходилось на краткосрочные займы и 15,7 млрд. долл.(55,3%) – на долгосрочные.

 

Таблица 4.2 - Валовый внешний долг по срокам погашения млн. долларов США

  На1янв. 2011г. на1 апр. 2011г. На 1июля 2011г. На 1 октября 2011г. 1окт. 2011г.к 1янв.2011г. В %
Валовый внешний долг РБ 28401,1 31622,3 33101,1 32515,7 114,5
краткосрочный 12700,8 14147,3 14282,5 13259,5 104,4
долгосрочный 15700,3 17475,0 18818,6 19256,2 122,6

Источник: [7].

 

Процесс увеличения доли долгосрочных заимствований в общем объеме совокупного внешнего долга непосредственно связан и с улучшением кредитных рейтингов как страны в целом, так и отдельных банков. В этом направлении за последние годы Беларусь добилась значительных успехов. Международные эксперты также постоянно отмечают улучшение инвестиционного климата в стране.

Важными показателями, характеризующими уровень задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности (таблица 4.3).

 

Таблица 4.3 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2010г. 01.01.2011г.
Отношение внешнего гос. Долга к экспорту тов. и усл., % 220% 31,8 32,5
Отношение гос.долга к ВВП,% 50% 16,5 17,8
Отношение платежей по внешнему гос. Долгу к экспорту тов. и усл.,% 25% 1,3 2,6

Источник: [7].

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с средним уровнем задолженности. Относительно последнего показателя, следует отметить, что преобладает тенденция, когда республика осуществляет платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. И это не удивительно, ведь основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга, что тяжким бременем ложится на любое государство, берущее взаймы. Отсюда обеспечение своевременного выполнения заемщиками обязательств по кредитам является наиболее острым вопросом, связанным с обслуживанием внешнего долга. Наличие просроченной и сомнительной задолженности перед кредиторами негативно сказывается на взаимоотношениях с иностранными партнерами и ограничивает доступ к внешним источникам финансирования.

Рассмотрев проблемы в сфере внешнего долга Республики Беларусь, обратимся к ситуации с внутренним государственным долгом страны.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге" под внутреннем госдолгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. [23, ст.1] Причем гарантией по внутреннему долгу является имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:

- в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров;

- кредитов Национального банка Республики Беларусь;

- других государственных долговых обязательств (краткосрочных или долгосрочных), гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Исключительное право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит Министерству финансов Республики Беларусь. Для этого используются операции на открытом ранке - один из трех основных методов финансирования дефицита бюджета (помимо эмиссии гособлигаций, это - использование золотовалютных резервов Национального банка и денежная эмиссия). При этом учитываются следующие моменты:

- размер внутреннего государственного долга, в свою очередь, является бюджетной функцией, при положительном сальдо бюджета появляется перспектива сократить внутренний госдолг;

- новая эмиссия государственных ценных бумаг выполняет функцию рефинансирования накопленной задолженности, первостепенно той ее части, по которой наступают сроки платежа;

- финансирование бюджетного дефицита путем новых эмиссий государственных ценных бумаг не обязательно приведет к росту инфляции в будущем (хотя такой потенциал имеет место) [3,c.66].

Таким образом, внутренний государственный долг - это задолженность правительства юридическим и физическим лицам в пределах национальных границ, выраженная вденежной или иных формах, обеспечиваемых актами Республики Беларусь. Его образование обусловлено, прежде всего, несоответствие между потребностями государства в финансировании своих расходов и его возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета.

Внутренний долг на 1 января 2012 года составил 22,4% от совокупного внешнего долга. При этом почти половину внутреннего долга составляют гарантии правительства - 44,5%. Во внешнем долге гарантии правительства занимают небольшую часть - 12%. В структуре внутреннего государственного долга примерно 47% занимают кредиты, предоставленные Нацбанком на финансирование дефицита республиканского бюджета, 31% - государственные облигации, 22% - обязательства правительства, сформированные в рублевых и валютных векселях. Для большей наглядности представим эти данные в диаграмме (рисунок 4.2).

 

Рисунок 4.2 — Структура внутреннего долга Республики Беларусь

Источник: [7].

 

Для минимизации внутреннего долга Республики Беларусь нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит "развернуться предпринимателям", что в свою очередь позволяет появиться новому бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам.

В 2012 году Беларусь войдет в число государств, для которых обслуживание внешнего долга является существенной нагрузкой.

Если в 2009 году на обслуживание внешнего долга Беларусь потратила $0,27 млрд, в 2010-м — $0,76 млрд, в 2011-м — $0,63 млрд, то в 2012 году на погашение и обслуживание внешнего госдолга придется потратить уже $1,63 млрд. Из них:

– Международному валютному фонду – $0,56 млрд долларов,

– по облигациям, выпущенным на внешних финансовых рынках, Беларусь должна будет выплатить $0,44 млрд,

– Китаю – $0,23 млрд,

– Венесуэле – $0,12 млрд.

Недавно появилась информация, что всего в 2012 году Беларусь должна будет потратить почти $4 млрд. Согласно данным, опубликованным Нацбанком, необходимо будет возвратить $2,85 млрд, также Нацбанк выступает гарантом с залоговым обеспечением по долговым обязательствам еще на $1,23 млрд. При этом объем ЗВР на 1 января 2012 года составил $7,915 млрд. Итого получается, что на внешние выплаты понадобится более половины нынешнего объема ЗВР. Давайте попробуем разобраться, так ли все плохо?

На самом деле $4 млрд – это «срез» на текущий момент. Если посмотреть на эту проблему за последний год, то станет видно, что ситуация по этим выплатам находится более-менее под контролем.

Только с сентября ситуация стала ухудшаться, но не очень сильно.

В феврале-мае ситуация резко ухудшилась, летом восстановилась, осенью опять пошла в сторону ухудшения, но в ноябре-декабре начала улучшаться.

Рост в декабре вызван, скорее всего, деньгами под залог акций «Нафтана».

Пока можно только утверждать, что есть тенденция на ухудшение. Еще год назад основные выплаты приходились на срок от 3 месяцев до года, в настоящий момент доля выплат в ближайший месяц заметно выросла, что естественно создает некоторые проблемы, но, судя по опыту последнего года, не очень сложные.

Хотя задолженность Республики Беларусь далека от критического уровня, стоит отметить тот факт, что более 90% внешнего долга – это долгосрочная задолженность, выплаты по которой еще начались. Для того чтобы не сложилась неблагоприятная ситуация с платежами по внешним привлеченным кредитам в будущем необходимо предусмотреть способы сокращения внешнего государственного долга.

Традиционным путем сокращения выплат долгов являются выплаты за счет золотовалютных запасов. Для функционирования этого способа необходимо, чтобы проекты, реализуемые при помощи привлеченных средств, были рентабельны и приносили валютную прибыль в долгосрочной перспективе.

Одним из приемлемых путей сокращения государственного долга для Республики Беларусь может служить – конверсия. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале.

Секъюритизация внутренних кредитов позволит:

- унифицировать структуру внутреннего государственного долга Республики Беларусь со структурой его же Российской Федерации;

- пролонгировать долг Правительства страны за счет объединения разных по соку погашения кредитов в ценные бумаги Правительства Республики с одним сроком погашения;

- Национальному банку проводить операции на открытом рынке с использованием новых долгосрочных инструментов, не используя выпуск своих краткосрочных облигаций;

- подготовить инвесторов к снижению доходности по вновь выпускаемым ценным бумагам;

- позитивно повлиять не оценку кредитного рейтинга Республики Беларусь.

Для эффективного управления структурой долга и возможного его сокращения в перспективе путем займов целесообразно было бы финансировать отрасли, способные поставить не внутренний и внешний рынок конкурентоспособную продукцию. В настоящее же время привлекаемые средства в основном идут на финансирование текущих расходов бюджета.

Как показывает история Республики Беларусь, заемные средства не всегда использовались рационально. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран.

Таким образом, изучение применяемых инструментариев управления государственным долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов, а также учет национальных особенностей финансового рынка может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.

Для предотвращения негативных явлений, вызванных влиянием государственного долга, органам государственной власти Республики Беларусь необходимо проводить разумную политику в области управления государственным долгом, повышая эффективность использования привлеченных и отдачу предоставляемых ресурсов, совершенствуя механизмы управления государственным долгом, используя собственный опыт и опыт развитых стран [4, c.67].

Таким образом, исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что уровень государственного долга РБ невысок, и основные риски связаны с обслуживанием внешнего долга. При рациональном подходе к использованию внешних заемных средств, можно избежать трудностей, связанных со несвоевременными выплатами по задолженностям, тем самым сохранив среди кредиторов хороший имидж и высокий уровень доверия к стране.

 

Date: 2015-07-27; view: 1201; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию