Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура арабо-мусульманского Востока в средние века





 

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был стремительным.

В создании арабо-мусульманской культуры участвовали не только арабы, но и представители других народов, например, персы. Эта культура вобрала в себя элементы традиций эллинистической, римско-христианской и персидской культур. Они освоили античную культуру и развили собственную философию. Наивысший взлет арабо-мусульманской культуры IX – X вв. Это расцвет богословия, права, литературы, философии, науки, ремесел, торговли. Культурными центрами в этот период были Дамаск, Басра, Багдад. С XII века уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки.

В X-XIII вв. центр культурной жизни переместился на запад арабо-мусульманского мира, в Андалусию – Кордову и Толедо (в арабскую Испанию). Испанских арабов называли маврами. Арабы были вытеснены с полуострова в конце XV века.

Уже в раннем средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции. Арабы ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. В X-XV вв. постепенно сложился знаменитый на весь мир сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских. Греческих сказаний, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др.

На рубеже 8-9 вв. была составлена арабская грамматика. Наряду с арабским языком использовался язык фарси или персидский.

Вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

В поэзии классическими жанрами были:

· кыта – стихотворение из 8-12 строк, которое писалось для восхваления, плача;

· газель – лирическая любовная песня.

· рубаи - короткое яркое изречение философского характера. Рубаи состоит из четырех строк. Первые две строки содержат экспозицию, третья – вывод и уже последняя – собственно «летучие слова». Признанным мастером рубаи был ученый мудрец XI в. Омар Хайям. Тематика рубаи всеобъемлюща. Он не оставляет без внимания ни одну из сторон жизни общества и человека.

Наши знанья о мире – догадки и бред,

Все исчезнет, умрет – и развеется след.

Существует не то, что нам кажется сущим,

Ничего достоверного в сущности нет.

 

Грех Хайям совершил и совсем занемог,

Пребывает в плену бесполезных тревог,

Верь, господь потому и грехи позволяет,

чтоб потом нас простить он по-божески мог.

 

От земной глубины до далеких планет

Мирозданья загадкам нашел я ответ.

Все узлы развязал, все оковы разрушил,

Узел смерти одной не распутал я, нет!

 

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,

Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,

Ни былой, ни грядущей минуте не верь,

Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

 

Нежным женским лицом и зеленой травой

Буду я наслаждаться покуда живой.

Пил вино, пью вино и, наверное, буду

Пить вино до минуты своей роковой.

 

Абулькасим Фирдоуси (934-1030) – великий персидский поэт. Воспевал иранских царей.

В Багдаде был создан «Дом науки». В нем объединялись академия, обсерватория, библиотеки др. В Х веке в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Основные достижения арабских ученых относятся ко времени раннего средневековья. Развивается математика, медицина. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн Сина - Авиценна (980-1037). Он обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн Сина также был философом (последователь Аристотеля). Известными философами были Аль-Кинди (9 век) и аль-Фараби (870-950), называемый вторым учителем после Аристотеля. Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Он комментировал сочинения Аристотеля; доказывал извечность мира.

В исламе запрещено изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Но в запретах Корана не упоминается книжная миниатюра. Книжная миниатюра получила развитие.

 

29. Характеристика культуры эпохи Возрождения

 

Возрождение (Ренессанс во Франции) – одна из важнейших эпох в истории и культуры Европы, разделяющая Средние века и Новое время, охватывает период от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. Возрождение было подготовлено рядом причин. Это, в первую очередь, экономические (зарождение капиталистических отношений в Западной Европе, развитие промышленности, банковского дела) и духовные (изменение общественного создания). В удачной внешней торговле купцы, предприниматели и др. обрели уверенность в себе, чувство собственной значимости. Зарождается осознание того, что в обществе жизнь развивается не по «божьему установлению», что человек может многого добиться собственными силами. Появляется вера в человека, в его творческие возможности, в силу его разума, а вслед за этим и интерес ко всему земному: к человеку и к окружающей его природе. Возникает интерес к культуре Древней Греции и Рима. Задачи деятелей культуры – восстановить преемственность с высокоразвитой культурой античности и превзойти её. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, всё более самостоятельными и независимыми от церкви становится: искусство, философия, литература, образование, наука.

Основные черты культуры Возрождения:

1) антропоцентризм

2) рационализм

3) гуманизм

4) особое отношение к античности

5) новое отношение к миру.

Эти черты тесно связаны между собой.

В то же время эпоха Возрождения – это период разгула инквизиции (церковный суд), раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. В эпоху Возрождения происходит постепенная замена ремесленного труда промышленным. Необходимость использования новых технологий на мануфактурах и более совершенных орудий труда способствует развитию науки. Большое внимание уделялось мореплаванию и кораблестроению, что повлекло за собой изучение астрономии с составлением особых карт и это сделало возможным совершение великих географических открытий. Происходят изменения в материальной культуре. Совершенствуется строительная техника. Изобретен порох и огнестрельное оружие, что сделало ненужными рыцарские доспехи. В эту же эпоху появляется утопический социализм (Томас Мор, Томазо Кампанелла).

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм. Человек (гуманус -человеческий) был в центре внимания деятелей культуры.

Важными были не происхождение или социальное положение человека, а личностные качества (ум, творческая энергия, образованность). В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность. Человек – творец самого себя и своей судьбы. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность. Гуманисты не выступали против религии, но отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Образованных и одарённых людей чтили, как в средние века – святых. Творцами культуры Возрождения были выходцы из самых разных социальных слоёв. Заметим, что не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения; большое значение имели для них высокий уровень образования, новые формы архитектуры, мода.

Оценки эпохи Возрождения мыслителями последующих веков бывают крайне противоречивы и определяются, в первую очередь, мировоззрением того или иного учёного. Для одних это – радостное освобождение от гнёта Средневековья, «открытие мира и человека», эпоха становления свободной и творческой личности, эра гуманизма в лучшем смысле этого слова. Для других – эпоха, когда искусства и науки начинают терять связь с божественным Первоисточником, а высшей ценностью становится человеческое своеволие.

Мы придерживаемся точки зрения, что Возрождение – это одна из самых блистательных эпох в истории европейской культуры. Оно выработало духовные и культурные ценности, значение которых не уменьшилось на протяжении последующих столетий и близко сознанию человека XX века.

На рубеже XVI-XVII вв. обозначился кризис гуманистических идеалов Возрождения. Он был порождён объективными причинами.

Культура Возрождения возникла раньше всего в Италии в силу особенностей её развития. В Итальянском Возрождении выделяют следующие эпохи: Предвозрождение (XIII-XIV вв.), раннее Возрождение (XV в.), высокое (первая половина XVI в.) и позднее (вторая половина XVI в.).

У истоков гуманизма стоит поэт Данте Алигьери. Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо являются создателями итальянского литературного языка. Наиболее известные деятели раннего Возрождения: скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунелески, живописец Мазаччо. Кроме трёх титанов Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти) замечательными художниками были Джорджоне, Тициан и др.

 

Date: 2015-07-24; view: 604; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию