Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. В. Верещагин





В.М.Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье»

И.Е.Репин -«Не ждали», «Арест пропагандиста», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Бурлаки на Влге»

Н.Ге « Тайная вечеря»

В.А.Серов «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»

 

34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).

Конец XIX - начало ХХ вв. принято называть «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго – около двадцати лет, но он охватил все виды творческой деятельности, дал миру замечательные образцы философской мысли, дал импульс новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда.

Русская культура начала ХХ века развивалась в условиях нарастания социально-экономического кризиса, войн и революций.

В живописи продолжают работать художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков, С.А.Коровин. Но не они определяли лицо русского искусства начала ХХ века. Законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства». За длительный период (с 1898 по 1924 гг.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники. Наиболее активными его членами были Н.К.Рерих, Л.Бакст, А.Бенуа, К.Сомов. С.П.Дягилев, связанный с художниками из «Мира искусства», проводил «русские сезоны» в Париже 1907-1914 гг., пропагандировал русское искусство, создал балетный театр.

В период серебряного века русской культуры в Москве появилось значительное количество художественных объединений. Это и «Союз русских художников» (И.Э.Грабарь, Малявин и др.). В его недрах развивался русский вариант импрессионизма. Это и объединение художников-символистов «Голубая роза»; «Бубновый валет» представлявший авангардное направление в искусстве. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт. В это же время создает свои произведения художник-символист М.А.Врубель.

Возникновение русского авангарда относится к 1910-м годам. Авангард сыграл огромную роль в развитии мировой живописи. В авангардизме появляется направление «абстракционизм» или беспредметничество. Крупным художником этого направления является К.Малевич, написавший в 1913 году картину «Черный квадрат».

Большую роль в развитии культуры играли меценаты (Мамонтов, Дягилев и др.).

Литература продолжала играть важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н.Толстой. Лучшие свои произведения создал А.П.Чехов: повести и рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др. Произведения Чехова несли в себе ожидание новой, лучшей жизни.

В 90-е годы начался творческий путь пролетарского писателя А.М.Горького. Он воспевал гордого, свободного человека, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу. Роман «Мать» Горького полностью на русском языке вышел в 1907 г. за границей.

Крупнейшими писателями-реалистами были И.А.Бунин и А.И.Куприн.

Появились поэты-символисты. Они объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов. Критиками (оппонентами) символистов выступали акмеисты. Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной земной жизни, призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований.

Возросла роль театра. В 1898 г. в Москве был открыт Художественный театр, основанный К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Основу репертуара составила современная драматургия Чехова и Горького. Консервативные круги критически отнеслись к рождению нового театра.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской.

В 90-е годы в России появился кинематограф. Существенные изменения произошли в музыке. Начало ХХ в. – это время творческого взлета великих русских композиторов А.Скрябина, И.Стравинского, С.Рахманинова. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Ф.Шаляпина, А.Неждановой, Л.Собинова.

В целом «Серебряный век» русской культуры дал миру прекрасные образцы достижений в искусстве.

35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX –XX вв.

Образование и просвещение. Экономика все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений.

Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Однако силу закона проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. В 1914 г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей. В России не было обязательного начального образования. Больше половины населения, в основном крестьянство, оставалось неграмотным.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей. Среди рабочих грамотность была выше.

Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет.

К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 коммерческих училищ. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М.Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф.Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые, многие из которых работали безвозмездно.

В начале ХХ в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения.

В начале ХХ в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. было чуть более 170 таких семинарий. Учительских институтов в стране было 47. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего.

В просвещении народа играло роль внешкольное образование. Это: воскресные школы; рабочие курсы. С 90-х годов получила распространение такая форма культурно-просветительной работы – народные дома. Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом и даже чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. Выпускались газеты, журналы, книги. В начале ХХ в. выходило 125 легальных газет, а в 1913 г. – более 1000. Книжная торговля приобретала в России в начале ХХ века характер крупного капиталистического предпринимательства. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие ХХ в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. Крупнейшими книгоиздателями были: Суворин (до 1912 г.) в Санкт-Петербурге и Сытин (до 1934 г.) в Москве. Они выпускали книги по доступным ценам. Выходила «Дешевая библиотека» Суворина. Она включала сочинения русских писателей конца XYIII-первой половины XIX в. Широкие слои населения приобщались к произведениям отечественной классики.

Серия «Библиотека для самообразования» Сытина включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии. Он издавал буквари, учебники, календари, детские книги.

Многое сделало для развития библиотечного дела земство.

Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Больше половины населения страны оставалось неграмотным.

Наука.

Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще один университет – в Саратове.

Россия рубежа XIX – ХХ вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании». Сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир. Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии и других отраслях науки. Наука выдвинула всемирно известных ученых.

Физик П.Н.Лебедев сделал открытия в области физики волн. Он является создателем первой в России физической школы.

Выдающийся русский ученый В.И.Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И.Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Тимирязев создал русскую школу физиологии растений.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е.Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э.Циолковский. Он развил теорию практической космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов.

В начале ХХ в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономический и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

 

Date: 2015-07-24; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию