Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководитель как субъект социального управления





Как показали наши опросы, основным субъектом социального управления выступает руководитель. Инженеры и рабочие, отвечая на вопросы анкеты, разработанной для определения ответственности по решению социальных вопросов (см. раздел 5.1), возлагают наибольшую ответственность именно на руководителей, а не на профсоюзные комитеты. Характерно и то, что сами руководители эту ответственность принимают на себя.

В этой связи встает задача определения требований к руководителю как субъекту социального управления. В исследованиях обычно требования к руководителю не дифференцируются в зависимости от того, какая система управления – производством или социальное – имеется в виду. Однако даже на уровне здравого смысла можно понять, что две эти системы предъявляют разные требования к руководителю.

Социальное управление в работе руководителя явно обозначено в известной управленческой матрице Р.Блейка и Д.Мутон (Блейк Р., Мутон Д., 1990). Они определяют типологию руководителей в зависимости от соот­ношения в их управлении двух переменных - заботы о производстве и за­боты о подчиненных. В соответствии с этим выделяются типы руководителей, среди которых самый эффективный – то, кто умеет сочетать высокую степень заботы о производстве с заботой о людях.

М.Д.Мамфорд с соавт. отмечают, что прежний подход к лидерству в организациях, связанный с производственной эффективностью (лидер как решатель производственных проблем), сменяется более широким подходом, при котором лидерство рассматривается с точки зрения социальной эффективности. В соответствии с этим возрастает роль социальной компетентности лидера (Mumford, M.D. et. al., 2000).

Можно утверждать, что в соответствии с компетентностным подходом потенциал руководителя как субъекта социального управления составляет совокупность социальных компетенций. При этом социальную компетенцию можно понимать как набор знаний, умений и навыков, обеспечивающий владение определенной социальной технологией. В этой связи социальная компетентность руководителя понимается как способность использовать социальные компетенции в своей профессиональной деятельности. Эта компетентность зависит от а) полноты и адекватности набора социальных технологий, которыми владеет руководитель и б) сформированных у руководителя профессионально важных качеств.

Важной составляющей социальной компетентности выступает управленческая концепция руководителя. Т.С.Кабаченко, проведя анализ немногочисленных работ, выполненных в этой области, с одной стороны, связывает индивидуальную концепцию руководителя с представлением об операциональной оставляющей его деятельности, а с другой – понимает ее как составляющую образа мира профессионала (Кабаченко Т.С., 1997). При этом она вводит в управленческую концепцию такую существенную характеристику, как представление руководителя о критериях эффективности его деятельности. В связи с этим целесообразно, используя логику операционально-содержательного понимания управленческой концепции, включить в нее а) представления руководителя о работнике и его жизнедеятельности, б) представления руководителя о себе в общей системе управления организацией, в) представления руководителя о жизненных интересах – работников и своих собственных, г) представления руководителя об общей совокупности социальных проблем и способах их решения.

Выводы:

1. В общей системе управления социальной организацией можно выделить две подсистемы – управление производством (товаров, услуг) и социальное управление, ориентированное на удовлетворение жизненных интересов персонала. Социальное управление при этом понимается как процесс, обеспечивающий удовлетворение жизненных интересов членов данной организации.

2. Социальное управление больше представлено в «мягкой» модели управления, характерной для восточноазиатского управления (прежде всего, - японского). Готовность организации реализовать «мягкую» модель управления предполагает построение развернутой системы социального управления и, соответственно, повышает востребованность психологического проектирования этой системы.

3. Основной формой социального управления выступает корпоратизм, при котором в этот процесс вовлечены все уровни социальной организации. При этом социальное управление имеет свою специфику в зависимости от уровня. Эта специфика определяется гуманистическими критериями эффективности, характерными для каждого уровня.

4. Основным субъектом социального управления организацией выступает руководитель. В этой связи социальная компетентность руководителя представляет собой способность руководителя реализовать набор социальных технологий, соответствующий определенному уровню социального управления.

5. Управленческая концепция руководителя, обеспечивающая социальное управление, содержит в себе его представления о работнике и его жизненных интересах, о себе и своих интересах, об общей совокупности социальных проблем и способах их решения.

Date: 2015-08-15; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию