Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологическое поле. это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту





Ценность

это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Ценностное ядро культуры -

Ядро культуры, которое представляет собой неантагонистическую, стабильную целостность ведущих ценностных ориентаций. “Ядро” культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни.

Инкультурация

это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Творчество -

процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

 

Задание 1. Охарактеризуйте мир культуры человека, выделите основные структурные элементы.

Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать. Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий. Культуру любого народа можно представить в виде си­стемы, состоящей из множества элементов. Каждый из них выполняет свою определенную функцию. Важнейший элемент культуры — язык. Язык— это совокупность знаков и сигналов, которые люди используют для передачи информации. Также с его помо­щью человек определяет «своего» среди других людей. Без наличия общего языка невозможно образование ни одного сообщества, так как оно строится на взаи­модействии и при его отсутствии понимания не будет. В обществе язык выполняет определенные функции. Выступает в качестве идентификатора. В про­цессе общения у собеседников возникают ассоци­ации с определенными предметами, отношениями, действительностью. Понимание должно быть одно­значным. Словарный запас любого народа формиру­ется не стихийно, а под воздействием определенных факторов. К ним относятся особенности историче­ского и культурного развития, географическое поло­жение, специфика хозяйственной деятельности. Является интерпретатором. С помощью языка на­роды воспринимают внешний мир. Здесь большой интерес представляют словарный запас и граммати­ческая структура языка, а также смысловой контекст в зависимости от ситуации. Является носителем культуры. Культура народа наиболее точно передается с помощью языка: специ­фических акцентов, стилистических приемов языка. В культуру входят и определенные правила, образцы по­ведения человека в той или иной ситуации. Это касается не только каждодневного поведения, но и средств осмысления окружающего мира, духовной сущности человека. Существует два основных типа социокультурной ре­гуляции. Традиционное, шаблонное поведение. Эти действия производятся человеком автоматически, он не заду­мывается над их смыслом. К ним относят такие пра­вила, как приветствие правой рукой, письмо слева направо, а также обычаи, свойственные данному на­роду, религиозные ритуалы. Преобладание поведения шаблонного типа было характерно для традиционных обществ. Шаблонное поведение предполагает нали­чие прямых запретов и указаний по действиям в оп­ределенной ситуации. Ценностная регуляция. При данном типе регу­ляции характерно, что при принятии решений ин­дивид руководствуется не традициями, а разумом, ценностями и нормами, принятыми в обществе. При этом можно говорить о «навязывании» обществом человеку определенных ценностей, что происходит не напрямую, а опосредованно. Человек осмысли­вает предложенные обществом и временем ценно­сти и предпринимает самостоятельные решения и действия в соответствии с предоставленной инфор­мацией.  

 


Задание 2. Охарактеризуйте значения, ценности и нормы по классификации П. Сорокина (с примерами).

ЗНАЧЕНИЯ   ЦЕННОСТИ НОРМЫ  
  1) когнетивные значения в узком смысле слова, такие, как значение философии Платона, христианского символа веры, математи­ческой формулы или теории прибавочной стоимости Маркса; 2) значи­мые ценности, такие, как экономическая ценность земли или другой собственности, ценность религии, науки, образования или музыки, демо­кратии или монархии, жизни или здоровья; 3) нормы, на которые ссыла­ются как на стандарт, такие, как нормы права и морали, нормы этикета, технические нормы или предписания по конструированию механизмов, написанию стихотворения, приготовлению мяса или выращиванию ово­щей       любое значение в узком смысле слова является ценностью (когнитивной или иной). любая ценность предполагает нор­му по ее реализации или отвержению, например, ценности богатства, царства божия, добродетели, здоровья и соответствующие им средства достижения или избегания таких целей. С другой стороны, любая норма — юридическая, этическая, техническая или любая другая — непреложно является значением, позитивной или негативной ценностью.

 

Задание 3. Какие ценности являются

 

· Витальными

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д

· Социальными

Человеческая жизнь, жизнь каждого человека, его физическое и психическое здоровье, способности и таланты, интеллект, моральные добродетели, права и свободы, квалификация, профессиональный опыт, сознательная деятельность, в процессе которой он участвует в общественном производстве общественного богатства (материальной и духовной культуры), удовлетворяет свои материальные, духовные и социальные потребности и тем самым воспроизводит собственную жизнь, самореализуется и самоутверждается в социальной общности как самоценность общественного богатства, достигает поставленных целей, счастья; жизнь всех ныне живущих поколений людей; жизнь будущих поколений людей; жизнь предшествующих поколений людей, их жизненная энергия, воплощенная в создании последующих поколений людей, в материальной и духовной культуре общества, их жизненный опыт как звенья исторического опыта человечества.

· Экономическими

в основе экономики должна лежать мораль, прежде всего два принципа – служение и сотрудничество (противопоставляемое конкуренции), ибо функция экономической системы – освобождение личности, создание условий для ее полнейшей реализации

 

· Политическими

это нормативная оценка идеального политического объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо в политической жизни. По сравнению с другими компонентами, в частности по сравнению с политическими установками или ориентациями, ценности, как правило, рассматриваются как более фундаментальные ментальные образования, как «абстрактные идеалы… не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях»

 

 

· Моральными

смысл жизни, свобода, счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение.

 

 

· Религиозными

мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и испол­нения замысла Творца

· Эстетическими

Эстетическими могут быть как предметные, так и субъектные ценности. Например, в современном автомобиле, который является предметной ценностью, кроме его утилитарного, прагматического значения может быть заложено и значение эстетически значимого предмета, т. е. предмета, обладающего красотой

 

Задание 4. Назовите основные символы американской системы ценностей, русской и китайской.

Переменчивое, по представлению японцев, прекрасно, постоянное и стабильное – нет. Прошлые истины и ценности исчезают, как лепестки сакуры под дуновением весеннего ветра. Японцы чтят и помнят свою историю, но не связаны традицией, потому что сама история их символ скоротечности. И прекрасного, что уносит время, и умения не роптать, ставшего достоинством, и мудрости осознания, что все проходит. Основная идея японской литературы – бренность бытия и проходящая природа сущего. Одним из наиболее ярких и живых воплощений этого принципа являются описания цветов сакуры. Каждую весну, после цветения эти изысканные, нежно-розовые лепестки опадают, после чего их тщательно сметают, не оставляя никаких следов от былой красоты. В этом основная идея – красота должна оставаться лишь в памяти очевидца.
идеал равенства всех перед законом, вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.человек, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.
характерно представление о том, что человек по природе благ, и что все люди подобны, несмотря на внешние различия в их поведении и привычках
личность — нация — человечество. придается значение личному благополучию, другим людям, ради чего человек может поступиться своим.

 

 

Задание 5. Установите соответствие в этимологии понятий нравственность, мораль, этика.

1. Нравственность

2. Мораль

3. Этика

А. Греческое слово, встречается у Аристотеля, который рассматривал его как сочетание понятий «мужество», «благоразумие» и «честность».

Б. Русское слово, появляется с XVIII века.

В. Латинское слово, было использовано впервые Цицероном.

1 – Русское слово, появляется с XVIII века   2 – Латинское слово, было использовано впервые Цицероном.   3– Греческое слово, встречается у Аристотеля, который рассматривал его как сочетание понятий «мужество», «благоразумие» и «честность».  

 

Задание 6. Какие ценности, по П. Сорокину, характерны для

1. Идеациональной культуры

Высшая ценность – Бог и вера, отрицательное отношение к материальным и чувственным ценностям.

2. Чувственной культуры

Высшая ценность – чувственное наслаждение, отрицательное или безразличное отношение к другим видам ценностей.

3. Идеалистической культуры

Промежуточный вариант. Ценности разума (совмещение чувств и веры)

 

Задание 7. Создайте свою иерархию ценностей.

 

1.чуства 4.самореализация 7.разум
2.знания 5.культура 8.
3.вера 6.творчество 9.

 

Задание 8. Проанализируйте следующие высказывания о творчестве и дайте свое определение.

 

«Творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека» (Б.Г. Ананьев)

Человек раскрывает себя через творчество, его творения показывают многогранность и глубину его внутреннего мира

«Личность есть не субстанция, а творческий акт» (Н.А. Бердяев)

Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

«В игре, а возможно только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества» (Д.В. Винникотт)

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность).

 

Задание 9. Приведите примеры произведений искусства, в которых прослеживаются мотивы судьбы и смерти?

· Цветаева-Лирика

· Лермонтов-Герой нашего времени

· Достоевский-Преступление и наказание

· Толстой-Война и мир

· Булгаков-Мастер и Маргарита

 


 

Date: 2015-07-27; view: 3133; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию