Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистические критерии





Для осуществления психологического проектирования производственной организации эти показатели должны отражать в себе, в первую очередь, требования, которые человек предъявляет к производственной организации. Поскольку эти требования имеют свою специфику в зависимости от формы человеческой составляющей, необходимо рассмотреть их на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

Критерии эффективности индивидуального уровня

Как правило, соответствие производственной организации требованиям человека, оценивается по его удовлетворенности, которая является эмоциональной оценкой человеком результатов взаимодействия со своим окружением. Однако показатели удовлетворенности – это показатели самого общего, поверхностного уровня. Психологу, участвующему в проектировании организации, необходимо пользоваться более детализированной системой показателей, отражающих спектр жизненных интересов человека. Это – задача следующих разделов данной работы.

Критерии эффективности группового уровня

Выше было сказано о том, что группа как одна из форм человеческой составляющей производственной организации рассматривается как субъект производственной деятельности. Поэтому выделяемые показатели эффективности на групповом уровне являются характеристиками группы как субъекта. Необходимо указать на то, что, скорее всего, показатели эффективности на этом уровне связаны с показателями оптимизации структуры и динамики группы, однако эти показатели разработаны еще не в той мере, чтобы дать более или менее полное представление об эффективности производственной организации на уровне группы.

Критерии эффективности социального уровня

Этот уровень характеризует, прежде всего, большую социальную группу со стороны ее требований к производственной организации. Это - структурные требования, и они будут рассмотрены далее при анализе требований к проектированию организационной среды.

Таким образом, каждый уровень производственной организации характеризуется специфическим набором критериев эффективности всех трех групп — производственно-экономическими, системными и гуманистическими. Так, система «человек — рабочее место» характеризуется производительностью труда на данном рабочем месте, резистентностью (способностью противостоять помехам, связанным как с человеком, так и с оборудованием), лабильностью, удовлетворенностью человека, работающего на данном рабочем месте, и другими специфическими для данного уровня критериями.

Конкретизация гуманистических критериев эффективности - задача последующих разделов работы.

 

Выводы:

1. Основные определения социальной организации основаны на характеристике ее функций и структуры. В качестве основного структурного элемента организации имеет смысл выделять элемент, содержащий в себе человеческую составляющую - статусную систему. Основным функциональным элементом организации целесообразно считать типовую организационную ситуацию. Значимая организационная ситуация с точки зрения жизненных интересов человека как члена организации - событие.

2. В рамках системного подхода социальную организацию можно определить как социальную систему, ориентированную на достижение определенных социальных целей, имеющую определенную структуру и включающую в себя людей, обеспечивающих функционирование этой структуры.

3. Несмотря на то, что в качестве основной функции социальной организации принимается производство товаров и/или услуг, для психологического проектирования актуально выделять еще одну функцию - удовлетворение жизненных интересов персонала.

4. В настоящее время основным подходом к организации выступает целевой подход, в соответствии с которым именно цели определяют структуру и динамику организации. В организации выделяются две группы целей и соответствующие им системы управления – производственные и социальные. Перспективным в развитии организаций выступает сочетание в процессе управления как производственных, так и социальных целей.

5. Основная группа показателей организационной эффективности для психолога – показатели гуманистические. Эта группа показателей требует своей разработки для осуществления на этой основе психологического проектирования социальной организации.

6. Организационная культура выполняет функцию регуляции нерегламентированной активности организации. Поэтому влияние организационной культуры выше в организациях, существующих в условиях высокой неопределенности. Основу организационной культуры составляют организационные ценности. Эти ценности определяют стратегические цели организации и соответствующие им критерии эффективности. Организационные нормы обеспечивают реализацию основных организационных ценностей. Организационные ценности и нормы представлены в базовых представлениях членов организации, которые в своей совокупности образуют концепцию (образ) организации.


Философия организации представляет собой эталонную составляющую организационной культуры и включает в себя эталонные ценности, цели и принципы, которые реализуются в кодексе организации, лозунгах, истории организации, мифах, легендах, ритуалах и обрядах. Когнитивная составляющая философии организации – эталонный образ организации. Презентация философии организации представляет собой миссию организации.

7. Общими особенностями прогрессивных организаций выступает хорошо определенная философия организации, ориентация на человека (персонал и потребитель), гибкость и динамичность, выраженное самоуправление. А ядром прогрессивной организации выступает высококомпетентный, креативный работник, ориентированный на реализацию своего потенциала в процессе труда.

8. Основными элементами производственной организации выступают статусные системы «человек – рабочее место» и «группа – рабочая зона группы». Элементарной подсистемой производственной организации выступает производственное подразделение. Для каждой из этих систем определяются три группы критериев эффективности - производственно-экономические, общесистемные и гуманистические.

9. Разработка гуманистических критериев эффективности производственной организации является задачей прикладной психологии. Результаты этой работы служат основанием для определения социальных технологий, направленных на удовлетворение жизненных интересов персонала.

 

 

4. Современные западные прогрессивные организации

5. Современные восточные прогрессивные организации

в организации можно выделить две основные группы целей – организационные и гуманистические, обеспечивающие реализацию жизненных интересов членов организации. Соответственно этим целям выделяются и две системы управления – организационное и социальное. Именно вторая система – социальное управление – предполагает наиболее активное включение психолога в его реализацию.

В этой связи обращают на себя внимание основные модели управления, особенно восточноазиатские (прежде всего, - японская), которые складывались в соответствии с доминирующей философией. В этой связи в литературе обсуждаются две модели управления – «мягкая» и «жесткая» (Савицкая Л., 2004; Васильев Л.С., 1989; Чэнь Кайкэ, 2001).

Конфуцианская концепция, основанная на «мягкой» модели управления, направлена на моральное совершенствование руководителя и подчиненных. С точки зрения Конфуция, основная направленность управления – на ценности общества, к чему руководитель призывает подчиненных и показывает эти на собственном примере. Идеалом руководителя в этой связи выступает «благородный муж», демонстрирующий в своем поведении следование долгу, стойкость, человеколюбие, гуманность.

Вторая концепция предполагает «жесткую» модель управления. По мнению Хань Фэя, апологета «жесткой» модели управления, человеку свойственны исключительно любовь к выгоде и ненависть к беде. С его точки зрения, «мягкое» управление — с опорой на моральные ценности и добродетель — было возможно только в благоприятных материальных условиях, когда люди могли позволить себе быть щедрыми и великодушными. В условиях хаоса и борьбы за власть необходимо жесткое управление. В таких условиях за хорошие, зако­нопослушные поступки человек должен получать поощрение, за дурные - наказание.

Таким образом, общие социальные условия и соответствующий им тип социальной организации побуждает к использованию той или иной модели управления. В настоящее время, по общему мнению, в Юго-Восточной Азии преобладает «мягкая» модель управления, основу которой составляет конфуцианская философия, сочетающаяся с гуманистическим подходом в западном управлении и некоторыми элементами управления, характерными для бывшего СССР. (Характерно то, что развернутая информация об опыте работы социально-психологической службы производственного объединения «Курганприбор» была, прежде всего, опубликована в японских журналах).







Date: 2015-08-15; view: 954; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию