Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационно-просветительской и работы
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа предполагает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы, единых для всех участников образовательного процесса, а также по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В основе данного направления лежит деятельность психолого-медико-педагогического консилиума школы. На основании первичной диагностики и последующего мониторинга развития ребенка педагого-психолого, учитель-дефектолог и учитель-логопед разрабатывает рекомендации для учителей, работающих с ребенком с ОВЗ в инклюзивных условиях. Данные консультации могут быть индивидуальными или групповыми. Общие вопросы могут быть вынесены на заседание педагогического совета или производственное совещание. Содержание консультаций может быть разработано на основании материалов, помещенных в первую главу данного пособия. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья проводится с целью изучения особенностей семейного воспитания для последующего учёта при планировании и проведении психолого-педагогической работы с детьми и создания у родителей активной установки на психокоррекционную работу. В некоторых случаях возникает необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, психологической помощи. Не менее важной является и социальная помощь таким семьям. В этом случае взаимодействие с социальными службами проводит социальный педагог. Содержание консультативной и информационно-просветительской работы педагога-психолога может быть представлено следующим образом: Таблица 4 Фрагмент плана ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Продолжение таблицы 4
Учитель-логопед, как организатор коррекционной работы, также планирует работу с педагогами общего образования. Целью его информационно-просветительской деятельности и методической работы является повышение компетентности учителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений речи. Особое значение имеет его деятельность, направленная на обучение педагогов приемам профилактики нарушений чтения и письма. Не меньшую значимость имеет и работа с родителями детей, испытывающих трудности в обучении чтению и письму. В качестве примера приводим фрагмент плана работы учителя-логопеда в этом направлении. Таблица 5 Фрагмент плана учителя-логопеда
Окончание таблицы 5
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: · различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; · проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе могут быть запланированы мероприятия общего характера, которые должны проводиться ежегодно. Вместе с тем должно быть предусмотрено и решение проблем, возникающих в течение учебного года. Например: Родительские собрания: «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»;«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»; Встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным педагогом, школьным психологом, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я - ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в(с)…» и пр.) Классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым, вежливым) …» и пр.) Темы педагогических советов: 1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая) готовности к обучению, успешности обучения младших школьников; 2) Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития; 3) Анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми образовательными возможностями; Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с разным уровнем успеваемости. Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам обучения детей с особыми образовательными возможностями (в учреждениях послевузовской подготовки) Обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.
В программе должно найти свое отражение и такое направление работы как подготовка нормативно развивающихся детей к совместному обучению с детьми с ОВЗ. Следует предусмотреть мероприятия, направленные на обучение детей приемам взаимодействия с детьми с ОВЗ, воспитание у обучающихся толерантного отношения к сверстникам с ограничениями в здоровье. Таким образом, в Программе коррекционной работы образовательного учреждения представлен спектр направлений, охватывающих все стороны образовательного процесса и школьной жизни в целом. Именно системный подход позволит успешно осуществить включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам учебного года. Мониторинговая деятельность предполагает: · отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ; · перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика. В заключительной части программы необходимо описать общие планируемые результаты, представить систему мониторинга за реализацией программы. Результаты реализации программы в целом могут быть представлены следующим образом: – система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, дошкольного образования детей, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в адаптации; – информационный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья; – пакет рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также программ внеурочной деятельности, используемых в специальных (коррекционных) классах; – информационно-методический банк образовательных технологии, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых к использованию в специальных (коррекционных) классах; – индивидуальные учебные планы и индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; – модель "Школа полного дня" для детей с ограниченными возможностями здоровья; – система мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования; – модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, по сохранению физического и психического здоровья; – оформление документации на каждого обучающегося специальных (коррекционных) классов VII вида; – Интернет-сайт (страница на школьном Итернет-сайте) для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; – диверсификация форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья; – расширение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях и т.д.; – коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушения в развитии); – создание условий для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При составлении программы необходимо также раскрыть требования к реализации программы. Также следует представить программно-методическое обеспечение коррекционной работы: привести перечень программ специалистов, по которым коррекционная работа будет непосредственно проводиться. В программе раскрывается и материально-техническое обеспечение коррекционной работы или планы по развитию материально-технической базы. Желательно, чтобы были просчитаны риски реализации программы, которые могут быть обусловлены разными причинами: недостаточным уровнем знаний педагогов по вопросам организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ, нехваткой специалистов, недостаточностью методического и материально-технического обеспечения. В приложении 3 представлена программа, разработанная МОУ СОШ №11 г. Томска, которая, на наш взгляд, наиболее полно отвечает требованиям ФГОС по разработке программы коррекционной работы. Заключение
Анализ литературных источников и методических рекомендаций показал, что далеко не все вопросы организации и содержания, материально-технического и кадрового обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны в должной мере. Но процесс включения детей данной категории в образовательный процесс совместно со здоровыми детьми уже активно разворачивается. Это требование времени. Сама разработка программы коррекционной работы образовательного учреждения даст возможность педагогам общеобразовательных школ системно увидеть и оценить возможности их образовательного учреждения, наметить пути решения нерешенных вопросов, нацелит их на изучение психолого-педагогической литературы, посвященной специальному образованию. Данное пособие разработано на основе изучения теоретических и методических разработок в области инклюзивного образования детей с ОВЗ, на основе обобщения тех крупиц опыта учреждений в разработке программ коррекционной работы, которые уже появились в образовательном пространстве страны. Мы старались рационально представить имеющиеся разработки, включить свое видение подходов к построению программы коррекционной работы. Надеемся, что материал, представленный в первой части пособия позволит педагогам уточнить и систематизировать имеющиеся у них представления об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, о специфике работы с гиперактивными детьми. В этом случае совместная работа со специалистами в области коррекционной педагогики, педагогами-психологами, социальными педагогами позволит им подняться на еще более высокий уровень их профессионального мастерства. Желаем успехов! Список литературы 1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Вартапетова Г.М., Петрова Е.Э. Готов ли ребенок к школе? - М.: Из-во Энас.- 2006.- 208с. 2. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с. 3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.: Ось-89, 2001. – 272 4. Бессонова Т.П.Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации.- М.: АПК и НПРО, 2010. - 56 5. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.--мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. 6. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28. 7. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. – Минск: НИО, 2003. – 232с. 8. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с. 9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с. 10. Лукьянова М. И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. 11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с. 12. Программа коррекционной работы http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25652 13. Программа коррекционной работы Каргопольской НОШ №3 http://www.mouknosch3.narod.ru/FGOS/OOP_NOO/Korrek_rabota.htm 14. Программа коррекционной работы МОУ «СОШ №3» города Сокола Вологодской области http://www.s19003.edu35.ru/index.php/2011-01-26-16-30-28/204-2011-06-17-11-01-59.html 15. Программа коррекционной работы МОУ СОШ 43 Копейского городского округа http://74213s43.edusite.ru/p52aa1.html 16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 17. Сидорова А.В. Программа "Организация коррекционной работы" http://festival.1september.ru/articles/509296/ 18. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с. – (Библиотека психолога образования). 19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001. Приложение 1
|