Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Профессиональное становление





Мы обсудили то, как важно владеть навыками саморегуляции, уметь отслеживать и контролировать свое состояние. Все это помогает специалисту сохранять свое профессиональное здоровье. Под профессиональным здоровьем понимается сохранение и развитие физического, эмоционального и психологического благополучия. Это обеспечивает специалисту не только максимальную продолжительность жизни, но и профессиональное долголетие. Это та основа, которая позволяет горноспасателю быть надежным и эффективным в своей работе, сохранять свое физическое здоровье, конструктивно выстраивать взаимоотношения с другими людьми (с коллегами, членами семьи, друзьями и т.д.). Другими словами, говоря о профессиональном здоровье, мы рассматриваем жизнь человека комплексно, не ограничиваясь сферой трудовой деятельности.

Профессиональное становление специалиста экстремального профиля проходит в несколько этапов.

Первый этап –этап формирования профессиональных намерений.

Это период «выбора профессии», когда человек представляет, каков будет его профессиональный старт, как будет выстраиваться его жизнь в этой профессии. Происходит планирование профессионального жизненного пути. Когда окончательно формируются представления о профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным и на которую он будет ориентироваться в своем развитии, принимаются соответствующие конкретные и твердые решения.

Как только это происходит, наступает следующий этап – этап профессионального обучения.

Этап профессионального обучения в разных случаях приходится на различный возрастной период. В целом в период профессионального обучения происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта. Развиваются профессионально важные качества. Формируется профессиональная пригодность. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу – этапу профессиональной адаптации.

Этот этап характеризуется двумя стадиями:

- стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» к работе. Специалист сталкивается с необходимостью вхождения в тонкости профессиональной деятельности, о которых, возможно, знал только со слов. Не одно поколение молодых специалистов слышало от опытных коллег: «Забудь все, чему тебя учили раньше!» На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть руководитель или опытный коллега в коллективе, который помогает молодому специалисту и делится своим опытом;

– стадия «вхождения в профессию». На этой стадии профессионал стал уже весьма опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути. Он обладает опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.

Дальнейшее профессиональное становление переходит на этап реализации личности в профессиональном труде и состоит из следующих стадий:

- стадиямастера, мастерства, когда специалист уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел определенный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. Имеется опыт уникального решения ряда задач. Практика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными качествами. Высокого профессионализма можно достичь, компенсируя недостаточно развитые качества личности более развитыми. Необходимо отметить, что достижение расцвета характеризует и личностная зрелость. Такого человека отличает самообладание, постоянное движение к осуществлению все новых замыслов. Подобный человек активно влияет на среду, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотдачей, умением мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способностью к принятию решений:

- профессиональное становление продолжается стадией авторитета. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом;

- стадия наставниканаступает, когда вокруг специалиста собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих его подход к решению задач. Специалисту начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал неотделим от представлений о профессиональной общности. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом профессионала, перенять этот опыт, у него есть ученики. Это то, что позволяет профессионалу ощущать полноту профессиональной жизни. На этом этапе ярко проявляется такое явление, как профессиональная интуиция, когда специалист по известному ему одному признаку или «особому чувству» определяет качественные характеристики рабочей ситуации и мгновенно принимает единственно верное решение.

Профессиональное становление напрямую связано с ответом на вопрос: «Для чего, для кого я работаю?» Развитие проходит через ряд кризисов, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Нахождение ответа на этот и другие вопросы помогает специалисту в успешном разрешении кризисов. На разных этапах профессионального становления ответ у специалиста будет разным. Периоды кризиса сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Это безусловно тяжелые, трудные моменты для профессионала, которые могут снижать эффективность его профессиональной деятельности, повышать конфликтность.

Например, при переходе к мастерству, специалист начинает замечать неточности в работе старших коллег, их смешные или неприятные черты, вызывающие раздражение. Это может послужить причиной конфликтов, возникновению сомнений в правильности выбранного пути. В таких случаях, помимо профессионального мастерства, большую роль играет и психологическая устойчивость специалиста, его умение справляться с кризисными периодами.








Date: 2015-08-15; view: 432; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию