Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На слух неречевых и речевых сигналов 2 pageРабота проводится в определенной последовательности: вначале дети знакомятся с долготой (долго — кратко), слитностью (слитно — неслитно) и темпом (быстро — медленно) звучаний и лишь затем с громкостью (громко — тихо) и высотой (высоко — низко). Это обусловлено не только постепенно расширяющимися слуховыми возможностями детей, но и возможностями воспроизведения звучаний. В процессе занятий дошкольников учат узнавать на слух и воспроизводить сначала резко противопоставленные звуки (например, громко — тихо), а затем и более близкие по звучанию (например, громко — нормально — тихо, а по возможности и очень тихо — тихо — нормально — громко — очень громко и т. п.). Полезно предлагать для восприятия на слух и постепенное изменение характера звучаний, например убыстрение или замедление темпа звучаний, нарастание и снижение силы (высоты) голоса. Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух и воспроизводить одновременно две характеристики звучаний, например громкость и темп: медленно и громко (тихо), быстро и громко (тихо) и т. п. Как только дети научатся определять количество звучаний в пределах 2—3 и различать на слух их долготу и громкость, педагог приступает к работе по различению на слух ритмов. Дети учатся различать на слух: — двусложные ритмы типа таТА и ТАта, — трехсложные ритмы типа ТАтата, таТАта, татаТА, — дву-, трехсложные ритмы типа maTA, TAma, ТАтата, — повторяющиеся двусложные ритмы типа TAmaTAma, Рассмотрим методику работы по различению на слух ритмов (на материале двусложных ритмов): 1. Педагог демонстрирует образец звучания ритма ТАта (например, ударами по барабану), подкрепляет его соответствующим изображением, например рисунком, где ударные слоги — красные круги, безударные — синие; дети воспринимают образец звучания на слухо-зритель-ной основе, в ответ они отхлопывают ритм, одновременно проговаривая его, например ТАта (педагог учит пра- Рис. 8. Предъявление образца звучания ритма вильно отхлопывать данный ритм и произносить его)1, действие повторяется со вторым ритмом. 2. Дети различают двусложные ритмы, которые они вос 3. Педагог предъявляет образец звучания ритмов, которые 1 С теми детьми, которые испытывают в этом значительные трудности, работа продолжается и на индивидуальных занятиях. 4. Дети различают двусложные ритмы на слух, воспроизводя их отхлопыванием, отстукиванием, дирижированием, игрой на «инструменте» (например, на барабане) с одновременным проговариванием, а в дальнейшем — только проговариванием, например ТАта, таТА. В случае ошибки педагог каждый раз предлагает детям воспринять данный ритм на слухо-зрительной основе, а затем — только на слух. Следует отметить, что ошибка в ответной реакции ребенка при восприятии на слух того или иного ритма может быть вызвана тем, что, правильно восприняв на слух, он не смог адекватно его воспроизвести, так и тем, что он неправильно воспринял тот или иной ритм на слух. В случае ошибки педагог повторяет ритм за экраном и предлагает ребенку выбрать соответствующее графическое изображение ритма. Если ребенок выбрал правильную «картинку», ему предлагается воспроизвести данный ритм: отхлопать, отстучать, сыграть на «инструменте», произнести слогосочетания (в зависимости от требования педагога). При обучении различению на слух ритмов вначале в качестве источника звука используется барабан (по которому производятся несильные удары). В дальнейшем дети учатся воспринимать ритмы слогосочетаний типа ТАта, таТА. Как уже отмечалось, обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование их устной речи, в первую очередь ее темпо-ритмической стороны. Дети успешнее овладеют ею при проведении специальных фронтальных занятий, если обратить внимание на следующее. Во-первых, знакомство детей с характером звучания (его долготой, или темпом, или ритмом и т. п.) проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей группы. Как только дошкольники научатся различать на слух долготу (или слитность, или громкость и т. п.) звучания, воспроизводимого на первой игрушке, педагог переходит к работе и на материале слогов, т. е. дети определяют, как произнесено слогосочетание: слитно или неслитно (например, mamama или та та та), быстро или медленно (например, татата или та та__ та__), в каком ритме (например, ТАтата, таТАта, татаТА). В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используются разные звучащие игрушки и голос, но последнему уделяется главное внимание. Во-вторых, с первых занятий педагог учит детей и различать на слух звучания, и воспроизводить их. Вначале дошкольникам предлагается воспроизводить характер звучания различными движениями с одновременным проговариванием слогов, затем игрой на «инструменте»1, сопровождаемой произнесением слогосочетаний, если это возможно. Первыми используются барабан, бубен, металлофон, а лишь затем дудка, гармошка, свисток, так как воспроизводить звучание на них маленьким детям сложно. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны им, поэтому лучше использовать слогосочетания типа папа-па, татата. Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний. В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесением слогосочетаний, эту работу можно проводить и на материале слов и фраз — учить дошкольников произносить речевой материал медленно, в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты. Для этого используются слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы. Следует заметить, что специально учить детей произносить речевой материал неслитно не нужно, так как это может оказать отрицательное влияние на их устную речь. При работе над ритмами следует широко использовать слова и фразы. Их произнесению может предшествовать воспроизведение слогосочетаний с тем же ритмическим рисунком, например: Татата — яблоко, бабушка, таТАта.;, — бумага, собака, татаТА — карандаш, барабан, TAmaTAma — мама (кукла, Тоня) дома, папа пишет, г мальчик лепит, таТАтаТА — вода бежит, письмо лежит, петух кричит, ТАтатаТА — мальчик стоит, кукла сидит, тетя идет. таТАТАта — компот (арбуз) вкусный, упал (бежит) мальчик. Такие упражнения широко используются на занятиях речевой ритмикой с первых лет обучения. По мере овладения 1 При этом свисток и дудка должны быть у каждого ребенка. детьми умением различать ритмы на слух они проводятся и на специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Работа с ритмами может проводиться в разных формах. Например, на доске написаны слогосочетания ТАта, таТА, TAmama, maTAma, mamaTA (или TAmaTAma, пгаТАтпаТА, TAmamaTA, maTATAma), под каждым из них помещена картинка, соответствующая слову или фразе с данным ритмом. Подбираемые слова и фразы должны быть знакомы детям и быть актуальными для общения. При этом звуковой состав должен быть доступен всем детям группы. Педагог предлагает детям послушать ритм. Он произносит за экраном, например, таТА; дети узнают ритм, повторяют, а затем хором вместе с педагогом и по одному проговаривают слово, соответствующее этому ритму. На последнем году занятий следует учить дошкольников выкладывать ритмы геометрическими формами, например: ударный слог — красный круг, безударные слоги — синие круги. При этом следует следить за тем, чтобы дети располагали формы слева направо и «читали» их так же. Таким способом дошкольники воспроизводят ритмы, предложенные для различения на слухо-зрительной или слуховой основе. Ребенок также может самостоятельно выкладывать ритмы и воспроизводить их отхлопыванием, отстукиванием с произношением слогов. Остальные дети следят за правильностью воспроизведения ритма, видя выложенный «рисунок» и воспринимая его звучание слухо-зрительно или на слух. Важно также приучать дошкольников контролировать качество своей речи. С этой целью, научив детей различать на слух слитность, темп, ритм звучаний, сурдопедагог предлагает одному из детей произнести то или иное слово (фразу), например: мама, у меня карандаш и т. п. Он просит других детей определить, как их товарищ сказал: слитно, быстро, с ударением или неслитно, медленно, без ударения. Сначала нужно учить детей определять характер произнесения слова или фразы на слухо-зрительной основе, а затем — и на слух. ■ -ад? Определение направления звука При проведении данной работы следует придерживаться определенной последовательности: сначала узнавать местонахождение источника звука справа — слева, затем спереди — сзади и наконец — справа, слева, спереди, сзади. Подобные упражнения проводятся либо без звукоусиливающей аппаратуры (в качестве источника звука обычно используется барабан или любая другая игрушка, звучание которой все дети группы ощущают на расстоянии не менее 1 м), либо с использованием двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного типа. Занятие можно проводить в следующей форме. Один ребенок становится в центре, справа и слева от него на одинаковом расстоянии (например, 1—2 м) выстраиваются в две шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги — барабан (или бубен, гармоника и т. п.). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего (т. е. ребенка, находящегося в центре), кто играл. Водящий показывает на игравшего на барабане ребенка и называет его. Малыш, который играл на барабане, передает его рядом стоящему ребенку и встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слух определяет, кто играл на барабане по направлению звука1. Игра повторяется 2—3 раза, а затем выбирается новый водящий или водящие, так как ими могут быть сразу 2—3 ребенка. Подобным образом проводится работа по определению направления звука, расположенного спереди — сзади, справа — слева — спереди — сзади. Главное, чтобы двое или четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и ту же звучащую игрушку (барабан, дудку), или звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения из нее звука педагог берет ее и только затем развязывает платок, которым завязаны глаза водящего. При правильно подобранном режиме работы даже глухие дети слышат звук голоса с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5—2 м (см. методику уточнения режима звукоусиления). Поэтому, если дети протезированы бинаурально, т. е. двумя индивидуальными слуховыми аппаратами заушного типа, крайне важно учить их определять направление звучания голоса. Упражнения могут проводиться в той же форме, при этом произносится имя ребенка. Постепенно детей нужно учить отвечать не только на вопрос «Кто играл?», но и на вопрос «Где звучало?» — справа, 1 После каждого звучания барабана платок должен быть развязан. слева и т. д. При этом ребенок сначала показывает направление звука, а затем называет его, так как он мог еще не усвоить слов, определяющих направление. В конце обучения слабослышащих детей учат не только определять направление звука, но и узнавать, какая именно игрушка звучала. При проведении игры звучащие игрушки (например, барабан, дудка, металлофон) должны быть у педагога (у «маленького учителя»). Когда глаза водящего уже завязаны, учитель дает «инструмент» одному из детей, находящихся справа (слева, спереди, сзади) от ребенка, стоящего в центре. После извлечения звука педагог забирает игрушку, развязывает глаза водящему и спрашивает: «Где и что звучало?» Игра усложняется, если ребенок в круге не видел тех игрушек, которые могут выступать в качестве источника звука, он должен опознать звучание. Различение музыкальных ритмов " f' Детей знакомят с музыкальными ритмами^ их учат различать на слух звучание марша, вальса, польки (полонез и другие мелодии доступны слабослышащим детям). Так, на музыкальных занятиях дошкольники впервые знакомятся со звучанием марша, вальса, польки и других музыкальных ритмов, учатся различать их на слухо-зрительной (т. е. видя, как педагог играет на пианино, и слушая) и слуховой основе при прослушивании игры на фортепиано. Музыкальные занятия проводятся при обязательном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Желательно оборудовать музыкальный зал индукционной петлей или, что значительно эффективнее, использовать системы, работающие на радиопринципе или инфракрасном излучении. На специальных фронтальных занятиях дети учатся различать звучания марша и вальса, польки и вальса и т. п. при прослушивании записей1. При этом используется как стационарная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, так и индивидуальные аппараты детей (желательно в режиме радиосистемы или инфракрасного излу- 1 Если же сурдопедагог играет на пианино и инструмент есть в группе, то полезно начать работу именно с прослушивания детьми его игры; при этом используются индивидуальные слуховые аппараты. чения). Проигрыватель (или магнитофон) должен подключаться непосредственно к аппаратуре (усилителю или передатчику), чтобы звук с пластинки (или магнитной ленты) поступал сразу в телефоны детей, а не подавался через микрофон. Прежде чем приступить к различению марша, вальса, польки и других музыкальных ритмов при прослушивании записи, педагог демонстрирует детям пластинку или кассету, называет ее и помещает в наборное полотно табличку со словом пластинка (кассета). Сурдопедагог говорит детям: «Там (на пластинке) музыка: марш и вальс (полька и вальс). Будем слушать музыку». Затем он включает проигрыватель или магнитофон, звучит музыка (например, марш). Педагог показывает соответствующую табличку (марш, вальс или полька) и побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш — шагать на месте, вальс — выполнять плавные движения руками над головой, полька — приседать, полонез — торжественно идти вперед или в сторону. Затем дети повторно слушают данную запись и выполняют определенное движение в момент ее звучания. Познакомив детей со звучанием марша и вальса (польки и вальса и т. п.), педагог предлагает им различать их на слух и каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?». При звучании дети выполняют соответствующие движения, а после его окончания называют, что они услышали. Сначала дети различают звучания музыкальных ритмов при выборе из двух, наиболее акустически противопоставленных, — марш и вальс, затем — более близких по звучанию — вальс и полька. Когда дети начнут уверенно справляться с этими заданиями, им предлагается различать музыкальные ритмы при выборе из трех: марш, вальс, полька. Каждый раз, когда кто-то из детей ошибается, педагог показывает соответствующую табличку (марш, полонез или полька) и еще раз дает послушать данное произведение (его фрагмент). Впоследствии, когда дети научатся различать на слух первые марш, вальс, польку, вводятся новые произведения. При включении в работу нового марша (вальса, польки), педагог, показывая соответствующую табличку (например, марш), дает возможность прослушать детям новое произведение (его фрагмент). В течение одного года дети должны научиться различать на слух не менее 2—3 разных маршей, вальсов, полек. При- чем на одном занятии должны звучать разные марши, вальсы, польки. Только в этом случае дети будут определять характер музыкального произведения, а не узнавать уже знакомый марш (вальс, польку). Важно подбирать произведения, исполняемые в умеренно быстром темпе, в противном случае дети будут узнавать темп звучаний, а не музыкальный ритм: медленно — вальс, быстро — полька и т. п. Музыкальный работник должен помочь педагогу подобрать музыкальные произведения для проведения данной работы. В дальнейшем репертуар музыкальных ритмов расширя Различение на слух инструментальной ' и вокальной музыки, речи На фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению глухие и слабослышащие дошкольники знакомятся со звучанием инструментальной и вокальной музыки1 и речью, записанной на магнитной ленте. Но вначале детей знакомят с «живым» исполнением музыки, пения и речью. Для этого на занятие приглашается кто-либо из сотрудников детского сада. Он играет на пианино (гармошке и т. д.); педагог спрашивает детей: «Что делает тетя?» — и сам отвечает: «Играет» и подкрепляет свой ответ соответствующей табличкой. Затем это же проделывается с пением и речью. И наконец, детям предлагается самим определить, что делает тетя: говорит, играет или поет. Сначала дети учатся различать в «живую» инструментальную и вокальную музыку и речь при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух. Данная работа проводится в течение 2—3 занятий. После проделанной работы детям предлагают прослушать звучание речи и музыки — инструментальной и вокальной — в записи. В момент звучания записи педагог показывает соответствующую табличку (говорит, поет или играет). Таблички 1 Под вокальной музыкой имеется в виду голосовое пение без музыкального сопровождения. помещаются в наборное полотно и обязательно подкрепляются соответствующими картинками. Затем дошкольники учатся различать на слух звучание инструментальной музыки, пения и речи. Сначала при выборе из двух (например, инструментальная музыка и речь, инструментальная музыка и пение), затем из трех. Педагог включает соответствующую запись (например, разговор) и в момент ее звучания спрашивает детей: «Что делает?» — и они отвечают. В случае ошибки педагог, не выключая записи, показывает соответствующую табличку и картинку (например, говорит), а затем вновь предлагает детям различать звучания инструментальной музыки и речи на слух. Сначала дошкольники учатся различать на слух первые (конкретные) записи инструментальной и вокальной музыки и речи, а когда они начинают справляться с данной задачей — включаются новые записи. В течение года дети должны прослушать не менее 2—3 записей. На одном занятии используются разные записи. Постепенно задания усложняются: детям предлагают записи пения1 в музыкальном сопровождении, при этом важно, чтобы последнее не заглушало звучания голоса. Аналогично проводится работа по различению на слух сольного (на разных музыкальных инструментах) и оркестрового исполнения, сольного и хорового пения, мужского и женского голоса (играет один — играет оркестр, поет один — поет хор). ■У) Различение на слух голосов птиц и животных С целью обогащения представлений детей о звуках окружающего мира их нужно ознакомить с голосами знакомых им птиц и животных и научить узнавать их на слух. Дошкольники очень любят эти упражнения, но они редко проводятся и в детском саду, и дома, что связано с технической трудностью: нет соответствующих записей. В прошлые годы грампластинки с записью разнообразных шумов (в том числе и голосов птиц и животных) выпускались для театров и продавались в магазинах ВТО. Многие школы для глухих и слабослышащих детей их имеют, и наиболее простым способом является перезапись с пластинок на магнитную ленту. Можно также обратиться в фонотеки радио- и киностудий. Методика работы такова. Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает, «говорит»1. После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Подобным образом педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки, не выключая записи, демонстрируется соответствующая игрушка или картинка. Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из 2—3) выборе, например: мычание коровы — стук дятла (голос кукушки), лай собаки — мяуканье кошки — кваканье лягушки и т. п. Постепенно выбор расширяется. Эти упражнения целесообразно начинать в 4—5 лет, когда дети уже имеют определенные представления о тех или иных животных или птицах. В процессе целенаправленной работы глухие дошкольники могут научиться различать голоса птиц и животных при выборе из 3—4 и более. Слабослышащие же дети могут узнавать их не только при значительно большем выборе — из 5—7, но и опознавать их на слух, т. е. узнавать их звучание вне наглядного выбора, без предупреждения о том, голоса каких птиц и животных будут звучать.
Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов в основном проводится на специальных фронтальных занятиях. Важно закреплять приобретенные на занятиях умения в повседневной жизни детей. Следует постоянно обращать их внимание на уже знакомые звуки, голоса птиц и животных в природе, звучание музыки, пения и речи по радио, в телепередачах и заставках и т. п. В разнообразных играх нужно использовать доступные детям звуковые сигналы, например выбирать нужную карточку с написанным заданием, соотнося количество воспринятых звуковых сигналов с количеством кружочков, изображенных на обороте карточки или по сигналу звучащей игрушки, изображенной на той или иной карточке. ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ НА СЛУХ - РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА '■-' Глухие и слабослышащие дошкольники принципиально Отличаются в возможностях воспринимать речь на слух. При тугоухости ребенок слышит хороню знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости, хотя бы у ушной раковины. При глухоте без специальной многолетней работы это невозможно. Следует особо подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, которое необходимо учитывать при проведении работы по развитию слухового восприятия. Если одни из них воспринимают речь на слух без аппарата лишь у ушной раковины, то другие слышат ее на значительно большем расстоянии — на 1, 2, 4 м и далее; одни не слышат шепота даже у уха, другие слышат его на небольшом расстоянии. В данном разделе пособия мы специально остановимся на начальном этапе работы по развитию речевого слуха, обучению восприятию на слух фразового и текстового материала, а также на особенностях обучения глухих и слабослышащих детей. Работа по развитию речевого слуха проводится в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в течение всего дня. Особая роль при этом принадлежит индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и обучению произношению. В данном разделе в основном описаны методические приемы, используемые в ходе индивидуальной работы, но они могут успешно применяться и на фронтальных занятиях. Развитие слухового восприятия проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные слуховые аппараты, специальные слуховые тренажеры) и без нее — на ухо ребенка. Дома необходимо ежедневно тренировать малыша в восприятии речи и с индивидуальными слуховыми аппаратами, и без них, в последнем случае его учат слушать и правым, и левым ухом (например, через день). В дошкольном учреждении в силу ограниченности времени индивидуальная работа без аппаратов проводится не реже одного раза в неделю, причем ей отводится лишь часть слухового занятия. В первые дни и недели занятий, если еще не выработана условная двигательная реакция на звук, не уточнено состояние тонального слуха ребенка и не подобраны индивидуальные слуховые аппараты, необходимо проводить работу без звукоусиливающей аппаратуры — только на ухо. Л-2554 Первоначальный этап развития речевого слуха Работа по развитию слуха, как уже отмечалось, начинается с обучения различению на слух речевого материала. Сначала она ведется на материале звукоподражаний, например ав-ав-ав1, му, пипипи, мяу, затем к ним добавляются лепетные слова, например ляля, утя, биБИ и т. п.,2 потом полные слова, такие, как мама, папа, имя ребенка, дом, рыба, лопата, зайка, бабуля, туфли, пальто и т. д., и наконец, фразы, включающие эти слова, типа: Ляля упала, Папа спит, Тетя ест, Таня плачет, Зайка прыгает и т. д.
|