Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов внимания, по У. Джеймсу





    Непроизвольное     Произвольное  
Чувственное         Опосредствованное  
  Опосредствованное      
         
  Непосредственное      
         
Интеллектуальное         Опосредствованное  
  Опосредствованное      
         
  Непосредственное      
         

Например, спешащий на работу человек вдруг замирает у витрины магазина, увидев на обложке журнала фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен. В этом случае его внимание можно классифицировать как чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Когда выпускник института мысленно продумывает план разговора с потенциальным работодателем, от успеха которого зависят его дальнейшие служебные перспективы, мы говорим об интеллектуальном произвольном опосредствованном внимании (Нуркова, Березанская, 2004).

Рассмотрим основные виды внимания.

По критерию происхождения различают природное и социально обусловленное внимание. Природное (или генетически обусловленное) внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Физиологической основой такого внимания выступает ориентировочный рефлекс. Социально обусловленное внимание формируется прижизненно в результате научения. Оно связано с волевой регуляцией поведения человека, с его избирательным сознательным реагированием на объекты и явления.

По способу реализации, в зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий принято различать непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов) и субъективные (интересы, склонности) факторы.

Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями. Так, книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога (человека, который профессионально изучает собак). И она будет не интересной и не привлечет внимание человека, которому собаки безразличны.

Кроме силы и неожиданности раздражителей непроизвольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. «Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер … Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот» (К. Паустовский «Прощание с летом»).

В свою очередь непроизвольное внимание включает следующие его подвиды (разновидности):

· Вынужденное, включающееся при воздействии многократно повторяющихся сигналов (например, мерцание рекламных щитов) или раздражителей высокой интенсивности (звук сирены проезжающей мимо спецмашины;

· Невольное – ориентированно на объекты, связанные с потребностями человека (например, выпускника университета вряд ли привлечет новый справочник для поступающих в вузы);

· Привычное – обусловлено постоянной сферой интересов человека (в книжном магазине нас прежде всего привлекают издания, которые соответствуют нашей профессии или нашему хобби) (Козубовский, 2004).

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание – это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание. Его функционирование обусловлено стоящей перед человеком задачей. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов, наличием противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. В таких ситуациях человек делает сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, концентрируя внимание на удовлетворении другого.

В произвольном внимании выделяют:

· Волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и действиями, вызывающими непроизвольное внимание;

· Выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда);

· Спонтанное, первоначально вызываемое интересом к объекту, но впоследствии удерживаемое в сознании усилием воли (Козубовский, 2004).

По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление послепроизвольного внимания. Так, реферат или эссе как вид учебной деятельности требует сначала определенных волевых усилий. Затем, мы входим «во вкус», не замечаем затраченного времени и даже начинаем раздражаться, если кто-либо или что-либо отвлекает от интересной работы.

Как утверждает Н.Ф. Добрынин, в таком случае сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных (волевых) усилий и ограничено во времени лишь истощением ресурсов организма.

Однако, не все психологи считают послепроизвольное внимание самостоятельным видом, так как по механизму возникновения оно напоминает произвольное (этим объясняется термин «послепроизвольное внимание»), а по способу функционирования – непроизвольное внимание.

Начиная с работ У. Джеймса, принято также различать активное и пассивное внимание. Активное внимание – это целенаправленное, произвольное и управляемое процессами, идущими «сверху вниз» внимания. Пассивное внимание рассматривается как подчиненное внешним стимулам и управляемое процессами, идущими «снизу вверх». У млекопитающих активное внимание функционирует, например, при поиске пищи, а пассивное – при встрече с опасностью. Пассивное внимание привлекается стимулами, имеющими жизненно важное значение.

Большинство исследователей считает необходимым различать предвнимание и поствнимание. Предвнимание является быстрым, автоматическим и параллельным процессом, работающим со стимулами низкого уровня; его основная задача заключается в быстром обнаружении определенных стимулов в окружающей среде. Поствнимание представляет собой медленный, осознанный и последовательный процесс. Оно обеспечивает обработку более сложной информации, включая умозаключения. Если важные события, находящиеся на периферии перцептивного поля, возникают внезапно, они могут переключать на себя поствнимание. Исходя из этого, как утверждают А. Оман, А. Фликт и Ф. Эстевес (2001), существует набор стимулов имеющих большое значение с точки зрения выживания организма, которые привлекают внимание «по умолчанию» (имеют приоритет обнаружения). Так, в одном из экспериментов студентам было предложено как можно быстрее находить картинки с изображениями вызывающих страх объектов (змеи и пауки) и картинки с нейтральными объектами (цветы и грибы). Изображения, вызывающие страх, испытуемые находили быстрее, чем нейтральные изображения. Другими словами, можно говорить о существовании эволюционно заданного механизма, привлекающего внимание к опасным стимулам, то есть о механизме пред- и поствнимания.

По виду контакта с объектом внимание бывает непосредственное и опосредствованное. Опосредованное внимание возникает при помощи специальных приемов, средств и способов его привлечения, при отсутствии непосредственного контакта с объектом внимания (например, «узелки на память»). Непосредственное внимание возникает при контакте со стимулом, порождается и удерживается самим объектом.

Реже в современных работах по психологии можно встретить ссылки на чувственное и интеллектуальное внимание. Чувственное внимание связано с избирательной работой органов чувств и необходимостью сознательной регуляции эмоций. Интеллектуальное внимание – с активностью сознания, с его сосредоточенностью и направленностью на мыслительную деятельность. В центре сознания при чувственном внимании находится впечатление, а при интеллектуальном – когниция (или мысль).

Date: 2015-07-22; view: 2155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию