Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Классификация юридических документов





Под классификацией юридических документов необходимо понимать логический прием, с помощью которого их подразделяют на отдельные классы по наиболее существенным признакам их сходства и различия.

Документ – это материальный носитель информации. Документы бывают разные текстовые, изобразительные, звуковые и т.д. Юридические документы - это, как правило, текстовые документы несущие в себе правовую тематику.

Юридические документы способствуют всем стадиям развития правового регулирования. Более четкое понимание документов несет в себе их классификация. В зависимости от правовой информации все документы можно разделить на пять основных групп:

1) нормативные правовые документы. Сюда относятся все нормативные правовые акты, как источники нормы права;

2) документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущий правовые последствия, т.е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности. К ним относятся индивидуальные решения как органов общественных организаций, так и государственных органов;

3) документы фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране 30-40 тысяч, то ясно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионам.

Многочисленность и разнообразие последних предполагает их более детальное деление прежде всего по характеру фактов. Это:

а) документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов(паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения – участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и т.д.);

б) документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка);

в) документы, фиксирующие факты-волеизъявления субъектов права (сделки, доверенности, договоры, заявления, жалобы и т.д.);

г) документы, фиксирующие факты события (акты о порче или уничтожении посевов);

д) документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы банков);

4) деньги и ценные бумаги;

5) документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (протоколы осмотра места происшествия, допроса, очной ставки, обыска, выемки документов, заключение эксперта и др.[1] )

Классификация позволяет так же определить границы и возможности регулирующего воздействия юридических документов на общественные отношения, уяснить роль каждого из них в системе правового регулирования, выявить «нежизнеспособные» юридические документы, установить их значение в деле совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности.

Основания деления юридических документов – необходимое средство изучения правовой регламентации общественных отношений. Их широко следует применять при классификации юридических документов в юридической науке и практике.

Одним из важнейших критериев классификации является характер правовой информации. Данный критерий позволяет выделить нормативные правовые документы; документы, содержащие решения индивидуального характера; документы, фиксирующие юридические факты; деньги и ценные бумаги; документы фиксирующие факты-доказательства.

Юридические документы можно разделить в зависимости от вида субъекта, от которого они исходят. В соответствии с данным критерием можно выделить документы исходящие от публичных организаций (государственных и общественных), юридических лиц, отдельных граждан и выполненные ими совместно. Так, государственные органы и учреждения издают правовые акты и принимают решения, которые всегда оформляются документально. Граждане и юридические лица так же могут от своего имени подготавливать самые различные документы (обращения, заявления, жалобы). Некоторые юридические документы исходят от избирателей, например, акты референдумов (в частности, Конституция РФ 1993г.). Однако большинство юридических документов принимаются либо коллегиальным органом, либо индивидуально лицом, имеющим право на принятие такого юридического документа. Коллегиальными органами в Российской Федерации являются Государственная Дума, Правительство РФ и др. единолично принимают нормативные правовые акты Президент РФ, главы субъектов РФ, руководители учреждений, предприятий и организаций.

Юридические документы можно классифицировать по отраслевой принадлежности. По этому признаку их предлагается подразделять на публично-правовые и частноправовые[2]. К частноправовым относят: договоры, наследственно-правовые акты и др. Документы некоторых отраслей права могут быть как частноправовыми, так и публично-правовыми. Это зависит от того, какие отношения они опосредуют – координации (отношения равных субъектов, не зависящих от воли друг друга) или отношения субординации (власти и подчинения, зависящие от усмотрения административных органов).

Основанием классификации юридических документов выступает характер их официальности. В этой связи их можно разделить на официальные и неофициальные (личные) документы. В делопроизводстве официальный документ определяется как документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке[3]. В юридической литературе справедливо указывается, что юридические документы как аккумуляторы информации, имеющие юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие и выдачу[4].

Официальность юридическому документу может придаваться и надлежащим порядком его удостоверения. Данный порядок должен быть регламентирован нормативными правовыми актами. В результате документы, которые исходят от физических лиц, также могут быть официальными.

Разграничение всех документов на официальные и личные имеет важное практическое значение. Например, легализация требуются в международных правовых отношениях лишь для официальных документов. Под легализацией подразумевается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен.

В зависимости от территории, на которой действует тот или иной юридический документ, их можно разделить на:

1) действующие на территории Российской Федерации;

2) действующие за пределами территории Российской Федерации.

Юридические документы, действующие на территории России, делятся на: действующие на всей территории страны; действующие на территории субъекта РФ; действующие на территории региона; документы муниципального образования; локальные юридические документы (территория предприятия, учреждения и т.д.).

С позиции начала (дата) действия юридического документа их можно разграничить на документы, которые:

1) вступают в силу немедленно с момента их подписания;

2) вступают в силу с указанной в самом юридическом документе даты;

3) вступают в законную силу по истечении срока, определенного законом;

4) вступают в законную силу с момента государственной регистрации;

5) становятся юридически властными с момента их опубликования;

6) вступают в законную силу с момента его принятия или утверждения;

7) вступают в законную силу с момента события (факта), указанного в законодательстве;

8) вступают в силу с момента получения адресатом.

Юридические документы можно подразделять в зависимости от круга лиц, в отношении которых принят тот или иной документ. С учетом данного их можно разделить на:

1) документы, действующие в отношении неопределенного круга лиц, - документы общего действия;

2) документы, действующие в отношении определенного круга лиц (специальные юридические документы).

В зависимости от срока действия юридические документы могут быть:

А) бессрочные, т.е. документы, в отношении которых срок действия не установлен (их можно применять в течении не ограниченного срока, они действуют до того момента, пока не будут отменены или заменены).

Б) срочные, т.е. документы, в которых установлен срок их действия либо этот срок установлен в нормативном правовом акте для всей группы этих документов;

В) срочно-бессрочные юридические документы – акты, для которых срок может устанавливаться (трудовые договоры);

Г) разовые юридические документы (это документы, которые используются сразу же после их составления и не имеют никаких сроков, например, разовая доверенность, приказ о приеме на работу).

Срочные юридические документы, в свою очередь, можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долговременные. Краткосрочные юридические документы – это документы, срок действия которых не превышает одного года. Среднесрочные юридические документы – это акты, срок действия которых от года до десяти лет. Долгосрочные юридические документы - это документы, срок действия которых превышает десять лет.

Юридические документы содержаться на разных носителях и соответственно могут различаться по виду носителя. Принципиальным является разграничение документов на рукописные и документы, изготовленные с помощью технических средств. Среди последних выделяются машинные документы, изготовленные с помощью средств компьютерной техники.

Наибольшее количество юридических документов зафиксировано на бумажном носителе. Это документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма. Документирование может осуществляться и на машинном носителе, но за тем так же закрепляться на бумажном носителе. На бумажных носителях создаются нормативно правовой акт, доверенность, приказ, должностные инструкции, договор, паспорт, удостоверение, деньги и ценные бумаги. Некоторые «бумажные документы» изготовляются путем заполнения соответствующих бланков и граф.

Современный прогресс дал новый носитель информации – электронный. Посредством средств электрической техники и связи изготавливаются электронные документы. Для них характерно не только использование электротехнических средств изготовления, но и фиксация информации на электронных носителях.

Современный законодатель учитывает, что юридические документы могут фиксироваться в электронном виде. Так, согласно п. 1ст. 71 ГПК РФ к письменным доказательствам относятся документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные по средством факсимильной, электронной или другой связи. В ГК РФ (п. 2 ст. 434), установлено что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Таким образом, договор в письменной форме будет считаться заключенным, даже если стороны договора друг друга «не видели» и просто обменялись сведениями, используя свои компьютеры или факсы.

В связи со сказанным все более актуальной становится электронная цифровая подпись, которая дает возможность идентифицировать участника правоотношения. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, защищенный от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, позволяющий установить отсутствие утраты, искажения или подделки информации, содержащейся в электронном документе, а также идентифицировать обладателя электронной цифровой подписи (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи»). Ценные бумаги, такие, как векселя, акции и другие, могут существовать в бездокументарной форме, то есть на электронном носителе.

 








Date: 2015-07-23; view: 361; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию