Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правобережье Истра. Зима





Зима в этом году пришла во фракийские горы многоснежная, вьюжная. Два человека медленно брели вниз по склону, по колено утопая в мокром снегу. Вернее, брел один, взвалив себе на спину второго.

Ветер бросал в лицо снежные заряды, идущий морщился, отворачивая лицо. Дойдя до большого валуна, он сгрузил на снег своего беспомощного товарища, укрыв за камнем от ветра.

– Уфф… Все… Не могу больше. Надо передохнуть.

Он стянул с головы фракийскую островерхую шапку, вытер пот со лба. Вся рубаха мокрая, хоть выжимай. Его друга, напротив, трясло от холода, хоть он и был укутан в накидку, сшитую из двух овечьих шкур.

– Недолго уже осталось. Спустимся, костер разведем.

Раненый ничего не отвечал, глаза его были закрыты.

– Ты там живой еще? Дойдем уже скоро, говорю. Слышишь меня?

Раненый разлепил веки, едва заметно кивнул. Его товарищ снова надел шапку, глубоко вздохнул, осматриваясь…

 

…Им не удалось вырваться из Гераклеи. Совершенно расстроенное, лишенное боевого духа войско, фракийцы не просто разбили – разметали.

Небольшая горстка гетайров во главе с Полисперхонтом смогла пробиться на юг, но в двух переходах от Гераклеи они наткнулись на войско Линкестийца. Князь Тимфеи сложил оружие.

Кратер искал смерти на поле боя, намереваясь подороже продать свою жизнь, но боги вынули ему другой жребий. Оглушенный, он попал агрианам в плен. Так же, как и Филота, который сдался сам.

Сын Пармениона рассчитывал, что его отпустят просто за красивые глаза или, по крайней мере, за деньги. Он заявил князю Реметалку, преемнику Лангара, верного союзника македонских царей (Александр даже собирался выдать за него свою сводную сестру, Кинану, но свадьбу сорвала внезапная смерть Лангара), что Севт заплатит за него большой выкуп.

Реметалк посмеялся, но пообещал послать к Севту кого‑нибудь.

– При случае.

А пока Филоту вместе с пришедшим в себя Кратером посадили в яму. Линкестийцу о своих пленниках Реметалк ничего не сказал, ожидая исполнения македонским царем договоров, согласно которых тот уступал пеонам и агрианам, выступившим на его стороне, обширные спорные земли на севере Линкестиды.

Александр уверял Реметалка, что слово сдержит, но тянул кота за хвост. Македонские гарнизоны из северных крепостей не уходили.

В руки Линкестийцу попала урна с прахом его тезки‑молосса, который ушел в Аид через два дня после того, как Эвмен ускакал в Эпир. Линкестиец не поместил урну в гробницу македонских царей в Эгах (на что молосс не имел права), но и в Эпир не отослал. Он еще не решил, как вести себя с Эакидом, который, перебив сторонников Александра и всю его семью, изо всех сил дружил с афинянами. Именно это обстоятельство и смущало Линкестийца, который, вновь встретившись с Меноном‑фессалийцем, по варварским обычаям кровью скрепил тайный союз с ним против нового эллинского гегемона.

Полисперхонта Линкестиец долго ломал, склоняя принести клятву верности ему, единственному оставшемуся в живых претенденту на македонский престол, и уже на этом основании законному. Престарелый князь Тимфеи устал сопротивляться и, в конце концов, присягнул Линкестийцу.

Всех интересовала судьба малыша Неоптолема. Эакид заявил, что мальчик мертв, но тело никому не предъявил, объяснив тем, что уже предал его погребальному костру. Прах последнего из Аргеадов, представленный в качестве доказательства, афинян не заинтересовал, но вскоре они перестали вспоминать о мальчике, погрузившись в собственные заботы. Афинская морская держава бурно расширялась, переживая второе рождение. Афиняне оккупировали почти все Ионические острова и вновь, как во времена Пелопоннесской войны, засматривались на Сицилию.

Эакиду исчезнувший Неоптолем не давал покоя, но совсем скоро новому царю из рода Пирридов тоже стало не до мальчишки: он с головой погрузился в борьбу за эпирский престол, ибо феспроты, хаоны и долопы выступили против молоссов, заявив, что досыта наелись их владычеством.

«Случай», который Реметалк обещал Филоте, наступил поздней осенью. Князь повелел, чтобы пленника привели к нему и объявил, что, по мнению Севта, Филота не стоит пяти талантов, а на меньшее он, Реметалк, не согласен.

– Выходит, нет от тебя никакой пользы, македонянин.

– Так как же я тебе принесу пользу, сидя в яме? – спросил побледневший Филота.

– Ну, может и сгодишься для чего‑нибудь. Я пока не придумал.

Надо бежать. С Кратером они первое время сидели, как пауки в закрытом горшке, своими перепалками веселя фракийцев, но постепенно товарищи по несчастью сблизились.

Кратер обдумывал план побега. Филота, которому идея казалась безумной, надеялся на выкуп, однако, после отказа Севта, вынужден был с планом согласиться.

– Допустим, уйдем, – рассуждал сын Пармениона, – и куда подадимся?

– Не знаю, – буркнул Кратер.

– Это надо сразу решить.

– Ты, верно, к одрисам…

– Нечего мне там делать, – злобно бросил Филота, – хватит, послужил фракийцам. Больше не хочу.

– А куда еще? К эллинам – ни за что! И в Эпире нам делать нечего.

До них доходили обрывки разговоров стражников, обсуждавших случившееся в Эпире. Конечно, Эпир для агриан – край земли. Страна далекая и неинтересная, но сейчас, после того, как агриане разбили пришлых эпиротов, разговоры об этом не стихали.

– К иллирийцам? – спросил Филота.

Кратер задумался.

– Нет. Сам же знаешь, как мы их колотили. Эвмен как‑то договорился, да он эллин‑кардиец. К тому же разговаривал от лица молоссов. Нас, македонян, они не примут.

– А помнишь, еще при Филиппе Александр срывался у них от гнева своего отца? Я тогда последовал за ним.

– Клит принял его, поскольку увидел в том для себя выгоду. А от нас, двух оборванцев, ему какая выгода?

Некоторое время они молчали.

– Я буду пробираться на север, к Истру, – сказал Филота.

– Зачем?

– Попробую дойти до эллинских колоний на берегу Понта. По реке проще.

Кратер почесал бороду.

– А помнишь, в том походе с Александром, когда мы побили трибаллов, к царю прибыли послы скордисков?

– Помню. Они еще сказали ему, что боятся лишь того, как бы на них не упало небо. Хвастуны. Ты что, хочешь податься к ним? С чего бы вдруг такое желание?

Кратер задумчиво покачал головой.

– Может и нет… Может, с тобой пойду к Понту.

Побег им удался. Оторвавшись от погони, Филота и Кратер, как и собирались, двинулись на север, через земли дарданов. Выложившись в рывке, дальше шли медленно. Горы эти им были незнакомы, к тому же наступила зима. Они разжились кое‑какой теплой одеждой и оружием, ограбив нескольких пастухов, перегонявших последние стада в долины. Идя вдоль берега Марга, впадающего в Истр, во время мимолетной стычки с варварами Филота словил в ногу случайную стрелу. Какое‑то время он хромал. Рана гноилась в сырости, нога опухла, и вскоре Кратеру пришлось тащить его на себе.

 

…Вьюга стихла, облака проредились и в разрывах время от времени даже сверкало солнце. Снег слепил глаза.

Отдохнувший Кратер вновь взгромоздил товарища на закорки и двинулся дальше. Перед ними катил свои воды Великий Истр. Несмотря на обилие снега, зима выдалась теплая, река не замерзла.

– Вот и дошли Филота. Только нам бы теперь к людям надо. До Понта отсюда еще тысячи стадий. С твоей ногой нечего и думать идти.

– Тогда… на переговорах… – прошептал Филота, – эти варвары рассказывали Александру… о своей стране… К западу от устья Марга… Стоит город… Сингидун…

Кратер ничего не ответил. Посидел еще немного на земле, переводя дух. Потом поднялся.

– К западу, говоришь?

Он оглянулся. К юго‑востоку все небо затянули темные тучи. На западе гораздо светлее, но солнце уже садится.

– Ну что ж… Пойдем на запад.

 

 

Конец первой книги

 

 


[1]Май.

 

[2]Около 7 км.

 

[3]Большая часть диалога – цитата из комедии Аристофана «Лисистрата».

 

[4]В македонской армии обувь в бою носили только гипасписты.

 

[5]Возможно, слово «сарисса» происходит от древнемакедонского «сайро» – «скалиться».

 

[6]Гипарет – адъютант.

 

[7]Эниалий – одно из прозвищ бога войны Ареса.

 

[8]Это действительно так. В конце похода Александра самое боеспособное подразделение его армии, «Серебряные щиты», состояло из ветеранов, многим из которых было шестьдесят лет.

 

[9]Акем Мана – злой дэв (дух) в зороастризме. Имя означает – «Злой Промысел».

 

[10]Ненавистный – эпитет бога зла Ангра Манью, Аримана. Михр – Митра, зороастрийский и ведический бог солнца и справедливости.

 

[11]Архилох, перевод с древнегреческого В. Вересаева.

 

[12]Народная песня, перевод с древнегреческого А. Артюшкова.

 

[13]Порог гинекея, женской половины дома, где находилась совместная спальня супругов.

 

[14]Перевод с древнегреческого В. Латышева.

 

[15]Пирр – «рыжий» (греч.)

 

[16]Мидас – мифический царь, получивший от Диониса дар, ставший проклятием: все, к чему он прикасался, превращалось в золото.

 

[17]Тронное имя царя Кодомана – Дарайавауш (греч. Дарий) переводится, как «Добронравный».

 

[18]Вэрэтрагна (Бахрам) – «Победа», зороастрийский бог войны, греки ассоциировали его с Гераклом.

 

[19]Хаурвадат (Хордад) – зороастрийский бог целостности тела и здоровья.

 

[20]Парасанг – персидская мера длины, равная пяти километрам.

 

[21]Гонгилат – «выбрасывающий шары огня», эпитет Зевса.

 

[22]Хтоний – «подземный», эпитет Зевса.

 

[23]Булевтерий – здание государственного совета в древнегреческих полисах.

 

[24]Анакреонт.

 

[25]Бромий – «шумный», эпитет Диониса.

 

[26]Бытует мнение, что в период архаики военные гимны и песни, прославляющие богов, исполнялись обнаженными людьми. «Гимнос» – «голый» (греч). В позднейшую эпоху эта традиция могла не соблюдаться.

 

[27]Автор – Каллин Эфесский.

 

[28]333 год до н.э. Эллинский новый год начинался в первую декаду июля, таким образом второй год 111‑й Олимпиады еще не закончился.

 

[29]Середина июня.

 

[30]Трапедза – банк в Древней Греции. Трапедзит – меняла, банкир. Многие современные реалии банковского дела (кредиты, денежные переводы, обмен, хранение, вклады) уже существовали в описываемое время.

 

[31]Петейя – древнегреческая настольная игра, напоминающая шашки.

 

[32]Около 900 километров.

 

[33]Автолик – «Одинокий волк» (греч.), сын бога Гермеса, выдающийся вор и кулачный боец, «хитрейший из эллинов», дед Одиссея.

 

[34]Август – сентябрь.

 

[35]Атар – бог огня в зороастризме.

 

[36]Парасанг – персидская мера длины, 5549 м.

 

[37]Азадан – «благородный» (среднеперс).

 

[38]Ширен – «красавица» (среднеперс).

 

[39]Сугуда – Согдиана, историческая область в Средней Азии, между Оксом (Амударьей) и Яксартом (Сырдарьей).

 

[40]Вторая половина апреля. Месяц Ардвахишт посвящен Аша Вахиште, богине Правды, Порядка и Гармонии в зороастризме.

 

[41]Приблизительно – 1 июля.

 

[42]Земной поклон. Греческие авторы описывают проскинезу по разному, но многие историки сходятся во мнении, что подданные шахов из числа «благородных» на колени все же не становились.

 

[43]Середина ноября.

 

[44]Скитала – способ передачи тайных сообщений в Древней Греции. На цилиндр наматывался кожаный ремень. Сообщение писалось на коже таким образом, что прочитать его мог лишь тот, кто имел цилиндр точно такого же диаметра. Аристотель научился читать скиталы, используя вместо цилиндра конус.

 

[45]Середина сентября.

 

[46]Амфиктионы – греческие города, заключившие союз для совместной охраны какой‑либо святыни. Дельфийские амфиктионы защищали храм Аполлона в Дельфах.

 

[47]Имя «Леосфен» происходит от слов «леон» (лев) и «сфенос» (сила, мощь).

 

[48]Финикийцы.

 

[49]По легенде, афинянин Андрокл назвал основанный им город Эфесом в честь своей возлюбленной, амазонки Эфесии (греч. – «желанная»).

 

[50]Психопомп – «душеводитель», прозвище бога Гермеса, сопровождавшего души умерших в царство Аида.

 

[51]333‑й год до н.э. Афинский Новый год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния.

 

[52]Айкалло – «ласкать» (греч.)

 

[53]Подтоки копий воинов корпуса армтака («бессмертных») были выполнены в виде серебряного плода айвы. Арштибара, телохранители шахиншаха, носили золотую айву. Эллины называли их «мелофорои» – «яблоконосцы».

 

[54]Амсанк – озеро, возле которого располагался вход в подземное царство Аида.

 

[55]Согласно реконструкции М. Горелика, в IV веке до н.э. персы уже создали прообраз будущего катафрактария, еще без сплошной конской брони.

 

[56]Танат – олицетворение смерти в древнегреческой мифологии.

 

Date: 2015-07-25; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию