Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники права социального обеспечения





В теории права под источниками правапонимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных норма­тивных документах. Такие нормативные документы могут содержать толь­ко нормы права о социальной защите населения (например, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.) либо состоять из норм различных отраслей права (Положение о федеральной государственной службе от 22.12.1993 г.).

Нормативные источники социальной защиты, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам: по юриди­ческой силе; по сфере их действия; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.

По юридической силеисточники права делятся на законы и подза­конные акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.

Конституция РФ является юридической базой для всего зако­нодательства страны, в том числе и в области социальной защиты.

Кодифицированным законом являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г., содержащие нормы различных отраслей права, в том числе и социальной защиты. В частно­сти, в Основах закреплено право на охрану здоровья различных категорий населения и условия оказания медико-социальной помощи инвалидам, беременным женщинам, несовершеннолетним, семьям и другим лицам.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социальной защиты (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим де­тей, пособий по безработице и пр.)

По сфере действия законы могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Федеральные законы принимаются высшими органами зако­нодательной власти РФ, а законы субъектов РФ – органами законодатель­ной власти соответствующих субъектов. Согласно Конституции РФ регу­лирование социальной защиты относится к совместному ведению России и ее субъектов. Поэтому значение законодательства субъектов РФ и местных органов власти в области социальной защиты и особенно государственной социальной помощи в настоящее время возрастает.



Международные: Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[9]Всеобщая декларация прав человека 1948 года[10]Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года [11] № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».[12]

Внутринациональное законодательство:Конституция РФФедеральные законы

От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования»[13].От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании»[14].От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[15].От 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»[16].Указы ПрезидентаПостановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей»[17].Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.Правовые акты субъектов РФ Правовые акты муниципальных образований

 

7. Трудстаж: понятие, виды, правовое регулирование отдельных видов трудового стажа.

Стаж –можно определить как периоды оплачиваемой общественно-полезной и иной деятельности гр-на, с определенной продолжительности которой, закон связывает наступление тех или иных последствий в области соц.обеспечение.

Такой стаж обычно именуется трудовым, а если в определенный период происходили уплаты страховых взносов – то стаж – страховым.

Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» трудовой стаж определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

С учётом предоставления тех или иных видов социального обеспечения, законодательство предусматривает классификацию трудового стажа по следующим видам:

1) страховой стаж – это суммарная продолжительность работы или иной деятельности, в течение которой уплачивались взносы на ОПС, а так же иных периодов засчитываемых в страх.стаж. Страх.стаж - это необходимое, обязательное условие, требующееся на возникновение права на любую пенсию.

2) специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы ЗЛ, осуществляемой по определенной профессии, условиях труда, в особых природно-климатических условиях. Является обязательным условием для возникновения права на досрочное оформление пенсии по старости.

3) Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г.



4) Проф.стаж – в ФЗ об «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования». № 27-ФЗ 1996 г. ст 1 – это суммарная продолжительность периодов деят-сти ЗЛ на рабочих местах с вредными, тяжелым условиями труда, в течение кот., Страхователем уплачивались взносы. в ПФ РФ по доп.тарифу. (сь.27 ФЗ «О труд.пенсиях», не применяется нет системы).

 

5.Правоотношения в сфере социального обеспечения: понятие, субъект, объект, содержание.

Правоотношения в сфере социального обеспечения - это урегули­рованные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот; возникающие между государственными органами (или работодателями) и физическими лицами, имеющими на них право.

Элементы правоотношений в сфере социального обеспечения:
субъекты правоотношения; объекты правоотношения; содержание правоотношения;
основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений (юридические факты).

Субъекты правоотн-й в сфере социального обеспечения – это граждане и государственные (либо иные) органы, которые в силу норм права могут выступать как носители субъективных юридических прав и обязанностей. К числу граждан относятся: достигшие пенсионного возраста, временно нетрудосп-е, инвалиды, семьи с детьми; семьи, потерявшие кормильца, безработные, вынужденные переселенцы и беженцы и другие. К числу органов, осущ-щих соц-обеспечение и выступающих в качестве субъектов правоотношений, следует относить: органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, предоставляющие гражданам медико-социальную помощь и лечение; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (министерств обороны, внутренних дел, службы занятости, органы муниципальной власти; органы профессиональных союзов либо конкретное предприятие, учреждение, организация, предоставляющие работающим социальную помощь на основании локальных норм права.

Объектом рассматриваемых правоотношений выступает определенное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги.

Содержанием правоотношений по социальному обеспечению является совокупность субъективного права гражданина получить тот или иной вид социального обеспечения и соответствующей этому праву юридической обязанности управомоченного органа предоставить его. При этом правомочие гражданина предусматривает не только возможность получения определенного вида социального обеспечения, но и получение его в установленном законом порядке, размере, а в некоторых случаях и с определенной периодичностью (например ежемесячно). Обязанный субъект должен гарантировать реализацию субъективного права гражданина в полном объеме.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения (юридическим фактам) законодатель относит специфические жизненные обстоятельства. Это, как правило, события, то есть такие обстоятельства, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. Без нормы права нет юридического факта. В то же время без юридического факта не может наступить никаких юридических последствий.

К юридическим событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности или инвалидности; потеря семьей кормильца; безработица; нуждаемость в постоянно постороннем уходе; достижение определенного возраста; нуждаемость в транспортном средстве или средстве передвижения и т.д. Наряду с такими юр.фактами, как события, в юридический состав, вызывающий возникновение того или иного правоотношения в сфере соц.обеспечения, включаются также и юридические действия (например, обращение за пенсией или ее перерасчетом, обращение за пособием, компенсационной выплатой либо той или иной социальной услугой). Среди юр.действий особую группу составляет деятельность (поведение) человека, результатам которой придается юр.значение. Подобными результатами деятельности (поведения) человека, имеющими юридическое значение, например в пенсионном отношении, являются: измеряемая по времени трудовая деятельность (то есть соответствующий общий, специальный трудовой стаж), награждение орденами и медалями, участие в войне, воинское звание и т.д.

К числу правоотношений в сфере социального обеспечения наряду с материальными относятся также отношения процедурного или процессуального характера. Они носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования материальных правоотношений. Можно выделить три группы таких отношений: а) отношения по установлению юридических фактов (например, таких как факт инвалидности, временной нетрудоспособности, потери источника средств существования, нуждаемости в транспортном средстве с средстве передвижения и т.д.). Установление этих фактов является необходимой предпосылкой для дальнейшего возникновения материального отношения; б) процедурные отношения, связанные с представлением работающих к назначению пенсии и с принятием компетентным органом решения о применении права (например, о назначении пенсии, направлении в дом-интернат, предоставлении транспортного средства инвалиду и т.д.); в) отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решение органа либо должностного лица, осуществляющее социальное обеспечение, граждане могут как в административном, так и в судебном порядке. Регулируются эти отношения нормами нескольких отраслей, поскольку право социального обеспечения в настоящее время не закрепляет какой-либо особой процедуры (особого порядка) рассмотрения споров по вопросам социального обеспечения.

Субъектами процедурных и процессуальных отношений со стороны граждан являются те же категории, что и в материальных отношениях. Что касается другого субъекта – государственного или иного органа, то наряду с субъектами материальных отношений могут быть и другие (например, администрация предприятия, обязанная представить работника к назначению пенсии в связи с его обращением; экспертный орган, в компетенцию которого входит установление факта инвалидности и др.).

Объектом данного вида отношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, представление к пенсии; принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещений в дом-интернат, предоставление транспортного средства и т.д.).

 

 








Date: 2015-07-27; view: 146; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию