Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риски и страхование





 

Целью раздела является описание внешних и внутренних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска, и разработка комплекса мер по защите от возможных финансовых потерь предприятия и инвестора (кредитора). Иногда от глубины проработки данного раздела в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.

Если рассматривать понятие возможного риска в целом, то, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также проводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно применять в случае форсмажорных обстоятельств.

Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе, следующие:

· какие виды рисков вы прогнозируете, вероятность их появления и возможный ущерб;

· какие предлагаются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;

· какой уровень риска вы расцениваете как приемлемый;

· какая предусматривается система коммерческого страхования.

Этот раздел строится в следующем порядке.

Оценка проектных рисков.

Начинать данный раздел необходимо с формирования полного перечня возможный рисков, которым будет подвержен проект в ходе его реализации. Информация, которая необходима для составления этого перечня, может быть разделена на следующие блоки:

· основные участники бизнес-проекта;

· текущая конъюнктура рынка и тенденции ее изменения;

· предполагаемые события, способные оказать значимое влияние на рынок;

· изменения в нормативной базе;

· условия инвестиционного вложения и т. д.

Основными источниками информации могут стать статистическая отчетность, финансовая, биржевая и специализированная пресса, анкетные опросы населения и т. д.

На основе приведенного ниже примерного перечня возможных рисков необходимо оценить вероятность их возникновения при реализации проекта в терминах: «высокая», «средняя», «низкая»; а также устойчивость проекта по отношению к рискам, отнесенным к категории вероятных. При этом рекомендуется использовать приведенный ниже перечень методов снижения рисков и другие документы, имеющиеся по проекту.

Риски, возникающие на этапе осуществления капитальных вложений:

· невыполнение обязательств поставщиком (низкое качество, дефекты в оборудовании, технологии);

· несвоевременная поставка и монтаж оборудования;

· несовместимость отечественного оборудования с импортным;

· срыв сроков строительства;

· превышение расчетной стоимости проекта;

· форс-мажор, материальный ущерб.

Риски, связанные с эксплуатацией предприятия:

· невыход на проектную мощность (возникновение технологических или сырьевых ограничений);

· выпуск продукции несоответствующего качества (возникновение технологических или сырьевых ограничений);

· неудовлетворительный менеджмент;

· продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки (возникновение ценовых ограничений, переоценка емкости рынка или недооценка конкуренции при маркетинге);

· несвоевременность поставок сырья;

· возникновение необходимости в дополнительных (сверх бизнес-плана) закупках сырья;

· инфляция затрат (опережающий рост цен на сырье, энергоносители и др. статьи затрат);

· удорожание финансирования (негативные изменения валютного курса);

· транспортные риски;

· экологические риски (возникновение непредвиденных затрат на возмещение ущерба);

· форс-мажор, материальный ущерб.

Далее необходимо провести оценку вероятности проявления того или иного риска и их анализ. Вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому необходимо хотя бы ориентировочно оценить, какие риски для вашего проекта наиболее вероятны и к каким потерям они могут привести в случае их реализации.

Методы снижения рисков.

После выделения наиболее существенных рисков необходимо сформировать механизм управления рисками, который позволит снизить вероятность из наступления и сократить размер возможных потерь.

Методы снижения рисков разнообразны и в достаточной мере освещены в экономической литературе, например, метод распределения рисков, метод диверсификации, метод страхования и хеджирования; организация защиты коммерческой тайны.

Выбор конкретных путей минимизации риска зависит от опыта заявителя проекта и возможностей предприятия. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления предпринимательского проекта.

В каждом проекте есть свои элементы риска - производственного, сбытового, финансового или правового, и инвестор должен оценить потенциальные риски до принятия обязательств о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно нейтрализовать и (или) поделить эти риски с другими заинтересованными сторонами.

Можно предложить следующие методы снижения рисков.

· Наличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков:

- возврата аванса;

- надлежащего исполнения контрактов;

- своевременного завершения строительства.

· Контракты на базе твердых цен, «под ключ», наличие валютных оговорок, штрафных санкций, применение национального законодательства при разрешении споров и т.п.

· Наличие долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, материалов, комплектующих.

· Наличие долгосрочных договоров на сбыт готовой продукции.

· Наличие альтернативных поставщиков сырья и покупателей готовой продукции.

· Создание запасов сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции.

· Приемлемое соотношение собственных и заемных средств в составе источников финансирования проекта.

· Единообразие валют источников финансирования и контрактов на поставку оборудования, закупку сырья и сбыт готовой продукции.

· Наличие источников финансирования для формирования (пополнения) оборотного капитала с учетом запасов и платежного цикла проекта.

· Приемлемый коэффициент покрытия ссудной задолженности.

· Ограничения выплат дивидендов на период погашения инвестиционного кредита.

· Страхование имущества, валютных рисков и т.п.

· Открытие депонированных (накопительных) счетов в банке-кредиторе.

· Наличие достаточного обеспечения.

· Наличие экологической экспертизы.

· Формирование благоприятного отношения к проекту в СМИ.

· Поддержка проекта со стороны местных органов власти.

Анализ чувствительности.

Проводится однопараметрический анализ чувствительности NPV к изменению каждого из основных параметров проекта на 10, 20 и 30% как в сторону увеличения, так и уменьшения их значений. То есть при анализе влияния на показатели проекта изменений одного из параметров, значения остальных параметров проекта не изменяются.

Обязательными параметрами для анализа чувствительности являются:

· цена готовой продукции;

· себестоимость производства;

· объем производства (в натуральном выражении);

· инвестиционные издержки.

В зависимости от специфики проекта, дополнительно проводится анализ чувствительности NPV к изменению других параметров, оказывающих существенное влияние на его успешную реализацию. Например: к стоимости энергоресурсов (для энергоемких проектов); к обменному курсу соответствующей валюты (для экспортных, импортозамещающих проектов или проектов, в структуре себестоимости которых значительную долю занимает импортное сырье, а реализация готовой продукции осуществляется на внутреннем рынке); к прогнозируемому уровню инфляции и т.п.

Уровень безубыточности.

Одним из наиболее распространенных методов расчета критических точек проекта («переходных цен») является определение точки безубыточности проекта (BEP) в процентах от проектной мощности. Его смысл заключается в определении уровня производства (продаж), при котором проект остается безубыточным.

Для расчета точки безубыточности можно использовать отчет о прибылях и убытках. На интервале планирования после выхода на проектную мощность методом итераций подбирается значение объема производства (обычно в натуральном выражении), при котором проект не приносит ни прибыли, ни убытка. Отношение (в процентах) полученного значения объема производства к проектной мощности и является точкой безубыточности проекта.

Точка безубыточности, как правило, не должна превышать 80%. Чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект останется жизнеспособным в условиях сокращения рынка сбыта и, соответственно, тем ниже риск кредитора.

Кроме того, аналогичным образом рекомендуется определить также точки безубыточности для следующих параметров проекта: цена готовой продукции; себестоимость производства.

Варианты проекта (данный раздел не является обязательным).

Как правило, приводятся показатели эффективности (пункт 7.9) при пессимистическом и оптимистическом сценариях развития проекта. В отличие от однопараметрического анализа чувствительности, при сценарном подходе изменению подвергаются одновременно значения целого ряда параметров проекта (указать изменения в исходных данных по сравнению с базовым вариантом).

При включении в бизнес-план вариантов расчета проекта в текущих ценах, с учетом влияния инфляции и изменения курса валюты, необходимо привести следующие исходные данные, характеризующие изменение стоимости по основным статьям поступлений и затрат:

· Курс рубля к соответствующей валюте (доллар США, Евро) на дату выполнения расчетов);

· Инфляция обменного курса рубля к соответствующей валюте (в процентах за год);

· Инфляция на сбыт (прогнозируемое снижение/рост цены на продукцию проекта в процентах за год; в рублях - на внутреннем рынке, в долларах США - на внешнем рынке);

· Инфляция на переменные издержки или себестоимость продукции (прогнозируемый в процентах за год рост/снижение цены на сырье, материалы, комплектующие и другие прямые издержки, за исключением сдельной заработной платы);

· Инфляция на заработную плату (прогнозируемый рост/снижение заработной платы в процентах за год);

· Инфляция на общие и административные издержки (прогнозируемый в процентах за год рост/снижение затрат на общие и административные издержки);

· Инфляция на основные фонды (прогнозируемый рост/снижение стоимости основных фондов в процентах за год; в рублях - для приобретаемых в России, в долларах США - для приобретаемых по импорту).

При этом в процессе выполнения расчетов в текущих ценах необходимо контролировать динамику изменения цен, чтобы цены на продукцию проекта, сырье, материалы, комплектующие и др. прямые издержки на внутреннем рынке не превысили мировые.

Расчетные таблицы вариантов проекта приводятся в Приложениях к бизнес-плану.

Date: 2015-07-24; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию