Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №1. Древнерусское государство. Киевская Русь (IХ – ХIII вв.)





I. Цели и задачи занятия

1. Разобрать с вновь поступившими на факультет заочного обучения порядок изучения дисциплины, дать рекомендации по написанию и сдаче на проверку контрольной работы.

2. Изучить предпосылки и процесс образования и развития русского государства в IХ–начале XVII вв.

3. Воспитывать у обучающихся чувства патриотизма и гордости за историю нашей Родины, уважение к лучшим её представителям.

3. Развивать навыки аналитического подхода к осмыслению исторических фактов.

 

II. План проведения и расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотрение учебных вопросов: 1. Древнерусское государство. Киевская Русь (IХ – ХIII вв.). 2. Образование единого Российского государства (XIV–XVI вв.) 3. Россия в XVI – начале XVII вв. «Смутное время».   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    

 

3. Литература

Основная:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров/ В.В. Кириллов.-5-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2013.-663с.

 

Дополнительная:

1. Тот Ю.В., Дворниченко А.Ю., Ходяков М.В. История России. Учебник. 2-е издание. – М., 2011.

2. Корсун В.П. Россия во второй половине ХIХ века. Курс лекций по учебным дисциплинам «Отечественная история» и «История России» для курсантов, студентов и слушателей, обучающихся по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»/ В.П. Корсун, А.А. Обрезков, С.Г. Лебедев. - Иваново: ИвИ ГПС МЧС России, 2011.-205с.

 

 

4. Учебно-материальное обеспечение

Демонстрационные схемы

5. Текст лекции (прилагается)

Разработал:

доцент кафедры ИЯ и ПК, к. и. н., доц. С.Л. Воронцов

 

«______» _______________ 2015 год

 

 

Текст лекции

Вопрос №1. Древнерусское государство. Киевская Русь (IХ – ХIII вв.).

1.1.Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, религия.

Первые свидетельства о славянах. Славяне обособились из индоевропейской группы народов в середине 2-го тысячелетия до н.э. Согласно археологическим данным, прародиной ранних славян (праславян) была территория между Вислой и Днепром. Отсюда славяне начали расселение по Центральной и Восточной Европе. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э.. С VI в. славяне совершают военные походы на Византию. Византиец Прокопий Кесарийский так описывал их: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». В VI—XII в. славяне разделились на три группы: южную, западную и восточную.

Восточные славяне. В VI—IX вв. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного строя, образования государства, развития феодальных отношении. Восточные славяне в IX в. занимали территорию от Онежского и Ладожскою озер на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, создавший в начале XII в. летопись "Повесть временных лет", называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовывались у восточных славян с VI в. путем объединения мелких племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять селились древляне v. дреговичи, в верхнем течении Днепра - радимичи. В бассейнах рек Десны и Сейма обитали северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра - уличи, а между Днестром и Прутом - тиверцы. В верховьях Западной Двины и Днепра селились кривичи, а в бассейне Оки - вятичи. Со славянами соседствовали балтийские и угро-финские племена.

Языческие верования. Восточные славяне в VIII—IХ вв, были язычниками. Язычество возникло как результат зависимости человека от сил природы. По славянским поверьям, Ярило олицетворял собой пробуждающуюся весну, а Купала — божество лета. Бог Велес считался покровителем скота и скотоводов, способствовал накоплению богатств. Властителем неба считался Сварог, он «вдувал» в людей жизнь. Дажьбог (у некоторых племен Хорс) олицетворял солнце. Главный бог — Перун, повелитель грома и молний. Он пускал на землю свои огненные стрелы из лука-радуги, выступал покровителем воинов. Богом ветра, бури был Стрибог. Богиня Мокошь (Макогиь) считалась покровительницей женщин, женского рукоделия.

Занятия. Восточные славяне занимались земледелием, охотой. рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел). Основным их занятием было земледелие. Во время археологических раскопок славянских поселений археологи находят зерна проса, ржи, пшеницы, льна, орудия земледелия — мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито», что в переводе с древнерусского языка означает «жизнь».

Община.

Низкий уровень развития земледелия требовал больших усилий всей семьи и основной хозяйственной единицей была родовая община. Развитие орудий земледелия приводят к распаду родовой общины и появлению соседской (территориальной) общины, в которой выделялась отдельная семья. Она распоряжалась полученным урожаем. Возникло имущественное неравенство. Военная демократия. VI—VIII вв. были последней стадией родоплеменного строя, получившей название военной демократии. Это был переходный этап от первобытнообщинного строя к феодализму. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться народное собрание — вече, которое обеспечивало равенство всех членов племени.

Славяне вели многочисленные войны с соседями и велика была роль военачальника –князя. Вокруг князя начали формироваться дружины. К 9 веку военно-дружинная знать сосредоточила в своих руках всю полноту власти и объявила себя собственницей земель, обложив земледельцев налогами-данью, которая называлась полюдье. Полюдье собиралась путем объезда князем и дружинниками своих территорий.

Вывод: к IX веку у славян начался переход к феодальным производственным отношениям и начали формироваться признаки государственности: 1. Размещение жителей по территориальному признаку, а не по родственным связям, 2. Наличие публичной власти,3. Сбор налогов в пользу этой власти.

 

1.2. Возникновение и развитие государства Киевская Русь в IХ – ХII вв.

Киевская Русь – средневековое государство восточных славян, возникшее в IX веке.

Одновременно с развитием государства утверждался феодализм.

Феодализм — это общественно-экономический строй, в основе которого лежит частная собственность на землю и эксплуатация зависимых крестьян земельными собственниками (феодалами).

Черты феодального способа производства: 1) господство натурального хозяйства, 2) сочетание феодального землевладения и крестьянского землепользования, 3) личная зависимость крестьянина от феодала (так называемое внеэкономическое принуждение), 4) примитивное состояние техники. Феодалом извлекалась у крестьян рента в трех видах: отработочная (барщина) и оброк (продуктовый и денежный).

Феодальное землевладение существовало в форме вотчины и поместья. Вотчину можно было передать по наследству, продать и г. д. Поместье давалось за службу в пожизненное владение, но служилые люди не обладали правами и привилегиями вотчинников.

Центрами образования государства стали города Киев и Новгород. Расположенные на торговом пути "из варяг в греки" (от Скандинавии до Византии) они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен — северную и южную. Город Киев был основан, предположительно в V-VI вв. легендарным князем Кием. Новгород известен с IX в.

Этапы развития Киевской Руси:

1. Этап становления Киевской Руси (середина IX –конец Х века.)

2. Этап расцвета Киевской Руси (конец Х –середина ХI в.)

3. Этап распада Киевской Руси на отдельные княжества (вторая половина ХIв. – первая треть ХII в.)

Этап становления Киевской Руси (середина 9 –конец Х века.)

862год-879 год

В русских летописях варягами называли скандинавов. Упоминается и название варяги-русь. Варяги были известны как умелые и сильные воины, а только военной силой можно было добиться порядка и власти. В 862 году посланники из Новгорода отправили посольство на Балтику к варягам-русь со словами: «Велика земля наша, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами.» братья Рюрик, Трувор и Синеус со скандинавскими дружинами отправились к славянам и пришли в Новгород, Белоозеро и Изборск. Через 2 года Трувор и Синеус умерли и Рюрик расширил границы, объединив их земли со своими. Рюрик правил из Новгорода 15 лет и передал правление родственнику Олегу, т.к. сын его Игорь был слишком мал.

879-911гг.

Олег правил 33 года и убив князей Киевских, Аскольда и Дира, самовольно захвативших власть, присоединил Киев и сделал его центром государства. Он добился установления выгодной торговли с Византией. Свое первое столетие Киевкая Русь – это государство, представлявшее федерацию отдельных княжеств, плативших дань Киеву. При отсутствии государственного аппарата дань собирал сам князь.

912-945гг.

Игорь, сын Рюрика правил 33 года и присоединил к Киевской Руси новые земли. Был убит древлянами, когда повторно решил собрать с них дань. Его дружина решила обогатиться и начала грабить. Древляне убили Игоря, привязав его к двум склоненным деревьям.

945-955 гг.

Ольга, вдова Игоря, родом из Пскова. Очень красива и красота тогда ценилась не меньше знатности. Поскольку сын Игоря Святослав был очень мал, правила за него. Отомстила за Игоря. 20 послов древлян прибыли из г. Искоростень с предложением выйти замуж за их князя Мала. Ольга велела выкопать во дворе яму, послов внесли на ладье на которой они прибыли, бросили в яму и закопали живьем. Ольга отправила к древлянам гонца за новыми послами, те прибыли и их повели в баню, где и сожгли. Она послала гонцов, чтобы древляне готовились к свадьбе и варили мед. Ольга отправилась в Искоростень, где ее воины перебили 5000 древлян, напившихся меда. Ольга с Киевской дружиной осадила город. Древляне предложили выкуп- меха, кожу. Ольга отказалась и запросила только по 1 голубю и 3 воробья с каждого двора. Древляне дали – птицам привязали горящую паклю и Ольга сожгла город. Жители в попытке спастись попадали прямо в руки киевских дружинников. Ольга провела налоговую реформу и установила фиксированную дань – урок, а также место ее привоза –погост.

Ольга стала первой христианкой, приняв новую веру в Константинополе, но сын ее не захотел.

955-972гг.

Святослав Игоревич, сын Игоря правил 17 лет.

Он прославил себя военными подвигами. Был смелым воином, защищал Русь от печенегов. Своим врагам посылал предупреждение – Иду на Вы. Был убит печенегами у днепровских порогов по возвращении из очередного похода.

 

Этап расцвета Киевской Руси (конец Х –середина ХI в.)

980-1014.

С эпохи князя Владимира Святославовича начался расцвет Киевской Руси. Владимир- сын ключницы, третий сын Святослава. Двум своим сыновьям Ярополку и Олегу он оставил Киев и Искоростень. Олег погиб при приезде Ярополка в Искоростень, упав со стены. Власть Владимир захватил убив брата Ярополка, княжившего в Киеве и захватил Киев хитростью, сговорившись с советником Ярополка. У Ярополка была невеста Рогнеда, которая отказала Владимиру. За это он сжег Полоцк, убил ее отца и братьев и все-таки женился на ней. Рогнеду прозвали Гориславой. Владимир был очень любвеобилен и имел как писали летописи 500 наложниц.

Величайшим делом Владимира стало Крещение Руси в 988 году. Предварительно он пригласил послов из разных стран: мусульман, католиков, иудеев, греков, чтобы выбрать новую веру.

Мусульманство его не привлекло. Особенно запрет на употребление вина. «Руси есть веселие пити, не можем без него бытии». Католичество тоже не понравилось. «Отцы наши не принимали веры от папы». Выслушав иудеев и понял, что они раскиданы по всему миру сказал, что вы, наказанные богом не можете учить других. Греческий философ познакомил Владимира с библией. Привлекло князя возможность служить не только на греческом, но и на своем языке (католики служили только на латыни) и теория божественного происхождения царской власти. Князю понравилась вера и он, чтобы укрепиться в решении, послал 10 уважаемых мужей в разные страны, чтобы они посмотрели, как устроена вера. Самые яркие впечатления привезли из Константинополя.

В Киеве по приказу Владимира были изрублены и сожжены языческие идолы и народ вошел в воды Днепра

Развитие феодализма делало необходимым принятие новой религии, которая бы объединила племена и укрепила государство. На Руси появились сереб.и золотые монеты сребреник и златник.

С принятием христианства 1)власть князя получила мощное идеологическое оружие, с помощью которого усилило эксплуатацию народа. 2) прекратились жертвоприношения 3) установились более тесные отношения с христианскими государствами в Европе. 4) церковь способствовала развитию письменности и культуры.

1019-1054

Ярослав Мудрый. В 1015 г. умирает князь Владимир. Вспыхивает борьба между его 12 сыновьями. Святополк, прозванный Окаянным, убивает братьев Бориса и Глеба (первые русские святые-великомученики). В ходе междоусобицы из 12 сыновей Владимира в живых осталось лишь трое. В 1019 г. киевским великим князем после борьбы с братом Святополком Окаянным становится Ярослав Владимирович, за ум и образованность прозванный Мудрым. Он правил до 1054 г., и это было время расцвета Руси. Он отразил набег печенегов на Киев, а в 1039г. поставил вопреки константинопольскому патриарху митрополитом русского человека Иллариона. Им были воздвигнуты Софийский собор, Золотые ворота. Высок был авторитет Руси на международной арене. Дочери Ярослава были выданы замуж за венгерского, норвежского и французского королей (например, Анна Ярославна — королева Франции). Междинастические браки являлись формой установления дипломатических отношений.

«Русская Правда». При Ярославе Мудром начинается создание «Русской правды» — сборника законов. Появившаяся в 1016г. первая ее часть «Правда Ярослава» состояла из 17 статей. Она ограничивала кровную месть — пережиток первобытного общества, допуская ее лишь за убийство самых близких родственников, и устанавливала ей альтернативу в виде штрафа за убийство свободного человека в размере 40 гривен (8 кг серебра). Одна гривна равнялась 200 г серебра. Размер княжеского взыскания или штрафа определялся вирою.

Вирою назывался штраф за убийство свободного человека и она равнялась 40 гривнам. За убийство княжих мужей, конюшего, старосты и тиуна выплачивалось две виры. Убийство свободной женщины оплачивалось полувирой - 20 гривнами.Русская Правда содержала ряд преступлений против чести. К таким преступным деяниям относились вырывание бороды или усов, оскорбление словом или действием.

После смерти Ярослава по Руси прокатилась волна восстаний. Сыновья Ярослава вносят дополнение в законы — возникает «Правда Ярославичей». Она стала второй частью «Русской правды» и отменяла кровную месть, ставила под защиту закона имущество вотчин и администрацию. Устанавливались штрафы за убийство огнищан и тиунов, управлявших вотчиной, в размере 80 гривен (16 кг серебра), а за убийство смердов, холопов — 5 гривен (1 кг серебра). Определялись штрафы за кражу скота.

Государственный аппарат. В XI в. усложняется структура государственного аппарата управления, формируемого из дружинников. При князе действовал совет из приближенных лиц — бояр. Возникают боярские вотчины — земельная собственность, переходившая но наследству, от отца к сыну. Князь жаловал своего дружинника территорией для сбора дани, т. е. «прокорма», и она впоследствии превращалась в наследственное владение.

Зависимое население. Люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом, назывались на Руси смердами. Смерды становились лично зависимыми от владельцев вотчин. Боярство увеличивало свои вотчины путем захвата земель смердов-общинников, закабаляя их. Кроме смердов в вотчина были закупы, холопы, рядовичи. Закупом назывался разорившийся смерд, который брал у феодала долг (купу) деньгами, скотом, семенами или инвентарем. После этого закуп отрабатывал купу в хозяйстве феодала. За убийство закупа также платился штраф в размере 5 гривен. Холопами назывались зависимые люди. По положению они были близки к рабам и выполняли хозяйские работы в вотчине. На Руси существовало патриархальное (домашнее) рабство. Рядовичи — зависимые люди, заключившие с вотчинником договор (ряд) и на его основе выполнявшие различные службы. Все население, работавшее в вотчине и зависимое от вотчинника, называлось челядью. Зависимые смерды и закупы выполняли различные повинности, платили дань государству.

Города и ремесленное производство. На Руси быстро росло число городов. Их было 224. Иностранцы называли Русь Гардарикой — страной городов. Функции города: город был оборонительным, административным, торговым., ремесленным центром. резиденцией князя. Города образовывались на месте племенных центров, на торговых путях (Ярославль, Владимир и др.). Вокруг кремлей-детинцев возникали посады и слободы, где селились ремесленники и торговцы. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова на Руси насчитывалось 60 ремесленных специальностей (кузнецы, оружейники, златокузнецы, каменщики, кожевники и др.).

Владимир Мономах. Князь Владимир Мономах, приглашенный в ходе восстания 1113 г. в Киев на княжение, издал «Устав». В нем он упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. «Устав Владимира Мономаха» 1113 г. завершил процесс создания «Русской правды».

Усиление местных князей и бояр вызвалоих борьбу с великим киевским князем. Распри ослабляли Русь. Необходимо было прекратить усобицы и объединиться для защиты от набегов половцев.

Княжеские съезды. На Руси существовал способ сохранения политического единства — княжеские съезды, на которых обсуждались вопросы общерусской политики. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха в Любече собрался съезд. Он признал право каждого князя на его владение, приняв важный принцип: «каждый владеет да отчиною своею». По замыслу Мономаха что должно было объединить князей. Но усобицы продолжались.

Вывод: Став великим киевским князем, Владимир Мономах на протяжении своего правления с 1113 по 1125г. силой своего авторитета удерживал Русь в единстве. То же удавалось его сыну Мстиславу, правившему по 1132 г. После его смерти Русь в 30-е гг. XII в. распалась на 15 самостоятельных государств.

1.3. Русь в эпоху феодальной раздробленности.

Достигнув к 30-м гг. XII в. определенной степени развития, эти государства начали самостоятельную жизнь. Русь вступила в период феодальной раздробленности.

Основные причины распада:

1. Сложный порядок наследования среди потомков Рюрика

2. Миграция населения из центральных территорий, близких к кочевникам, на юго-запад и северо-восток.

3. Укрепившееся боярско-вотчинное хозяйство

4. Возросшее значение крупных городов

5. Возрастание приоритета интересов местной знати в ущерб общегосударственным интересам.

Наиболее крупными удельными центрами Древней Руси были: Владимиро-Суздалькое княжество (где была сильна власть князя), Новгородская земля (где развивались демократические тенденции власти – народное вече) и Галицко-Волынское княжество (где огромную роль играло боярство, обладавшее правом приглашать или изгонять князя)..

Распад Руси привел к ее ослаблению перед внешней угрозой. Территории княжеств продолжали дробиться между наследниками. К началу монголо-татарского нашествия Русь представляла собой 50 отдельных княжеств.

Монгольское государство возникло в 1206 году из объединенных Чингизханом монгольских и тюркских племен. и к концу 30-х гг.Х1Х века превратилось в великую империю.

Предвестником надвигавшейся на Русь катастрофы стала битва на реке Калке 3 мая 1223 года, когда русские дружины сошлись в битве с монголами. Отсутствие единого командования и разобщенность привели к страшному поражению: (9/10 русских были убиты.). В живых остались лишь 6 князей. Но монголо-татары не пошли вглубь России, а ушли в Волжскую Булгарию. Нашествие 1237-1240 годов было опустошительным. Первой после 5 дней сопротивления пала Рязань(Евпраксия Рязанская –жена сына князя Юрия - Федора, бросилась из терема с сыном, узнав о смерти мужа). за ней Коломна, Москва, Владимир. За несколько месяцев Владимиро-Суздальское княжество было разорено. За сто верст до Новгорода войска хана Батыя повернули из-за весенней распутицы на юго-запад на территорию Смоленского и Черниговского княжеств. На пути – город Козельск, который сопротивлялся 7 дней и где полегли 4000 татар и все жители. В1240 году пал после ожесточенного сопротивления Киев, за ним и Галицко-Волынское княжество.

Вывод:

Нашествие монголо-татар в 1237-1240гг нанесло тяжелейший удар по социально-экономической сфере русских княжеств. (Из 74 русских городов 49 были разорены). Русь оказалась на 240 лет под властью Золотой Орды. Замедлилось социально-экономическое и культурное развитие общества, его менталитет. Прозападные тенденции развития были уничтожены и проявилась сильная ориентация на Восток и восточный тип культуры. Русской православной церкви удалось сохранить духовные ценности, присущие русскому народу и не утратить связей с христианским миром. Обретение независимости стало основным фактором, который двигал процесс централизации и создания единого государства в Северо-Восточной Руси.

Date: 2015-08-15; view: 1496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию