Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система государственного регулирования потребительского рынка
Систему государственного регулирования потребительского рынка следует понимать, как совокупность отношений между субъектом и объектом управления, которые в свою очередь подразумевают наличие целей, задач, принципов, функций и методов осуществления управленческого воздействия. Главной целью государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей. Это предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач, сущность которых можно свести к следующему:[4] 1. Обеспечение максимального объемного и структурного соответствия спроса населения и предложения товаров; 2. Рационализация спроса населения на товары и услуги в соответствии с социально и экономически обоснованными нормами, ориентирами, традициями; 3. Постоянное совершенствование объемной и ассортиментной структуры товарного предложения на основе широкого внедрения передовых производственных и торговых технологий; 4. Всестороннее развитие рыночной инфраструктуры, включающей рыночную торговую сеть, складское хозяйство, транспорт и т.д.; 5. Обеспечение социальной гармонии и справедливости в сфере потребления, создание льгот молодым семьям, лицам пенсионного возраста и др.; 6. Создание равновыгодных условий для реализации интересов всех субъектов хозяйствования — участников рынка; 7. Стимулирование развития, заимствование и внедрение в практику современных технологий продвижения товаров на рынок; 8. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение механизма регулирования рынка на всех уровнях; 9. Кадровое обеспечение системы регулирования рынка товаров, включая эффективную систему повышения квалификации персонала и стажировки за пределами регионального рынка; 10. Внедрение современных коммуникационных систем с использованием передовых информационных и компьютерных технологий; 11. Создание эффективного механизма ценового регулирования в соответствии с социальными приоритетами на рынке товаров и экономической целесообразностью; 12. Разработка и периодическое уточнение рациональных норм обеспеченности и потребления и физиологических норм питания как основных ориентиров в процессе прогнозирования рынка; 13. Осуществление на научной основе мониторинга рыночных процессов и их прогнозирование; 14. Социально-экономическая диагностика потребительского рынка, профилактика негативных явлений и их устранение; 15. Создание эффективного механизма хозяйственных отношений между торговлей и промышленностью; 16. Осуществление эффективной и социально-приемлемой рекламной деятельности, не противоречащей общественным нормам, установкам, традициям и здоровью людей; 17. Создание эффективной системы обеспечения и защиты прав потребителей; 18. Проектирование, построение и обеспечение нормального функционирования организационных структур управления рынком товаров и услуг. Решение задач регулирования потребительского рынка направлено на обеспечение условий для гармоничного развития индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в товарах и услугах, что можно рассматривать как гарантию устойчивого развития общества. Системный характер любого явления или процесса подразумевает наличие определенных принципов его протекания. В буквальном значении принцип (от лат.) — руководящая идея, основное правило деятельности или же основа устройства, действия какого-либо механизма. Механизм государственного регулирования рынка потребительских товаров также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет эффективно достигать обозначенных целей. Эти принципы должны учитывать особенности текущего периода социально-экономического развития: состояние экономики, роль государственных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов, уровень развития материальных и духовных потребностей населения и т.д. Вместе с тем они должны включать и универсальные правила управленческой деятельности, независимо от текущих особенностей. Итак, подводя итог первой главы работы, следует отметить следующее. Интерес к различным аспектам потребительского рынка, экономическим закономерностям его развития и механизмам функционирования, к торговой политике государств проявлялся в работах таких ярких представителей экономической науки, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Юм, Ш.Монтескье, К.Менгер, Ст.Джевонс, Л.Вальрас и др. Их научные изыскания стали фундаментом для выявления закономерностей развития рынков товаров потребительского назначения, анализа и оценки эффективности торговой деятельности в различные эпохи. Современная практика трансформации экономических систем выдвигает новые проблемы во всех сферах и секторах экономики, которые требуют своего изучения и решения. В зарубежной литературе немало интересных и содержательных работ посвящено исследованию сложных и многоплановых проблем, связанных с функционированием современного потребительского рынка, товарного обращения, потребительного производства. В их числе труды П.Самуэльсона, Ф.Котлера, А.Маршалла, Дж.Эдванса, С.Фишера, Р.Пиндайка и др. Среди отечественных ученых - экономистов различные аспекты данной проблемы рассматривали А.В.Орлов, Ю.А.Львов, Б.А.Соловьев, Ю.К.Твилдиани, Ф.А.Крутиков, Е.П.Голубков, А.П.Введенский, В.М.Гальперин, Б.А.Райзберг, Н.Е. Капустина, P.C. Гайсин, М.С. Губайдуллин, У.Г.Чернявский, А.Х.Махмутов, Г.М.Российская и др. Однако, в отечественной экономической литературе многие сложные вопросы становления и функционирования современного потребительского рынка рассматриваются со старых теоретико-методологических позиций, когда сфере потребления отводится второстепенная, подчиненная роль при абсолютизации примата производства.[5] Установлено, что на потребительском рынке экономическая реформа не завершена, здесь она во многом носила «половинчатый», незавершенный и бессистемный характер, породив глубокие деформации в механизме функционирования этой сложной многоуровневой и многоотраслевой сферы, обострив социальные противоречия в обществе. Обоснована необходимость продолжения комплексной реформы во всем многофункциональном блоке потребительского рынка, придав ей системный характер и логическую последовательность осуществления, усилив социальную направленность. Вопреки современным концепциям о неэффективности вмешательства государства в рыночную экономику, в особенности в сферу товарного обращения, где господствуют законы рынка, обосновано положение о высокой ответственности государства за развитие потребительского рынка как социально-экономического института общества. Конкретизированы функции и направления государственного регулирования потребительского рынка, обуславливающие его стабилизацию и развитие. Ключевыми моментами здесь являются совершенствование распределительных отношений и реформа заработной платы, направленная на повышение стимулирующих ее функций и не допускающая экономически неоправданной дифференциации, как фактора регрессии.
|